Новости
О нас
Просьбы о помощи
Просьбы о донорах
Просьбы молитв
Просьбы в файле
Стань донором
Статьи
Дети творят
Гостевая книга
Обратная связь
Форум
Наши партнеры
Наши банеры
Полезные ссылки
Фото-галерея
Консультации врача

* Каміла Ткачук. На лікування терміново потрібно - 13 100 грн.
* Аміна Григоренко знову потребує нашої допомоги.
* «Револад» и чудеса
* Новини про Сергійка Долину
* Новини і прохання для нашого Котяшика!

* Нина Москалева. «Дети, или рабы Божьи?»
* Кто мы без Бога, и к чему мы можем без Него прийти?!
* «Разговор с тобою...». Памяти Надежды Лисовской.
* "Господь всегда утешит" - протоиерей Евгений Милешкин (видео)
* «Медсестры плакали, глядя на венчание в палате». Священник — о служении в онкоцентре

* Рубан Ярослав
* Гончаренко София
* Горюшко Николай
* Савко Анастасия
* Панфилов Тимофей
* Азаров-Кобзарь Тимофей
* Ковыренко Ахмед
* Острый Данил
* Маловик Сергей
* Деревицкий Артур

* Доноры А(ІІ) Rh- в г. Днепр. СРОЧНО!
* Доноры А(ІІ) Rh+ в Институт рака
* Доноры А(ІІ) Rh+ на тромбокончентрат в г.Днепр. Срочно!

<Мониторинг тем>
<Монитор сообщений>
* Энтокорт Будесонид 3 мг капсулы
* Циклоспорин Сандиммун 100мг капсулы
* Lysodren Mitotane (Лізодрен Мітотан) продамо залишки після лікування
* Помогите, пожалуйста, Тимурчику!
* Продам Авастин 400мг
* Telegram канал donor.org.ua
* продам вальцит 450мг, мифортик 180мг и програф 1мг
* Просьба о помощи взрослому ребёнку...
*
* Продам авастин 400 и 100

Рассылка от партнеров

Регистрация
Логин:
Пароль:
Запомнить меня  
Забыли пароль?

Статьи -> Книжная полка -> Игумен Валериан (Головченко): Записки на полях души. Часть 3
Статьи >> Книжная полка >> Игумен Валериан (Головченко): Записки на полях души. Часть 3
  
Средняя оценка: voting  (Всего голосов:5  Суммарный балл: 9)
 

Игумен Валериан (Головченко): Записки на полях души. Часть 3

 

 

Прощение и общение
 
Порой бывает, что простить обиду очень трудно. Но, даже пересилив себя и простив от всего сердца, продолжать общаться с человеком не тянет.
Не следует путать прощение и общение. Прощать человека нужно от всего сердца, ведь так нас учит Бог. Однако порой бывает так, что, даже не имея в сердце зла или неприязни, мы опасаемся дальнейшего общения с кем-либо. Но ведь общаться и дружить никто не заставляет. Следует вспомнить, что одиночество порой менее страшно, чем принудительное общение. Отказ от общения не есть нечто противное нравственности православного христианина. Ведь даже Церковь в исключительных случаях прерывает общение с некоторыми людьми. Это именно тот случай, когда некто становится тебе «как язычник и мытарь», по слову Христову.
Но в нашем случае речь идет вовсе не о прегрешениях против Веры или Церкви, а о обычных «человеческих» грехах. Как поступать?
Многие духовники советуют воздержаться от общения с кем-либо, если подобное общение может быть пагубным для души. Причем пагубным не только для тебя, но и для кого-то. Бывает, советуют воздержаться от общения если не навсегда, то на какой-то срок. Получив такое благословение, следует по возможности уклоняться от встреч. Но как быть, если полностью избежать встреч невозможно? Если почти ежедневно приходится встречаться на работе, на учебе, во дворе?
Выход есть. Следует:
  1. Не превращаться в буку! При попытке «персонажа» пообщаться с вами, сохраняйте благодушие и спокойствие. Вежливо и тактично отвечайте на вопросы. Но не позволяйте втягивать себя в разговор, не провоцируйте продолжение беседы. Человеку всегда можно тактично дать понять, что общение с ним просто не входит в ваши планы. Умейте сказать «Нет»! Стремитесь к тому, чтобы вынужденное общение было максимально конструктивным и деловым;
  2. Избегайте разговоров тет-а-тет. Старайтесь, чтобы «вынужденное общение» происходило в присутствии кого-либо;
  3. Любую попытку «персонажа» работать на зрителей и хамить, спокойно и с улыбкой пресекайте: «Пожалуйста, не кривляйтесь!», «Будьте добры воздерживаться от хамства (от личных оскорблений, от интимных подробностей)!»;
  4. Если это будет правильно воспринято окружающими, старайтесь обращаться к «персонажу» на «Вы», будьте подчеркнуто вежливым, но без вычурности и манерности.
Но обязательно простите человека от всего сердца.
А можно ли молиться за «персонажа»? Не только можно, но и нужно. Следует помнить, что у Бога – океан милости! Однако следует соблюдать некую осторожность, чтобы эта молитва не была прелестной, излишне чувственной, страстной. Ведь всегда существует опасность, что такая молитва будет наполнена всем чем угодно: гневом, эротизмом, своеволием, гордыней. Но не христианской любовью. Поэтому достаточно краткой молитвы «в простоте милостивого сердца»:
Боже! Имиже веси судьбами спаси раба Твоего (имярек)!
И больше не возвращайтесь вспять! Живите, спасайтесь во Христе!
 
