Статьи -> О Вере, Надежде и Любви -> Александр Оконишников: Бог и страдания Его детей |
|
|
|
|
| Александр Оконишников: Бог и страдания Его детей |
|
Во все века люди рассуждали о причинах страданий невинных детей. А в последнее время в России эта тема одна из самых заметных. И для этого более чем достаточно оснований
Все мы дети Адама и Евы За последние годы уровень рождаемости в России стал одним из самых низких в Европе (менее девяти младенцев на тысячу человек). Одновременно более чем на треть выросла смертность населения. Из 10 беременностей в России семь заканчиваются абортами. Дети с ранних лет страдают множеством болезней. Уже в 2001 году в России было 574 тысячи детей-инвалидов. За пять лет число детей с психическими нарушениями выросло почти на 17 процентов. В 2000 году в психоневрологических диспансерах наблюдались 717 тысяч детей и 238 тысяч подростков. Более 70 процентов школьников испытывают значительные трудности в усвоении учебной программы. В 2003 году итоги Всероссийской детской диспансеризации показали, что в городах только 34 процента детей практически здоровы. В селе эта цифра еще хуже — 29 процентов. Из 100 тысяч детей 761 стоит на учете как наркоман или алкоголик. «Близорукий неврастеник с язвой желудка» — такова медицинская характеристика большинства выпускников современной российской школы. Объясняя столь катастрофическую ситуацию, ученые исследуют генетические, психологические, экологические и другие факторы. А вот духовные факторы, духовный смысл болезней, как правило, остаются без внимания. Конечно, это очень болезненный аспект. Многих мучают вопросы: «За что Бог послал мне крест воспитывать ребенка-инвалида?», «Почему мой ребенок умер, а другие дети живы и здоровы?», «Разве я виноват в том, что мои дети часто болеют?». С православной точки зрения все мы — дети согрешивших Адама и Евы — являемся без вины виноватыми. Лично из нас никто в раю не согрешил, однако все мы причастны к первородному греху. Увы, греховные страсти не щадят никого, страсти наполняют наши души тьмой. Изначально мы были призваны к бессмертию, и не случайно первое библейское упоминание о недугах содержится только в третьей главе Книги Бытия. А потом в Священном Писании будет множество глубоких ответов на вопросы о причинах наших болезней. Одно из церковных преданий рассказывает о том, как Иисус Христос вместе с учениками увидел на дороге калеку, который от чрева матери своей не имел ног. «Почему он не может ходить? — спросили ученики. «Если бы он родился с ногами, то огнем и мечом прошел бы он всю землю», — ответил Иисус. Видимо, Бог пожалел остальных людей и, предвидя, что ребенок станет тираном, навсегда лишил его этой возможности. Да, Бог знает все наперед. По словам Николая Гоголя, Бог «всеми бичами несчастий поражает человека, но не оставляет его до самого конца его жизни». Многие гениальные люди страдали неизлечимыми недугами. Бетховен с детства отличался очень слабым здоровьем, а к середине жизни полностью оглох. Тем не менее это не мешало композитору до последних дней создавать гениальные произведения. Выдающийся английский физик Стивен Хокинг был слеп, глух и прикован к инвалидной коляске. Однако за свои открытия он удостоен Нобелевской премии. По cвоей безграничной любви Бог ищет человека, чтобы дать ему вечную жизнь, но даруется эта жизнь не без нашего участия. От свободы выбора и усилий воли человека зависит мера даров Божьих. Как ни трудно себе представить, но порой болезнь полезнее для спасения души, чем отменное здоровье! Очень часто телесное или душевное увечье становится крестом, благодаря которому человек входит в Царство Небесное. Опасная болезнь — собственная или болезнь ребенка — часто становится нравственным экзаменом, заставляющим переосмыслить жизнь. Православие учит, что болезнь — повод для самопроверки, интенсивной молитвы, углубления в себя, когда душа входит в качественно новое духовное состояние. Великий Гоголь писал: «Смиряюсь я всякую минуту и не нахожу слов, как благодарить небесного Промыслителя за мою болезнь. Принимайте же и вы покорно всякий недуг, веря вперед, что он нужен». Разумеется, ребенок еще не осознает смысл страданий. Но со временем количество этого страдания может как бы перейти в качество. Нередко болезнь послана для того чтобы ребенок вырос духовно зрелой и крепкой личностью. В исключительных случаях Промысел Божий забирает ребенка из этого мира, пока тот еще не успел слишком тяжко нагрешить. Вот история поэта декабриста Кондратия Рылеева.
