Новости
О нас
Просьбы о помощи
Просьбы о донорах
Просьбы молитв
Просьбы в файле
Стань донором
Статьи
Дети творят
Гостевая книга
Обратная связь
Форум
Наши партнеры
Наши банеры
Полезные ссылки
Фото-галерея
Консультации врача

* Федір Константінов. За крок до перемоги! 7 000 грн на ПЕТ КТ. Потрібна ваша підтримка.
* Марковська Даринка. Час пройти обстеження.
* София Балдюк. Плановое обследование и реабилитация на май. К сбору - 45000 гривен
* Марина Диденко. Новый курс на май. К сбору - 15500 гривен.
* Ярослав Логвіненко. Потрібна допомога на ліки для печінки.

* Кто мы без Бога, и к чему мы можем без Него прийти?!
* «Разговор с тобою...». Памяти Надежды Лисовской.
* "Господь всегда утешит" - протоиерей Евгений Милешкин (видео)
* «Медсестры плакали, глядя на венчание в палате». Священник — о служении в онкоцентре
* Нина Москалева. «Благодарное сердце открывает небеса...»

* Рубан Ярослав
* Гончаренко София
* Горюшко Николай
* Савко Анастасия
* Панфилов Тимофей
* Азаров-Кобзарь Тимофей
* Ковыренко Ахмед
* Острый Данил
* Маловик Сергей
* Деревицкий Артур

* Доноры А(ІІ) Rh- в г. Днепр. СРОЧНО!
* Доноры А(ІІ) Rh+ в Институт рака
* Доноры А(ІІ) Rh+ на тромбокончентрат в г.Днепр. Срочно!

<Мониторинг тем>
<Монитор сообщений>
* Энтокорт Будесонид 3 мг капсулы
* Циклоспорин Сандиммун 100мг капсулы
* Lysodren Mitotane (Лізодрен Мітотан) продамо залишки після лікування
* Помогите, пожалуйста, Тимурчику!
* Продам Авастин 400мг
* Telegram канал donor.org.ua
* продам вальцит 450мг, мифортик 180мг и програф 1мг
* Просьба о помощи взрослому ребёнку...
*
* Продам авастин 400 и 100

Рассылка от партнеров

Регистрация
Логин:
Пароль:
Запомнить меня  
Забыли пароль?

Статьи -> Главная -> Психотерапия: Православный подход
Статьи >> Главная >> Психотерапия: Православный подход
  
 

Психотерапия: Православный подход

 

В связи с настоящим фактически неконтролируемым разгулом всевозможных восточных и западных практик, в современной психотерапии и различного рода "духовных упражнений", предлагаю информацию о православном христианском понимании принципов лечения человека с использованием психотерапии и психоанализа. Хочу предупредить родителей онкобольных (и не только) - быть предельно аккуратными в выборе психотерапевта (если вы собираетесь обращаться к таковому). Знайте, что человек вторгается в святая святых, душу - храму, который созидается для Бога. Последствия могут быть разрушительными или даже фатальными для души дитя.  Немного информации по данной тематике, можно найти на данном сервере

Протоиерей Григорий Дьяченко в одной из своих богословских книг, издававшихся для мирян в начале века и переизданных теперь, написал строки, которыми можно определить суть православной психотерапии: "Исповедуйте друг другу свои согрешения",- сказал святой апостол Иаков. Что же делаем мы из этой заповеди? Нам говорят, что достаточно исповедоваться Богу через таинство покаяния. Чтобы быть прощенным - да, без сомнения. Но кроме сего вы увидите, что в сущности человека заключается тайная, но настоятельная потребность быть прямо на виду у человека.

Свет видит только наружную и поверхностную сторону нашей жизни, сторону, под которой она представляется в благоприятном виде. Но бывают минуты, когда требуется, чтобы открылась действительность, объявилась сущность этой жизни, чтобы по крайней мере один из подобных нам знал все то, что скрывает в нас нужда и искушения. На это нас толкает не откровенность, но глубокая потребность быть понятым, облегченным, утешенным; и разве мы не знаем, сколько благотворного и спасительного в подобных признаниях? Разве мы не знаем, что некоторые искушения, окружающие нас, неопределенные и смутные, теряют свою силу и прелесть от одной только передачи их словами? Разве мы не знаем, сколько может дать нам силы и утешения выслушивающее, понимающее нас благовоспитанное сердце?..

Найдет ли он его у вас, брат мой? Найдет ли он милосердие, готовое выслушать его настолько, чтобы хранить его признание? Найдет ли он то серьезное внимание, которого никто не чуждается и которое одно лишь заслуживает доверия?"

Однако, к сожалению, ныне христиан среди психиатров и психотерапевтов - меньшинство. Психотерапия, пытающаяся различными способами помочь мятущейся душе, насчитывает сегодня порядка тысячи психокоррекционных техник, но количеством качества не подменить. Истинное излечение от душевной скорби может произойти только через покаяние, которое требует духовных усилий и непривычно для немалой части наших современников, в том числе и врачей. В этой связи становится понятно, почему разнообразные рациональные и эмоциональные терапевтические воздействия оказываются далеко не всесильны и приносят лишь временный эффект.

Уверен, что психотерапия, проводимая по принципу "потерпите, все пройдет", в большинстве случаев просто недопустима.

Приведу лишь несколько примеров. Женщина средних лет потеряла единственного сына. Горе, слезы, безысходность и отчаяние не покидали ее ни на день с момента автокатастрофы, которая произошла два года тому назад...

Еще пример. Молодой человек, перенесший в свои тридцать восемь лет два инфаркта миокарда...

Не так давно в состоянии выраженной тревоги ко мне обратился один очень состоятельный предприниматель пятидесяти двух лет от роду. Он сообщил мне, что не хочет больше жить, так как не видит смысла в своей жизни. В течение последних восьми лет он был трижды женат на женщинах вдвое младше его, нажил немалый капиталл, и вот иакой плачевный итог.

Есть тема практически запретная в светской медицине и психологии. Тема смерти. О смерти предпочитают умалчивать. Наука здесь бессильна. Тяжелых больных постоянно подбадривают: "все будет хорошо", "все будет нормально". В этой лжи и умирает человек. Умирает не подготовившись, без покаяния, без духовного завещания.

Для православного человека памятование часа смертного - одно из главных дел жизни. С юных лет христианин просит у Господа безболезненной, мирной, непостыдной кончины и доброго ответа на Страшном Судилище.

Когда читаешь о кончине праведников и святых, то не горем, а умилением и отрадой наполняется душа...

Для врача, посвятившего себя психотерапии, важно иметь собственные духовные ценности, которые бы определяли его работу с пациентами. Без собственной, добавим - православной, духовной платформы он не сумеет отличить ситуационные (психосоциальные) и биологические причины заболеваний от экзистенциальных, мировоззренческих. Если же на приеме окажется человек, душа которого стремится обрести Господа, то православный психотерапевт должен помочь ему в этом.

Врач, конечно, не подменяет собой священника, он лишь предшествует ему, иногда представляя собой "заслон", препятствующий пациенту впасть в еще большие искушения и грехи - пьянство, блуд, самоубийство. Цель православного пастырства - спасение души, а православной психотерапии - врачевание души.

Священник и врач, вданном случае, соработники Богу в деле душепопечения.

Нашей задачей, то есть задачей врачей, посвятивших себя православному врачебному душепопечению, является возрождение духовных традиций в медицине и психологии. Нам надо крепко держаться веры Православной и делиться этим спасительным сокровищем с нашими пациентами, любить их и носить их тяготы.

Святоотеческое наследие - основа православной психотерапии.