Бесстыжая книжка
 
У одного человека была бесстыжая книжка. Иногда он доставал ее из шкафа. И с упоением втайне читал и разглядывал непристойности.
Но однажды приснилось ему, что он умер! Видит, как бы со стороны, что лежит он дома на столе. Тут и родные со знакомыми подоспели – обмыть, обрядить. Ну и добро его поделить меж собою. Давай они по шкафам лазить – кто пиджак себе присмотрел, кто ботинки. Ну и книжку бесстыжую сразу нашли. Все ужасно смутились, стали глаза отводить. И каждый подумал, как бы вслух: «Надо же! Вот уж от кого не ожидали! Нам-то он таким честным казался, правильным. Слова какие хорошие говорил».
Проснувшись в холодном поту, человек поспешил выбросить бесстыжую книжку. А еще подумал о том, сколько еще таких «книжек» лежит на потаенных полках его души. Что будет отвечать он в тот День Господень, когда «каждого деяния обнажатся». Не услышит ли он тогда от стоящих рядом: «Надо же! Вот уж от кого не ожидали...»
 
Мелкими группами
 
Однажды китайцы смекнули, что в войне им Русь не одолеть. И стали «просачиваться» через границу мелкими группами. По четыре, по четыреста, по четыре тысячи человек.
Когда диавол понимает, что на великое падение человека не соблазнит, то начинает влазить в нашу душу мелкими ежедневными грехами. По четыре, по четыреста, по четыре тысячи...
 
В говне брода нет!
 
Однажды я вступил в собачью какашку. Казалось бы – лишь ботинок замарал. Только ни в автобус, ни в магазин, ни в гости не зайдешь, пока ботинок не вымоешь – воняет! Ведь для того, чтоб от тебя пахло нечистотами вовсе не обязательно погрузиться в них по горло.
Так и наши грехи. Не обязательно погружаться «во все тяжкие». Достаточно мелких грехов, чтобы «пахнуть» ими.
 
Миссионерство
 
Когда кто-то пытается противопоставить современному православному миссионерству прп. Серафима или Оптинских старцев, то не лишне напомнить ему о сотнях неведомых нам, но ведомых Богу православных миссионеров. Тех самых, которые своей «миссией» в приватных беседах и на светских собраниях направляли страждущие и отчаявшиеся души за советом и утешением к прп. Серафиму и старцам...
Очень здорово дружить с себе подобными и заниматься восхвалением друг дружки. Но тогда Святым апостолам следовало бы сидеть в Иерусалиме и общаться лишь между собой, никому не благовествуя. А они почему-то разошлись по всему миру, чтобы рассказать о распятом и воскресшем Боге! Сегодня нам предстоит рассказать о своей вере тем, кто ничего о ней не знает. Лучшая форма проповеди – это собственная добродетельная жизнь во Христе Иисусе.
Общаться с неверующими нужно потому, что Бог часто приводит человеков ко спасению через проповедь и общение с человеками. Нужно лишь помнить о том, что миссионерство – путь непростой и небезопасный. В учебнике по физике как-то вычитал, что сила действия равна силе противодействия («Яблоки не падают на голову Ньютона, если Ньютон не бьется головой об яблоню»). Не только миссионер воздействует на мир, но и мир пытается изменить миссионера, зачастую – искалечить его. Если отбросить помощь Божию, подаваемую нам через частые Исповедь и Причащение, то можно очень быстро обмирщиться, деградировать духовно. Об этом нужно помнить всегда и искать свои силы в Господе нашем.
«Господи! Сколь немощен я, многогрешный, столь силен Ты, Всемогущий. Сам буди Силою моею. Аминь».
 
