Что значит пост для православного верующего?
Пост для православного христианина - одно из средств, которое способствует спасению «со страхом и трепетом». Пост нельзя считать самоцелью.
О посте немало говорится и Ветхом, и в Новом Завете, что указывает на пост как божественное установление и определение. Ветхий Завет хранит множество преданий, повествующих о плодах поста и покаяния.
Постился пророк Моисей 40 дней на Синае, ничего не вкушая, и удостоился из рук Божиих принять Скрижали Закона; постились три отрока и Даниил в вавилонском рабстве - и оставались невредимыми в печи вавилонской; постились ниневитяне после проповеди пророка Ионы - и спасли свой город от угрожавшей гибели; Царь Давид в покаянии восклицал: «Колена моя изнемогоста от поста... » (Пс. 108, 24).
В Новом Завете Господь Иисус Христос не только заповедовал пост и учил о его значении, но и Сам лично подал нам пример поста, постясь 40 дней, подобно Моисею, в пустыне.
Постились и ученики Иоанна, и святые апостолы, постятся все истинные правые христиане.
Святая Православная Церковь считает пост важным и значительным установлением духовной жизни своих чад и а также необходимым средством в деле спасения, которое Бог определил для нас как окончательную цель.
Пост - не только божественное установление, но и божественный образ жизни. По слову св. Симеона Солунского: «Бог не потребляет пищи, пост нас приближает к ангелам, которые не едят и не пьют, пост укрощает тело, чтобы душа ожила, в то время как угождение телу убивает душу. Постом очищаемся от страстей, которые развиваются угождением телу».
Но один лишь телесный пост недостаточен. Ему должен сопутствовать пост духовный, под которым подразумевается воздержание от всякого греха, - с одной стороны, и добрые дела милосердия, - с другой. Когда удерживается желудок от жирной и сытной пищи, тогда ум должен блюстись от гордых, суетных и грешных мыслей, сердце - от страстных похотливых желаний, язык - от скверных слов и ругательств, руки - от злых дел, ноги - от кривого пути.
Нельзя разделять эти два поста, т. к. не возможно телом быть сластолюбивым, а душой боголюбивым. Свт. Иоанн Златоуст так объяснял смысл духовного поста: «Не говори мне: столько-то дней постился, не ел того-то и того-то, вина не пил, ходил в грубой одежде; но скажи лучше, что из гневного стал ты тихим, а из жестокого - добросердечным. Если ты исполнен злобой, то зачем же мучил тело? Если у тебя зависть к брату и любовь к богатству, что толку в том, что вместо вина ты пил воду? Если душа, госпожа тела, заблудилась, зачем казнить слугу её - тело и утробу? Не выпячивай телесный пост, ведь сам пост телесный не возносит на небо без милостивой его духовной сестры, которая не просто спутница его, но и колесница».
Эта мысль развивается и в церковных богослужебных текстах (стихирах и тропарях), особенно во время сырной седмицы: «От снеди постясь, душа моя, не очистившись от страсти, напрасно радуешься своему усердию; если пост не ведёт тебя к исправлению, - за ложь будешь ненавидима Богом и уподобишься злым, которые никогда не едят». Или:
«Отказываясь от пищи, поспеши на деле достойно покаяться в грехах». А в службе Первой седмицы Поста говорится: «Истинный пост есть зла отчуждение, воздержание языка, ярости отложение, похотей отлучение, осуждения, лжи и клятвопрестуления. Сей пост истинный есть и благоприятный».
Или в другом месте: «Как мы удаляемся от мяса и другой пищи, так же станем избегать неприятельства с ближним, блуда, лжи и всякой злобы» и т. д.
Точно так же не приносит пользы фарисейский пост «ради похвалы перед людьми», ведь Сам Спаситель осудил его как лицемерный. Пост должен вести нас к покаянию, преломлению гордости, смирению, молитве, богопознанию, освящению и соединению с Богом и ангелами, с жизнью святых на небе и со страданиями и смертью Спасителя, а не ко славе людской, что есть цель фарисейского поста.
Единство телесного и духовного поста имеет великую ценность перед Богом.
Пост соединен с молитвой, и, по словам Святых Отцов, представляет собой два крыла, возносящих нас на небо. Пост и молитва - два самых мощных средства в борьбе против всякого греха и диавола. Тот злой род диавольский, по словам Самого Господа нашего Иисуса Христа, не может ничем другим быть изгнан из человека, но только «молитвою и постом» (см.: Мт. 17, 21).
Епископ Рашско-Призренский Артемий
|