Вымолить душегуба Мать известного поэта-декабриста Кондратия Рылеева рассказывала о том, как в таинственном сновидении Бог приоткрыл ей будущую жизнь ее родного сына. Этот рассказ был опубликован в «Историческом вестнике» за январь 1894 года. Когда ее мальчику исполнилось три года, он безнадежно заболел. Вероятнее всего, это был так называемый в те годы «истинный круп» (дифтерия гортани и трахеи). Созванные на консилиум врачи давали самый неутешительный прогноз: «Ребенок не проживет и до утра». Задыхаясь, он метался на постели, и уже не узнавал мать. «Радость, счастье и сокровище мое, неужели ты уйдешь от меня?.. Уйдешь!.. Нет, это невозможно!.. Разве могу я пережить тебя? — шептала мать, обливая слезами дорогие ей руки. — Разве нет спасения?». «В страшном отчаянии своем, — продолжала она рассказ, — упала я пред ликом Спасителя и Богородицы, освещенными мерцающим светом лампады, и жарко, горячо молилась о выздоровлении моего крошки. Молилась так, как никогда потом не могла сосредоточиться на молитве. Тогда я душу свою вложила в слова незаученного обращения к Господу… Не знаю, сколько времени длился мой молитвенный экстаз, помню только, что всем существом моим овладела какая-то непонятная, светлая радость, какое-то тихое чувство покоя… Меня точно что-то убаюкивало, навевая сон. Веки мои отяжелели, я едва поднялась с колен и, сев у кроватки больного, облокотилась на нее, тотчас же забылась легким сном. До сих пор не могу отдать себе отчета, был ли то сон, или я действительно услыхала… О! Как ясно услышала я чей-то незнакомый голос, но такой приятный, сладкозвучный голос, говорящий мне: — Опомнись, не моли Господа о выздоровлении… Он, Всеведущий, знает, зачем нужна теперь смерть ребенка… Из благости, из милосердия Своего хочет Он избежать для него и для тебя будущих страданий… Что, если я покажу тебе их?.. Неужели и тогда будешь ты все-таки молить о выздоровлении? — Да-да… Буду… Все, все отдам, приму какие угодно страдания, лишь бы он — счастье жизни моей — остался жив! — говорила я, с мольбой обращаясь в ту сторону, откуда слышался голос, и тщетно стараясь разглядеть, кому он может принадлежать. — Ну, так следуй за мной! И я, повинуясь чудному голосу, шла, сама не зная куда. Перед собой видела я только длинный ряд комнат. Первая из них по всей обстановке своей была та же самая, где теперь лежал мой умирающий ребенок. Но он уже не умирал. Не слышно было более свиста или как бы предсмертного хрипа, выходившего из горлышка. Нет, он тихо, сладко спал с легким румянцем на щечках, улыбаясь во сне. Я хотела подойти к кроватке его, но голос звал уже меня в другую комнату. Там — крепкий, сильный, резвый мальчик, он начинал уже учиться, кругом на столе лежали книжки, тетрадки. Затем постепенно видела я его юношей, затем взрослым, на службе. Но вот уже последняя комната. В ней сидело много совсем мне незнакомых лиц. Они оживленно совещались, спорили, шумели. Сын мой с видимым возбуждением говорил им о чем-то. Но тут снова слышу я голос, и в звуках его — как бы более грозные, резкие ноты: — Смотри, одумайся, безумная! Когда ты увидишь, что скрывается за этим занавесом, отделяющим последнюю комнату от других, будет уже поздно! Лучше покорись, не проси ребенку, теперь еще такому ангелу, не знающему житейского зла. Но я с криком: «Нет, нет, хочу, чтоб жил он!» — задыхаясь, спешила