Защитник веры
 
Ты прошел «Курс молодого бойца» (оглашение, катехизация), принял «Присягу» (Крещение). Тебе давали «пострелять на полигоне из различных видов оружия» (задавали вопросы на занятиях). Несколько раз проводились «тактические учения» (моделировались диалоги, диспуты). Но настоящим бойцом ты станешь только на войне! Вполне возможно, тебя ранят. И не раз. Ты научишься лечить свои раны. Простые царапины будешь зализывать сам. Ранения посерьезнее потребуют помощи доктора (духовника). Наиболее тяжелые ранения придется «лечить в госпитале» (пожив пару неделек или лет в монастыре). Неплохо знать карту местности, тактику противника, свое и чужое вооружения. Только так ты можешь стать Защитником Православия.
Но главное – укреплять свою душу. Не позволять грехам проедать дырки в твоей броне.
«Кто не знает своего врага – обречен на поражение. Кто знает своего врага – может победить. Кто познал себя – уже победил».
 
Освящение
 
Как-то предложил одному знакомому батюшке освятить пару квартир. При этом намекнул, что хозяева – люди «далеко не бедные». И заплатят, и ухлебят по полной. А он вдруг разумирался: что за люди, я их не знаю и т.п. Стал допытываться, мол, исповедуются ли, причащаются ли, как посты соблюдают и сколько поклонов кладут. Попытался объяснить ему, что народ «нулёвый». А будут они настолько святыми, насколько он подвигнет их к этому. Но уговоры были без толку. А мне вдруг вспомнилась совсем иная история.
Однажды другого батюшку попросили освятить квартиру в том же доме, где он проживал. Тут бы по-соседски согласиться и всех дел. Смущало батюшку лишь то, что хозяйка квартиры была «женщиной свободных нравов». Проще говоря – валютной проституткой. Но «приходящего ко Мне не изгоню вон» (Ин. 6, 37) подумалось батюшке, и он согласился. Лишь посоветовал хозяйке приобрести иконы Спасителя и Богородицы, чтобы хоть что-то указывало на христианское жилище.
А через месяц у этой барышни остановился ее «постоянный клиент», бизнесмен из Германии. Когда он, формальный лютеранин, увидел православные иконы, то заявил, что всегда с большим уважением относился к «Ортодоксише Кирхе». А потом вдруг вспомнил и о своей душе. Начал плакать и заявил, что живут они неправильно, греховно. А надо жить по Закону Божию. И сделал хозяйке предложение! Это был тот шанс, который послал ей милостивый Господь, и отвергнуть его было невозможно. Вскоре они расписались.
Уже проживая в Германии, бывшая блудница стала захаживать в православный храм. Сначала просто поставить свечку, а после и на Исповедь и Причастие. Во время очередного приезда этой пары в Украину, они решили повенчаться. Поскольку формальное лютеранство немцу порядком надоело, он с радостью принял Православие, для которого вполне созрел. Сейчас эта благочестивая семья – ревностные прихожане одного из православных храмов в Германии. Растят двоих близнецов.
А ведь началось с «формального» освящения квартиры...
 

Диаспора
 
Отношение некоторых эмигрантов к храмовому богослужению является следствием той формы церковности, которая сложилась в диаспоре. Для многих представителей эмиграции храм стал скорее национальным клубом, чем местом молитвы. Людей там больше объединяет национальный менталитет, чем совместное духовное делание. Любимой молитвой уже давно стала «Молитва о спасении Родины», отодвинув на второй план вечное «Верую, Господи, и исповедую, яко ты воистину Христос...». Молиться о спасении далекой Родины (этакого «Изумрудного города» собственных грез) от всех реальных и придуманных зол гораздо легче, чем помолиться, скажем, о больном ребенке живущем в соседнем доме. Отсюда и громогласная пафосность и популизм суждений.
А противопоставление личной келейной молитвы храмовому богослужению часто свидетельствуют о гордыне. Не следует забывать, что ключевым моментом храмового действия является Евхаристия. Именно к ней направлено все происходящее в храме, именно она является кульминационным моментом службы. Причастие, единение с Богом и есть спасительный акт милосердия Божия в повседневной жизни христианина. Без этого даже самая протяженно-сложенная домашняя молитва будет попыткой Мюнхгаузена вытащить себя за волосы из болота. Совсем не уверен в том, что у большинства это пройдет так же успешно, как у знаменитого барона-фантазера.
 
Бабочка
 
В алтаре нашего храма регулярно зимуют бабочки! Впрочем, это легко объяснимо. Там все пропахло ладаном и их привлекают ароматические частицы, осевшие на стенах. Зимой бабочки «задубевают», а к Пасхе оживают, и я выпускаю их на волю. Так происходит уже несколько лет.
 
Милосердие
 
Рассуждая о милосердии люди слишком часто говорят о своем стремлении сделать кому-либо добро. И слишком редко хотят помочь кому-либо стать добрым.
 