В святоотеческом учении содержится все необходимое и для врачевания души и для ее спасения. Поэтому не обратиться к этой духовной сокровищнице было бы и неразумно и грешно.

Отличительной чертой православной психотерапии является христианское милосердие, сострадательность в сочетании с умением пользоваться психотерапевтическими и медицинскими познаниями.

Святителю Луке (Войно-Ясенецкому) принадлежат следующие слова, касающиеся психотерапии: "Психотерапия, состоящая в словесном, вернее духовном воздействии врача на больного, - общепризнанный, часто дающий прекрасные результаты метод лечения многих болезней". Здесь следует выделить очень важный акцент: суть психотерапии заключается, действительно, более не в словесном, а в духовном воздействии. Ибо не одухотворенное живительной силой духа слово есть пустая форма, шелуха.

Консультативный прием в православной, или как часто мы называем святоотеческой, психотерапии, это прежде всего встреча во Христе. Даже если пациент не христианин, православный врач не рассматривает эту встречу как случайность. Но православный врач должен также с величайшим благоговением отнестись к душе такого человека и сделать все, что в его силах.

Больные психотерапевтического прфиля - это совершенно особенный контингент. Их стардания нередко связаны с моральными конфликтами, семейными проблемами, переживаниями после тяжелых болезней, духовными поисками. В глаза врачу, как правило, смотрит человек, который испытывает дефицит любви, взаимопонимания, поддержки со стороны близких. К специалисту он обратился тогда, когда душа буквально заполнена переживаниями. Иногда переживания трансформируются в тяжелые соматические симптомы, различные боли, онемения, другие нарушения.

Нередко пациенты сами спрашивают меня о смысле жизни, видя в моем кабинете иконы, лампаду, святоотеческие книги. И тогда тем, у кого открыто сердце к вере, я рассказываю о православии, о христианском понимании смысла жизни, смысле страдания, болезни.

Лечебное психотерапевтическое воздействие должно, на мой взгляд, иметь иерархию целей: от ближайших (успокоить, вселить надежду, устранить симптомы заболевания) до главных - внутренний рост и развитие, обращение к непреходящим ценностям. В противном случае психопрактика может стать небезопасным манипулированием душами людей или принесет лишь "косметический" эффект.

По моему глубокому убеждению, психотерапия, когда это возможно, должна стать "мостиком" в Православие. Я искренне радуюсь, видя некоторых из числа своих бывших пациентов в Храме. Впоследствии, если они и заходят в кабинет к психотерапевту, то чаще всего только в гости, ибо обретают их души Всемогущего Целителя - Господа Иисуса Христа.

Поделюсь еще одним примером. В течение трех лет я работал в реабилитационном отделении кардиологической клиники. Мне предстояло проводить психологическую реабилитацию больных после инфаркта миокарда. Люди, которые приходили на прием, а это были в основном мужчины трудоспособного возраста, не находили себе места. Настроение их было подавленным, на глазах часто появлялись слезы. Другие - недоумевали, находились в растерянности и не верили происшедшему с ними. Еще бы: 45-50 лет, обилие планов, проектов. А тут такая тяжелая болезнь - инфаркт. От одного этого слова многие вздрагивали, на коже появлялись мурашки.

По инструкциям, как врачу-психотерапевту и психиатру, мне следовало проводить диагностику психических аномалий и лечить с помощью медикаментов и психологического воздействия. Различными исследователями установлено, что даже спустя 6-12 месяцев от возникновения инфаркта у 90% пациентов обнаруживается депрессия. Причины ее стойкости, как показали наблюдения, связаны с утратой смысла жизни, крахом надежд.

Детально ознакомившись с литературой по вопросу психологической реабилитации инфарктных больных, я уловил одну тенденцию, которую можно обозначить как уход от действительности, сглаживание острых углов или отвлечение. Конечно, успокоиться необходимо, но что дальше? Такие вопросы я задавал себе очень часто.

Желающим пациентам я стал читать поучения святых отцев. Мы прслушивали православные песнопения, встречались с духовенством. К большой радости всех нас, кардиологическая клиника располагалась прямо возле стен Введенского собора. Некоторые больные по возможности посещали богослужения, готовились к Исповеди и Святому Причащению. Бывало и так, что больной поступал на лечение в очень тяжелом состоянии. Затем - этап реабилитации. А перед выпиской домой он исповедовался и причащался. Слава Богу!

Воронежский доктор В.К.Невярович метко определяет, что "процесс психотерапевтической беседы можно сравнить с неким поступательным движением. Картой, с которой мы сверяем правильность нашего курса, является Евангелие, а целью - Сам Господь наш Иисус Христос. Начало движения - то место и состояние больного, в котором он пришел на прием."

Московский православный психотерапевт Н.Д.Гурьев, работая с пациентами, подводит их в процессе психотерапии к принятию тезиса о том, что "счастье человека зависит от его нравственности". Подробно о методике Н.Д.Гурьева можно прочитать в его книге "Страсти и их воплощение в болезнях".

Н.А.Лайша, православный психотерапевт из Белоруссии, долгое время исследовал проблему мотивации (побуждения) как психологической категории и пришел к выводу, что во многих случаях поведением человека движут страсти. Именно они в своей глубинной основе подталкивают человека к греховным поступкам. Отсюда, кстати, становится понятно почему вокруг так много конфликтного, нелепого, необдуманного, злобного. Как много в нашей жизни противоречит элементарной логике и здравому смыслу.

Доктор мед.наук О.Г.Сыропятов совершенно верно указывает на то, что "Православная антропология диаметрально противоположна психотерапевтическим подходам к человеку. Если для новейшей волны психотерапии характерно использование психотехник для "трансформации личности", то по учению Церкви человек на своем пути к соединению с Богом никогда не теряет личностного, хотя и добровольно отказывается от своих природных наклонностей. Духовная жизнь всегда сознательна, тогда как бессознательность, на чем строят свои системы большинство психотерапевтических школ, есть признак тьмы и греха."

Очень важно правильно оценить не только жалобы пациента или характер конфликтной ситуации, но и предшествующее этим событиям душевное состояние, поведение человека. Таким образом, важнее иной раз бывает оценить не сами жалобы, а "контекст" обстоятельств жизни, приведших к ним. С этой целью мы просим пациента во время первой встречи назвать несколько значимых для него событий жизни последних 3-5 лет и прокомментировать их устно или письменно.

Структура беседы с первичным пациентом схематично может быть представлена следующим образом: знакомство; выяснение внутренней картины болезни; обсуждение актуальных проблем; подведение итогов.

Пациентам нашим прежде всего надо дать любовь и душевное тепло. А знания нужны для того, чтобы эту любовь лучше приложить. Душевное немирствие, потеря самообладания, безволие... именно с этого происходит множество неприятностей, ссор, конфликтов, болезней, семейных нестроений и тому подобное. Всего и не перечислить. Задача врача заключается в том, чтобы пациент обрел мир с собой, а через это и мир с Богом.

Одной из важнейших задач православной психотерапии является содействие человеку (пациенту) в осознании им психологических страстных механизмов болезни или конфликтной ситуации.

Трудно переоценить роль православной психотерапии в реабилитации страждущих наркоманией, алкоголизмом. Основной задачей психотерапевтических мероприятий будет формирование у страждущих отношения к наркомании, пьянству как к греховным недугам.

