Статьи -> Человек и мир -> Протоиерей Андрей Ткачев: Сидеть спокойно |
|
|
|
|
Средняя оценка: (Всего голосов:5 Суммарный балл: 9) | Протоиерей Андрей Ткачев: Сидеть спокойно |
|
Есть люди, готовые горы свернуть, лишь бы сделать мир лучше. Они часто обвиняют в равнодушии тех, кто не разделяет их жажды перемен. Но стоит полистать учебник истории, чтобы убедиться: стать в строй и пойти маршем недостаточно для всеобщего счастья человечества. Не будет лишним сперва понять, куда движется этот строй энтузиастов...
Кто-то сказал, что зло торжествует тогда, когда хорошие люди сидят сложа руки. Сказано, как отрезано. Попробуй не согласись. Согласился — и сразу, как миражи, встают перед глазами образы людей с горящими взорами и волевыми подбородками. Их много, этих людей, они идут так, словно накатывают людскими волнами на берег истории. Они смелы и полны благородных мыслей. Их цель — менять к лучшему несправедливую жизнь.
Осторожно подхожу к одному и спрашиваю: «Далеко собрались, товарищ?» — «Иду, — отвечает, — в общем порыве менять жизнь к лучшему. Хватит злу безнаказанно над человечеством издеваться». — «А что конкретно делать будете, товарищ?» — спрашиваю осторожно. — «Пока не знаю. Но делать же что-то надо. Нельзя же сидеть сложа руки».
Он уходит, уносимый морем подобных энтузиастов, поднимая пыль и этой же пылью дыша. А я остаюсь на месте и повторяю про себя им сказанные слова: «Что делать, не знаю, но надо же что-то делать»...
Добрые люди, хорошие люди, послушайте. Послушайте все вы, кто считает себя хорошим, а источник зла полагает где-то далеко от себя. Послушайте вы, не умеющие усидеть на месте, но толком не знающие, что делать. Не меня, конечно, слушайте. Что вам я? Исаию послушайте.
Я сказал им: ваша сила — сидеть спокойно (Ис. 30, 7). И ещё: Оставаясь на месте и в покое, вы спаслись бы; в тишине и уповании крепость ваша; но вы не хотели (Ис. 30, 15).
Избыток энергии при моральном пафосе и вкупе с туманом в голове — для сатаны это словно «коктейль Молотова». Из правдолюбцев и холериков, из тех, у кого повышен градус требовательности к миру, а в голове куча мала обрывочных мыслей, да всё чужих, — именно из этих персонажей можно лепить всё что угодно. У кого сильна воля и ясны поставленные задачи, кто последователен и зол, тот слепит из этой массы безмозглых энтузиастов любую фигуру. Если, конечно, сами энтузиасты себя не перегрызут, споря о том, в какую сторону печатать революционный шаг.
Сидеть спокойно. Как это прекрасно. Думается, прежде чем заслужить у Господа похвалу (Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у неё), Мария уже любила сидеть на месте, размышляя. А Марфа, наверняка, любила носиться из угла в угол, да всё с делами, да всё с неотложными. Какие они были по жизни, такие, видно, они были и пред Господом. Одна — у ног со вниманием. Другая — с кастрюлями у очага. Таких больше. Таких «тьмы и тьмы».
Ну и бегали бы себе сами. Так нет, им хочется весь мир увлечь в водоворот своего холерического энтузиазма. Они уверены, что понимают всё правильно. Они не допускают мысли, что их активность — это не благие порывы хорошего человека, а суетливая гадость с претензией.
Я лежал лет в восемь в больнице с аппендицитом. А рядом лежал такой же, как я, парнишка. Нас в одно время прооперировали. Есть нельзя, пить нельзя. Швы ноют. Переворачиваться с боку на бок больно. Нянечка губы смачивает водичкой каждые полчаса. Утром к нам пришли родители. К нему — бабушка. Он ноет: «Есть хочу». А доктор категорически запретил давать что-либо есть сутки или больше. Не помню. Помню — сказал: «Потеряете ребёнка». Но что такое доктор, если ребёнок просит есть? Бабушка бежит в булочную и возвращается с плетёной булкой. Внучек ест, а через пару часов его увозят в морг. Бабушка — убийца.