к занавесу. Тогда он медленно поднялся, и я увидела виселицу». В этот момент мать Кондратия Рылеева вскрикнула и очнулась. Она сразу же наклонилась к ребенку и — о чудо! — он спокойно и безмятежно спал. Болезненный свист в горле сменился ровным и тихим дыханием и, вскоре проснувшись, он протянул ручки к маме. Мать онемела и ничего не могла сообразить. Что это? Сон или вожделенная действительность. Сейчас все точно так же, как было показано во сне про первую комнату. Все еще не веря своим глазам, мать позвала няню и вместе с ней убедилась в чудесном исцелении приговоренного к смерти малыша. Мать вымолила его! «Время шло, — продолжала рассказ госпожа Рылеева, — а сон мой исполнялся с буквальной точностью во всех, даже мелких подробностях: и юность его, и, наконец, те тайные сборища… Когда сын знакомил меня с тем или иным своим другом или товарищем, я сразу узнавала в них лица, виденные мною в предпоследней комнате. Более не могу продолжать. Вы поймете… эта смерть… виселица… о Боже! Голос Рылеевой дрожал от волнения, ее душили слезы. Можно согласиться с автором книги «Почему страдают дети» К. Зориным, замечающим: «Подлинно не посмеет родная мать, горько оплакивающая погибшего сына, особенно в минуту безутешного горя, сказать какое-либо лживое слово. Да и саму госпожу Рылееву считали честной, правдивой женщиной». Конечно, родительская скорбь об умершем ребенке бездонна. Измерить всю ее глубину под силу только Богу, Который «отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную». «…Не знавший греха Он сделал для нас жертвою за грех, чтобы мы в Нем сделались праведными пред Богом». Верующий человек не вправе осуждать никого. Тем не менее грешно поступают те, кто от безмерной скорби по умершим детям доходят до отчаяния и даже до богохульства. Если же вернуться к рассказу матери Кондратия Рылеева, то как не вспомнить евангельские слова «по плодам их узнаете их». Искры, зажженные декабристами, в том числе, разумеется, Кондратием Рылеевым, постепенно разгорелись в пожар «мировой революции». Это пламя сожгло миллионы жизней. История показала, что и у истоков страшного советского тоталитарного режима тоже стояли декабристы. Справедливости ради следует сказать, что перед повешеньем Кондратий Рылеев многое осознал. Это видно из его предсмертного письма, написанного жене в день казни. Только в 1978 году письмо прозвучало в эфире радиостанции Би-Би-Си. Вот отрывок из этого письма: «Бог и Государь решили мою участь. Я должен умереть, и умереть смертью позорной. Да будет Его святая воля. Мой милый друг, предайся и ты воле Всемогущего, и Он утешит тебя. За душу мою молись Богу. Он услышит твои молитвы. Не ропщи на Него, ни на Государя. Это будет и безрассудно, и грешно. Нам не постигнуть судьбы Непостижимого. Я ни разу не возроптал во время моего заключения, и за то Дух Святой дивно утешает меня… О, милый друг, как спасительно быть христианином! Благодарю своего Создателя, что Он меня освятил, и я умираю во Христе…» Да, Господь принимает каждого, обратившегося к Нему с искренним покаянием. Предвидя будущее, Всевышний старается отвести беду заранее, даже ценой безвременной кончины. Конечно, это не означает, что каждый заболевший или умерший в детстве ребенок, непременно стал бы злодеем или просто нечестным человеком. Страдания детей могут иметь и другой духовный смысл.
