Новости
О нас
Просьбы о помощи
Просьбы о донорах
Просьбы молитв
Просьбы в файле
Стань донором
Статьи
Дети творят
Гостевая книга
Обратная связь
Форум
Наши партнеры
Наши банеры
Полезные ссылки
Фото-галерея
Консультации врача

* София Балдюк. Плановое обследование и реабилитация на май. К сбору - 45000 гривен
* Марина Диденко. Новый курс на май. К сбору - 15500 гривен.
* Ярослав Логвіненко. Потрібна допомога на ліки для печінки.
* Ішемічний інсульт…ну хіба мало всього…
* Просим помочь подарить им Праздник! К сбору - 60..65 тысяч гривен.

* Кто мы без Бога, и к чему мы можем без Него прийти?!
* «Разговор с тобою...». Памяти Надежды Лисовской.
* "Господь всегда утешит" - протоиерей Евгений Милешкин (видео)
* «Медсестры плакали, глядя на венчание в палате». Священник — о служении в онкоцентре
* Нина Москалева. «Благодарное сердце открывает небеса...»

* Рубан Ярослав
* Гончаренко София
* Горюшко Николай
* Савко Анастасия
* Панфилов Тимофей
* Азаров-Кобзарь Тимофей
* Ковыренко Ахмед
* Острый Данил
* Маловик Сергей
* Деревицкий Артур

* Доноры А(ІІ) Rh- в г. Днепр. СРОЧНО!
* Доноры А(ІІ) Rh+ в Институт рака
* Доноры А(ІІ) Rh+ на тромбокончентрат в г.Днепр. Срочно!

<Мониторинг тем>
<Монитор сообщений>
* Энтокорт Будесонид 3 мг капсулы
* Циклоспорин Сандиммун 100мг капсулы
* Lysodren Mitotane (Лізодрен Мітотан) продамо залишки після лікування
* Помогите, пожалуйста, Тимурчику!
* Продам Авастин 400мг
* Telegram канал donor.org.ua
* продам вальцит 450мг, мифортик 180мг и програф 1мг
* Просьба о помощи взрослому ребёнку...
*
* Продам авастин 400 и 100

Рассылка от партнеров

Регистрация
Логин:
Пароль:
Запомнить меня  
Забыли пароль?

Статьи -> О Вере, Надежде и Любви -> Прот. Максим Козлов: Болезнь и смерть
Статьи >> О Вере, Надежде и Любви >> Прот. Максим Козлов: Болезнь и смерть
  
 

Прот. Максим Козлов: Болезнь и смерть

 



Протоиерей Максим Козлов родился в 1963 году в обычной советской и светской семье. В Церковь пришел в юношеские годы.
Учился на филфаке МГУ, где специализировался по латинскому и греческому языку. С 1985 года работает в Московской Духовной Академии и Семинарии, где в разное время преподавал древние и новые языки, историю католицизма, сравнительное богословие, риторику. С 1990 года кандидат богословских наук. Автор более 100 научных трудов, статей и переводов.
21 июля 1992 года рукоположен в сан священника Святейшим Патриархом Алексием II. Наиболее яркая сторона деятельности отца Максима связана с храмом святой мученицы Татьяны при МГУ. Кроме того, он является членом Совета Всероссийского Православного Молодежного Движения, отвечающим за работу со студенчеством.
Наряду с научными работами, широко известны книги отца Максима «400 вопросов и ответов о Вере, Церкви и христианской жизни» и «200 детских вопросов и недетских ответов о Вере, Церкви и христианской жизни».
Женат. Отец четырех дочерей.

1. В наше время чрезмерная до фанатизма забота о здоровье, которую цивилизованный мир всячески поощряет и подпитывает, приводит к разного рода крайностям, в том числе и от обратного, когда некоторые православные родители считают, что раз они полагаются на волю Божию, то нет необходимости ни закалять детей, ни водить к врачам. Есть в этом хоть какой-то резон?

Нет никакого резона. И лечить, и закалять детей нужно непременно, так как православный человек, всегда памятуя о том, что душа выше тела, тем не менее, избегает языческого или нехристианского спиритуализма, который в теле видит лишь какую-то временную клетку, узы и нечто вторичное и необязательное. Поэтому, конечно же, разумное отношение к своему телу христианин должен и в себе хранить, и в детях воспитывать. Другое дело, что западная забота о здоровье есть некий коммерческий феномен, который в чистом виде спродуцирован соответствующими производящими корпорациями. Повсеместное распространение фитнес-клубов, одежды, особого диетического питания, особых оздоровляющих препаратов и тренажеров – все это вещи экономически сугубо выгодные, побуждающие к тому, чтобы смоделировать определенного рода сознание. Тут даже идеология носит исключительно прикладной характер, но дальше поверхности, на мой взгляд, дело не идет.

2. Какие ограничения должна иметь эта погоня за здоровьем, ставшая сегодня чуть ли не знаменем современной цивилизации?

Прежде всего, надо не уподобляться американским старушкам, которые стремятся в семьдесят лет выглядеть на двадцать, ведь культ вечной молодости, культ тех, кто боится думать о смерти и просто дальше этой жизни ничего себе не представляет, – это атеистический культ. И конечно, безумие заниматься в 60–70 лет подтяжками лица, увеличением бюста, обманом не столько даже окружающих, сколько самого себя – я вовсе еще не та бабулька, какой являюсь на деле.

Разумное попечение о том, чтобы выглядеть сообразно своему возрасту и уметь выглядеть в этом возрасте благообразно – вот путь для христианина.

3. Для многих диета и пост в сознании уравнены. В чем тут разница?

Пост предполагает некие упражнения для тела, которые являются инструментом для пользы души. Диета – это телесное воздержание для телесного же украшения или лучшего плотского устроения, но дальше этого не идет. Если при тех или иных болезнях предписано воздерживаться от некоторых продуктов, значит, нужно воздерживаться. Вредно вам есть жареное мясо, так не ешьте его и в скоромные дни. Что касается поста для болящего, то здесь все очень индивидуально.

4. Всегда ли болезнь посылается человеку за грехи?

Не обязательно. Бывает, что человек заболеет и избежит какого-то искушения, к примеру, не поедет на встречу и не столкнется с чем-то опасным в духовном или жизненно-практическом смысле. Или прочитает какую-нибудь книгу, которая перевернет его душу, – и слава Божия ему через эту болезнь откроется. Или благодаря безропотному перенесению страданий он возрастет в иную меру. Так что неправильно говорить, будто болезнь всякий раз есть наказание Божие за грехи. Но о себе рассуждать так – полезно.

5. Значит, не обязательно младенец, тяжело болея, расплачивается за грехи родителей?

Не обязательно. В Евангелии от Иоанна сказано: "И, проходя, увидел человека, слепого от рождения. Ученики Его спросили у Него: Равви! кто согрешил, он, или родители его, что родился слепым? Иисус отвечал: не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божии" (Ин. 9, 1–3). И понятно, что это не единственный случай в истории человечества. Скажем, блаженная Матрона, которая с детства стала страдалицей за Христа, была предельно ограничена в физических проявлениях своей жизни. Но ведь это не по грехам ее родителей и тем более не по ее личным грехам была дана ей такая болезнь, а для того, чтобы она стала тем гигантом духа, каким стала, чтобы смогла вырасти до того подвига великого предстояния за людей и утешения их, на какой была избрана Богом. Или Артемий Веркольский, который умер, убиенный молнией в отроческом возрасте. По грехам родителей? Нет. Потому что он был избранником Божиим, которого Господь взял к себе чистым.

Иногда то или иное ограждение физической немощью попускается ребенку для того, чтобы он, взрослея, обретал веру и становился глубже, чем мог бы быть при телесной красоте и физическом здоровье. А иногда ребенку попускается недуг для того, чтобы его родители возросли в большую меру веры, крепости и благочестия. Так что все сложно и невыводимо одно из другого, как математическое действие, как дважды два четыре: родители согрешили – родился больной ребенок.

