«Общее» и «частное», «идеальное» и «реальное» являются противоречиями только
в области абстрактной мысли. Реальная жизнь способна стирать противоречия
и переплавлять сложное многообразие в не менее сложное единство. «Кто
я в Церкви? Никто — или некто?» Попробуем поговорить об этом.
Армия сильна не только новейшей
техникой и мудрыми стратегами. Самое крепкое и самое необходимое армейское
звено — это рядовой, простой солдат, от чьей храбрости и воинского умения
зависит боеспособность армии. Он может казаться безликим, этот один из многих,
чью могилу после кровопролитных боёв так и называют — могила неизвестного
солдата. Но он не безлик. Он — личность, и её не скроют ни простенькие погоны,
ни стандартная форменная одежда.
Разговор об армии нам нужен как затравка. От этой темы легче
всего перейти к разговору о Церкви. Начиная с апостола Павла, который призывал
христиан к духовной битве и виды духовного оружия сравнивал с оружием римских
солдат, и Климента Римского, который Церковь уподоблял стройным
и дисциплинированным воинским порядкам, и до наших дней — о Церкви удобно
говорить как о войске. Она, конечно, не только войско. Она и Невеста Жениха,
и Лоза от святого Корня, и Тело Христово, и паства словесных овец. Но всё же она
и войско. И как армия сильна рядовыми, так Церковь сильна прихожанами. Их много,
и всех их невозможно знать в лицо. Мы обязаны знать только первых среди народа
Божия, обязаны знать имена и лица предстоятелей. Но Бог, Который исчисляет
количество звёзд; всех их называет именами их (Пс. 146, 4), без сомнения,
знает в лицо и по имени всех бесчисленных прихожан Своей Церкви.
Без народа священник никто. Это генерал без армии, генерал,
чьи лампасы, ордена и звёзды на погонах выглядят как насмешка, когда некому
исполнять его приказы. Священник — не монах, не отшельник, и если он никого
за собой не ведёт, никого ничему не учит, не предстательствует в молитвах
собранных вместе христиан, то он бессилен и бесполезен. Даже литургию один, без
богомольцев, он служить не может. Это тот один, который в поле не воин.
Но прихожане без священника тоже никто. Это люди, похожие
на тех, которых жалел Христос, люди, рассеянные, как овцы без пастыря. Некому
крестить и миропомазывать новорождённых, некому напутствовать умирающих, некому
благословлять вступающих в брак, некому ходатайствовать перед Богом и приносить
Бескровную Жертву. Им непременно нужно встретиться, священнику и прихожанам,
чтобы стать самими собой, и в этом обретении себя найти и смысл жизни,
и Христову силу.
Человек неспособен оценить свой вклад в общее дело. Зеркало,
в которое он смотрится, почти всегда оказывается кривым. То он видит себя
великаном, способным на гигантские шаги и могучие действия, то кажется сам себе
блохой и все свои действия склонен считать блошиными. И то, и другое
неправильно. И не мы будем ставить себе оценки на последнем экзамене.
Несомненной истиной является то, что без маленького не существует большого,
и хотя «одна снежинка — ещё не снег», каждая снежинка в отдельности является
необходимым мазком художника на холсте с зимним пейзажем.
Какие наши молитвы? Ничего огненного, ничего чудотворного.
Но если эти капли собрать в пригоршню, то от жажды уже не умрёшь. Приходя в храм
«для себя», ради своих нужд и со своими мыслями, ты рискуешь ничего не получить
и ни с кем ничем не поделиться. Но приходя в храм как на общее дело, молясь
о больных, путешествующих, о скорбящих, страждущих, о властях и воинстве,
ты можешь смело рассчитывать на то, что другие вспомнят о тебе в своих молитвах,
и ты будешь помилован чужой любовью. Священник, ежедневно выслушивая людские
жалобы и просьбы, может и должен выносить их к прихожанам. «Сегодня, — может
сказать батюшка, — я прошу вас помолиться о Петре, муже одной из наших
прихожанок, который тяжело болен и ожидает операции». О непутёвых детях, хотящих
убежать из дома, об удачном устройстве на работу, о начавшихся родах и о сотнях
подобных нужд люди могут узнавать от священника с тем, чтобы на богослужении
молиться с ним о нуждающихся в помощи. «Мышца Господня не ослабела, и рука Его
не сократилась, чтобы спасать», — так говорили пророки. Умоленный единогласными
просьбами многих людей, Господь и в наши дни может творить то, что творил во дни
древние. В одном из великих прокимнов мы говорим псаломские слова: «Ты еси Бог,
творяй чудеса»,- а затем говорим: «Сказал еси в людех силу Твою». Единый
Чудотворец и сегодня может в нас, людях, сказать, то есть проявить силу Свою,
если только многие капли сольются в ручьи и многие ручьи стекутся в реки
молитвенных просьб.