Дети как ангелы Евангелист Иоанн рассказывает, как однажды Иисус Христос, выходя из Иерусалимского храма, «увидел человека, слепого от рождения. Ученики спросили у Него: «Равви! Кто согрешил, он или его родители, что родился слепым?» Иисус ответил: «Не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, что на нем явились дела Божии…». «И сказал Иисус: на суд пришел Я в мир сей, что невидящие видели, а видящие стали слепыми». Чудом своего исцеления прозревший человек прославил Бога, познал Его воплощенного Сына и последовал за Ним. Слова Спасителя очень ярко видны в судьбе знаменитой старицы Матроны Московской. Она родилась слепой, но вместо обычного зрения Господь открыл ее духовные очи. Она видела будущее, словно настоящее, и немало людей привела к Богу. Само ее рождение яркий пример того, что Церковь призывает нас не только нести крест бездетности, но также крест рождения и воспитания ребенка-инвалида. В наши дни немало случаев, когда родители отказываются от больных новорожденных, забывая, что нередко Бог устраивает так, что физические недостатки компенсирует развитие духовных сил и способностей. По милости Божьей слепорожденный Гомер воспел поход спартанцев против Трои. А вот родись поэт в самой Спарте, его бы непременно сбросили со скалы, как «неполноценного». Врожденная хромота не помешала великому античному полководцу Ганнибалу одержать множество побед. А вот потрясающая история Матроны Московской. В 1881 году в бедной крестьянской семье Никоновых ждали четвертого ребенка. И вдруг мать увидела вещий сон: будущая дочь явилась ей в виде белой птицы с человеческим лицом и закрытыми глазами и села на правую руку. Богобоязненная женщина приняла сон за знамение и отказалась от намерения отдать дитя в приют. Девочка родилась не просто слепой, а совсем без глаз, с плотно сомкнутыми веками. Впоследствии Церковь прославила ее в лике святых как блаженную Матрону Московскую. А случись эта история в наши дни, то специальные исследования дали бы беременной повод для аборта… Дети нередко принимают на себя подвиг мученичества ради поминовения всего мира. Как замечает православный врач К. Зорин, «они нередко несут крест вселен- ского значения. Бог не услаждается, не радуется их скорбям, но благодаря им взрослые еще имеют время на покаяние. К сожалению, из-за привычки не думать о своих грехах люди не чувствуют этого. Даже страдание невинного ребенка не всегда сокрушает черствое, эгоистичное сердце». Бывают дети-посланники. Они, словно не от мира сего, отмечены печатью свыше. Своей краткой жизнью и скоропостижной смертью они свидетельствуют о Боге. Их присутствие учит терпению и вере, приближает к Богу. Глядя на фото-графии таких детей, видишь в их глазах неизъяснимую глубину, внутренний свет и душевный мир. В народе про таких детей говорят: «У него лицо, как у ангела. Он долго жить не будет». А порой смерть посылается ребенку потому, что он уже до конца исполнил свое жизненное предназначение и достоин войти в Царство Небесное. Вспомните, как царь Ирод, желая уничтожить родившегося Иисуса Христа, велел убить 14 тысяч «младенцев в Вифлееме и во всех пределах его от двух лет и ниже». Все они были «телохранителями Господа» и теперь причислены к лику мучеников. А вот младенца Иоанна Предтечу, по особому откровению Божию, спрятала его мать Елисавета. Он «возрастал и укреплялся духом, и был в пустынях до дня явления своего Израилю». Его мученическая кончина настала через 30 лет, когда проповедью покаяния он приготовил людей к приходу Иисуса Христа. По мнению старца Паисия Афонского, маленькие дети подобны святым ангелам. Если они умирают, то идут прямо в рай, вымаливая своих родных и близких. «Отец и мать имеют духовную награду за этих ангелочков. И, напротив, когда ребенок несколько подрастет и выберет неправильный путь, тогда и родителям бывает вред». От посмертных мучений избавлены и некрещеные младенцы, умершие внутриутробно или в раннем детстве. Особенно, если мать исполняла предписания Православной Церкви и ничем не спровоцировала смерть плода. Сложись об- стоятельства благоприятнее, мать, безусловно, крестила бы своего ребенка. А ведь Господу угодны не только наши хорошие поступки, но и намерения. Бог примет душу усопшего, который нисколько не виновен в том, что его не приобщили к Церкви. Другое дело, что явной издевкой и надругательством над христианством является кощунственная «процедура» так называемого «крещения плода». Эту «услугу» (само собой, за деньги) предоставляет своим «клиентам» «Центр женского здоровья» в Канзасе (США). Центр предлагает женщинам прерывание беременности на поздних сроках. При желании эти женщины могут «крестить» своих нерожденных младенцев. Обряд называется «церемонией воспоминания».
