Новости
О нас
Просьбы о помощи
Просьбы о донорах
Просьбы молитв
Просьбы в файле
Стань донором
Статьи
Дети творят
Гостевая книга
Обратная связь
Форум
Наши партнеры
Наши банеры
Полезные ссылки
Фото-галерея
Консультации врача

* Катюша Шевчук. Великій збір на операцію на глазіку.
* Федір Константінов. За крок до перемоги! 7 000 грн на ПЕТ КТ. Потрібна ваша підтримка.
* Марковська Даринка. Час пройти обстеження.
* София Балдюк. Плановое обследование и реабилитация на май. К сбору - 45000 гривен
* Марина Диденко. Новый курс на май. К сбору - 15500 гривен.

* Кто мы без Бога, и к чему мы можем без Него прийти?!
* «Разговор с тобою...». Памяти Надежды Лисовской.
* "Господь всегда утешит" - протоиерей Евгений Милешкин (видео)
* «Медсестры плакали, глядя на венчание в палате». Священник — о служении в онкоцентре
* Нина Москалева. «Благодарное сердце открывает небеса...»

* Рубан Ярослав
* Гончаренко София
* Горюшко Николай
* Савко Анастасия
* Панфилов Тимофей
* Азаров-Кобзарь Тимофей
* Ковыренко Ахмед
* Острый Данил
* Маловик Сергей
* Деревицкий Артур

* Доноры А(ІІ) Rh- в г. Днепр. СРОЧНО!
* Доноры А(ІІ) Rh+ в Институт рака
* Доноры А(ІІ) Rh+ на тромбокончентрат в г.Днепр. Срочно!

<Мониторинг тем>
<Монитор сообщений>
* Энтокорт Будесонид 3 мг капсулы
* Циклоспорин Сандиммун 100мг капсулы
* Lysodren Mitotane (Лізодрен Мітотан) продамо залишки після лікування
* Помогите, пожалуйста, Тимурчику!
* Продам Авастин 400мг
* Telegram канал donor.org.ua
* продам вальцит 450мг, мифортик 180мг и програф 1мг
* Просьба о помощи взрослому ребёнку...
*
* Продам авастин 400 и 100

Рассылка от партнеров

Регистрация
Логин:
Пароль:
Запомнить меня  
Забыли пароль?

Статьи -> Книжная полка -> Мирослав Бакулин: Из дневника (часть 1)
Статьи >> Книжная полка >> Мирослав Бакулин: Из дневника (часть 1)
  
 

Мирослав Бакулин: Из дневника (часть 1)

 

 

Статьи и эссе Мирослава Бакулина уже неоднократно публиковались у нас на сайте. Очень мне понравились также его короткие заметки из дневника, выдержками из которого и спешу с вами поделиться.

Часть 1

Март 20, 2003
Недавно, заметил одного своего студента, стоящего у окна и с ужасом смотрящего на проходящих внизу людей. Спрашиваю: "Что такое?". А он говорит: "Представляете, я вот сейчас внимательно всмотрелся в людей, и вдруг понял с ужасом, что все они идут и ДУМАЮТ. Что у всех у них в голове мысли!И мне стало страшно..."
Посмотрел я на него: "А как, - говорю,- ты раньше на них смотрел? Как на продолжение своего сознания? Ты думал, что они исключительно актеры, чтобы хоть как-то разнообразить драму твоей жизни?"
- "Ну да, - отвечает, - примерно так..."
И тут стало страшно мне.
По этому поводу рекомендую посмотреть фильм "Шоу Трумэна", где как раз жизнь одного человека стала бескончаемым шоу.

