Бога обмануть невозможно.
Этот мир с его духовными и материальными законами сотворили не мы с вами. Но
если законы материальные мы учитываем, хотя бы ради соблюдения собственной
безопасности, то законами духовными почему-то дерзко пренебрегаем. В результате
калечим собственные души и души наших детей.
С каждым годом совершается все больше страшных, бессмысленных преступлений,
отсылающих нас к таким глубинам человеческой души, что самая изощренная
психиатрия только разводит руками.
Мы живем в состоянии жесточайшей войны, в которую волей или неволей
вовлекается каждый. Это война ведется духами тьмы против людей, и самые жестокие
преступления, самые мерзкие пороки, о которых мы слышим все чаще, – это
проявление тайной, разрушительной работы бесов. И благодушие на этой войне
означает лишь скорую гибель.
Именно об этой войне говорит апостол Павел: «Наша брань не против крови и
плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века
сего, против духов злобы поднебесной» (Еф. 6: 12).
Верим мы в это или нет, но диавол действительно ходит как «лев рыкающий»,
ища, кого поглотить. Человекоубийца искони, он ненавидит человека за то, что тот
сотворен по образу и подобию Божиему и, несмотря на самые чудовищные падения,
покаянием может обрести утраченную благодать. Эта возможность покаяния,
примирения с Богом особенно мучает бесов, потому что служит обличением их
гордости – главного препятствия для спасения.
Душа призвана к освящению, к сознательной жизни в согласии с Богом. Но, имея
свободную волю, человек может распоряжаться ею как во благо, так и во вред себе.
Вот эту свободную волю и стараются склонить на свою сторону духи тьмы, чтобы
ввергнуть человека в погибель. Цель бесов – осквернять и губить человеческие
души, и «лучшие» их помощники в этом страшном деле – наши маловерие и
беспечность.
Святые отцы подробно описали процесс вовлечения человека в грех и посредством
греха в вечную муку. Бесы не ведают наши сердечные помышления, но они пристально
следят за тем, на что человек обращает особенное внимание, к чему у него
есть природное расположение. Один с детства упрям, другой сластолюбив, третий
гневлив… Сами по себе эти качества не означают еще греховных наклонностей, ибо
упрямство, решимость в преодолении трудностей – качество необходимое и в
духовной жизни… Сластолюбие, в высшем значении этого слова, похвально, ибо ничто
в мире близко не может сравниться со сладостью духовной, не зря мы восклицаем в
акафисте: «Иисусе Сладчайший, спаси мя!» Здесь идет речь не о приторной
душевности, но о стремлении к высшей духовной сладости, к живому общению с
Богом… Даже гнев заложен в нас Творцом как действенное средство отвержения всего
нечистого и греховного.
Замечая в человеке те или иные наклонности, бесы постепенно, тайно, через
греховные помыслы и ощущения эти наклонности извращают и через них вовлекают
человека в погибель.
Вот почему важно уже со школьной скамьи приучать детей к трезвению, к
внимательному и сознательному отношению к внутренней жизни, к твердому
пониманию: что есть добро и что есть зло. Всякий человек,
независимо от пола, социального происхождения, способностей и характера, призван
стоять на страже своего сердца. И то, что происходит в душе, должно быть оценено
и осмыслено должным образом.
Итак, к нам непрестанно приходят греховные помыслы и ощущения, порой
совершенно бессмысленные, дикие и пугающие. Так действуют на душу бесы – духи
тьмы, и избежать их влияния не может ни один человек. Это влияние в
святоотеческой литературе называется прилогом. Но какими бы мерзкими,
гадкими и страшными ни были мысли и чувства, возникающие в душе, пугаться их не
нужно. В самом прилоге еще нет греха, и за появление его в душе
человек не несет ответственности перед Богом. Здесь самое время отвергнуть грех
и все внимание обратить к Богу, потому что без молитвы, без помощи Божией ни
один человек не в состоянии справиться с действием зла. Вы только вдумайтесь:
бесы живут тысячи лет, ничего не забывают и постоянно совершенствуются в
погублении людей. Они очень легко могут обмануть, запутать любого человека, даже
самого умного, и в конце концов погубить его, потому что это и только это
составляет их цель. Вот почему святые отцы говорят, что опасно даже задерживать
внимание на греховных чувствах и мыслях, нужно сразу решительно отвергать их и
всей душой обращаться к Богу. И другого пути нет!
Следующий этап вовлечения человека в грех называется сочетанием. Здесь
уже действует сам человек, и действие это связано с греховным произволением. На
этой стадии падения человек проявляет интерес к возникающим в его душе греховным
образам, ощущениям и мыслям, обращает на них внимание, пугается, смущается от
действия бесовских сил, начинает с ними собеседовать, спорить, запутывается и
омрачается пуще прежнего… Или, наоборот, начинает сочувствовать этим помыслам,
услаждаться ими… Все это начальная степень греха, незаметная для окружающих, а
что хуже всего – не осознаваемая зачастую и самим человеком. Ничего не зная о
действии бесов, человек попросту может не понимать того, что с ним происходит,
и, сам того не ведая, продолжает вовлекаться в грех. Первый признак сочетания
греху – это укоры совести. Нужно обязательно покаяться и исповедаться, если
случилось посочувствовать греховным помыслам или, напротив, впасть в уныние,
тоску от их действия.