Подводя итог, можно сказать, что только та психотерапевтическая помощь будет по-настоящему действенной и полезной, которая ведет ко Христу и проводится православным врачом или психологом, кающимся и исправляющим свою жизнь. В этом случае слово специалиста будет подкрепляться благодатной силой Божией и утешит болящего, укажет дорогу к Тому, Который - Истина, Путь и Жизнь! Психотерапии может помочь человеку лучше понять себя, свое душевное устроение, глубже оценить ту или иную конфликтную ситуацию, успокоиться и т.п. Однако никакой психотерапии не под силу преодолеть в душе человека грехи и страсти, это, при условии его духовных усилий , возможно только Господу.

Оппоненты говорят: православной психотерапии быть не может; верующий врач не может навязывать свои религиозные убеждения другим людям, так как имеют право на существование другие религиозные учения. Вопросы эти нелегкие. Выскажу свое мнение. Мне видится, в данном случае, такое решение вопроса. Если врач-психотерапевт верующий, православный человек, то его душепопечительская практика будет основываться на христианских ценностях. И в его лечебном арсенале не будет медитативных техник, гипнотических трансов и тому подобных приемов, несущих разрушение душе пациента. Понятно также, что говорить о вере и духовности православный врач будет с теми людьми, которые хотят об этом услышать. Убежденно веруя в то, что Истина только одна - и она только в Святом Православии, верующий доктор не станет предлагать на "пробу" догматы других конфессий и религий. Таким образом у православного врача и будет православная психотерапия.

Психотерапия, как выше уже было определено, специфический вид лечебной помощи, ибо в фокусе ее теории и практики душа человека. Естественно, что православный человек стремится в этом случае обратиться на прием к православному врачу. Укажу еще и на то обстоятельство, что православные в России - это основной культурообразующий слой нашего общества, это миллионы людей. А нам православным врачам неустанно твердят: "Вы не имеете право! Вы не должна! Вы пытаетесь ограничить науку рамками библейских представлений!..." Но, позвольте, почему? Ведь если на приеме у верующего врача верующий пациент, то почему же им следует скрывать друг от друга свои убеждения. А бывает и так: увидев в кабинете иконы, лампадочку, больной и сам просит, чтобы ему рассказали о вере, Церкви и разговор приобретает совсем иное содержание. Думается, что пора признать нравственно-религиозное направление в медицине, а именно православную психотерапию.

"Церковь и медицина: психическое здоровье человека" под таким девизом в Минске в мае 2000 года прошли Минские Епархиальные Чтения с приглашением духовенства и специалистов врачей, психологов, социальных работников не только Белорусии, но России и Украины. В резолюции, которую мы подготовили подчеркиваются следующие обстоятельства:

"Психиатрия, психотерапия и медицинская психология, включающие в свои названия категорию души ("psyhe"), являются теми разделами медицинской науки, которые обязаны исследовать нравственные причины нервно- психических и психосоматических болезней. Мы свидетельствуем о прямой причинно-следственной сваязи безнравственных (греховных) форм поведения и нервно-психических расстройств.

Мы - участники Минских Епархиальных Чтений "Церковь и медицина: психическое здоровье человека" высказываем озабоченность
стремительным ростом нервно-психических расстройств, алкоголизма, наркомании;
последствиями деятельности деструктивных тоталитарных сект и оккультной практики;
повсеместной экспансией различных западных и восточных деструктивных психотехнологий;
характером оказываемой психологической и психотерапевтической помощи, которая по сути является преимущественно антихристианской и деструктивной по своим последствиям для личности;
подготовкой специалистов в области охраны психического здоровья населения без учета православных духовно-нравственных ценностей."

Ниже приводятся основные принципы православной психотерапии, разработанные совместно с православным психотерапевтом В.К.Невяровичем.

Дай, Господи, нам мудрость и силы, чтобы врачевать недуги душевные во славу Твою!

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ПРАВОСЛАВНОЙ ПСИХОТЕРАПИИ

1. Исповедание Православной веры и привнесение ее спасительной Истины и духовной чистоты в лечебный процесс. Психотерапевты, соприкасаясь с душой своего подопечного, должны иметь чувство благоговения, ибо каждый человек обладатель величайшего дара Божиего - святыни души, которая есть образ и подобие Творца.

2. Базирование психотерапевтической деятельности на святоотеческом наследии. Обучение пациентов необходимым навыкам в аспектах самопознания, духовного совершенствования и нравственного воспитания. Содействие в воцерковлении больных и страждущих.

3. Исключение из лечебной работы методов, связанных с насилием над личностью, ложью, лицедейством, оккультно-мистических, механистических психотехник (типа программирования, кодирования и прочих) и иных душевредных воздействий.

ПИСЬМА КОЛЛЕГ
Уважаемый Дмитрий Александрович!

С большим интересом прочитала Вашу книгу "Из дневника православного психиатра". Я работаю детским психологом. Приходится решать много разнообразных проблем, связанных со страхами, тревожностью, агрессивностью детей, с так называемым отклоняющимся поведением. Большинство семей, с которыми мне приходится работать, неверующие. Некоторые из них готовы принять веру, я это чувствую и стараюсь им в этом помочь. Но другие, еще больше нуждающиеся в помощи, очень далеки от истинной веры и либо готовы верить во все подряд, либо являются убежденными атеистами. А помочь надо всем.

Сама я окончила факультет психологии МГУ, еще будучи человеком неверующим. Православную веру я обрела позже. И так получилось, что мои профессиональные знания и мировоззрение плохо связаны между собой. Надеюсь на сотрудничество.

С уважением Л.

Уважаемый Авдеев Д. А.!

Ваша книга у меня в руках. В настоящее время я обучаюсь по специальности "Социология и психология" и через несколько месяцев должна получить диплом с правом практического применения.

С самого начала я пришла учиться психологии с желанием не выходить за рамки православных канонов, мне это обещали, но сейчас, когда у нас проходит практика, то выяснилось, что у меня душа не принимает все "это" в прямом и переносном смысле!

Я хотела бы работать в православной методике, соответствующей уважительному отношению к человеку. Ваша книга для меня как знамение! Вы могли бы посоветовать мне что-то в теоретической части? Методической? У меня самой есть некоторые мысли по этому поводу. Я собираюсь писать диплом о связи психологии и Православия.

И извините, конкретный вопрос о моем трудоустройстве после получения диплома... С моим 100%-ным неприятием американских психопрактик мне трудно будет найти себе работу. Я считаю, что западные системы должны сильно перерабатываться с учетом русской специфики и добавлением православных аспектов.

Г. М.
Уважаемый коллега!

Пишет Вам психотерапевт из Грузии К. Коротко о себе: в своей психотерапевтической практике сполна испил чашу всей сатанинской смеси: прельщенный сначала гипно- и суггестотерапией, позже отверг их под влиянием еще большего мракобесия - психоанализа. Умудрился даже защитить диссертацию, где мало-мальски сведущему человеку не составило бы трудности узреть в авторе адепта фрейдовского учения.

А все это для того, что бы через несколько лет прежние увлечения (читай - грехи) захоронить перед исповедным аналоем и оставить за стенами православного храма. И слава Богу!

Уважаемый коллега!

С большим интересом и душевной радостью прочел Вашу книгу. В ней во многом отражено то, о чем я размышлял в последние годы,- важнейший вопрос о духовности в медицине.

Несколько слов о себе. Мне 46 лет, в 1978 году окончил 4-месячные курсы усовершенствования по психотерапии на кафедре профессора Филатова А. Т. в городе Харькове и с тех пор занимаюсь психотерапией. 12 лет работал психиатром- наркологом, а последние 10 лет - психотерапевтом в общесоматической больнице.