6. Однако ведь на практике часто бывает, что болезнь ребенка – это расплата за грехи его родителей. Можно ли уберечь своих детей от такого рода болезней?

Конечно, болезнь болезни рознь. Есть болезни, которые, несомненно, проистекают от грехов родителей, и другой природы они просто не бывают. Это определенные болезни, проистекающие от табакокурения, от винопития или невоздержанности в грехах против седьмой заповеди: "Не прелюбодействуй" (Исх. 20, 14), то есть болезни, прямо проистекающие от родительских грехов, и здесь, конечно, нужно прежде всего обращать внимание на причину, а не на ее следствие. Если же иметь в виду подверженность болезням человеческого естества в принципе, то нужно помнить, что человеческая природа исказилась не нашим конкретным грехом, но после грехопадения прародителей в нее вошли болезни, скорби и самая смерть. И поэтому сама по себе благочестивая жизнь родителей не является непременным гарантом здоровья их детей. Бывает, что у вполне благочестивых родителей дети умирают во младенчестве или имеют те или иные недуги. К примеру, святой страстотерпец царевич Алексий…

По евангельскому слову, болезнь не обязательно результат греха самого человека или его родителей, но, конечно же, это не означает, что они не должны задумываться о последствиях своей жизни по отношению к здоровью собственных детей. В случаях грубых страстей – того же винопития или наркомании – все достаточно очевидно, но то же самое бывает, хотя и тоньше проявляется, и в случаях других страстей, не столько конкретных грехов, сколько страстей. Ведь непреодоленные страсти, которые человек осознает, но с которыми не находит решимости должным образом бороться, искажают его душевный и телесный состав, что тем или иным образом отпечатывается и на детях. И не то, чтобы это становится некоей обусловленностью их непременного впадения в те же самые страсти, но некая предрасположенность и необходимость памятования, что сия опасность близко к ним подходит, безусловно, есть.

7. Можно ли сказать, что существует генетическая предрасположенность к тому или иному греху, к тем или иным вредным привычкам и заболеваниям?

Предрасположенность ко греховным страстям, конечно, как тенденция передается. Понятно, что дети алкоголиков имеют очевидную опасность быть подверженными алкоголизму, а дети блудников, распаляющих в себе плотские страсти, имеют большую опасность не устоять в целомудрии и чистоте. Но это лишь тенденция, а не детерминированность. Это скорее то, что в личности человека играет роль подводных камней, которых можно и должно избежать. Ибо у каждого из нас есть те или иные греховные страсти, преимущественно для нас опасные, однако окончательной связанности ими нет. Понятно, что генетическая предрасположенность объективно существует. И как святость, так и греховность накапливаются в поколениях. Но любой грех всегда останавливается покаянием.

8. Говорят, что грехи передаются до третьего-четвертого поколения. Что это означает?

Это означает, что, передавая детям те или иные свои свойства, черты характера, например: тягу к путешествиям или тягу к домоседству, сами по себе нравственно нейтральные, мы передаем и те предрасположенности либо в устремлении к добру, либо в укорененности в греховных страстях, которые попускали в своей жизни. Например, человек, не борющийся с собственной гневливостью, эту склонность к гневливости передаст и своему ребенку. Человек, допускавший в своей жизни блудные, нечистые страсти, передает предрасположенность, не детерминированность, а именно предрасположенность к такого рода страстям. Это не значит, что дети связаны родительскими грехами, что они непременно эти же грехи совершат. Но как мы знаем на самом простом уровне, что дети алкоголика должны особенно беречься от того, чтобы выпить лишнюю рюмку, так и дети родителей, одержимых какими-либо более сложно описываемыми страстями, должны быть особенно осторожны, чтобы не впасть в них. Хотя опять же не нужно забывать, что если грехи передаются до третьего и четвертого поколения, то праведность до седьмого колена спасает. В любом случае святость преобладает над греховностью.

9. Почему попускаются такие детские болезни, как бесноватость?

Детская бесноватость попускается по тем же причинам, почему и другие болезни. Какие-то болезни детей, в том числе и такого рода состояния, как бесноватость, бывают по грехам родителей – для их вразумления. Какие-то бывают в силу общей падшести человеческого рода и открытости человека духам злобы поднебесной; в особенности, если он пребывает вне ограждения церковными Таинствами. Какие-то, по слову Евангелия, бывают, дабы явилась нам всем слава Божия. Причины здесь могут быть многоразличными, и единственно, что не нужно в лоб утверждать, будто все связано с конкретной греховностью конкретных родителей или даже самого ребенка. Не следует говорить о родителях, что они страшно согрешили, поэтому у них родился такой больной ребенок. Причина может быть как в общей падшести людей, так и в том, что накопилось в предыдущих поколениях этой семьи. И им эта болезнь дается как крест, в том числе и за усопших близких во искупление их грехов.

Я знаю семью одного благочестивейшего священника, служащего за границей, у которого в молодости родился ребенок с болезнью Дауна, и он через всю свою священническую жизнь нес этот крест и это попечение о нем как долг любви, хотя по-человечески это трагедия. Но для того, чтобы этот священник вырос в меру того дивного образа настоящего батюшки, каковым он является, это было, несомненно, попущение Божие, которое дано было потерпеть тому, кто смог такое вместить.

10. Детские страхи, отчего они?

От разных причин. По большей части, естественных, поэтому рассуждать об этом – дело психолога и педиатра. Но иногда бывает, что дети ощущают определенного рода духовное неблагополучие, которое есть в том или ином месте, в среде тех или иных людей. Объясняется это тем, что дети душой чище и открытее невидимому миру, чем мы. И то, к чему взрослые уже закоснели, не чувствуют этого, забывают, детьми ощущается как некая реальная сила, в том числе и отрицательная, демоническая. Скажем, дети тут же заболевают, оказываясь в доме людей заведомо грешных. Взрослым все нипочем, а детям плохо становится. Или ребенок не принимает какого-то родственника или друга семьи, который вроде бы всем своим видом свидетельствует ему свою расположенность и ничего для него плохого не делает. Но со временем выясняется, что не все так просто в отношении того человека. Кстати, дети очень часто, ничего, конечно же, не зная о том, что такое сексуальные меньшинства, отталкиваются от их представителей. Иными словами, есть нечто на уровне естества, что побуждает ребенка не принимать такого рода греховность.

11. Если ребенок с детства замкнут до предела, ни с кем не общается, надо ли прибегать к помощи медицины?

Одно дело, если необщительность ребенка – это просто черта характера, другое дело, если поставлен медицинский диагноз – аутизм, тогда нужно применять лекарства. Тут ведь вопрос принципиальный: в случае любого заболевания, даже психосоматического, в плане лечения необходимо сочетание врача телесного и врача духовного. Но, впрочем, в данном случае надо очень и очень трезво оценить, действительно ли речь идет о болезни.

12. В ситуации, когда родители узнают, что их сын или дочь страдают от наркомании или алкоголизма, нужно ли им обращаться к психиатру?

Наверное, тут могут быть очень разные выходы, но один из возможных – это сочетание помощи Церкви (если речь идет о церковном молодом человеке) с помощью православного врача. Мне представляется, что по отношению к наркоманам, бывшим или только борющимся со своей страстью, сотрудничество близких, священника и обязательно православного психиатра это союз желательный, если не необходимый.

13. Если у молодого человека после лечения от наркомании начал развиваться социальный аутизм, да еще в крайних формах, в таком случае тоже надо прибегать к врачам-психиатрам?

Конечно, нужно. Может быть, родители могли что-то сделать и до того, но теперь уже трудно рассуждать об этом. Задним умом всякий крепок. Однако то болезненное состояние, в котором молодой человек пребывает теперь в результате всех душепагубных экспериментов над собой, безусловно, должны выправлять и врачи.

14. Как себя вести родителям, если, что весьма типично для подобной ситуации, сын (дочь) не хочет идти к врачу и принимать лекарства?

Не вполне понятно, что при этом можно сделать, потому что он уже совершеннолетний и не считает себя связанным никакими обязательствами по отношению к большинству окружающих. Вот еще одно доказательство, насколько наркомания и алкоголизм опасны, даже если речь идет о последствиях для как бы вылечившихся людей.