Она убийца по факту, но не по намерению. По намерению она — лучший друг голодного внука. Но факт сильнее намерения. Она — убийца. Причём убийца из-за своей человеколюбивой упёртости, из-за априорной уверенности в своей правоте. «Я ж плохого не хочу. Я хорошего хочу». Объясни такой человеколюбивой дуре, что несвоевременная и неразумная любовь страшнее пистолета. Не объяснишь.
Была б она одна такая. Но таков весь род человеческий. Все уверены в своей правоте, все готовы глотку перегрызть, доказывая, что желают только добра. И все убивают друг друга, если не одним махом при помощи камня или ножа, то медленно, при помощи вражды, обид, сплетен, козней, осуждения. Какая-то банда человеколюбивых убийц, уверенных в кристальной честности собственных намерений. Классический злодей на таком фоне выглядит приличной фигурой. По крайней мере, фальши меньше, и всё сначала понятно.
Зло торжествует не тогда, когда хорошие люди сидят тихо. Зло торжествует тогда, когда нравственные пигмеи вообразили, что они великаны. Когда эти ложные великаны закатали рукава и решились бороться со злом, которое, как им кажется, понятно и очевидно. Тогда зло, тонкое и ускользающее, хитрое и неуловимое, овладевает этими слепцами и творит из них своё орудие.
Им бы тихо посидеть, подумать. Так нет. Чувство собственной правоты в дорогу зовёт. Остановитесь, прошу вас. Не я прошу. Пророки просят. Остановитесь на путях ваших... и рассмотрите, где путь добрый, и идите по нему (Иер. 6, 16).
Ваша сила — сидеть спокойно.
Отрок
|
| |
| |
18.10.10 19:13 by admin |
wuruna | 18.10.10 19:36 |
Неоднозначная статья. Не со всем согласна. Сравнивать бабушку-убийцу, которая пренебрегает элементарными правилами и людей, которые хотят что-то изменить, просто нельзя. У каждого человека, который уже сейчас меняет мир к лучшему, изначально был один вопрос: "Надо что-то делать. Пока не знаю что, но надо!" И только со временем приходит чёткое понимание того, что именно надо делать. Если б такие люди последовали подобным статьям, то никаких результатов не было бы! Все сдели бы и ждали. Другое дело, что всегда должна присутствовать трезвость ума. | | admin | 18.10.10 20:23 |
Однако чаще мы видим не это Все сдели бы и ждали, а обратное - каждый рулит, сообразно своему пониманию ситуации - так в любой семье и в любом сообществе, где нет четких границ и стратегии ("посидеть подумать" ) - правит анархия (т.е. каждый меняет "мир к лучшему" сообразно своему пониманию этого мира - достаточно посмотреть почти в любую семью: "Я же хотела ему лучшего, а он... а она..а они !!" ). И вот именно поэтому "мир к лучшему" - изменить невозможно, т.к. каждый человек - сам создает критерии того, что он считает за "лучшее" . Это упорно пытаются проделывать все поколения людей (не желающих задуматься о правильной цели и правильных средствах), да только воз и ныне там... но и зачастую последнее горше первого. Где же оно это "лучшее" ? Да и что такое "лучшее" ? Для одного - это одно, а для другого - противоположное. Каков же ответ ? Мне кажется лучше всего его выразил прп. Серафим (Саровский): "Стяжи Дух мирен и вокруг тебя спасуться тысячи". Не старайся изменить мир - Сам Бог пришел на землю, т.к. человеку было это невозможно. Изменяй - себя. А цена всех наших деяний - невелика, а ровно такая, насколько они (деяния) ведут нас к пониманию того, что этот мир (и меня прежде всего) может привести из хаоса вечных "улучшений" к Жизни только Спаситель. Если у меня в сердце нет Духа Утешителя, мира Христова - "то я зря учил английский, когда вся Одесса училась плавать" (из анекдота).