Записки о записках
 
В редакции требуют новых работ. Писать не хочется, а надо. Но писать нечто назидательное, полезное, можно только от сердца. Когда это есть в сердце – будет и на бумаге. Когда в сердце нечто иное, на бумагу попадают лишь уродливые кляксы. Несколько раз пробовал писать лишь ради гонорара. Получалось столь гадко, что стало заметно всем. Ведь фальшь сразу бросается в глаза. Время на нее изводишь, а результата никакого. Но вновь звонит телефон, и ставший родным «голос редакции» сейчас спросит: «Когда будут готовы «Записки»»?
«Записки на полях души» не придумываются. Они рождаются в ежедневных скорбях и заботах. Наверное, «Записки» можно писать лишь в середине жизни. Это – как побывавшая в огне книга. Поля на страничках есть лишь в середине. В начале и в конце они совсем обгорели. Тут дай Бог сами «странички» души прочитать. Первые – чтобы не забыть, как все начиналось. Последние – чтобы помнить, чем все закончится.
 
В поисках старцев
 
Если Бог посчитает, что твой духовный недуг уврачует лишь старец – Он пошлет тебе старца. Но ведь ты можешь и не заметить его, как не заметил честного немудрёного батюшку на ближайшем к дому приходе или в монастыре. И даже не подумал о том, что и этого батюшку послал тебе Тот Самый Бог.
И сегодня есть старцы. Только ведь не ходят они с транспарантами «Я старец! Все ко мне! Каю, прозорливлю, епитимлю!». Это, скорее, «визитная карточка» младостарцев.
Да, действительно, после «разрешения веры» в 1988 г. куча неофитов надела епитрахили и кинулась играть в «старчество». Так о проблеме «младостарчества» и прочих «поповских чудачествах» Патриарх говорил! И не просто говорил, а предупреждал о канонических прещениях. И не просто предупреждал, а порекомендовал правящим архиереям налагать на таковых прещения.
Кроме того, не доверяйте слухам. Даже имена великих, прославленных ныне во святых старцев при жизни порой бывали окружены клеветой от зависти диавольской. Это абсолютно нормальное течение духовной жизни. Бог попускает эту клевету, чтобы оградить душу старца от порой невыносимого бремени славы человеческой. Именно из-за этой клеветы старец избегает встреч с людьми, желающими «поглазеть» на него, как на диковинку. Ведь бывает, что и «великие» падают! И это тоже знакомо из Житий Святых.
...Если бы сегодня у нас не было подвижников духа, то здесь бы не осталось камня на камне.
 
Дорога
 
А у нас вся жизнь протекает между роддомом и кладбищем. Хорошо, если по дороге попадается храм Божий...
 
Святость и мы
 
Порою подлинная Святость попросту не помещается в «прокрустово ложе» наших представлений о ней.
 
Хобби
 
Один человек очень любил мастерить кораблики. Просто так, для себя, для души. Иногда его спрашивали, не хочет ли он делать их на продажу и с этого жить. Но он отвечал, что на базаре всё завалено занзибарскими корабликами. Хотя сделаны они чуть похуже, чем у него, но и стоят гораздо дешевле. Так что конкуренции ему не выдержать. И еще удивлялся, как могут в Занзибаре делать кораблики столь дёшево.
Времени на кораблики ему постоянно не хватало. Лишь урывками, после работы мог он позволить себе покрасить очередную маленькую палубу. Ах, как он просил Бога, чтобы Тот дал ему время на кораблики. Но Бог не отвечал. Тогда человек рассердился и попросил об этом диавола. И диавол по-своему «помог» человеку, отправив его в Занзибар, на разведку. Там человека поймали как шпиона и посадили на десять лет в тюрьму. Оказалось, что именно в занзибарской тюрьме делают знаменитые кораблики. Очень они обрадовались, заполучив такого мастера. Десять лет пришлось ему, не отвлекаясь ни на что, заниматься «любимым делом». За это он получал похлёбку и тумаки. Он даже научился делать кораблики красиво и очень быстро. Только вернувшись из Занзибара, больше не смог смастерить ни одного.
 
Усатый нянь
 
Меня как-то сравнили с героем Евгения Леонова из «Джентльменов удачи». Скорее всего, так оно и есть. Я «воспитатель детского садика», периодически надевающий маску «страшного злодея».
«Воспитателем» быть нелегко. Дети часто пачкают свои штанишки. И мне приходится это мыть и разгребать. Малыши гадят чаще, но меньше. Старшие – реже, но «по-взрослому». Когда их моешь, они, как правило, недовольно бурчат и плачут.
Я не мешаю им играться. Стараюсь лишь, чтобы игры были полезными и обучающими. Вести длинные уроки у них невозможно – они схватывают на лету, но быстро забывают по причине отсутствия практического опыта. Я часто прошу их поверить мне на слово, что буква «А» – это именно «А»! А они хитро улыбаются и спрашивают: «А почему?» Когда они дерутся и ссорятся, мне приходится их мирить. Я не могу их застраховать от всех ошибок. Но пристально слежу за тем, чтобы не совершали фатальных.
Проходят годы, и мои «малыши» вырастают. Они уходят к новым, более опытным учителям. Я не ревную – это жизнь. И «второгодники» – это скорее неудача, чем победа. Некоторые вспоминают меня по большим праздникам. Некоторые помнят лишь мое имя. А я помню их всех.
Неужели время летит так быстро? Недавно мои повзрослевшие малыши привели ко мне своих детей.
 