Искал "духовность" в йоге, различных восточных и западных культах, но, слава Богу, стал православным христианином. После воцерковления мне стало настолько тесно в современной психотерапии, где 90% методик не подходят православному врачу, что серьезно встал вопрос об уходе из психотерапии. Однако меня на это не благословили. И вот читаю у Вас: психотерапия - мостик к Православной вере. Отрадно и радостно читать о том, о чем сам много размышлял.

Сейчас действительно в нашей стране идет напряженная борьба за методы и направления, которые примет наша психотерапия. Будет ли ее стержнем православная духовность, либо плюрализм новомодных школ поставит нас по разные стороны баррикад. Пока все говорит о преобладании последнего. Вижу еще две очень важные задачи на своем врачебном приеме: подвести человека к истинам Православия; разъяснять и предостерегать пациентов от многочисленных оккультных новомодных псевдолечений (так как именно к психотерапевту чаще всего обращаются с такими вопросами).

Спаси вас, Господи, дорогие коллеги за ваши отклики, за ваш труд, желание поработать во славу Божию и на помощь ближним!

КОММЕНТАРИЙ СВЯЩЕННИКА-ПСИХОЛОГА

Какими же видятся сегодня пути подлинной профессионализации психолога и одухотворения самого психологического знания? Первый вопрос - это характер отношения психолога к другому человеку. Психолог-практик, психолог-теоретик и психолог-экспериментатор - все они, приступая к человеку, должны иметь чувство, которое пока совершенно чуждо большей части нашей ученейшей публики. Даже само это слово, можно сказать, неизвестно. Но я дерзну его произнести. Это чувство благоговения. Благоговению пред человеком чужда сентиментальность. Каждый, любой человек (даже человек "последний") является обладателем великого сокровища - святыни души, образа Божия, который неуничтожим принципиально, к которому нужно подходить крайне бережно и осторожно, не считая себя вправе хозяйничать в чужой душе, наводить там свои порядки (а именно так подходят к проблеме большинства именующих себя психотерапевтами, и в этом отношении - корень всех преступлений современной психотерапии).

У психолога такое знание о человеке может проявиться только тогда, когда он сам для себя отыщет среди современной душевной тьмы Свет Христов. Путь возрождения души для каждого триедин:1) обогащение сознания Православным духовным смыслом в процессе раскрытия для себя богатейшего знания о душе, невидимом мире, грехе как причине душевных кризисов, стрессов, надломов и болезней; 2) покаянное чувство в Боге (не надо путать с обычным раскаянием или сожалением о содеянном); 3) воцерковление, устроение личной жизни по заповедям Божиим. Проще говоря, направление своей жизни ко Христу. В этом некое условие, благоприятная почва для осуществления нравственного действия на своих пациентов.

Задача психолога (если он желает помочь пришедшему к нему человеку, привести его к Истине, а не к своей "уникальной" личности) указать дорогу к храму. Один святой сказал, что благоговение состоит из двух начал: страха и радости. Страха, опасения, как бы не навредить душе этого человека. Ведь этот человек имеет свой путь жизни. Поэтому сначала "не вреди", а потом "помоги". И второе - радость, радость от того, что сейчас между двумя людьми произойдет встреча. Два слова о так называемой психологической помощи. Здесь все просто. Если психолог в вышесказанном смысле смог "помочь" самому себе, то он (в той или иной мере, конечно) может помочь и другому. Если же внутренняя и личная жизнь самого психолога несостоятельна, греховна, то не надо и браться помогать другим. Врач! Исцели самого себя (Лк.4, 23). Известен только один путь определения, могу ли я "помогать" людям. Это получить благословение своего духовника.

 

Д.А.АВДЕЕВ
Кандидат медицинских наук
Москва
(хуже) 1 2 3 4 5 (лучше) 
 
18.11.07 19:57 by admin


Гость23.11.07 15:49

Не хотела бы я попасть к такому психотерапевту... Это только мое мнение!
 
Гость03.12.07 04:40

Все эти рассуждения о преимуществах или даже исключительности "православной психотерапии" напоминают рассуждения о преимуществе "пролетарской" науки над "буржуазной" или "арийской" физики над "еврейской"...
 
admin03.12.07 08:30

В больнице умирал старик. Диагноз его болезни был подобен приговору трибунала к смертной казни. Его имя было известно всему миру, но никакая человеческая сила не могла спасти его. Единственная помощь, которую могли оказать ему его коллеги - это вспрыснуть ту дозу морфия в вену, от которой он уже не смог бы проснуться. Но, в то время, врачи, даже атеисты, подсознательно понимали, что жизнь и смерть принадлежат ведению Бога, а не решению людей, поэтому им оставалось только беспомощно смотреть на затянувшуюся агонию. У больного был обнаружен рак челюсти и языка. Этот старик, еще недавно напоминавший по виду почтенного раввина, всю жизнь занимался доказательством того, что человек это только пансексуальное существо, что религия, культура и искусство это только надстройки над гениталиями человека, что любовь родителей и детей друг другу - это загнанное в подсознание желание кровосмесительства. В его академических лекциях и научных трудах заключался сгусток кощунства и презрения к человеку. Он словно собрал всю накипь зла и греха, которую создало человечество со времен своего существования, и назвал это словом “наука”. Мир был готов, чтобы принять это учение. Люди, далекие от вопросов психиатрии, жадно читали его книги, потому что находили в них апологию демонизма и собственного греха. Он не был причиной нравственной катастрофы человечества, но стал ферментом зла, брошенным в декадентствующую культуру ХХ столетия.

Немецкий философ Шпинглер написал книгу “Закат Европы”. Если бы можно было написать картину под таким же названием, то одним из главных лиц должен был стать умирающий от рака языка старик. Он как бы стал “духовным отцом” науки XX века о человеке. Он стал восприемником от диавольской купели сексуального зверя. Наверно вы догадались о имени больного, - это Зигмунд Фрейд.

Если культура двух предыдущих столетий была “фаустовской” культурой, когда человек отказывался от вечности ради убегающих мгновений, которых он не в силах остановить, то культуру XX столетия можно назвать “фрейдовской” культурой - это попрание всего святого, которое еще сохранилось в человеке. Человек потерян; доминант жизни – это проникнутое двумя мощными инстинктами - секса и убийства – сознание, в которое погружен человек, как в первобытный хаос.

Фрейд уже не может говорить; он объясняется движением пальцев, язык изъеден болезнью, как червями. Говорят, что самый большой ужас - это увидеть себя в гробу. Фрейд видит себя, как уже разлагающегося мертвеца. Метастазы рака уже охватывают как щупальца паука, его тело, появляются гангренозные язвы на лице, щеки чернеют, изо рта капает сукровица; живой труп распространяет вокруг себя страшное зловоние. Около Фрейда нет родных, никто не может приблизиться к нему из-за смрада как будто исходящего из гроба. Лицо Фрейда облепляют мошки, которых привлекает сладковатый запах гноя - от них невозможно отбиваться. Тогда его лицо покрывают как колпаком марлей. Кажется, что из-за смрада сам сатана медлит приблизиться к нему, чтобы взять с собой его душу.

Агония продолжается. У Фрейда была любимая собака, с которой он не расставался никогда. Даже она, не выдержав зловония, убежала из палаты; это было последним ударом для Фрейда: он остался один, сам с собой, вернее с тем, что осталось от него. Он всегда боялся смерти, но теперь безгласно звал ее мольбой своих глаз. Говорят, что повышенная доза морфия поставила точку в истории его болезни.

Фрейд - это один из зловещих символов нашего времени. Его смерть также символична: она как бы олицетворяет собой гниение той культуры, которая построена на сексе и на крови, на культе извращенного наслаждения и насилия. Этот смрад гниющего трупа, имя которому “Разврат”. Но он уже стал отравлять, как гангренозные язвы, все пять континентов.