Март 28, 2003
Отец Дионисий рассказал об одной "исповеднице" из прохожан. Пришла каяться потому что "нужно каяться" перед причастием. Я, говорит, ни в чем не виновата, мне не в чем каяться, я никого не убила, никого не обокрала. Отец Дионисий показал ей на очередь к исповеди и спросил: "- Вы что думаете, что все эти люди - убийцы и воры?" Она посмотрела на них и уверенно так говорит: "- Да". О. Дионисий спрашивает: "- Так может нужно милицию вызвать, чтобы их всех забрали?" Она отвечает: "- Бесполезно, они все равно отвертятся!" Батюшка снова ей предложил посмотреть в свою душу, но та лишь спросила: "- А что, до причастия-то никак нельзя без исповеди?" "-Нет" "-Ну тогда я больше в церковь никогда ходить не буду" - решила захожанка.
Для подобных случаев лучше всего подходит образ биатлона. Это когда лыжник промахнулся в стрельбе, и за свой промах бегает штрафные круги, которые отдаляют его по времени от победы. Вот так и грешники, не имеющие покаяния, отпадают от храма на долгое время, и лишь сильно пострадавши и избившись о горести и подводные камни моря житейского, приходят вновь. Этот "синдром биатлона" свойственен всем новоначальным. Почти все отпадают и далеко не все возвращаются.

Март 28, 2003
Однажды ночью мы пили с Сашей Егоровым водку. Говорили о жизни о ее трудностях, о ее глупостях. И вот когда я стал по обычаю ныть о себе, Саша вдруг с какой-то непонятной смесью злобы и удивления сказал: "Не знаю, не знаю... А я что-то в религию так ударился, так меня это затянуло". И в глазах его блеснуло Царствие Небесное.
Это очень странное ощущение - видеть в чужих глазах небо. Как-то однажды на лекции я стал говорить о семейных ценностях. Мне хотелось приободрить студенток, порадовать их какими-то хорошими перспективами и я заговорил о беременности. Сложно, конечно, говорить об этом мужику, который не рожал. Но я вспомнил, как моя сестра с внутренней теплотой произносила: "А мне так нравилось ходить беременной, это так чудесно". И я сказал тогда на лекции, с такой внутренней уверенностью: "Девчонки, знаете как хорошо, как замечательно быть беременной!" Я сказал и оторопел, потому что я увидел в их глазах Христа! Они сидели в аудитории и смотрели на меня, и в каждом глазу стоял Бог. Я оторопел. Я потерялся. Я ужаснулся. Я понял, что значит быть недостойным того, о чем ты говоришь.

Март 28, 2003
Как-то однажды, будучи новоначальным я молился поутру и вдруг в голове мелькнула мысль, что, ну ладно, ну попаду я в ад за все мои дела, ну и ладно, а вот я и там буду прославлять Христа Спасителя и Божию Матерь. Я так обрадовался! Целую неделю я ходил совершенно счастливый. Какая радость! Но вот я пришел к духовнику на исповедь и рассказал ему об этом, а он мне: "Ты что! Мертвые ведь молиться не могут. Это только святые усопшие молитвенно предстоят за нас пред Господом. А мертвые молиться не могут, и именно поэтому мы должны молиться за них". Не то что я был тогда в отчаянье, но урок я получил. Как-то мы ездили с о.Вячеславом на Съезд православной молодежи. И там архиепископ Верейский Евгений рассказывал о первом визите в СССР митрополита Сурожского Антония, которого долго не впускали в страну. Он был тогда почти легендой для молодых христиан России. И вот среди записок, на которые тогда отвечал владыка была: "Хорошо ли то, что вы проповедуете на ВВС?" А надо сказать что ВВС для тогдашнего советского человека значило "эмиграция, диссидентство, антисоветизм". Так вот владыка прочитал эту записку, посмотрел в зал и сказал: "Если возможно будет, буду проповедовать и во аде!"