15. Вообще в каких случаях неустроенности семейных отношений надо прибегать к психиатрической помощи?

В случае психиатрических болезней. Если в подтексте вопроса прочитывается опыт западной цивилизации, когда психиатр на секулярном уровне является заместителем исповедника для неверующих или не знающих Таинства исповеди христианских конфессий, то, конечно, это подмена, суррогат. И идти путем такой подмены было бы нежелательно. Господь дает нам достаточно сил с тем, чтобы с помощью Божией благодати и собственной ответственностью за жизнь решать подавляющее большинство жизненных проблем, которые нам попускаются. Другое дело, если у кого-то в семье недуг – шизофрения или какое-то другое, несомненно, психиатрическое заболевание. Тут, конечно, необходимо обращение к психиатрической помощи; и в таком случае неправомочно и даже дурно пытаться шизофрению лечить путем отчитки и изгнания бесов. Но неправомочно и другое: духовные проблемы, даже если они могут быть определены и в медицинских терминах – склонность к истерике, склонность к депрессивным состояниям, параноидальный синдром, – решать с помощью психиатрии, неважно: с помощью таблеток или иных методов психотерапевтического воздействия.

16. Почему не допускается заочное отчитывание, если, к примеру, дальний родственник или знакомый пребывает в безумном состоянии, а о Церкви и слышать не хочет?

Чин отчитки подразумевает личное участие человека, одержимого духами злобы поднебесными. Другое дело, что бывает, что путают отчитку как таковую с разного рода чинопоследованиями молебнов и иных чинов церковных, в которых испрашивается освобождение человека от страстей, от недугов, от пьянства, еще что-то. И тут, конечно же, допустима молитва и в отсутствие самого человека, и вопреки воле его близких. И даже, если он говорит: не молитесь за меня, безумием было бы руководствоваться этими его словами. В данном случае объективное знание того блага, которое может принести личная, а в особенности церковная, молитва тому, о ком молятся, выше его собственного запрещения или запрещения его близких.

17. Сейчас среди православных бытует очень много чудовищных суеверий, вплоть до того, к примеру, что христианину нельзя делать переливание крови, если она от мусульманина.

Мусульмане при всех их вероучительных заблуждениях – чада Отца нашего Небесного, наши братья и сестры, в том смысле, что мы все потомки Адама и Евы. Они также несут в себе, хоть и замутненные лжеучениями Мухаммеда, образ и подобие Божие. И считать, что кровь их настолько нехороша, что данная человеком жертвенно, для помощи другому, не может быть употреблена, – дикое суеверие. Осознанно же от любого переливания крови отказываются только сектанты-иеговисты, неверно толкуя некоторые слова Священного Писания.

18. Некоторые священники советуют своим духовным чадам подавать за болящих по семь сорокоустов в разные монастыри одновременно. Какой в этом заложен смысл?

Сорокоуст – это литургическое поминовение человека на каждой Божественной литургии в течение определенного периода времени – месяц, сорок дней, год. И, конечно же, такого рода поминовение имеет великую силу, потому что Евхаристия, Бескровная Жертва – это высшее из поминовений и предстояний, которые совершаются в Церкви. Выше молебнов, выше иных каких-то особых богослужебных молитв. Однако понимая это, мы должны понимать и то, что литургия, совершаемая на каждом отдельном престоле, в храме, в приходе, в монастыре, в кафедральном соборе, – это одна и та же литургия, которая служится во всей Вселенской Церкви. И в этом смысле семь литургий, параллельно заказанных в разных монастырях и в разных приходах, не могут в Жертве Христовой ничего увеличить. Точно так же, как если бы мы написали десять записок в одном храме с одним именем и подали бы их на одну службу, это не означало бы, что наше поминовение за данного человека будет в десять раз сильнее. Если же последовательно, по окончании одного сорокоуста или по окончании одного поминовения, вновь подавать его, с тем чтобы череда церковного предстояния за того, о ком мы просим, о ком молимся, не прерывалась, то это, безусловно, дело доброе. И всегда у православных такой благочестивый обычай был, чтобы за человека не только его близкие, но и вся Церковь постоянно молилась, в особенности в период чрезвычайных обстоятельств.

Безусловно, из этого не следует, что необходимо отказываться от подачи поминовений при посещении святых мест и монастырей только из-за того, что где-то за этих же людей оно уже совершается. Потому что благоговея перед тем или иным угодником Божиим, перед той или иной святыней, перед чудотворной иконой Спасителя или Божией Матери и заказывая поминовение о наших близких не из суеверного желания, чтобы от чисто количественного умножения наших прошений возникло новое качество, а по любви и по доверию к этому святому, другу Божию как предстателю за всех прибегающих к нему, конечно, такого рода поминовение по мере нашей веры принесет им пользу. И разумеется, сказанное о том, что надо избегать количественного подхода, не означает, что нужно идти путем умаления любви к святым или, в более широком смысле, к святыням и благоговения к ним. То есть то, что литургия, совершаемая на каждом престоле, есть литургия всей Вселенской Церкви, не отменяет того, что святые в храмах, посвященных им, или связанные с этими местами своей жизнью, имеют здесь сугубое предстательство и осуществляют попечения и о тех, кто тут подвизается, и о тех, кто тут молится. Святой преподобный Сергий Радонежский обещал молитвенно во все времена быть неотступно с братией основанной им обители. И мы верим, молясь перед его мощами или на литургии в Троице-Сергиевой Лавре, что он молится здесь с нами сугубо, и по сравнению с другими местами это особо ощутительно.

Преподобный Иоанн Дамаскин в "Точном изложении православной веры", говорит, что Бог – "везде сый и вся исполняяй", тем не менее на земле есть места особого присутствия Божия – и прежде всего это храмы. Так и в данном случае: хотя, конечно же, святой достигает своим предстательством любую точку на земле, но храм, ему посвященный, место его подвига есть место его особого присутствия и попечения. Поэтому самое важное при поминовении ближних – не смутиться душой, ведь то, что исходит от любви и от благоговения, не может принести вреда.

19. Нужно ли в случае серьезной болезни ребенка или тяжелых жизненных обстоятельств отцу и матери молиться вместе?

Конечно, добро молиться вместе. И в данном случае нужно не только отцу и матери, но и прочим членам семьи, если таковые есть, вместе молиться о том, кому сейчас труднее всего, кто сейчас в недуге или в тех или иных тяжелых жизненных обстоятельствах. На то и семья, чтобы быть вместе и быть рядом с тем, кому плохо.

20. Что означает "молитва по соглашению", в каких случаях нужно к ней прибегать?

Что такое "молитва по соглашению", явствует из самого ее названия. Это совместное исполнение того или иного молитвенного правила несколькими православными людьми, которые соглашаются исполнять его ответственно и серьезно на протяжении какого-то срока. "Молитва по соглашению" есть прямое исполнение слов Спасителя: "…Если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного, ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них" (Мф. 18, 19–20) . Итак, основа такого молитвенного делания – евангельская. Но для того, чтобы во всем этом не было элемента своеволия и самохотения – мол, мало мне моего обычного правила, утренних и вечерних молитв, хочу как-то особенно помолиться, – а было чистое желание предстояния души пред Богом и объединения в молитве с другими людьми, то в данном случае необходимо взять благословение у священника, который может сказать, полезно тебе участвовать в этом или сейчас нет, так как ты можешь возгордиться, начать ощущать себя каким-то особенным, и поэтому пока лучше тебе еще до таких вещей дорастать.

Чаще всего "молитвой по соглашению" является чтение Псалтири, когда десять, пятнадцать, двадцать, тридцать человек начинают читать Псалтирь каждый со своей кафизмы, в конце которой присоединяют поминовение как всех участвующих в этом молитвенном делании, так и тех близких, кто находится в списке, составленном изначально молящимися. А назавтра читавший первую кафизму читает вторую; читавший вторую читает третью и т. д. Так что каждый день по кругу всеми прочитывается вся Псалтирь.