Богохульный язык Фрейда сгнил во рту своего хозяина, превратился в гной, который капал из губ и просачивался в горло. Фрейд, бросивший вызов небесам, умер как бессильный червь, оставленный всеми. Но сама смерть Фрейда - это символический образ, мы бы сказали пророчество о том, какой конец может ожидать человечество.
 
Гость04.12.07 01:35

Предыдущий комментарий - превосходная и поучительная иллюстрация к тому, что ДЕЙСТВИТЕЛЬНО, а не декларативно некоторые понимают под милосердием. Подобная ненависть к умирающему старику, обусловленная исключительно неприятием его научных идей, редко демонстрируется так открыто. Спасибо автору за откровенность! Интересно только - не приходило ли ему в голову он, что такая ненависть разрушительна для психики?
PS. На всякий случай уточню - не являюсь сторонником психоанализа (ни как научной теории, ни как психотерапевтичсекой школы).
 
Гость04.12.07 02:40

Уважаемый admin, Вам не кажется, что описание смерти от рака в качестве наказания за грехи (неважно, действительные или мнимые) на сайте, посвященном детям, страдающим онкозаболеваниями, несколько неуместно?
 
admin04.12.07 11:37

Добрый день!

Хм, .. человек чье учение взяли за основу жизни миллионы ?
Сколько же людей погибло для вечности благодаря его(?) "стараниям" ?
Мне искренне жалко Зигмунда, но мне ещё более жалко тех, кто берет его теории для оправдания своих грехов и страстей, а также своих новых теорий, ведущих в пропасть.

Что есть любовь к людям ?
Дурить головы, о том что ты верь, - всё будет прекрасно, нисмотря ни на что, или говорить правду, какова она ни была ? А она такова, что всё свое упование нужно возлагать на Бога и всё в его руках, а не на тех, кто убаюкивает тебя сладкой сказочкой - ты верь в себя и себе (по-истине, сатанинская насмешка ибо первенец Адам так и сделал и лишился Бога и Источника всякой жизни).
Именно в этом, в страхе Божьем, в понимании того, где находится истиное счастие человека (в Боге) - христианство и видит настоящую любовь к человеку.

Вы когда-нибудь видели несчастных родителей, кто потерял своих чад и для кого они были всем смыслом жизни ? Когда их жизнь становится лишенной всякого смысла
Вы когда-нибудь видели страдания ребенка не преуготовленого к переходу и не знающему, что такое смерть, не напутствованого Таинствами Церкви ? Вы видели его душевные страдания ?

Отрывок который я Вам привел написан человеком, который уже монашествует около 60 лет.
Этот человек знает, что есть смерть и жизнь и обладает даром различения духов.
Дух Фрейда, Луизы Хей и прочих многих западников - разрушителен для любой души. Это сатанинский дух разьедающий душу и дающий ей радостные, сладостные, но абсолютно пустые мечты, которые разлетаются как марево во время смерти. Какова их цена - видно по смерти Фрейда того, кто их внушал миллионам легковерных и обманутых. Как впрочем и обманут был тот же Фрейд, ибо он считал себя не нуждающимся в Боге и с тем же и отошел в вечность. Мне очень не хочется, что-бы кто-то ещё поддался на этот обман и именно для того я привел этот фрагмент.
Только в силах Бога даровать человеку радость, мир, счастье и если ему суждено перейти из этой жизни, то смерть его легка, как Успение Пречистой Богородицы, а вся Церковь возносит свои молитвы за верного чада.
И мы веруем (и знаем), вот уже 2000 лет, что только такая жизнь есть истиное благо.

Спаси Господи!
 
Гость05.12.07 23:51

Увы, в силу профессиональных обязанностей пришлось видеть множество смертей - и взрослых, и детских. И мне совершенно непонятно, на каком основании Вы делаете столь далеко идущий вывод - о том, что физические и психические сипмтомы во время агонии определяются взглядами человека. Простите, но столь смелые утверждения представляются мне оскорбительными по отношению к огромному количеству ни в чем не повинных людей, которые тем не менее умирали в муках. Стоит ли отворачиваться от реальных людей и их реальных страданий ради утверждения принципиально недоказуемых вещей?
 
admin06.12.07 08:30

А я и не говорю о физических и психических симптомах (тут действительно у всех одинаково) , а именно о душевных (Это совсем не одно и то же)
Душа и тело есть - вместилище Духа Святого или духа противления (или/или)...

Кор.6:19 Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои?
 
Гость06.12.07 23:35

Не хотелось бы углублятся в теологические дискуссии... Все-таки мне кажется, что никакая и ничья вера не может служить оправданием ненависти и нетерпимости, тем более когда речь идет о страданиях людей.
 
admin07.12.07 08:39

Абсолютно верно. Но нужно знать, как это происходит у человека, вся жизнь которого было осознаное и сознательное богоборчество.
Чтобы не повторять их ошибок и не оправдывать свои советы другим живым людям их заблуждениями...
В этом я вижу - долг христианина.
 
Гость08.12.07 00:18

Вы уверены, что "это" (т.е. процесс умирания от онкозаболевания) происходит по-разному у верующих и богоборцев? Насчет духовного уровня утверждать не берусь - не моя специальность. А вот физически и психически (и Вы с этим выше практически согласились) у всех, увы, более-менее одинаково. Да и цитируемый Вами автор, по сути, основной упор делает на физические и психические страдания... И любование этими страданиями, Вы уж простите, кажется мне недостойным ни христианина, ни просто человека.
 
admin09.12.07 14:21

Каждый вычитывает то, что он вычитывает. Я увидел в этой статье не смакование, а ужас оставлености и богооставлености. Может потому что все люди разные и видится все по-разному (?)
Относительно смерти.
Для кого-то одинаково умирают, для кого-то нет (имеется ввиду не внешнее, а то внутренее, что проглядывает через внешнее).
Вот почитайте, к примеру, статьи Мирослава Бакулина здесь же на сайте. Он как и я, как и многие видят во внешнем умирании совсем другое.
Почему так ?
А почему и живут все по-разному.
Хотя со стороны скажут, что и живут одинаково.
Кто-то видит Бога, а кто-то Его не в состоянии рассмотреть.
Тайна.
 
Гость10.12.07 03:16

Вас не смущает, что очень важные вопросы остаются на произвол чьего-то "индивидуального видения"? Должна же быть объективная точка зрения...
 
admin10.12.07 09:59

Конечно же дожна. Когда медицина занимается своими делами (лечит тело, физиологию) - это научно. Когда же она пытается заниматься тем, что ей не свойственно и о чем она не имеет никакого понятия - душой человека, - это антинаучно.
"Индивидиуальное видение" о котором Вы говорите, это видение в свете Евангелия. У Вас есть более авторитетные источники в том, что касается духовных вопросов ?
(Если мое мнение, мнение автора статьи и т.д. в чем то расходятся со Святым Писанием, прошу указать в чем именно.)
 
Гость11.12.07 23:24

"Когда медицина занимается своими делами (лечит тело, физиологию) - это научно. Когда же она пытается заниматься тем, что ей не свойственно и о чем она не имеет никакого понятия - душой человека, - это антинаучно" - не напомните ли, в каком именно месте Евангелия указано, что считать научным, а что антинаучным?
 
admin12.12.07 11:03

В Евангелие не идет разговор о научном и не научном, а о духовном (Божьем или антихристовом) и не духовном (плотском).
Т.к. неправославная психология не опирается в своих "эксперементах" над душой на Евангелие, то к ней применимы такие строки:

Иоан.4:2 Духа Божия (и духа заблуждения) узнавайте
так: всякий дух, который
исповедует Иисуса Христа,
пришедшего во плоти, есть от
Бога; а всякий дух,
который не исповедует Иисуса
Христа, пришедшего во плоти,
не есть от Бога, но это дух
антихриста, о котором вы
слышали, что он придет и
теперь есть уже в мире.