«Свобода, равенство и... эмансипация»?
 
Почему-то борцы за «свободу, равенство, братство» с таким усердием оспаривают бытие Божие? Очевидно, с таким же рвением они будут оспаривать существование, к примеру, Антарктиды. Они ведь там ни разу не были – следовательно, никакого представления о ней иметь не могут! А то, что вычитали в учебнике географии – отбросьте смело! Эту «глупую книжку лживые люди писали»!
Попробуйте еще раз открыть Америку. Не сомневаюсь, у Вас получится гораздо лучше, чем у Христофора Колумба. Может, конкисты (исп. conquista – завоевание) не будет. И коренное население не пострадает. И вообще, США будут «розовыми, пушистыми лучшими друзьями»! Попробуйте непременно!
Или хотя бы велосипед изобретите на досуге. Освойте сталелитейное и прокатное дело. Резиновую промышленность изобретите для сооружения колес! Уверен, ваши изобретения будут поражать завсегдатаев велогонок. Прежде всего, своей неповторимой кустарностью.
Так что сначала полярная экспедиция, Америка и велосипед. А уж потом «свобода, равенство и братство».
Как правило, началом разговора о том, что «кто-то кого-то гнобит», служит чьё-то уязвленное самолюбие, помноженное на амбиции.
* * *
Мне показалось, что у некоторых сложилось неправильное суждение о месте женщины в христианстве. Скоропалительные выводы основаны именно на непонимании или незнании.
Мужчины и женщины имеют целый ряд существенных отличий. Большинство из них нам дано осознать еще в детстве. Бог сотворил их такими друг для друга. И каждому из полов дал свои, индивидуальные особенности. И не только внешние. В то же время, и М, и Ж – человеки! Того, что сходно в них, вполне достаточно для этого единства. К чему вы призываете? К полной нивелировке различий между ними? К «мужеподобию тёть и женоподобию дядь»? Вы уже знаете, что ничего хорошего из этого не выходит! И не верю, что вы сами к этому стремитесь. Хотя «унисекс» становится популярен не только как стиль одежды...
* * *
Эмансипация? По-моему высшей формой эмансипации женщин служит вид «оранжевых женщин-шпалоукладчиц»! Рискуя навлечь на себя гнев прекрасной половины читателей, заявлю: не женское это дело, киркой махать и кувалдой костыли в шпалы вгонять!
Женщины-бизнесмены, политики, пилоты... А я не против! Только всегда остается та личная для каждой мера, превышать которую не стоит. Иначе начинается внутреннее перерождение в «self-made», женщину-самоделку. Карьера убила в ней женское начало, потенциал материнства. Эти железные бизнес-леди втайне хотят вновь стать трепетными и беззащитными девчонками, нуждающимися в сильном мужском плече рядом. Обычно это приходит после тридцати пяти, когда многое уже не вернешь. Они плачут у психотерапевтов или отрываются в безумных оргиях с одноразовыми юнцами. Поверьте, успешных среди них довольно много, а вот счастливые – редкость.
Ну а когда разговор заходит о «женском священстве», то обнаруживается просто непонимание смысла и символики православного богослужения*. О протестантах речь не идет. Там «женское священство» вполне естественно – ведь у них и «мужского священства» в литургическом понимании нет.
* В православном богослужении священник являет собой образ Спасителя, Который и является Совершителем Таинств Церкви. Потому женщина никак не может представлять собой Христа.
* * *
Равенство? Да стоит вас лишь одеть всех одинаково, вы взвоете от тоски! Даже веточки на дереве все разные – и это гармония. А вот у пластмассовой елки – все иголки одинаковы. Только жизни в ней нет! Превратить Божию гармонию в бездушное однообразие машины? Есть такой замысел, я даже знаю у кого. И он непременно попробует это «смастерить». Впрочем, его мрачное царствование уже не за горами...
Какое равенство? Всем быть министрами? Или дворниками? Или лысыми и одного роста?
А ведь и Небеса очень иерархичны! Там тоже есть разница и у Ангелов, и у святых. Был, правда, такой, кто крикнул Богу: «Ну и Кто Ты Такой? Я – ничуть не уступаю Тебе!» Так появился диавол.
Так может, и у нас стремление к «свободе и равенству» порой основано исключительно на горделивом нежелании признать кого-то более умным, чистым, компетентным, достойным, чем ты?
Хочешь чего-либо достигнуть – достигай! Нужно бороться – борись! Ведь и Царство Божие силою берётся (Мф. 11, 12). Но прежде побори себя. Соответствуй тому месту, что для себя наметил. Определись, чего ты хочешь. И постарайся понять, хочет ли того же для тебя Бог. Иначе станешь «ходячим недоразумением».
* * *
Нелепо смотреть на веру в Бога лишь как на набор табу. Хотя некоторые запреты для верующего человека всё же существуют. А любителям «нарушать» рекомендую начать с нарушения общеизвестных «нелепых» запретов, типа: «Не стой под грузом и стрелой!», «Не заплывай за буйки!», «Не переходи улицу на красный свет!»
В принципе, и при нарушении духовных запретов результат сходен.
 