"Молитвой по соглашению" может быть чтение того или иного канона – Иисусу Сладчайшему, Пресвятой Богородице или перед Ее иконой "Неупиваемая Чаша" или другого какого-либо канона, который читается целиком и неизменно, и тоже с добавлением в конце имен тех, о ком их близкие хотят вместе помолиться.

Бывает и иной вид "молитвы по соглашению", когда, скажем, друзья, родные или просто члены прихода, видя, что какого-то человека тяжелые искушения одолевают или он попал в беду, берутся его вымаливать, вместе предстоять за него пред Господом. В любом случае все это дело доброе и очень организующее, приучающее к ответственности за молитву. Ты можешь собственное молитвенное правило сократить, но когда знаешь, что если не прочитаешь свою кафизму, то из-за тебя сегодня вся Псалтирь не будет вместе прочитана, страшно становится и приподнимешь себя от одра сонного и поставишь на молитвенное чтение.

21. Как нужно сугубо молиться о болящих?

Формы этой молитвы могут быть многоразличны: необязательно акафист, есть каноны о болящих, есть молебное пение, есть призывание Божией Матери в различных скорбях и обстояниях, есть призывание святых угодников, которых мы знаем как целителей и помощников наших в душевных и телесных скорбях. Образ молитвы может быть многообразен, но очевидно, что она не может не родиться в сердце церковного человека.

22. Если твой тяжело заболевший близкий отказывается ложиться в больницу, надо ли жестко на этом настаивать?

Это очень зависит от меры духовного возраста человека. Приснопамятному Святейшему Патриарху Пимену врачи сказали, что или он срочно ложится на тяжелую операцию, или ему предстоит скорая и очень мучительная смерть. Он решительно отказался от этой операции, вручая себя в руки Божии. Мы знаем, что Господь дал ему после этого еще около двух лет жизни, дал дожить до великого юбилея 1000-летия Крещения Руси и тем самым вступить даже в своей земной жизни в новую эпоху церковного бытия. Но для этого нужно быть человеком столь глубокой духовной и молитвенной жизни, как патриарх Пимен. А бывает, что человек отказывается от лечения болезни, напротив, не по вере, а по малодушию. Ему не хочется думать о болезни, так как поначалу еще не очень тяжело. И вместо того, чтобы вручить себя в руки врачей, он хочет какое-то время пожить в своей воле, чем-то успеть насладиться или, если выразиться деликатнее, утешиться, лишь бы только не думать о предстоящей болезни и возможном умирании. Конечно, это не благочестивое поведение. И такого внутреннего расположения в своем близком поощрять нельзя. Так что, как и во всем, здесь дело не в поступке как таковом, а во внутренних мотивах и духовных побуждениях, которые за ним стоят.

23. Нужно ли до последних сил терпеть боль? А если врачи дают наркотики как обезболивающее?

Конечно, анальгетические и в какой-то мере наркотические средства нужно применять, ведь не всякую физическую боль обычный человек может вытерпеть. Если есть возможность облегчить страдания больного, нужно их облегчить, только не до такой степени, чтобы сознание уходило от него и чтобы не было погружения в такое состояние, когда психическая и духовная адекватность утрачиваются. Тут надо придерживаться общего принципа: раз медицина, как любая наука, дана нам от Бога, значит, разумно прибегать к ее действенной помощи. И выбор, как всегда, за самим человеком: и один, сломавший ногу, по ложному смирению, откажется идти к врачу, пока нога не загниет, а другой без ропота и с покорностью к Промыслу Божию начнет лечиться.

24. Но можно ли, чтобы больной принимал успокаивающие лекарства и транквилизаторы?

Об этом лучше спрашивать того, кто способен по поводу каждого конкретного лекарства дать конкретный ответ. Потому что нельзя сказать вообще о транквилизаторах или успокаивающих, опять же здесь дело – в разумной мере. Но, думается, неполезно держать человека в таком состоянии, когда он приходит в себя только для того, чтобы проглотить пару ложек бульона и не имеет возможности никак духовно реагировать на действительность. С другой стороны, разве можно вовсе отказать ему в лекарственных средствах, которые дали бы возможность передохнуть от боли и как-то оценить свое состояние, хотя бы для того, чтобы сосредоточиться на памятовании о собственных грехах и успеть поисповедаться и причаститься, не страшась того, что через секунду снова наступит страшный болевой шок? Поэтому дело опять-таки скорее не в препарате как таковом, а в мере и цели его применения. То же касается и наркотиков.

25. Как помочь своим престарелым родителям или дедушкам и бабушкам избежать страха смерти?

Самое большое, что могут сделать верующие члены семьи для своих старших невоцерковленных родных и близких, это привести их в ограду церковную к покаянию. Потому что ну какой же смысл в том, чтобы уберечь их от страха смерти, если его отсутствие будет вести и к отсутствию мысли о вечности? Ведь страх смерти промыслительно попущен Творцом, ибо она чужда нашей природе и вошла в нее только через грехопадение как его следствие. И неприятие ее душой, всем естеством своим, является для человека мощнейшим побуждением задуматься о собственной конечности и о пути к спасению. И в этом смысле, когда при той или иной тяжелой болезни, диагноз которой известен близким, но старательно скрывается от того, кто почти неизбежно вскоре покинет земной мир, такую позицию для христианина нельзя считать оправданной. Ибо человек может так и дойти до своего жизненного предела, пребывая в перманентной иллюзии все нового выздоровления, все новой медицинской помощи, обеспечивающей ему еще столько-то времени жизни такой же, какой он жил прежде, и за всем этим можно не успеть душу свою никак для вечности подготовить. Да, конечно, есть и другого рода опасность, когда человек, осознав неминуемое приближение смерти, проходит через состояние уныния и отчаяния. Но лучше такой кризис, чем прохладножительное доживание своей старости. Что же касается родных и близких, то лучше всего в этот момент не оставлять больного, не уходить от него – мол, мы тебе сказали, и теперь ты сам справляйся, как можешь, – а быть рядом. Но их долг – поставить его перед фактом нашей земной конечности, от которого все мы хотим спрятаться. И во многих и многих случаях это осознание близости конца меняет человека и даже самых закоренелых безбожников и атеистов приводит к покаянию и к тому, что они приближаются к ограде Церкви. По крайней мере, мы должны им такую возможность дать.

Если же говорить в более широком смысле, то для христианина старость – это и великая, и достойная пора жизни. Не случайно, слова "старик" и "старец" – однокоренные. И как правило, духовная умудренность, за редчайшими исключениями, подразумевает и немалый жизненный путь. Пора мудрости – это пора, когда за всевозрастающей физической ограниченностью тем не менее открывается возможность для более глубокого, сосредоточенного, когда созерцательного, когда молитвенно-попечительного отношения к действительности, к близким. Это пора плодоношения человека, от которой не нужно бежать. И в этом смысле церковное, христианское отношение к старости антитетично современному светскому отношению, которое стремится вычеркнуть ее как важнейшее время человеческой жизни, то есть лукаво продлить видимость молодости до невозможного предела, вплоть до самого конечного. Но это все ложь, перечеркивающая слова псалмопевца Давида о той поре человеческого существования, в конце которой труд и болезнь, но которая почти для решительного большинства из нас подразумевает возможность искупления чего-то в нашей жизни, за что нам лучше здесь потерпеть, чем там, в вечности. Поэтому будем подводить наших близких к правильному отношению к старости и побуждать их с благодарностью ее принимать и радоваться этим годам жизни.

26. А чем это можно объяснить, если человек испытывает настоящий ужас при одном упоминании о смерти, никогда не ходит на похороны и даже на кладбище к своим родителям?

Могу сказать только одно: невроз, связанный со страхом смерти, это неизбежное следствие атеизма. Для человека неверующего действительно существуют две возможности: одна – не думать о неизбежном конце, забываясь водкой или привычным просиживанием у телевизора, вторая – панически его бояться. Ну а как не бояться? Мы все пели и плясали, а теперь нужно за это расплачиваться. Никуда от этого не денешься! Вот безбожие и формирует в человеке только такое отношение к смерти. И в некоторых случаях оно принимает столь крайние формы.