Иоан.1:7 Ибо многие
обольстители вошли в мир, не
исповедующие Иисуса Христа,
пришедшего во плоти: такой
[человек] есть обольститель и
антихрист.

 
Гость12.12.07 23:43

Ну, во-первых, между психикой, которую изучает "неправославная" (т.е., по сути, научная) психология и душой в православном ее понимании есть очень большое различие (строго говоря, последняя действительно не может быть объектом научного исследования по одной простой причине - потому что со строго научной точки зрения существование объекта с такими свойствами невозможно).
2. "Когда же она пытается заниматься тем, что ей не свойственно и о чем она не имеет никакого понятия - душой человека, - это антинаучно" - раз это Ваше утверждение, согласно Вашему же признанию, не подтверждается Евангелием, тогда укажите, пожалуйста, другие основания для него. Каков вообще критерий научности, по Вашему мнению?
 
admin13.12.07 08:01

Вы пишите: "последняя действительно не может быть объектом научного исследования"
а дальше "укажите, пожалуйста, другие основания для него."
Противоречия не находите ?
Я и указал, что это антинаучно, т.е. что психология (в неправославном понимании) - не является наукой, как вы и сами признали, ибо нет предмета ("душа" для обсуждения и изучения.
Стоит ли говорить о чем-то дальше ?
(Относительно психики (а фактически это нервно-моторные функции организма), - я ничего не говорил, ибо её изучение - вполне научно).
 
Гость13.12.07 23:50

Противоречие сугубо кажущееся, происходящее из-за терминологической путаницы. На самом деле психика, которую изучает психология, и душа в ее православном понимании - абсолютно разные вещи, и я рад, что мы с Вами в этом согласны. Другое дело, что психика - это вовсе не только "нервно-моторные функции", но и эмоции, и когнитивные функции (т.е. вся переработка информации). Так что предмет для изучения у "неправославной " психологии есть , и преизрядный . А вот наличие или отсутствие души в православном ее понимании доказать научными методами невозможно, соответственно, душа не может являться предметом изучения науки, и попытки создания неуклюжих гибридов типа "православной" (как и, например, буддистской, или католической и т.п.) психологии и психотерапии - антинаучны, независимо от намерений, которые двигали их создателями. Да и кому это нужно? Если чья-либо вера нуждается в "подтверждении научными данными", то вера ли это? Или кто-либо из "неправославных" психотерапевтов и психологов требует от клиента отречения от своей веры, как непременного условия для терапии? Или есть решение Собора о запрете обращаться к неверующим врачам и психологам за помощью? Все эти проекты о разделении психологии и психотерапии по конфессиональному признаку, по сути, есть всего лишь попытка некоторых психотерапевтов и психологов монополизировать оказание соответствующих услуг верующим, что приводит лишь к ограничению права верующего выбирать себе психотерапевта (кстати, полагаю, что и так в большинстве случаев верующий клиент предпочтет психотерапевта своей конфессии - разумеется, при его равном профессионализме) и, соответственно, к снижению качества этой помощи.
Кстати, очень жаль, что Вы оставили без ответа вопрос о критерии научности (в Вашем понимании). "Исповедание Иисуса Христа" (о котором шла речь в приведенной Вами цитате) вряд ли может быть таким критерием, поскольку исповедание - вообще не задача науки (которая все-таки отличается от религии). Согласитесь, что критерий научности должен опираться на внутренние свойства науки, а не на внешние для нее признаки (каковыми является конфессиональная принадлежность ученого). Кстати, многие ученые (в том числе и психологи), оставаясь верующими людьми, тем не менее не пытались разделить свою науку по конфессиональному признаку...
 
admin14.12.07 12:51

Со многим согласен. НО.
Относительно критерия научности, то IMHO, им может являтся теоретическое обоснование, доказуемость, исследуемость и верефицируемость.
В отношении именно психотерапии я не наблюдаю никакой научности:
1. Есть теории (и только!), методы, но спор о них и конфронтация с другими (классическими) методами (по тому же гештальту, танату, психоанализу и пр.) ведется на многих врачебных форумах.
2. Я вижу результаты лишь в ближайшей перспективе "лечения" (снятие приступа), в дальнейшей никаких научных наблюдений не имеется. Более того имеются данные о сильных рецидивах.
3. Психология исследует человека как "черный ящик" с "ушами" эмоций которые торчат наружу. Более "черного ящика" - они ничего не ведают (ибо не признают душу). Но человек есть сложный духовно-телесный организм и влияние на что-то одно отражается на другом.
А последствия такого "лечения" имею счастие наблюдать лично в отделении.
А именно: Отвержение Таинств Христовых и охлаждение к ним, избегание священника, непослушание родителям и др.
Итак, влияние налицо.
Пусть психология хоть сотню раз не говорит о душе, но если она сооблазняет "малых сих", то об этом я и буду говорить

Матф.18:6 а кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня,
тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на
шею и потопили его во глубине морской

Мар.8:36 Ибо какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?

Подробнее см. в след. материалах.

Ангела Хранителя!

 
Гость15.12.07 03:01

1. Насчет психотерапии Вы, увы, во многом правы - многие ее "классические" методы имеют весьма слабые научные основания, фактически являясь некоей квазирелигиозной практикой. Думаю, что от такого смешения понятий не выигрывают ни наука, ни религия. Тем не менее существуют и вполне научные методы психотерапии, хотя они и не столь популярны ныне. Будем надеяться, что в конце концов здравый смысл возьмет верх над модой и пропагандой.
2. Насчет психологии (имею в виду не практическую, а научную) у Вас несколько, на мой взгляд , устаревшие представления. Концепция "черного ящика" была в определенный период действительно единственно возможной (правда, и тогда учитывались не только эмоции, но и поведенческие реакции в целом) - это была естественная реакция на неумеренное фантазирование многих других теорий, пытавшихся описывать внутреннее устройство этого "черного ящика" без достаточных для того оснований. С тех пор, однако, накопилось достаточно много фактов о внутреннем устройстве этого самого черного ящика, и на сегодняшний день психология их отнюдь не игнорирует.
3. Основная проблема, на мой взгляд, та, что Вы не воспринимаетет противоречия между научным и религиозным подходами как естественные и неустранимые, а пытаетесь сохдать некий противоестественный синтез этих подходов. Очень упрощенно разницу в этих подходах я позволил бы себе описать так - наука, в отличие от религии, ничего не предписывает, она только описывает наличное состояние вещей, причем старается делать это максимально точно. Всякие попытки задать ей еще какие-то задания сверх этого приводили только к тому, что она переставала быть наукой (поэтому, кстати, все попытки создать "пролетарскую", "арийскую" и т.п. "науки" остались лишь демагогией и питательной средой для карьеристов). Полагаю, что аналогичным провалом (надеюсь, что без таких катастрофических последствий) завершится и попытка создания "православной психологии". Никто не мешает верующему сохранить свою свободу выбора при принятии решений и исходить из моральных требований своей веры, а не из научных теорий. Но не надо пытаться совместить несовместимое и пытаться заставить науку изучать объекты, которые не могут быть объектом научного исследования - в частности, ту же душу. Подобные попытки приведут либо к подгонке результатов под наперед заданный ответ, т.е. сознательным фальсификациям или добросовестным заблуждениям (как уже было с попытками "взвесить душу" в момент смерти человека), либо к детской обиде на науку, которая не может выполнить социальный заказ и представить неопровержимые научные доказательства существования души или, например, Бога. Полагаю, что истинно верующему человеку такие "научные" доказательства для подкрепления своей веры не нужны. А стоит ли разрушать науку в угоду неистинно верующим? Судите сами...
 