Ваш ребенок болен — всмотритесь в себя Дети и родители имеют взаимные права и обязанности. Как сказано в Священном Писании, дети обязаны сердечно благодарить родителей за то, что «вскормлены в пеленах и заботах. С другой — Священное Писание призывает родителей заботиться о детях. В идеале ответственность родителей и почтительность детей должны идти рука об руку. И все-таки, справедливо ли, что невинные дети могут расплачиваться своим здоровьем и благополучием за грехи рода? Нередко скоропостижная смерть ребенка объясняется желанием родителей обладать им всецело, как бы взять его в собственность. Таких детей зачинают и воспитывают ради сугубо корыстных интересов, из эгоистических соображений. Понятно, что это чрезвычайно сильно вредит ребенку. И тогда Господь, предвидя утилитарные замыслы взрослых, заранее лишает их возможности их осуществить. Да, нередко дети рано отходят ко гробу именно потому, что родители недостойны их иметь. Степень такого «недостоинства» определяет Судия Небесный, знающий все сердечные тайны. К. Зорин приводит случай, о котором сообщали средства массовой информации. Одна женщина из Великобритании родила больного лейкемией ребенка. Вылечить его можно было только трансплантацией определенных тканей донора. Причем требовалось подобрать биологически совместимого донора. Несчастная женщина отправилась в Чикаго и с помощью искусственного оплодотворения зачала нового ребенка — младшего брата своего больного сына. Затем врачи использовали ткани эмбриона для лечения больного лейкемией. Мотивы матери понятны. Если было бы возможно, она, не сомневаясь, отдала собственный костный мозг ради спасения дитя. Мать хотела как лучше, но хорошо ли то, что она хотела? По-христиански ли покупать здоровье одного ребенка ценой жизни другого и превращать человека без его согласия в «строительный материал» для другого организма? Среди духовных причин болезней детей практики довольно часто сталкиваются с болью нашего времени — брошенными детьми. Поступок матери-кукушки буквально повергает детей в духовный шок. Не случайно, когда новорожденного приносят на кормление матери, ребенок улыбается, хорошо прибавляет в весе. Но едва происходит трагедия, дитя словно подменяют. Вид детей становится жалким, исполненным внутреннего трагизма. Дети очень остро чувствуют материнское предательство, внезапно постигшее их одиночество и безысходность. Не осознают, но именно ощущают. Наконец, есть такие связи родительских грехов и детских болезней, в которых могут разобраться только духовно опытные и прозорливые люди. Увы, наука не занимается этой областью. И здесь можно опираться исключительно на христианские источники. Скажем, по ветхозаветному пророчеству, жена Иуды Искариота, предавшего Христа, овдовеет, а дети осиротеют. Они станут нищими скитальцами, им никто не окажет милости. «…Будет потомство его на погибель, и да изгладится ими их в следующем роде». Второй библейский пример — история царя Давида. Он соблазнился красотой Вирсавии, жены своего военачальника Урии. Давид послал Урию на верную смерть, а потом склонил Вирсавию к замужеству. За убийство, прелюбодеяние и, главное, нераскаянность, Бог покарал Давида. Господь поразил дитя, которое родила жена Урии Давиду, и оно заболело. Давид горько каялся, присоединил к горячей молитве строгий пост. Царь надеялся, что Господь помилует его и дитя выживет. Однако ребенок все же скончался. Оправдались слова Писания: «Каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственной похотью же, зачав рождает грех, а сделанный грех рождает смерть». Нарушение родителями церковных правил крайне опасно не только для их душ, но и для здоровья их потомков. Однажды к преподобному Льву Оптинскому приехали родители психически больного ребенка. Старец разъяснил им, что эта болезнь — кара Господня за их невоздержание накануне больших церковных праздников. Преподобный Серафим Саровский предостерегал, что из-за несоблюдения чистоты супружеских