Самый главный экзамен
 
Весь мир – одна огромная аудитория, в которой люди-абитуриенты сдают вступительный экзамен в Рай. Туда нет «конкурса»: Бог хочет, чтобы каждый был зачислен. Все задания, данные нам на этом экзамене, выполнимы. И лишь от нас зависит, справимся мы с ними или нет.
Можно и нужно пользоваться учебником – Библией. Причём самый важный раздел – Святое Евангелие. Всякий это знает, ведь ему не раз уже говорили об этом. Кроме того, можно воспользоваться и чужими конспектами – ведь святые люди не только успешно сдали этот экзамен, но и оставили нам свои тетрадки с решением даже самых трудных задач. Впрочем, задачи все типовые. Меняются лишь частности. Суть всегда остаётся неизменной.
Некоторым Бог Сам подсказывает ответ по милости Своей. Но чаще просит более успевающих помочь своему ближнему. При этом обязательно зачтёт правильный ответ и тому, кому помогли, и тому, кто помогал другим.
Бог никогда не даёт нам задачек, с которыми мы не смогли бы справиться. Он никогда не предложит тому, кто явился на экзамен без линейки, рисовать сложные фигуры.
Видя нашу ошибку, Бог указывает на неё, как бы говоря: «Подумай хорошенько! Тут ты ошибся – постарайся это исправить. Я ещё даю тебе время». Такими мы и сдаём свои работы – в них куча исправлений. Что-то перечёркнуто переменой своей жизни и переписано заново. Что-то стёрто ластиком покаяния. Нет никого, кто бы написал всё сразу начисто без помарок.
Люди ведут себя на этом экзамене по-разному.
Один постоянно сетует на неудобство парты, немодное кресло, отсутствие настольной лампы и ручки с золотым пером. Всё время экзамена только тем и занят, что обустраивает свой рабочий уголок. А когда прозвенит его звоночек, он лишь имя своё впопыхах написать успеет. Так и уходит с экзамена, не выполнив ничего и оставив лишь груду бесполезного хлама. Ведь «обустраиватель», пришедший на его место, всё равно начнёт поиск нужного ему барахла заново. Помоднее и посовременнее.
А вот некто вскочил, и, крикнув Богу: «плевать я хотел на Твои задачки!», самовольно ушёл из аудитории, громко хлопнул дверью. От Рая он отказался сам. Хотя его и предупреждали о том, что всем непоступившим уготована незавидная участь.
Человек нерадивый и беспечный пишет свою экзаменационную работу небрежно и неаккуратно. Мол, «и так сойдёт»! Неровные каракули его жизни – как вызов Богу, как неуважение к Тому, Кто даровал потенциальную возможность попасть в Рай.
А бывают работы, в которых всё «чистенько и аккуратненько», но ни единого истинного слова, все ответы – неверные! Хотя ведь говорили ему не раз: «Здесь у тебя ошибка! Исправь, перепиши!» А он лишь отвечал надменно: «Буду я ещё зачёркивать да исправлять! Зато моя работа самая чистая будет. А правильно только так, как думаю я сам! И все ваши святые конспекты мне не указ!» Такого «чистописателя» обычно именуют еретиком.
Для каждого на этом экзамене звонок звенит в своё время. Не раз и не два попросит тебя Бог: «Проверь свою работу ещё разок. Постарайся исправить ошибки». И лишь тогда, когда ничего толкового ты больше не напишешь и никаких своих ошибок больше не разглядишь, Он принимает твою работу.
Иногда бывает, что Он, зная способности каждого абитуриента, зачисляет в Рай человека, который едва переступил порог этой аудитории. Или, напротив, с порога заворачивает хулигана, который и сам ничего путного не сотворит, и другим мешать будет. А так и для хулигана надежда остаётся – ведь гадостей другим он сотворить не успел.
По милосердию Своему Бог завышает нам оценки! Он очень хочет каждого подтянуть к «проходному баллу». Он всегда готов помочь каждому требующему помощи. Вот только люди сами отказываются от этого. А ведь им стоит лишь попросить об этом искренне, помолиться Ему. Но по гордости и самонадеянию они сами отвергают Его помощь. Или просто не желают замечать Его присутствия. Ведь тогда придётся вести себя хорошо?
И вот тут Бог нас не неволит! Он дал каждому полную свободу выбора. Хочешь – используй время для решения своих задачек. А хочешь – наблюдай, как там, за окошком аудитории, какой-то «рогатый персонаж» строит смешные рожи или советует тебе треснуть соседа по голове пеналом. Выбор всегда останется за тобой.
Кстати, этот «рогатый» охотно подсказывает ответы на задачки. Но ответы неверные! Послушаешь его – ошибёшься. Ведь он-то знает, что если в Рай тебя не возьмут, то тогда ты попадёшь к нему в рабство. Вообще тот, кто часто слушает советы рогатого во время этого экзамена, уже становится его слугой. И заранее готовит себя к рабскому ошейнику, приготовленному рогатым обманщиком.
Бог очень не хочет, чтобы люди становились рабами коварного лжеца. Но даже для тех, кто уже попал в его когтистые лапы, остаётся надежда. Надежда на то, что все принятые в Рай и сидящие в аудитории попросят Бога не выгонять обманутого лукавым абитуриента во тьму кромешную: «Мы все вместе готовы его на поруки взять, если хоть какая возможность есть!»
Да и для ближних наших, что рядом с нами свои экзаменационные работы пишут, тоже помощи у Бога просить нужно. Если даже сам ничем ближнему помочь не можешь, то хоть у Бога помощи ему попроси. Бог всё слышит и обязательно поможет – ты лишь проси Его, не умолкай!
 