И я не знаю другого выхода, кроме того, чтобы человек, страдающий подобного рода неврозами, хотя бы на пороге своего земного бытия вошел в ограду Церкви. Только тогда они могут быть преодолены. Все иное – суррогаты, которыми западноевропейская цивилизация, при всех нынешних экономических возможностях, предлагает страждущим обманываться. Или, как американские старички, путешествовать по миру и умереть, к примеру, в Японии. Или сдавать клетки своих органов, чтобы кто-то когда-то из них что-то клонировал – на случай, если вдруг из этого что-то получится. Или бороться со страхом смерти путем замораживания своего тела, чтобы его вернули к жизни в 2900 году. По сути дела, это еще безнадежнее, чем мумификация египетских фараонов: те верили, что если из них мумию сделают, то боги воскресят их в последний день. Правда, боги в их представлении были весьма относительной мощности, раз для воскрешения человека необходимо было как следует его телесный состав сохранить. Но зато воскрешение души имелось в виду как обязательное. В наше же время за гробом предполагается только пустота. Поэтому весь мир, так или иначе, борется за продление человеческой жизни во что бы то ни стало. Однако приходит лишь к очередным, все более изощренным, суррогатам. Ведь кроме веры в невидимого Бога и в бессмертие души ничто человека не спасет, и людям воцерковленным тут другого совета не дашь: молитвой, благочестивой жизнью рядом, любовью, свидетельством о Православии, всем своим бытием подвигать наших близких к ограде Церкви. Все иное будет неправдой.

27. Нужно ли, несмотря ни на что, вселять больному надежду на выздоровление в том случае, если он панически боится окончательного медицинского приговора?

Скрывать от верующего человека его подлинное состояние неполезно, потому что он должен подготовиться к смерти, к умиранию, к встрече с вечностью. И хотя по немощам человеческого естества он тоже бывает склонен бежать от этих мыслей, но где же будет наша любовь, если, облегчая ему теперешнее психологическое состояние на неделю, на месяц, на полгода, мы рискуем его вхождением в вечность! Как можно сопоставить на чашах весов какой-то конечный срок земного бытия с бесконечным благобытием в Боге, которое стоит за порогом смерти? И если мы люди верующие, то для нас нет вопроса, какова цена того, что на одной чаше и что на другой.

С неверующим человеком сложнее, ибо знание о близкой смерти может привести к унынию и отчаянию, и поэтому подводить его к осознанию того, что он приблизился к концу своей жизни, нужно более деликатно. Но с нас спросится, если мы, уберегая человека от конечных выводов, в итоге лишим его возможности последнего кризиса своего земного существования, когда в этих страданиях душа его может открыться навстречу благодати Божией и он, как благоразумный разбойник, успеет сказать: "Помяни мя Господи, егда приидеши во Царствии Твоем" (Лк. 23, 42).

Я знаю об одной страшной кончине, когда к умирающему от рака человеку, крещеному, но по жизни неверующему, который уже был на пороге покаяния, пригласили экстрасенса, и он принес ему видимое облегчение, дав иллюзию, что с ним все будет хорошо. И в результате человек внезапно умер, полтора дня испытывая чудовищные боли, так что близкие уже не успели ни священника привести, ни как-то сами ему помочь.

28. Православные молятся не только о том, чтобы у них не было внезапной смерти и чтобы было время к ней подготовиться, но и о непостыдной кончине, как говорится об этом в просительной ектенье на литургии. Объясните, что это означает?

Тут можно привести одну небезызвестную для всех цитату, что непостыдная кончина бывает тогда, когда умирающему не становится мучительно стыдно "за бесцельно прожитые годы". Но ведь это действительно так. Это такая кончина, к которой человек, покаянно оборачиваясь на прожитое, приходит, принося некий плод своей жизни Господу. Необязательно плод каких-то больших внешних дел, то что называется – достижений. Не все праведники умирают, видя торжество правды Божией или некоторых своих начинаний. Но при непостыдной кончине совесть человека, очищенная покаянием, согласна с волей Божией. А при непостыдной, мирной кончине человеку дается возможность окончательно примириться с Богом, со своей совестью, с окружающими людьми и отойти от земного бытия, не оставляя здесь по отношению к ним неразрешенных долгов, непрощенных обид, непринесенного покаяния.

Во многих молитвословиях мы просим избавить нас от напрасной, то есть внезапной, смерти, к которой христианин не успевает достодолжным образом подготовиться. Мы молимся, чтобы перед самой кончиной мы бы успели сознательно и глубоко исповедаться, приобщиться Святых Христовых Таин, чтобы мы успели остановиться, оглянуться назад и хотя бы в глубине души вздохнули о том грехе, который мы уже не сумеем исправить, но сумеем окончательно осудить в себе перед концом своего земного бытия. Однако если Господь Промыслом Своим определяет нам болезнь и скорбь как некую конечную часть нашего земного пути, то хотя бы в этом приятии воли Божией о себе мы должны явить себя христианами.

Святитель Иоанн Златоуст говорит о трех возможных путях спасения:
– о пути без греха, который практически для нас закрыт;
– о пути покаяния, омывающего собственные грехи, что мы тоже редко умеем делать в должной мере;
– о пути смирения и приятия – без ропота – воли Божией, через скорби или страдания нам открывающейся, и чаще всего такой путь, в том числе и перед концом жизни, является наиболее удобоспасительным для каждого из нас.

29. Предсмертная болезнь для человека – это время не только телесной, но и духовной слабости или, напротив, время духовного возрастания?

Мы никоим образом не должны рассматривать болезнь и немощи перед смертью как слабость того или иного человека. Сами по себе болезненность, страдательность, смерть как таковая – все это, безусловно, следствия грехопадения. Но это касается всего человеческого рода, а каждый конкретный человек перед концом своей жизни проходит путь, который определяется Промыслом Божиим, исходящим из того, что в данном случае для него спасительнее и полезнее. Бывают болезни и страдания праведников, которые помогают возрасти им в высшую меру праведности. Скажем, преподобный старец Амвросий Оптинский был предельно слабым по физическому естеству и болел большую часть своей жизни, так что многие и многие годы не мог совершать того, к чему душа его всегда стремилась и что так питает подавляющее большинство священнослужителей. Он не мог сам совершать Божественную литургию, хотя был иеромонахом. Но теперь-то понятно, какой в этом был Промысел Божий, дабы неся свой крест страданий, преподобный Амвросий вышел навстречу всем страждущим и стал тем, кем мы почитаем его, – всероссийским старцем, великим помощником людям в их скорбях и недоумениях.

То же самое относится и к простым людям, отнюдь не столь великим в святости. Одному перед концом земной жизни болезни посылаются для его вящего укрепления, другому – для того, чтобы он отстал от тех или иных страстей и привычек, хотя бы ближе к концу земного пути, третьему – во искупление того недоброго и греховного, что было им совершено в своей жизни. Но кому, как, за что и в какой мере посылаются болезни – это тайна Промысла Божия, которая может открыться только душе самого человека, внимательного к своей духовной жизни. Судить же о том или ином из окружающих нас людей, признавая, что болезнь или особо тяжелое умирание достались ему по его грехам, неблагочестиво и неблагоразумно.

30. Верно ли, что смертельная болезнь учит не только самого человека, но и его близких, тех, кто рядом с ним?

Да. Ведь предваряющее смерть время умирания, как правило, проявляет то, что действительно есть в отношениях людей друг с другом. Не то, что они изображают или, если сказать жестче, не то, во что они играются, и не то, какими им эти отношения хотелось бы видеть для самих себя и представлять для других. Близкая смерть обнажает эти отношения такими, какие они на самом деле. И страдание, и умирание близкого человека отнюдь не всегда облагораживают его окружающих. Как раз именно в этот период проявляется подлинная мера внутреннего приятия или неприятия друг друга. Если за всем стоят истинные сердечные чувства, то какие-то недорешенности, шероховатости, вторичные упреки, взаимные обиды уходят. А если нет любви друг к другу, то, напротив, быстро слетают вежливость, комплиментарность, внутрисемейная политкорректность, и практически уже не скрывается, что от больного и умирающего устают, им тяготятся, общения с ним избегают и с какого-то момента начинают со стыдом, не сознаваясь себе в этом, желать ему скорейшей смерти, то есть по сути освобождения от такой жизненной ситуации. Так что в любом случае и для тех, кто рядом с умирающим, этот личный опыт очень важен.