отношений в посты и постные дни дети могут появляться на свет мертворожденными. Не случайно Православная Церковь не совершает венчание во время постов, масленицы и пасхальной седмицы, на святках, в дни перед двунадесятыми, храмовыми и великими праздниками, а также накануне среды, пятницы и воскресения в течение всего года. Вот еще пример взаимосвязи грехов родителей и болезней детей. На Святую Гору к старцу Паисию Святогорцу пришел мужчина, дочь которого тяжело болела раком. Старец сказал: «Я буду молиться, но и ты, как отец, должен принести какую-нибудь жертву. Бог быстро умилостивится от жертвенной любви». Отец спросил: «Чем же пожертвую, батюшка?». «Пожертвуй какой-нибудь одной своей страстью», — ответил старец. Тот, имея слабое представление о духовной жизни, отвечал: «Нет у меня никакой страсти». Старец спросил: «Сигареты куришь?» «Да», — ответил отец ребенка. «Брось курить по любви к дочери, и Бог сделает ее здоровой». Отец немедля бросил курить, и девочка постепенно начала поправляться. Скоро она выздоровела совершено, что подтвердили и врачи. Однако отец скоро забыл свое обещание и снова стал курить. У девочки опять обнаружили рак, ее состояние опять ухудшилось. Отец ребенка снова обратился к Святогорцу, но услышал нелицеприятное обличение: «Если ты, будучи отцом, не имеешь любочестия и не жертвуешь страстью, разрушающей твое тело, ради жизни ребенка, то и я не могу тебе ничем помочь».
На Бога надейся... Как известно, наше тело возникает путем слияния половых клеток родителей. Поэтому многие наши свойства и болезни являются наследственными. Но человеческая природа не исчерпывается телом. Наследуются и свойства души. А поскольку душа, нервно-психическая сфера, тесно связана с духом, то отчасти передаются и духовные свойства — нравственно положительные или отрицательные. Дети перенимают от родителей «образ благочестия». Святитель Филарет Московский напоминает о том, что Адам и Ева в разные периоды своей духовной жизни родили трех сыновей. Сразу после грехопадения и изгнания из рая, еще лелея надежду на скорое избавление, они рождают дерзкого Каина. Испытав тягость греха и трудности существования, они рождают кроткого Авеля. И наконец, после убийства одного сына другим смирившиеся праотцы с упованием на Бога производят на свет благочестивого Сифа. Опираясь на свой богатый пастырский и врачебный опыт, митрополит Антоний Сурожский утверждает: «Каждое поколение наследует от всех предыдущих (в частности, ребенок от своих родителей и ближайших предков) свойства ума, воли, телесные особенности, разрешенные и неразрешенные проблемы… Если родители в самих себе разрешили какую-то проблему, они передадут детям человечество более утонченное, освобожденное от этого «проклятого вопроса», употребляя слова Достоевского. Если они не сумеют его разрешить, следующее поколение рано или поздно с ним столкнется. Я встречал людей, которые говорили: «На меня находит то или другое искушение, во мне встает та или другая проблема, которые мне совершенно чужды. Откуда это?». По мысли о. Александра Ельчанинова, если супруги в разладе или отягощены конфликтом, то их ребенок, вероятно, будет отпрыском этого противоречия и углубит его. Святость и греховность накапливаются в череде поколений. Это вовсе не значит, что дети святых непременно попадут в рай, а потомки грешников будут вечно скованы пороками своих предков. По замечанию К. Зорина, это означает, что родители, одержимые какой-либо страстью, «заражают» своего ребенка склонностью к данной страсти. Однако Бог справедлив. Он взирает и на отправной пункт нашего духовного пути, и на наши личные усилия в работе над собой.
|
| |
| |
30.01.08 08:39 by admin |
Колесников Илья | 10.02.14 05:26 |
Интересно, спасибо. Посмотрел статьи автора, гуд | |
Ваш комментарий к статье "Александр Оконишников: Бог и страдания Его детей" |
| Оформление текста:
[b]Жирный[/b]
[i]Курсив[/i]
[u]Подчёркнутый[/u] |
Все категории :: Последние статьи
| |
|
|
|
|