Апрель 2, 2003
Сегодня на лекции: люди молятся когда им либо очень хорошо, либо очень плохо? По дороге: благодарить и просить - это только качество молитвы, сама молитва в бескорыстной любви к Богу, и бескорыстной любви Бога к тебе. Понравилось из беседы с Кураевым: Дело в том, что антихристу глубоко непонятно отношение любви, сатана любить не умеет. Поэтому ему в принципе не понятно, как человек может бескорыстно любить Господа, да и неужели Господь бескорыстно любит людей, неужели Он ничего с этого не имеет?
Мы видим это недоумение сатаны в книге Иова в Ветхом Завете, когда сатана спрашивает Бога: "разве даром богобоязнен Иов?" (Иов 1,9). Любовь, по слову апостола Павла, "не ищет своего" (1 Кор. 13,5), а сатана не умеет любить и поэтому он повсюду ищет корысть. Соответственно по себе же он судит о людях, что и люди всюду ищут корысть.

12 дней назад разбилась на машине девушка Екатерина из хора Знаменского собора. вчера было 9 дней. Ей было 27 лет, она ехала с другими в Исетское к отцу Валерию Гордееву. Разбила голову насмерть, хотя другим - только царапины. Перед смертью в пятницу успела исповедаться и причаститься. Вот завидная смерть! Когда она последний раз ездила к о. Николаю Гурьянову, он ей сказал: "Свидимся с тобою через пять лет". В последний ее приезд на остров, буквально полгода назад они так и не встретились, но вот встретятся сегодня, когда о.Николай уже на небесах. Как раз через пять лет. Недавно, в день великомученицы Екатерины о. Александр запел вместо "многая лета" "вечную память", никто внимания не обратил, кроме Кати, она заметила, опечалилась. А сестра ее так и сказала маме: "Катька скоро умрет". Господь предупреждает.
Ах, кабы и мне знать, успеть! Нужно, но тяжело каждый день жить как последний, многие наши поступки вроде бы тянут за собой длинные следствия.

Апрель 4, 2003
Получил от Вероники Петрук хорошее письмо:
"Страшный и одновременно безумно радостный случай с Екатериной. Ее смерть разрушила мое представление о Божьем Промысле.Я-то думала, что православные воцерковленные девушки не умирают в таком юном возрасте, что их Бог хранит по молитвам матери, духовника...и вообще, видя их целомудренную жизнь, не скоро призовет в мир иной. Но потом пришла в голову мысль, что Господь дает смерть как награду, а не как наказание за грехи. Интересно: каково человеку предчувствовать свою собственную смерть? Наверное ужасно. Это чувство можно сравнить с состоянием обреченности больного раком. Но,не смотря на это, я бы хотела, чтобы Господь дал мне пережить все эти ощущния скорой смерти, чтобы достойно приготовиться к ней, покаяться. Впрочем не знаешь, когда она прийдет. Вся жизнь, наверное, должна быть покаянием. Какие были бы исповеди, если бы каждый шел на нее как в последний раз - радостно подумать. Знала ли Катя, что в пятницу была ее последняя исповедь...
Упокой Господи душу новопреставленной рабы Твоей Екатерины! Вечная память".