31. Можно ли считать, что это христианское упование, если человек, приблизившись к порогу смерти и осознав, что он большой грешник, искренне раскаялся и теперь желает ради спасения своей души пострадать и просит, чтобы Бог послал ему тяжкие испытания?

Желать пострадать – это великое дерзновение, и просить об этом в молитве может только человек, уже достигший очень больших высот духовной жизни. Но принимать с миром в душе то, что Господь Сам посылает, а не роптать и не отказываться от данного тебе креста – это доступно и для тех, кто не является примером такого высокого духовного полета.

32. В любом случае неоправданно желание внезапной смерти? Даже если человек жаждет ее скорее не из-за страданий и мучений, посылаемых ему по Промыслу Божию в последний период его жизни, а от стыда предстать перед близкими во всем своем телесном ужасе и некрасоте умирания?

Но стыдиться своей телесной немощи, наверное, можно до тех пор, пока человек не узнает, что ему это предстоит, пока действительно не начинаются предсмертные страдания. По своему священническому опыту мне пришлось видеть не одного человека, находящегося в таком тяжелом состоянии перед смертью, что он уже не может думать о том, как выглядит, каким его увидят. Когда смерть по-настоящему наступает, тут уж не до того становится.

33. Есть люди, которые серьезно говорят о разумности эвтаназии и хотят сами к ней прибегнуть не только ради облегчения собственных предсмертных страданий, но чтобы не обременять ими своих близких. Как можно переубедить их?

Если мы своих близких действительно любим, то стремимся, и это свойственно любви, к тому, чтобы она была взаимной. Господь любит нас и от нас ждет любви, мы любим Бога и знаем, что мы Творцом нашим любимы. Также и покаянное осознание того, что в нынешних своих немощах мы являемся обузой для любимых и любящих близких, не должно побуждать нас к такому страшному, самоубийственному шагу. Мы должны благодарить Бога за то, что нам еще дается время испросить прощения за все неправды, бывшие в нашей жизни, за всю нашу вину перед близкими. Но памятование о своих грехах не должно простираться далее этого покаянного осознания. Ибо, помимо людей, есть Бог, Который над нами.

Безусловно, в пределах атеистического мировоззрения человек, вроде бы позитивно относящийся к другому человеку, в том числе и к своим ближним, может прийти к разумной для своего понимания необходимости эвтаназии. Но тем и отличается христианин, живущий с перспективой вечности, от того, для кого за порогом жизни в сорок, пятьдесят, семьдесят, восемьдесят лет нет ничего.

Как известно, Церковью эвтаназия не приемлется, так как, в конечном счете, за ней стоит отказ от крестоношения, каким бы тяжелым при той или иной болезни он ни казался. Христиане веруют, что скорби, в том числе и от физических недугов, неизлечимых болезней, не могут быть без Божьего попущения. Не всегда прямо за грехи – не надо делать такого лобового вывода. Не всегда в очевидном сопряжении с какими-то фактами или событиями в жизни человека. Хотя, объективно говоря, часто – как раз именно за грехи и именно в таком сопряжении. Но в любом случае все случается не без воли Божией. И если мы люди верующие, то знаем, что меру того, что человек может понести, Господь никогда не превысит. И, Бог весть, не окажется ли это несение скорби и боли в последние месяцы, недели, дни жизни тем искупительным крестом, приведшим далекого от Церкви человека к покаянию, к Богу, к глубине собственной души. А для человека, глубокого и серьезно верующего, не окажется ли эта смертельная болезнь дорогой к высшему призванию, быть может, даже к неведомой миру, но явной Богу, святости. Здесь нельзя рассуждать только по-мирски, применять лишь человеческие критерии и вовсе забывать о вечности.

Но как нам все-таки вести себя с нашими близкими, серьезно размышляющими об эвтаназии? Наверное, главное, что мы можем – это помочь им воспринять конец их земного пути не как бессмысленную муку, от которой хочется скорее погрузиться в темное небытие, где уже ничего, никого и никогда не будет, а как завершение их жизненного пути, который нужно пройти до конца достойно, не смалодушествовав, не струсив, не убежав. Ведь не случайно идея эвтаназии появилась в то время, когда конечной целью бытия человека объявлена комфортность его существования, не важно – материального или душевно-интеллектуального. Именно тогда, когда еды много, жилье удобное, обезболивающее под рукой, методика омоложения делает из семидесятилетней старухи двадцатипятилетнюю девочку, и когда хочется и смерть представить некоей виртуальной картинкой, чтобы можно было нажать кнопку и сказать программе: "Все! Стоп!" Но человек – не компьютер, и жизнь – не "Матрица", и перезагрузка здесь не предусмотрена.

34. Известно, что на случай затяжной и тяжелой болезни близкого тебе человека существует молитва не о выздоровлении, а о его скорейшем переходе в мир иной и избавлении от страданий. Но разве можно при этом продолжать общаться с ним как ни в чем не бывало? О чем можно в такой ситуации вообще говорить?

Ну тут ведь не продиктуешь конкретных слов. Я лучше отошлю к тому, кто очень глубоко об этом писал, к приснопамятному митрополиту Антонию Сурожскому и к его книге "Жизнь, болезнь, смерть". Могу лишь добавить, что очень важно перед лицом смерти близкого тебе человека стараться избегать фальши, неискреннего общения, будто приклеенных к губам улыбок: "ты сегодня лучше выглядишь", "вот смотри какой молодец – поел бульона на три ложки больше, чем вчера", "ну мы еще с тобой на рыбалку съездим" и т.п. Не надо даже на словах отгораживаться от того, что действительно происходит с человеком, которого мы любим, и дальше Господь подскажет, как себя вести. А иначе можно выстроить некую псевдоутешительную, ласкательную, вежливую конструкцию с цветочками, апельсинами, видеопленками, ласковыми словами и убеганием от сути происходящего, лишь бы только ни о чем серьезном и страшном не говорить, и все это будет неправдой. Но пожалуй, я могу сказать только то, чего в такой ситуации не надо делать. А что делать? Нужно молиться, и Господь вразумит.

И действительно, есть такой специальный молебный чин, его читают над болящим, который долго страждет и душа которого никак не может разрешиться от тела. Но к этому чину можно прибегать только в случае крайне тяжелого умирания нашего близкого. Что же касается общения с ним, то наша молитва никоим образом не должна его искажать, ведь мы просим у Господа облегчения участи любимого человека.

35. Есть какие-то специальные молитвы, когда ты видишь, что смерть родного тебе человека вот-вот наступит?

Есть церковное молитвословие, которое называется "Последование при исходе души от тела". Когда мы видим, что начинается предсмертная агония, то самое большее, что мы можем сделать для человека, кончающего свой жизненный путь, в эти последние часы или минуты земного бытия не оставить духовно его одного. Хорошо бы позаботиться, если есть такая возможность, чтобы хоть какую-то часть этого времени священник, с которым он общался ранее и который мог бы его пособоровать, присутствовал у постели больного. Или, по крайней мере, хорошо бы дать знать в приходе, куда он ходил, чтобы его поминали и на литургии, и в личных молитвах. И главное – самим молитвенно неотступно сопутствовать и сопребывать умирающему. А после его кончины следует прочитать "Последование по разлучении души от тела" и затем по совершении всех необходимых внешних действий по отношению к усопшему читать Псалтирь по новопреставленному.

36. Что означает Таинство Соборования?