Если человек проявил большую беззаботность и легкомыслие, если
он уже прямо вступает в общение с греховными мыслями и ощущениями, соглашается с
ними, то эта степень грехопадения называется сложением. Бесы как бы
срастаются с человеком, а сам человек уже стремится, хотя бы и бессознательно,
исполнить бесовскую волю.
Следующая степень – пленение. Это состояние, когда человек явно, в
словах и поступках грешит, и хотя начинает понимать, что жизнь его разрушается
по этой причине, но уже не может ничего изменить самостоятельно. На этой стадии
человек так срастается с грехом, что без него не представляет своей жизни. Если
он прекращает грешить, то весь мир кажется ему тусклым, бессмысленным и пустым.
И даже когда человек пытается противиться, бороться с грехом, то падает снова и
снова, доходя порой до нравственного изнеможения.
И последняя, самая опасная степень развития греха – это страсть.
Человек уже в полном смысле сделался рабом греха, и этот грех влечет его к
смерти. Больше того, через одержимого страстью человека бес старается погубить
как можно больше людей. Так взрываются бомбы в метро, школьники расстреливают в
классе учителей и товарищей, мужья убивают собственных жен и детей, а затем
пускают себе пулю в висок… Примеров, увы, более чем достаточно.
Борьба с грехом неимоверно трудна, а последствия страстей всегда мучительны.
И чем глубже в человеке укоренился грех, тем труднее от него избавиться. Но, по
учению Церкви, наблюдение за собой и отсечение греховных прилогов не требуют
крайних усилий. Это действительно «легкое бремя», и счастлив человек, который
как можно раньше узнал и полюбил Бога и с Его помощью проводит жизнь
внимательную и трезвенную.
Духовная война в разгаре, незримая брань кипит с небывалой ожесточенностью, и
сотни тысяч людей гибнут в этой войне, а наши дети лишены элементарных навыков
«гражданской обороны». И в этом, конечно, вина нас – взрослых.
Кажется, пора более чем серьезно говорить о введении в школе нового предмета:
основы духовной безопасности.
Это не значит, что детишек нужно пугать рассказами о жестокостях той духовной
войны, которая непрестанно ведется против человека; не значит, что нужно
раскрывать ужасающие подробности этой брани… Но сам факт такой войны им должен
быть известен уже с раннего детства, и по мере взросления надо раскрывать
постепенно и реальные картины этой беспощадной брани, уносящей множество жизней,
зачастую просто из-за незнания и беспечности.
В эту войну вовлечены все без исключения, и вопрос состоит только в том, в
каком качестве – в качестве беспомощной жертвы или вооруженного воина,
«препоясавшегося истиною… облекшегося в броню правды… надевшего шлем спасения…
вооруженного щитом веры и мечем слова Божиего» (см.: Еф. 6: 13–17). И
необходимость этой «милитаризации» – это не безумная прихоть церковников, но
вопрос жизни и смерти, вопрос выживания в наше больное, безумное время. К слову,
уже во время крещения человеку объявляется, что он стал воином Христовым, и
только от нас зависит, насколько мы останемся верны этому высокому званию.
Может показаться, что наша цель – это воспитание в детях ожесточения,
суровости и бесчувствия в отношении всего человеческого, душевного, но это не
так. Цель Церкви – привить понятие о подлинной доброте, защитить детей, да и
взрослых тоже, лишенных элементарных знаний о духовной войне, от гибели «по
неосторожности». И цель духовного образования состоит именно в том, чтобы
донести до ребенка простую истину: полноценная, здоровая и радостная жизнь
возможно только в согласии, единстве с Богом! Он – благ, и слишком высока цена
вопроса, чтобы позволять нашим детям постигать эту истину методом от противного.
Лучше бы нам тогда повесили мельничный жернов на шею и ввергли в море…
Наш долг – научить детей блюсти чистоту души, а для этого само понятие
чистоты должно быть опытно усвоено нами, взрослыми, и передано детям не только
посредством слов, но личным живым примером. И времени для рассуждений и
безбожных педагогических экспериментов у нас больше нет. Видя духовное
разложение общества, пора уже перестать «изобретать велосипед» и обратиться к
благодатному, животворящему опыту Церкви.
И давайте помнить: пока мы размышляем о том, надо или не надо учить детей
основам духовной безопасности, с ними бесшумно и незаметно для окружающих, в уме
и чувствах ведется разрушительная работа, с ними беседуют те, кого мы даже не
видим, но кто сознательно ищет и, к сожалению, находит средства к погибели. Бесы
присматриваются, терпеливо подбирают к нашим детям «индивидуальный подход»,
вступают с ними в тесную дружбу, а затем… А затем наши дети выпрыгивают из окон,
погибают от передозировки, оказываются на скамье подсудимых… И все недоуменно
восклицают: «Как же такое могло случиться?!»
А вот так… Из-за нашей беспечности и неверия в Того, Кто не случайно зовется
Спасителем.
|