Май 12, 2003

Прошу всех помолиться об упокоении раба Божия Тимофея.
Он был моим студентом, долговязым, с умными глазами. Звали его Тимур Дашков.
Он постоянно на семинарах задавал мне вопросы, в глазах его была какая-то грусть. Уже тогда он болел раком крови.
В этом году по состоянию здоровья он взял академический отпуск. Потом ко мне пришла его мама и сказала, что Тимур мечется между Православием и исламом.
Отец и сестра его - мусульмане, а мать - христианка. Она сказала, что он хочет поговорить со мной. Он пришел. Мы долго говорили. С одной стороны мне не хотелось пользоваться ситуацией его болезни, а с другой - я рассмеялся и сказал ему, что Господь поставил перед ним большой вопрос ВЫБОРА:
и крещение во Христа либо даст ему долгую и интересную жизнь, либо - чистую от грехов смерть.
Рассказал ему про понятие "болезнь к смерти" у христиан.
Он то улыбался моим шуткам, то мучительно кривился от боли. Он очень страдал. Мы хорошо попрощались, и он ушел. А через несколько дней его мама позвонила и сказала, что он решил креститься. Я посоветовался с духовником, и он благословил креститься на Пасху.
Крестил Тимура отец Илия в предпасхальную субботу. Нас было всего трое в Никольском приделе Крестовоздвиженской церкви.Отец Илия читал молитвы, я тихонько пел. После чина отречения от сатаны, отец Илия стал вдруг спрашивать: "Отрицаешься ли от Кришны, от экстрасенсов, йоги, сектантов, Магомета..." и стал перечислять еще немыслимое количество нечисти. На слове "Магомет" Тимур вздрогнул. Словно почувствовав это, отец Илия (сам башкир по национальности) посмотрел на него и снова повторил: "Отрицаешься ли от Магомета". Глаза Тимура блеснули и он твердо сказал: "Отрицаюсь"
- "Сочетаешься ли со Христом?"
- "Сочетаюсь".
Отец Илия благословил читать мне Апостола за Крещением, и тут уже мне пришлось вздрагивать: слово "смерть" звучало через каждые два слова - "и крестясь во Иисуса, в смерть Его крестимся"...
В моих устах это звучало для болящего Тимура не очень ободряюще.
Когда Тимур разделся для погружения, стало страшно и мне: тело этого двухметрового 20-летнего человека было иссохшим, серо-охристого цвета и на груди у него был вставлен постоянный катетер для переливания крови. Он выглядел как труп.
Отец Илия стал поливать его святой водой из ведра: "Крещается раб Божий Тимофей во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Аминь"
Тимура стало потрясывать, но когда он выходил из купели, то я прямо в лицо ему выпалил: "Христос воскресе!" Он заулыбался и твердо ответил: "Воистину воскресе!"
Отец Илия повел исповедовать его, Тимур громко отвечал на его вопросы, как будто исповедуясь перед всем миром. Даров не оказалось в Никольском приделе и отец Илия пошел причащать его в главный придел.
Вернулся оттуда Тимур радостный. Я сфотографировал их на память: его, мама и отца Илию, подарил икону нерукотворного образа Христа.
Он вернулся в больницу.
Пасхальные радости завертели меня на целую неделю, и я вспомнил о Тимуре только в среду Фоминой. Позвонил по его мобильнику, он ответил тяжелым голосом, ему было плохо и тяжело. Первые дни после крещения он чувствовал себя прекрасно, стал хорошо кушать. Но потом ему сделали очередную химиотерапию, ему стало плохо.
Я приободрил его, посоветовал читать Евангелие.
В субботу я просидел на телевидении весь день, монтируя фильм про Тимофея Павловича Кузина, и лишь около шести тридцати оказался дома.Только приготовил себе ужин, только сел поесть, как в дом постучал Костя Мемячкин.
- "Тимур умирает, осталось 10 минут", - выпалил он.
- "Почему умирает, и почему именно 10 минут?"- глупо спросил я.
- "Его мама позвонила, сказала, что он хочет с вами, Мирослав Юрьевич, попрощаться, и что врачи ему дают не больше 10 минут.
Мы быстро собрались и доскочили до областной больницы как раз минут за десять. Внизу нас ждала его мама. Мы поднялись на 7 этаж.Она как-то быстро спросила у врачей: "Уже все, да? Уже все?"
- "Да, примерно минут десять назад", - ответили нам.
Я подошел к Тимуру, он мертвый лежал на кровати в коридоре. Его огромное тело не входило в короткую кровать и ноги его неестественно упирались в деревянную стенку.
Глаза его закатились, я попытался их закрыть, все тело было смугло-коричневого цвета. Я прикоснулся к нему - он был совершенно теплый. Его душа только что покинула храм его тела.
Я перекрестил его и поцеловал в лоб. Постоял помолился. Я так был уверен, что он выживет, что даже не взял с собой молитвослов.
Его мама сказала, что перед смертью его она начала причитать, что зачем, мол, Бог забирает его у нее. Он твердо ей сказал: "Мама Бог есть, ты молись".
Чуть позже ему сделалось совсем плохо, он попросил: "Мама, молись. Молись громче," - видимо он уже отходил, слова матери доносились до него все хуже и хуже.
Он снова добавил: "Мама, молись громче". Потом вдруг успокоился и сказал: "Аминь, аминь, аминь", - и потерял сознание.
Тут тайна смерти, Господь скрывает от людей сам момент смерти. Мать только отошла на мгновенье от Тимура, чтобы встретить нас - и он умер.
Я молился у его теплого еще тела и вдруг всем существом почувствовал, что душа его была рядом, и она была не одна, Господь держал ее в своих руках.
Тимур покрестился, исповедался и причастился в Страстную субботу 26 апреля. Он умер 10 мая в 19.15 в реанимации областной больницы.
Ему было 20 лет.
Завтра в Никольском приделе, где он крестился 17 дней назад, отец Илия будет его отпевать.
Помолись и ты, читающий.