Не видело того око...
 
Наше представление о Рае – лишь блёклое подобие того, что такое Рай Божий на самом деле. Не хватает человеческих слов и чувств для того, чтобы выразить невообразимое. Это как если бы слепорождённому стали объяснять разницу между синим и жёлтым цветами.
Что если прекрасный храм во всём его внутреннем и внешнем благолепии попытается изобразить трёхлетний малец? Результат: «будочка с окошком и крестиком на крыше». Неровные линии цветного карандаша на листике из тетрадки. Разница между оригиналом и рисунком ребёнка весьма ощутима, хотя основная идея передана верно – не перепутаешь.
Человек духовный в своём понимании Рая подобен художнику, нарисовавшему тот же храм. В меру своего опыта он более-менее точно передаст и форму, и цвет на холсте. Но это – его «авторское видение», субъективное восприятие. Картина хоть и даст представление о храме, но очень уж неполное.
Когда же святые Отцы, богословы и Учителя Церкви говорили и писали о Рае, то были подобны хорошим архитекторам. Тут тебе и «фасадные планы в масштабе вычерчены», и «колоры отмечены», и «иконы обозначены»... И даже «коммуникации подведены». Всё, в принципе, понятно. И всё же, даже самый грамотный чертёж – это ещё не храм!
Лишь покинув этот мир, осознаём мы то, что уготовал Бог любящим Его. «Ух ты! Вот это да!» – даже эти слова восторга не в силах будем произнести, воззрев на подлинное торжество любви Творца к сотворённому Им человеку.
Потому и стоит попытаться ещё здесь искоренить в себе все те пристрастия и греховные проявления души, не победив которые, мы просто не сможем там находиться. И как обидно будет неисправленному сердцу сознавать, чего лишилось оно, предпочтя временное удовольствие вечному счастью.
 
Код недовинченных
 
Книга Дэна Брауна и снятый по ней фильм подобны матерному слову, написанному безумцем на стене храма. Ни храм от этого не умалится, ни благодать в нём не оскудеет. А сей «рукописный шедевр» сможет засвидетельствовать не о некой «тайне», а лишь о невежестве и пошлости его автора.
Брауновское изображение Христа – кривое зеркало, уродующее образ Божий. А уж какой образ Христа милее для нас, зависит от чистоты нашего сердца. Если сердце чисто, то и отражается в нём Христос евангельский, Тот, Которого знали и о Котором писали авторы четырёх Евангелий. Тот, Который изображён в храме на иконе. А лукавое сердце всегда и во всём ищет подвох и ложь, ибо само лживо. Вот и злорадствует оно оттого, что Святость Божия ставится браунами под сомнение.
И задолго до Дэна Брауна находились те, кто в погоне за славой или за деньгами пытался вытереть ноги о святость. Раньше это воспринималось как вызов кичливого невежества и хамства всему разумному и доброму. Сегодня это, к прискорбию, становится «модным». Это уже не шокирует общество, не воспринимается как плевок в лицо. Люди охотно читают и перечитывают тома браунов, ни разу в жизни не потрудившись прочитать хотя бы одно из четырёх Евангелий. Чем чаще подобное будет происходить, тем ощутимее будет зловоние гниющих человеческих душ.
 