admin15.12.07 15:05

О, если бы было так как Вы написали !!!
Но последняя статья
www.donor.org.ua/index.php?module=articles&act=show&c=1&id=254
на эту тему доказывает, что именно с психологией (и не только "классической" всё обстоит далеко не так.
И встает всё тот же вопрос:
А наука ли это ?
Недавно читал одну статью, на мой взгляд очень честного исследователя
www.gestaltlife.ru/publications/7/view/67
И. Фромма исходя из которой ещё больше убедился, что в психологических практиках царит полная каша. Одни утверждают, что классический психоанализ никуда не годиться, другие, что тот же гештальд "домодернизировался" до таких уже рамок, что никакой наукой и не пахнет (причем сам Фридрих Перлз обвиняется в этом, что мол вначале у него всё было правильно, но вот потом....).
Вот, например, современный гештальт и дзен
www.psyforum.ru/pssite/show_article.php?auth_id=102&id=103
а вот
www.psyforum.ru/pssite/show_article.php?auth_id=30&id=226
Гештальт и Тайцзи-цюань
и т.д.
Где критерии "правильности", т.е. научного подхода ?
И где "чистая" психология, не замешаная на мировозрении ?
В последней статье (первая ссылка) автор честно признает, что такого нет.
Итак, мой тезис остается в силе.
Ни психоанализ, ни современные психо-техники - не являются наукой.
В противном случае укажите мне ту "чистую" отправную точку, о которой мы сможем сказать: "Да, здесь духовных, религиозных, мистических и оккультных практик не используется."
А до тех пор я буду большим противником, чтобы детям скармливалась и на них исследовалась эта псевдодуховная белиберда.
И второе, что я очень хочу увидеть. это результаты клинических испытаний, причем не краткосрочных, а с дальним прицелом. Перерыл весь интернет, но уж простите, - кроме рекламы от каждого практикующего психолога и его описания что кому-то там стало лучше (т.е. голословных утверждений) я ничего не нашел.
И это печально, но показательно.

Ангела Хранителя!
 
admin15.12.07 16:52

Ну а вот и про чистый "гештальт", цитата от большого поклонника Фрица Перлза, Джоунс С, Батмена:
zhurnal.lib.ru/c/cigulxskaja_t_f/gestalt.shtml
" Перед смертью, в 1970 г. Перлз во многом использовал идеи дзен-буддизма, даосизма и движения человеческих возможностей. В течение ряда лет он был основным "гуру" в мастерских и восстановительных центрах по всей Северной Америке. Сильная личность, Перлз имел посвященных последователей как в непрофессиональных, так и в профессиональных кругах. Хотя влияние ГТ в последние десятилетия заметно ослабло, имеются записи на видео- и аудиокассетах, в терапевтических протоколах, когда она была на вершине популярности. Хотя некоторые клиницисты сегодня описывают себя как "чистых" гештальт терапевтов в философском или методологическом отношении, многие техники этого подхода широко адаптированы к психотерапевтическому контексту."
Итого, по Станиславскому - "не верю."

Психоанализ и психотерапия - результат мировозренческих религиозных тараканов его основателей.
Ну а здесь (т.к. это сугубо духовные теории) справедливы слова Христа:

Иоан.4:2 Духа Божия (и духа заблуждения) узнавайте так: всякий дух, который исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, есть от Бога;а всякий дух, который не исповедует Иисуса Христа,
пришедшего во плоти, не есть от Бога, но это дух антихриста, о котором вы слышали, что он придет и теперь есть уже в мире.
 
Гость16.12.07 13:07

1. В отношении психоанализа и гештельт-терапии я с Вами могу согласиться. Хотя использование отдельных техник из того же дзен-буддизма вполне может не иметь никакого отношения к самому дзену (многие техники есть техники и идеологически они вполне нейтральны), но от научности и ГТ и психоанализ действительно далеки (да и практика обучения и отношения внутри соответствующих профессиональных сообществ уж сильно смахивает на религиозную организацию ).
2. Статья Шеховцовой, на которую Вы ссылаетесь, никак не может быть названа образцом научного подхода. Нельзя критиковать психоанализ одновременно с научных и мировоззренческих позиций, поскольку любое мировоззрение (кроме самой методологиим современной науки) заведомо вне -и ненаучно. Цитируемые "американские специалисты по культам " также находятся за пределами науки, как и все так называемое "сектоведение".
3. Отождествление бихевиоризма и "когнитивно-рациональная " (на самом деле "когнитивная" и "рациональная" терапии - это разные направления, хотя и близкие теоретически) психотерапия вовсе не предполагают исключительно позитивизм и атеизм в качестве своей идеологической основы - в качестве ее вполне может быть, например, и агностицизм. Кроме того, отождествление мировоззрения, основанного прежде всего на научно обоснованных фактах, поддающихся экспериментальной проверке, и религиозных убеждений, основанных на откровении (а вся статья, по сути, ставит между ними знак равенства), абсолютно некорректно. Согласитесь, что между православием, бахаизмом, протестантизмом, дзен-буддизмо, с одной стороны, и атеизмом, позитивизмом, агностицизмом и т.п., с другой есть очень большая и принципиальная разница, в то время как внутри этих групп различия хоть и большие, но непринципиальные.
4. Абсолютно некорректно отношение автора к В. Франклу. нетрудно заметить, что несмотря на утвержение "Франкл открывает в человеке особое ноэтическое измерение, куда помещает "смыслы", и выводимое из этого открытия требования к психотерапевту "чтобы каждый психотерапевт хорошо осознавал свои смыслы, «углы зрения» на мир, свою систему ценностей и контролировал влияние своего мировоззрения на ход психотерапевтического процесса.", само по себе "открытие" не является научным и поддается верификации не более, чем критикуемые автором (вполне справедливо!) измышления Фрейда и Юнга.
5. Общий вывод - статья ничего не доказывает, а лишь прикрывает наукообразной формой рассуждений идеологические и религиозные симпатии автора. Когнитивно-поведенческое направление психотерапии вполне может претендовать на роль научно-обоснованного и независимого от какой-либо формы религии направления психотерапии.
 
admin16.12.07 14:55

Добрый день!

Ну вот слава Богу мы и определились.
Я почитал немного о когнитивно-поведенческом направлении (и его ответвлениях) психотерапии и скажу что против него не имею ничего в принципе.
Относительно статьи, ну что же поделать если некоторые направления психологии "сьезжают" в оккультизм, магию или другие мистические практики.
Сообственно, автор честно и предложил раздать бейджики:
"Психотерапевт—атеист", "Психотерапевт—бахаист", "Психотерапевт—буддист" и т.д.
и коль Вы сами признали, что тот же психоанализ, гештальт, танато и прочая дрянь дескредитируют психотерапию, то я другого выхода и не вижу.
Кстати, никогда не задумывались, как наука отрицающая душу (или по крайней мере, не задумывающаяся об этом) старается её (то чего нет) лечить ?
Ведь
Психотерапия (от греч. psych&#233; — душа и therap&#233;ia — забота, лечение, уход)
- призвана лечить душу, т.е. тем, чем занимается религия.
Вообщем, тут вывода может быть только два:
1. Психотерапия - замена религии, современная гуманитарная религия.
2. Психотерапия - не наука, т.к. отсутствует предмет её исследования.
 