Май 14, 2003
Все, что есть у тебя - от Бога. И чем больше дано тебе, тем больше с тебя спросится. Ты должен давать, не думая, чем тебе воздастся. Человек саадит семя и не знает как растет оно:
"И сказал: Царствие Божие подобно тому, как если человек бросит семя в землю, и спит, и встает ночью и днем; и как семя всходит и растет, не знает он, ибо земля сама собою производит сперва зелень, потом колос, потом полное зерно в колосе. Когда же созреет плод, немедленно посылает серп, потому что настала жатва" (Мк.4, 26-29) - это про людей, окружающих тебя: ты не знаешь как Дух Святой животворит в них. Все идет очень медленно. Может быть человек просто внутренне согласился с главной истиной и медленно, очень медленно начинает центростремительно приближаться к ней.
Уметь уважать в человеке его медленный рост, и может быть отсутсвие необходимости вырасти в уровень с понятиями о Церкви и спасении. Спасает-то Бог.
Тебе так много дано - нужно успеть раздать все это людям.
Образ биатлона и образ гороного серпантина.
Биатлон - промазал, не ответил на поставленный жизнью вопрос и бегаешь бесконечно по одному и тому же кругу.
И серпантин - дали тебе много, нужно быстро и решительно двигаться вперед. Оступился, пошел в другую сторону - и погиб, или заболел, или еще что... Потому и спрос велик.

Есть люди, которые довольствуются свои малым мирком, с них и спрос не велик, им достаточно увидеть и отблески истины. А если ты видишь сразу много?
Эдуард сегодня сказал: я похож внутри себя на солдата, который сидит ночью в окопе, мерзнет, сжимает в руках винтовку и ждет приближения утра, чтобы первым выскочить из окопа и получить свою пулю.
Красиво.
Еще бы иметь эту винтовку, дождаться этого утра и смочь выскочить из этого окопа, который вполне может стать твоей могилой. И рассвет может не наступить. В бою все ясно - вот враг, а вот - свои. А в жизни - где этот бой, где этот враг, где эта винтовка?

Май 14, 2003
Каждый человек на определенном этапе своей жизни спасается какой-то запавшей в него фразой, мудростью. Я взял за привычку спрашивать у всякого встречного эту мудрость: "Брат, скажи как спасаться" или просто "Скажи какую-нибудь мудрость". И вот всякий раз после отнекиваний, люди говорят мне удивительные слова о Боге, мире и человеке, о грехе и терпении. Видимо вский внутри думает о самом важном, самом значительном. Внутри каждого, в глубине личности зреет высокий разговор с Богом.
Это похоже на внутренние монологи в фильме Вима Вендерса "Небо над Берлином", когда ангел идет по вагону метро.
У некоторых эта мудрость напрямую связана с Евангелием, у других - это общие места, но мудрость, ее фигура стоит у каждого перед глазами. И каждый день лицо ее, меняя оболочку, не меняет общего выражения, общей сути поощрительной улыбки.