В прежние века Соборование, или по-другому – Елеосвящение, совершалось только перед концом земной жизни человека, когда он уже готовился умирать (достаточно вспомнить хотя бы тургеневских "Отцов и детей"). И это было в прямом несоответствии с Таинством, о котором говорит святой апостол Иаков в своем Послании: "Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему" (Иак. 5, 14–15). Из его слов следует, что Соборование – это Таинство, которое подается болящему через церковных пресвитеров и в котором ему по вере Церкви даруется облегчение душевных и телесных недугов, а иногда, согласно Промыслу Божию, и полное освобождение от них. Кроме того, как говорит учение святой Православной Церкви, в Таинстве Соборования нам дается отпущение забытых грехов, не утаенных сознательно по стыду или малодушию и лежащих на душе грузом, но которые мы действительно забыли исповедать, хотя они наложили на нее рубцы и незажившие язвы. И их – по милости и благодати Божией – в этом Таинстве изглаживает Господь. И как же православному человеку не обращаться к Соборованию, имея телесные недуги и душевные нестроения?

37. Что означает чин отпевания?

Прежде всего надо помнить, что отпевание не есть церковно-педагогическое утешение родственникам усопшего. Да, конечно, в самом чине отпевания есть слова, обращенные к нам, собравшимся у гроба человека, которого мы с любовью провожаем в мир иной. В этих словах Церковь призывает нас к тому, чтобы наша скорбь была христианской скорбью, сопряженной с упованием и надеждой на милосердие Божие. Однако главный смысл отпевания – это предстательство Церкви перед Господом за усопшего. Церковь сама свидетельствует о нем как о своем члене, как о чаде Божием, за которого она потому и молится, и верит, что эта молитва тщетной не останется.

38. Как молиться по усопшим?

Самое главное по отношению к нашим усопшим – проявлять неотступность и неуставаемость в молитве. Чтобы наша молитва, по сути дела, не была самоутешением в скорби по умершим на уровне эмоционального всплеска. В таких случаях бывает, что развивается чувство вины, а не покаяния. И здесь, конечно, очень важно продолжать нести труд молитвы и после того, как усопший перестает быть новопреставленным. Обычно по мере того, как долго мы живем, у нас изменяется соотношение наших помянников. У молодого или даже у зрелого человека помянник "О здравии" больше помянника "О упокоении". А когда мы подходим к тому возрасту жизни, когда можно сказать "преклонился есть день", то помянник "О упокоении" становится больше помянника "О здравии". И за тех, с кем мы здесь, на земле, уже расстались, кто уже там, мы должны неотступно пребывать в молитве. И это не просто наш долг любви, это еще и свидетельство того, что смерть для верующего человека – разлучение, а не вечное расставание.

Однако наша скорбь по усопшим не должна быть, как пишет апостол Павел, подобна скорби язычников, то есть не должна приводить нас к связанности происшедшим горем, как бы ни был нам дорог усопший человек – муж или жена, отец или мать, сын или дочь. Нельзя оставшийся путь земной жизни проводить в отчаянии от случившегося расставания. Нельзя попускать себе доживать жизнь в постоянных слезах и постоянном унынии, это тоже проявление маловерия. Тем более что этим мы никак не поможем тому, кого Господь прежде нас призвал из этой жизни.

39. Если ты виноват перед человеком, который умер, а ты не успел ни исправить свою вину, ни попросить прощения, то твоя молитва за усопшего может ему там как-то помочь?

Конечно, но эту молитву надо потом нести всю жизнь, чтобы растопить этот камень непрощенного и недоделанного. Самое главное – не свалить его с плеч и через какое-то время не сказать себе: "Ну вот, я уже достаточно молился или благотворил, или помогал его друзьям и потомкам и теперь могу считать себя теперь нравственно оправданным. И вся эта тягота для меня закончилась". В данной ситуации самым честным будет отнестись к такой молитве за усопшего как к своему пожизненному кресту. И тогда, как и всякая молитва, этот труд не сможет оказаться вовсе тщетным перед Богом.

40. Каким должен быть минимальный дневной объем прочтения кафизм из Псалтири в домашнем молитвенном чтении до сорокового дня после смерти близкого человека?

На этот вопрос невозможно ответить в общем порядке. Ответ должен даваться применительно к каждой конкретной жизненной ситуации, к каждому конкретному человеку, к его возможности или невозможности, как внешней физической, скажем, вычитать столько-то кафизм, так и духовной – прожить столько-то часов без уныния и отчаяния до того момента, пока вновь не откроются ему богодухновенные слова царя и псалмопевца Давида. Поэтому, безусловно, обо всем этом необходимо советоваться со своим духовником.

41. Каким образом, помимо молитвы, можно поминать усопших?

Помимо общецерковной, помимо келейной молитвы и чтения Псалтири по усопшим, можно в память о них благотворить. И это всегда было то доброе дело, которое совершали наши благочестивые предки, – раздавали деньги или еду для нищих, помогали больным и заключенным. Формы милосердия и благотворения широки и разнообразны. Главное, чтобы от нашей любви было больше милости для тех, о ком мы молимся.

42. В последнее время в отдельных церквах служатся не панихиды, а молебны мученику Уару за некрещеных усопших. Но что значит – молебны по усопшим?

Я не знаю такого древнецерковного обычая. То, что мученик Уар, как и некоторые иные святые, молился за усопших нехристиан и их молитва была действенна – это верно. То, что в богослужебных книгах есть некоторые косвенные упоминания об этом факте жития мученика Уара, тоже так. Но распространившийся ныне обычай – вместо панихиды или иного церковного поминовения усопших в качестве замены церковного богослужения прочитывать каноны или совершать молебные пения мученику Уару по душам умерших некрещеными – не имеет никакого основания в церковном Предании. И я не нахожу иного смысла в таком церковном чинопоследовании, кроме педагогически-утешительного для тех из нас, у кого есть усопшие некрещеные родственники.

До 90-х годов XX века такого богослужебного чина наша Церковь не знала, и вводящие его и расширительно толкующие Жития святых и церковное Предание, на мой взгляд, поступают несообразно православной вере. И по крайней мере, для того, чтобы вводить такого рода молебное чинопоследование в общецерковную практику, нужно решение высшей церковной власти. Однако такого решения не было, поэтому это новообразование входит в жизнь верующих христиан как бы явочным порядком. Но лично я не могу понять, что такое молебен за умершего, так как в Церкви испокон веков по усопшим, и только крещеным, служится панихида.

43. В своей домашней молитве можно ли поминать и своих умерших некрещеных близких, то есть брать на себя такой крест?

Думается, что молиться за некрещеных усопших, даже келейно, нужно с очень тщательным рассуждением и, по сути дела, при соблюдении двух главных условий. Во-первых, когда мы просто не можем не молиться, если речь идет о таком близком, родном и соединенном с нами человеке, что жить дальше с мыслью, что его ждет только дурная вечность во аде, невозможно. И тогда от столь глубокого расположения сердца и неотделимости себя от этого человека можно прийти к необходимости такой молитвы, но, безусловно, по совету с духовником и по его благословению.

И во-вторых, не нужно брать на себя самостоятельного решения о такой келейной личной молитве, когда речь идет о каком-то знакомом, о котором нас попросили помолиться. Надо помнить, что умершие некрещеными сами сделали свой окончательный выбор, и хотя мы не знаем их посмертной участи, все же не можем свое желание и свое благое к ним расположение ставить выше суда Божьего.

44. Почему Церковь раньше относилась к кремации отрицательно, а сейчас как бы и нет?

Нельзя сказать, что и сейчас мы одобряем кремацию как способ захоронения. Конечно, неизмеримо большей мерой уважения к телесному составу усопшего является погребение его во гробе – так, как это было принято на протяжении долгих веков христианской эры и как заповедано со времен Ветхого Завета. Мы знаем, что погребение Спасителя, Божией Матери, друга Христа Лазаря совершалось через приготовление телесного состава, облачение в особые погребальные одежды и положение во гроб. И такое отношение к телу усопшего, заповеданное еще Священным Писанием, должно бы сохранять и нам, православным христианам.