Хотя, конечно, с другой стороны можно помахать и кулаками... чтобы убедиться в бесперспективности этого, наверное, и это нужно. Да и человек по-другому не может - семь раз отрежь, а уж потом примеряй... о. Андрей "отмахав кулаками" - пытается передать свою (не свою) мудрость, да только кто же с кипящим бурным взглядом готов остановиться ? Болячки, скорби, крушение надежд, смирение обстоятельствами и переплавление естественного огня души (который должен угаснуть) в огонь духа - со временем сделают это сами...
| | wuruna | 18.10.10 20:34 |
В жизни "все сидели бы и ждали" и каждый рулит своеобразно своему пониманию встречается абсолютно равно. Я как раз и говорила о трезвости ума, имея в виду возможность адекватно оценить ситуацию и, по сути, менять жизнь (вернее понятия о том, какая она должна быть) в команде. Где прислушиваются ко мнению человека компетентного в том или ином вопросе. Ведь Вера в Господа и активное делание мира добрее - это же не конфронтальные понятия. Одно другому не мешает. А если постоянно семь раз мерять, ведь можно и опоздать... | | admin | 18.10.10 21:10 |
Ведь Вера в Господа и активное делание мира добрее - это же не конфронтальные понятия.
Нет, но только, если второе вытекает из сущности первого. - дела из веры. Т.к. в обратном случае (если можно сделать мир "добрее" без Спасителя) - это как раз то, что предлагает Великий Инквизитор в "Братьях Карамазовых", т.е. то, что предлагает сатана. (Вспомни три искушения Христа в пустыне - чем не "доброта"? И чудо, и еда и благоденствие и власть и порядок и автортет... ) А что значит вытекает ? Это значит, что человек имеет Духа Христова (хотя бы начатки) и может действительно привести их к Истине, а не к своему пониманию "добра". Если он такого Духа не имеет - то в подавляющем большинстве случаев его действия (которым несомненно рукоплескает мир) не столько хороши, сколько или плохи, или нейтральны (как у Екклезиаста - "все суета сует" ).
Ведь слово Божье разит с огромной силой, только вчитайся!
Матф.10:34 Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч, ибо Я пришел разделить человека с отцом его, и дочь с матерью ее, и невестку со свекровью ее. И враги человеку - домашние его. Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня. Сберегший душу свою потеряет ее; а потерявший душу свою ради Меня сбережет ее.
Только подумай - неужели же Господь не может одним словом исцелить, к примеру, всех наших детей, всех сделать здоровыми ? Может. Но жизнь человека без Христа - ничто. Цена борьбы за сердце человека несоизмерима велика.
Матф.16:26 какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? или какой выкуп даст человек за душу свою?
И потому Он попускает этот ужас онкоотделений, чтобы хотя бы немногие спаслись...
Именно поэтому, о.Андрей своей статьей дословно повторяет Христа:
Лук.10:38 В продолжение пути их пришел Он в одно селение; здесь женщина, именем Марфа, приняла Его в дом свой; у нее была сестра, именем Мария, которая села у ног Иисуса и слушала слово Его. Марфа же заботилась о большом угощении и, подойдя, сказала: Господи! или Тебе нужды нет, что сестра моя одну меня оставила служить? скажи ей, чтобы помогла мне. Иисус же сказал ей в ответ: Марфа! Марфа! ты заботишься и суетишься о многом, а одно только нужно; Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у нее.
По человеческим меркам - Марфа делает "добро", а Мария бездельница. Но совсем не так думает Господь.
***
Вот, если будет время полистай www.donor.org.ua/index.php?module=priest&act=show&c=1&id=31 Здесь очень точно (и страшно!) передано Евангельское соотношение дел веры и "добрых дел" падшего человеческого разума.