Духовидение
 
Одного батюшку однажды спросили:
– Батюшка! А вы демонов когда-либо видели? А Ангелов?
– Довольно того, что я вижу людей. И демоны, и Ангелы проявляются очевидно в их поступках.
 
Оскудевающее Восполняющий...
 
Когда нашу душу и тело одолевают немощи, стоит лишь вспомнить о всемогуществе Божием.
Часто нам не хватает сил. Но Бог – Всесилен! Пусть Он станет твоей силой, тем более, что Сам пообещал это всем уповающим на Него.
Порой нам не хватает разума и рассуждения. Но Бог – Премудр! Он – необъятный Сверхразум. И всегда готов восполнить Своей премудростью недостаток человеческого ума. Стоит лишь всецело доверить себя Ему.
А подчас нам не то что любви, а, как говорится, даже «зла не хватает». Но Бог – Сам есть Любовь! Попроси Его искренне, и Он до краёв наполнит твоё сердце любовью к каждому без исключения человеку.
 
Однажды в детстве
 
В детстве меня не крестили. Наверное, опасались гнева гипсовой головы Дедушкиленина.
Когда мне было 4 года, мы зашли с бабушкой в недействующий храм, превращённый в музей. Внутри было много позолоты и икон «про Святых». Там было красиво. Резные воротики в стенке с иконами были распахнуты настежь. Мне подумалось, что мы очень удачно пришли – наверное, не каждый день их открывают. Может, только в самый главный праздник. На Первомай, может быть? Но праздника не было. На улице была зима и холодно. И Новый год – только через «сколько пальцев на руках?»
За воротиками был красивый стол. А на нём стояла маленькая золотая церковь! Наверное, эта штука очень важная и секретная, если её держат на таком столе. Там, наверное, попы хранили Самое Главное.
– Бабушка! А за теми воротиками Рай? Вот бы туда попасть!
– Нет, Вовчик. Там Алтарь – такое святое место в церкви...
Мне вдруг пришло в голову, что если Бог есть, Он вдруг возьмёт и пройдёт прямо сейчас где-то там, в Алтаре. Но этого не случилось...
Вместо ожидаемого мной Бога внутри Алтаря прошла какая-то жирная тётка. Тётка работала в этом музее, была одета в несвежий чёрный халат. И, громко хрустя, грызла яблоко. Мне почему-то подумалось, что это очень нехорошо и неправильно! Ну не может быть подсобки для веников там, где на красивом столе стоит золотая церковка!!! И тётки там яблоки жрать не должны!
Тогда я ещё ничего не знал о Еве. Это был просто первый стук в моё сердце милостивого Бога. А через четырнадцать лет Он постучался настолько громко, что не открыть Ему я просто не смог...
 
Откровение помыслов
 
Лучшим лекарством от уныния является откровение помыслов. Про то и святые Отцы писали. Вот только делать этого мы совершенно не умеем! Мы внимательно прочитали об этом в толстых святоотеческих книгах, но на практике творим совсем иное. Придя к священнику, мы с грустной физиономией давим из себя слезинку и пытаемся рассказать весь бред, который посетил нашу голову. В результате исповедь превращается в почти полное повторение всех прилогов, которыми смущали нас бесы. Ах, как «благочестиво» мы изливаем душу! Нам ведь так хочется показаться правильными, вместо того, чтобы быть искренними!
Нас больше волнует то, что подумает о нас духовник. И гораздо меньше смущает то, что ведает о нас Бог.
Духовник – как унитаз. Не стесняйтесь периодически выливать из души свои помои. А то всё льёте лимонад, боясь испачкать белый фаянс.
Не бойся! Расскажи то, что действительно наболело. И не усердствуй в подбирании умных слов. Просто будь честным!
 
Разница
 
Одна тётенька как-то пожаловалась:
– Ездила в один женский монастырь. Так там две монашки так ругались между собой – вот тебе и вся святость!
– Так они же ещё не святые, а только стремятся к этому.
– Тоже мне «стремятся»! Больше в церковь не пойду, нет никакой разницы – и там, и здесь одно и то же.
– Разница в том, что эти «две монашки» никогда не вспомнят о том, что видели ругающихся мирян...
 
Монахи
 
Монахи – очень плохие люди. Но от всех прочих негодяев их отличает то, что они о себе это знают. И всеми силами стараются с Божией помощью исправиться!
 

Еще читать 

Сайт батюшки

(хуже) 1 2 3 4 5 (лучше) 
 
04.10.09 19:57 by admin




Ваш комментарий к статье "Игумен Валериан (Головченко): Записки на полях души. Часть 3"
Имя*
(max. 40 символов):
Email:
Сообщение*
(max. 6000 символов, осталось ):
Оформление текста: [b]Жирный[/b] [i]Курсив[/i] [u]Подчёркнутый[/u]


Все категории :: Последние статьи