Мы знаем и верим, что Господь воскресит человека в последний день, соединит его душу с восстановленным и преображенным телесным составом, вне зависимости от того, в какой мере истления находилась его плоть. И те, кого съели дикие звери, и те, кто утонул в море, и просто погребенные – все будут восстановлены. Но одно дело, когда такая смерть попущена Промыслом Божиим как некое несчастье, а другое дело, когда мы сами проявляем такую меру непопечения о нашем усопшем по каким-то чисто эгоистическим побуждениям, связанным с недостаточной мерой любви к нему, к примеру, лишь потому, что так дешевле, проще, что есть место в крематории, а на кладбище гораздо дальше ехать... Разного рода "уважительные причины" всегда найдутся.

45. Как правильно, с церковной точки зрения, организовать поминки усопшего?

И в минувшие века заупокойная трапеза всегда сопровождала богослужение, будь то при кончине человека или при дне поминовения. Однако не нужно сопровождающее делать главным. Как сейчас иной раз бывает у людей малоцерковных – привезти покойника в храм ни денег, ни желания нет. Заказывают заочное отпевание, и это считается нормальным. Зато что-либо упустить в многоводочной и многовинной поминальной тризне считается непристойным и оскорбительным для памяти покойного. И уж здесь каждому предлагается еды и пития столько, сколько мало какой человек может в себя вместить. Понятно, что слова доброй памяти, произнесенные за столом, заупокойный бокал, поднятый с молитвой об усопшем, – дело доброе. А неумеренная пьянка на гробах есть прямой грех по отношению к памяти усопшего.

46. В последнее время очень усиливаются разного рода церковные суеверия вокруг похорон. Как к этому надо относиться?

Суеверий в Церкви нет. Суеверия есть у маловоцерковленных людей или у тех, кто о Церкви вспоминает только при отпевании. Сама же Церковь никак не одобряет, а в иных случаях и просто осуждает разного рода складывающиеся в последние десятилетия суеверия и обычаи, в том числе и связанные с погребением. Если посмотреть на них с точки зрения смысла церковных заупокойных последований и их соответствия церковному Преданию, то мы увидим, что не из христианского понимания смерти, не из того, что в храме совершается, никак нельзя извлечь ни странных обычаев поставления на поминальный стол стакана водки для усопшего, что есть прямое язычество; ни нелепого занавешивания зеркал, видимо, исходящего из того, что не то какого-то духа можно увидеть, не то еще чего-то перепугаться; ни непременного вкушения на могиле пасхальных яиц; ни иных подобного рода бессмысленных и в своем роде удивительных примет и суеверий. На кладбище с установленным над могилой крестом должна совершаться молитва за усопшего, а вовсе не вкушение еды и тем более не распитие спиртных напитков.

Но, пожалуй, самое недоброе, что сейчас сопровождает кончину человека и что широко распространено, – это смещение в сознании людей иерархии того, что они должны сделать по отношению к усопшему. У людей невоцерковленных считается, что главное, что нужно сделать (разумеется, кроме погребения), – это поминки, на которых должно быть много чего съесть и еще больше чего выпить. И что если этого не сотворить ради усопшего, то это чуть ли не какой-то тягчайший грех. Но при этом, чтобы все успеть ради таких поминок, можно предельно сократить отпевание, совершить его поскору в морге или больнице, торопить священника и говорить, что у нас на все про все лишь полчаса, или же вообще (что сегодня становится предельно недобрым обыкновением) не возить усопшего в храм, а совершить заочное отпевание, послав на него какого-то дальнего родственника, и прийти потом за землей и за разрешительной молитвой. Но заочное отпевание в церкви существует только для тех случаев, когда объективно невозможно отпеть усопшего: моряка, утонувшего в море, солдата, погибшего на войне и безвестно пропавшего, заключенного, умершего в тюрьме, или тех наших близких, которых невозможно привезти храм для отпевания из-за их безбожных атеистически настроенных родственников. Тогда да – лучше заочное отпевание, чем никакого. Во всех иных случаях усопший должен быть в храме, хотя бы в такую минуту его бытия.

47. Когда в Церкви не бывает дней поминовения усопших?

Отпеваний не полагается совершать в самый день праздника Пасхи и в день праздника Рождества Христова. В этих случаях отпевание переносится, ибо эти две вершины церковного года не подразумевают такого рода богослужение. Заупокойные поминовения не совершаются на Светлой неделе, в дни двунадесятых праздников, в периоды Святок – это дни церковного торжества, церковного ликования. То есть не служатся панихиды, не читаются возгласно подаваемые записки, но на проскомидии во время литургии, как и всегда, поминаются и живые и усопшие, и из служебной просфоры изымаются частицы. Но в эти дни этим евхаристическим поминовением ограничивается всякое заупокойное богослужение. И мудро, и сообразно с волей Божией поступит тот христианин, который не будет стараться своим внутренним устроением простираться далее разрешенного Церковью по отношению к близким. Об этом очень глубоко пишет священноисповедник епископ Афанасий (Сахаров), мать которого скончалась в пасхальные дни, и он не скоро смог первый раз помянуть ее на панихиде. Но все остальное он делал сообразно с церковным Уставом. И он пишет о том великом утешении, которое было у него на душе. Думается, и все мы должны также соотносить свое внутреннее расположение, даже свою скорбь с тем, что надлежит делать сообразно времени церковного года.

48. Если человек умер в день своего святого, это что-то значит?

По отношению к человеку, чтившему своего святого, который имел утешение умереть в день его памяти, мы должны воспринять это как милость Божию по молитвам святого угодника.

Мы говорим о том, что избранниками Божиими являются те верующие, кому Господь дает умереть в пасхальные или рождественские дни. И здесь дело не в мистике, а во вполне реалистическом церковном понимании, что человек скончался после того, как прошел путь многодневного поста, исповедался, причастился, и пред смертью мог вспомнить о тех четыредесятницах, которые были в его жизни до того. И потому Господь дает ему в радостные Пасхальные дни, укрепляющие нашу веру Воскресением Христовым, закончить земную жизнь. И это действительно милость Божия, избранничество Божие, то, о чем можно молиться и что у Бога себе вымаливать: "Господи, дай мне умереть, пройдя Великий пост, успев покаяться, вступив в радость Воскресения, и так закончить путь земной жизни". Но ведь нельзя сказать, что по самому факту умирания в дни Светлой седмицы любой человек, если он в церковь не ходил, не постился, не каялся, о Воскресении Христовом не думал, является избранником Божиим. Да нет же. Поэтому восприятие Церковью как милости Божией тех или иных урочных дней кончины имеет смысл лишь в том случае, если это связано с духовным обликом почившего человека, в любом ином случае совершенно не оправданно придавать какое-либо значение самому дню кончины.

49. Господь сказал апостолу Петру: "Что свяжешь на земле, то будет связано на небесах" (Мф. 16, 19), но если один из венчанных супругов, то есть "связанных" Церковью друг с другом, заслужил рай, а другой ад, то возможно ли их разделение после смерти, и если да, то не противоречит ли это евангельскому слову?

Слово "заслужил" неправильное, потому что у нас нет заслуг перед Богом. Человек в итоге может определить свой жизненный путь к вечности блаженной или к вечности дурной – пребыванию во аде. Но это не "заслуга". От этого слова мы должны всячески стремиться уходить. Это, во-первых. А во-вторых, мы знаем, что в блаженной вечности Бог будет "всяческое во всех" и что мы будем неведомым для нас сейчас образом соединены с Богом и в Боге со всеми остальными, кто этой блаженной вечности сподобился. И мы знаем, что в этом пребывании в вечной Божией любви не будет никакой неполноты и ущербности. Как? Отсюда не скажешь. Но Слово Божие ложным не бывает.

Слово

(хуже) 1 2 3 4 5 (лучше) 
 
06.08.08 11:44 by admin




Ваш комментарий к статье "Прот. Максим Козлов: Болезнь и смерть"
Имя*
(max. 40 символов):
Email:
Сообщение*
(max. 8000 символов, осталось ):
Оформление текста: [b]Жирный[/b] [i]Курсив[/i] [u]Подчёркнутый[/u]


Все категории :: Последние статьи