| | Гость р.Б. Наталья | 18.10.10 21:54 |
трудно .попробуй ка ты, бывший советский воспитанник, ценитель благ цивилизации, сказать себе правду: что ВСЁ могло бы быть дано БОГОМ - и знания, и комфорт, и красоты земные- нет, - этож мы...Фомы | | wuruna | 19.10.10 00:44 |
То, что в идеале из Веры должно вытекать Изменение, это понятно.... Но, Саш, где ты видел идеал?К тому же ведь неуёмная жажда деятельности может быть и не по отношению к спасению мира. Та же жажда может быть и у неверующего в поиске смысла жизни, которое в итоге и приводит человека к Богу. Человек мечется, жаждет. Иногда, конечно, бывает попадает не туда (в секты), но со временем всё равно приходит к Богу. А если бы он сидел и ждал? Не искал, не добивался, семь раз мерял? Что тогда? Так и остался бы Фомой Точно так же и в желании изменить мир. Человек пытается сделать его лучше. Что-то получается, что-то нет. Он ошибается, он падает, он поднимается. И рано или поздно он приходит к вере, к Богу, к тому, что не всё от него зависит. Можно сказать: "Бог покажет, что нужно сделать в тот или иной момент". Да, согласна. Но как отличить этот глас Божий? Ведь Святые далеко не к каждому являются. Уповать на иные знамения? Но ведь 7 раз отмеряющий их может трактовать как суеверия.... Как понять? Сердцем? Так ведь сердце и подсказывает, что нужно спасать вселенную от армагеддона Как по мне, так лучше семь раз ошибиться, чем один раз не успеть | | Юлик | 19.10.10 09:28 |
Сам Господь призывает показать "в добродетели - рассудительность..." (2Петра1:5). Острая статья. А, к слову, невменяемо-гиперактивная бабушка, уверенная в собственной непогрешимой добродетели, - это страшно... Это субъективное мнение одной мамы... | | Юлик | 19.10.10 11:11 |
Однако, история показывает, что на одном голом энтузиазме далеко не уедешь... Насколько долго толпа энтузиастов может кричать "Хайль!" диктатору? Ну 10, 20 лет... Но то, что всходит быстро, быстро и засыхает. То, что не имеет глубокого основания, быстро умирает - как это и сказано в Евангелии. Чтобы злодей (или злодеи) управлял людьми всерьез и надолго - десятки лет, тут нужно что-то более прочное, чем один энтузиазм. Дебилошоу по ТВ... СМИ... А если не подействует - то просто отняв у людей волю... Т. е. обольщение, ложь и страх... Тогда человек просто теряет способность к решению и действию... Да, энтузиазм может быть направлен во зло... Но отсутствие энтузиазма укореняет это зло всерьез и надолго. Но это уже другая тема | | Гость | 19.10.10 17:40 |
А как вам такой стих из Библии - "Делай что может рука твоя, а я буду с тобою". Бог не сказал "ничего не делай". Делай! Нос молитвой и упованием на Господа! | | admin | 19.10.10 18:14 |
Справедливости ради, помните, что перед этим стихом ?
Цар.10:6 и найдет на тебя Дух Господень, и ты будешь пророчествовать с ними и сделаешься иным человеком. Когда эти знамения сбудутся с тобою, тогда делай, что может рука твоя, ибо с тобою Бог.
Т.е. стяжи Бога ("Дух мирен" ), а тогда уже и делай. Как раз этот стих говорит об этом.
| | Елена | 22.10.10 23:07 |
Соглашусь со сказанным выше - "неоднозначная статья". Критиковать нет надобности. Хочу сказать другое, от себя: у каждого свой путь и свои силы на этом пути. Тот, кто искренне хотя бы "тупо кричит" о проблеме, но ИСКРЕННЕ, тот сделает много добра! Не нам судить, что для нас хорошо, а что плохо. У каждого своя жизнь и своя тяжесть грехов. Уж простит меня автор статьи, но однозначные заявления, а уж тем более обвинения (в данном случае бабушки) мало кто себе позволяет без тщательного изучения ситуации. "...«Далеко собрались, товарищ?» — «Иду, — отвечает, — в общем порыве менять жизнь к лучшему. Хватит злу безнаказанно над человечеством издеваться». — «А что конкретно делать будете, товарищ?» — спрашиваю осторожно. — «Пока не знаю. Но делать же что-то надо. Нельзя же сидеть сложа руки»..." - Дай Бог, чтоб у них не ослаб голос, дай бог, чтоб их услышал тот, кто не знал о беде, но отличается умом и силой. Дай Бог нам остаться людьми, не умолчать, защитить! Дай Бог нам всем энтузиазма тех глупцов, еще не знающих что делать! И спасибо тебе, Господи, что есть люди, которые не опустили руки, которые судрожно бегают вокруг беды, извещая о ней! Спасибо тебе, Господи, за то что мы, люди, не прячемся друг от друга в беде!
| |
Ваш комментарий к статье "Протоиерей Андрей Ткачев: Сидеть спокойно" |
| Оформление текста:
[b]Жирный[/b]
[i]Курсив[/i]
[u]Подчёркнутый[/u] |
Все категории :: Последние статьи
| |
|
|
|
|