Гость17.12.07 23:59

1. Психотерапия - не наука в строгом смысле этого слова, а прикладная дисциплина, основывающаяся в своей деятельности на данных науки (прежде всего психологии).
2. "Гуманитарная религия" - не вполне корректный термин, поскольку даже в самых "омистичившихся" направлениях психотерапии отсутствует объект культа, канонизированный ритуал, организация, каковые суть несомненные признаки религии.
3. Буквальный (калькированный) перевод современного термина никогда не даст его точного понимания и всегда приводит к искажениям. "Психе", которую изучает современная психология (и лечит психотерапия), "психе" древних греков и "душа" в ее православном понимании - это три разных понятия. В конце концов это прекрасный выход из положения - предоставить душу, как не существующую с научной точки зрения, священникам, а психику, как слишком примитивный, "животный" и плотский объект - психологам, психотерапевтам, психиатрам и иже с ними. От такого разделения, по-моему, выиграют все (исключая разве что т.н."православных психотерапевтов", под которыми я имею в виду не психотерапевтов православного вероисповедания, а ту группу, которая сейчас активно себя позиционирует в качестве принципиально нового направления и которую, скорее всего, интересует прежде всего передел рынка психотерапевтических услуг в свою пользу). В конце концов, если верующий клиент сомневается, допустимы ли применяемые психотерапевтом конкретные техники с точки зрения его религии, он всегда может проконсультироваться у своего духовника, и если ответ будет отрицательным, может указать психотерапевту на неприемлемость таких практик и обсудить с ним, какая форма работы была бы приемлема (если же найти такую не удастся, то никто не мешает обратится к другому психотерапевту). Кстати, совершенно аналогичная ситуация имеет место в других медицинских специальностях - многие способы лечения неприемлемы сточки зрения верующих той или иной конфессии. И имеется вполне цивилизованная практика рещения этих вопросов - пациент сообщает об этом врачу, при необходимости оформляется письменный отказ от данного вида вмешательства, после чего помощь оказывается допустимыми для пациента методами. Почему психотерапия должна быть исключением и какое отношение к этой ясной и понятной процедуре имеют религиозные воззрения основоположников той или иной психотерапевтической школы - неясно. Основная масса ТЕХНИК идеологически нейтральны...
4. Безусловно, православие, как и многие другие религии, накопило огромный опыт практических психотехник, многие из которых вполне могут быть использованы и представителями иных конфессий, и неверующими. И освоение этого опыта могло бы быть полезно. В этом смысле понимаемая православная психотерапия, т.е. психотерапия, использующая этот опыт, могла бы быть интересным и перспективным направлением. Но "православная психотерапия", понимаемая, как лицензированная православной церковью и единственно рекомендуемая для православных - это, простите, слишком очевидное желание монополизировать крупный и перспективный "сегмент рынка".
 
admin18.12.07 09:51

Я Вас понял, спасибо.
Для меня после всё более глубокого ознакомления с психопрактиками сложилось абсолютно стойкое убеждение, что:

Психотерапия=эзотерика.

Прочитайте определение последней и найдите хотя бы одно отличие:

Эзотерика — специфические системы психопрактик существующие, как правило, в рамках любых(!) культурных и религиозных традиций, используемые лишь ограниченным числом адептов и носящие преимущественно прикладной(!) характер. В качестве примеров таких систем можно назвать суфизм внутри ислама, исихазм внутри православия, нейдан внутри даосизма, монашеские психопрактики в католицизме, йога внутри индийской традиции. Эзотерические системы скрываются в недрах религий, однако принципиально отличны от них тем, что в отличие от религии, эзотерические системы в высшей степени практичны и прагматичны(!).

Цель эзотерических систем, как и религиозных (экзотерических - противоположность эзотерике): осознанное самоизменение личности, однако, в отличие от последних, эзотерические системы предлагают конкретный воспроизводимый набор методов для такого изменения. Основой для указанных изменений являются измененные состояния сознания, но, в отличие от измененных состояний сознания, достигаемых последователями многих религий, изменения личности, к которым стремятся последователи эзотерических систем, носят устойчивый характер

Примечание. (восклицательные знаки - мои). Для верующего христианина, эзотерика - это поклонение идолу, бесу. Духовное умирание.

 
Гость19.12.07 00:13

"Найдите хотя бы одно отличие"... Отличие эзотерических практик и психотерапевтического использования заимствованных в этих системах техник - в разных ЦЕЛЯХ! Кстати, Вы сами себе противоречите - что общего у когнитивно-поведенческой психотерапией с эзотерикой?
 
admin19.12.07 11:09

"Отличие эзотерических практик и психотерапевтического использования заимствованных в этих системах техник - в разных ЦЕЛЯХ!"
Да ну!
Вот открыл честно первую попавшуюся ссылку и прочитал первую попавшуюся фразу (остальной бред на той страничке и читать то не хочется)
www.psynavigator.ru/afisha.php?code=19

И что же я там вижу:
Эзотерика - "осознанное самоизменение личности"
Психоанализ - "Успешным людям часто не хватает времени для того, чтобы стать еще более успешными."

Чистая эзотерика.
 
Гость19.12.07 23:38

Вы по-прежнему пытаетесь составить впечатление о явлении на основании "первых попавшихся" случайно выхваченных фраз случайных людей. Успешность не является фундаментальной характеристикой личности, это сугубо внешний параметр, так что "повышение успешности" и изменение личности - все-таки далеко не одно и то же. Да и кто из основателей психоанализа писал о том, что его цель - это "повышение успешности личности"?! Все это - пена на поверхности, "поп-психология", вульгаризаторство и примитивизм, и вряд ли корректно делать на основании этого какие-либо выводы. С таким же успехом можно пытаться судить о православии по тем , кто считает, что выполнение обрядов само по себе гарантирует им успех в делах - а ведь не секрет, что среди современных прихожан таких немало...
 
admin20.12.07 10:07

Всего один вопрос:
Как оградить в отделении пациентов от "пены" и "поп-психологии" ?
(Я пытаюсь уже неделю это сделать бороздя форумы, читая статьи. У мамы, кто проводит время с ребенком в отделении, такой возможности нет)
 
Гость20.12.07 23:32

Уважаемый admin! Позвольте не отвечать на этот Ваш вопрос. Почему? Посмотрите, на сколько моих аргументов и вопросов Вы не ответили. Полагаю, что наше общение зашло в тупик, поскольку Вы каждый раз вместо контраргументов предпочитаете писать очередную порцию эмоционального негатива. Не думаю, чтобы это можно было назвать конструктивным диалогом. Тем не менее должен сказать, что пока наше общение не носило такого характера, оно было интересно. Также хочу поблагодарить Вас за то, что Вы не стираете аргументы оппонентов, как это, к сожалению, делают многие Ваши единоверцы-админы. Прощайте.
 
admin21.12.07 08:28

Ангела Хранителя!
 
Стадниченко И.Ю.,врач08.05.09 15:36

Я тоже был на курсах у проф. Филатова в Харькове, о котором упоминается в статье. К сожалению, его уже нет. Хотел еще раз пройти курсы, но...Кафедра пропала. Ею руководит совершенно неадекватный деловар от медицины. Там просто нечего делать.
 


Ваш комментарий к статье "Психотерапия: Православный подход"
Имя*
(max. 40 символов):
Email:
Сообщение*
(max. 6000 символов, осталось ):
Оформление текста: [b]Жирный[/b] [i]Курсив[/i] [u]Подчёркнутый[/u]


Все категории :: Последние статьи