Я не хочу умалить личную, тайную, частную молитву человека.
Этот разговор устами к устам, сладость которого известна многим, нельзя унижать.
Но думается мне, что образ жизни наших прихожан кое в чём напоминает устав
отшельников. Шесть дней в неделю эти люди жили вдали друг от друга со своими
вопросами, болезнями, воплями и воздыханиями. Кто что ел, кто сколько спал, кто
как молился — было тайной их и Бога. В воскресный день они собирались в церковь,
чтобы помолиться вместе, причаститься, затем разделить трапезу и, утешенными
общением, уйти на место своего уединения. Так и мы шесть дней копошимся,
суетимся, мучимся, грешим, раздражаемся. Затем приползаем на исповедь, каемся,
причащаемся и опять разбредаемся до следующего воскресенья или праздника. Режим
нашего хождения в церковь формально похож на отшельнический. А ведь нам, живущим
в миру, этого очень мало. Нам нельзя жить для себя, собой и в себе, только раз
в неделю собираясь вместе. Нужно учиться жить для других, с другими и ради
других, и даже в совместных молитвах вникать в чужие нужды и ходатайствовать
перед Богом о них.
В поле внимания людей, причащающихся от одной Чаши, должны
попадать и житейские нужды друг друга. Как наши молитвы поодиночке большей
частью являются слабым шёпотом, а собранные вместе превращаются в чудную
и полнозвучную Херувимскую, так и наши копейки, брошенные в кружку, сами по себе
малы и скудны, но собранные вместе, могут быть достаточны для многих добрых дел.
Священник в отдельности или прихожанин в отдельности от других может помочь
ближнему очень ограниченно. Силы и возможности умножаются на сто, когда люди
собираются вместе ради общего доброго дела. Любой приход в силах помочь
лекарствами, или деньгами на учёбу детям, или на покрытие коммунальных долгов
кому то из прихожан в случае острой необходимости.
По сути, священнику нужно превратить приход в семью,
в органическое единство людей, которые молятся друг о друге и участвуют в нуждах
друг друга. «Кому помочь?», «О ком помолиться?» — должны быть постоянными
вопросами, звучащими в храме среди прихожан. И жизнь, поверьте, не даст прожить
ни одной недели без конкретного ответа на этот вопрос.
Каждый из нас приходит в храм сам, в разное время, после
разных жизненных событий. Кто от прочитанной книги, кто от душевной боли, кто
по совету друга, кто за руку с мамой. Поначалу церковная жизнь является для нас
«личным делом», маленькой тайной, чем-то очень интимным, чем не с каждым
поделишься. Но это церковная жизнь в её тайном внутриутробном состоянии. Она
зачаточна. Она уже есть, но ещё не дышит своими лёгкими. Лишь тогда, когда
приход станет семьёй, священник — отцом, а воскресная литургия — главным
событием недели, можно будет говорить о нашей церковности как о родившемся
ребёнке.
Нам предстоит расширить своё сердце и вобрать в него нужды
многих людей. Нам предстоит стать братом и сестрой для десятков братьев
и сестёр, стоящих рядом, и тысяч братьев и сестёр, которых мы не видим,
но которые составляют благодаря Церкви одну семью. Нам предстоит заслужить
и получить высокое имя — прихожанин. Оно не такое простое и маловажное. Оно
такое же славное, как звание гвардии рядового у крепкого мужичка, прошедшего всю
войну и звенящего на ходу дюжиной медалей.