Май 20, 2003
А все-таки жизнь удалась, даже несмотря на ее пугающее разнообразие. Но сколько друзей, сколько любви, как благоухает вселенная!!! СлаваТебе Господи, Слава Тебе вовек!

Август 6, 2003
Встретил отца Алексия Петрова, он сказал, что его отец в реанимации. Он вчера ездил попроведовать его в родной Заводоуковск, и там впервые его исповедовал и причастил. Вот удивительно - сын-священник принимает первую исповедь у своего престарелого отца. Видимо добрый он человек, этот раб Божий Александр, что дал ему Бог сына-священника, при его таком долгом уклонении от веры. Вот уж, воистину, история страны на примере семьи.

Август 6, 2003
Умер мой заочный духовник - митрополит Антоний Сурожский. Ему шел девяностый год. Я так рад за него, наконец-то он встретился с Тем, Кому он искренне служил всю свою жизнь.
смерть была для него торжеством. Он несколько раз спасал своими книгами мою духовную жизнь. Помолимся об упокоении его светлой души.
Упокой, Господи, душу новопреставленного раба Твоего митрополита Антония, даруй ему оставление грехов вольная же и невольная и сотвори ему вечную память.Аминь.

Август 7, 2003
Дети научают нас молиться истошно и глубоко. Дети научают нас чувствовать собственное бессилие. Вчера мой сын Никита весьма задержался с дачи, куда они ездли с друзьями. Молился неистово и совершенно беспомощно. Эта беспомощность и есть неверие.

Август 13, 2003
Вчера вечером ( слава Богу!) закончили возведение стен моих новых бетонных решетчатых сеней. Замечательные мастера- армяне сделали все за два дня. Как они великолепно работают! Старший - Миша, и два его сына. Взяли за работу две тысяч, еще и извинялись, что много. Сколько я ни уговаривал взять больше - отказались наотрез. Храни их Господь. А то бы моя стройка стояла еще полгода.
Вечером решили отметить окончание первого цикла и пошли пить пиво. Но во дворе магазина на ул. Дзержинского, где большинство из нас работало сторожами да еще и по много лет, нас ждала интересная встреча. Сторож из Дома Буркова, что напротив магазина, вот с кем мы наконец-то познакомились. Обычно он ходил тенью за окнами и наблюдал за нашими громкими посиделками. А теперь выяснилось, что его зовут Борис, что ему за шестьдесят. Что он крещенный атеист. И что у него жена больная раком. Он смирился с его смертью. На наше предложение помолиться за нее, он отреагировал резким: "Совершенно бесполезно? Совершенно? Ноль шансов! Ноль, понимаете, ноль!!!" И ушел. Потом пришел снова. Я попросил его: "Если есть все-таки один шанс на миллион, давайте помолимся за здравие вашей жены. Скажите, как ее имя?"
- Я не скажу. Нет. Шансов ноль. Один к миллиону.
- Точнее один к миллиарду. Скажите все-таки имя, и мы помолимся. Вы увидите - жена ваша исцелеет. Или вы уже приготовились к ее смерти?
- Конечно приготовился. Думаете так просто жить с больным обреченным человеком. Исполнять прихоти. Ехать к разным врачам, тратить уйму денег на лечение. Нужно, чтобы постоянно кто-то за ней присматривал.
- И все-таки. Если Бог существует, если Он ответит на вашу молитву, если жена ваша выздоровеет? Давайте хотя бы попытаемся.
- Бесполезно. Я этого не признаю. Это все выдумки попов.
- Просто назовите имя и я помолюсь, а в побудете вместе со мною.
- Нет.
Он снова ушел в задумчивости. И снова вернулся.
И сказал: "Галина".
Я уже выпил немного пива в этот вечер, и мне стыдно было обращаться к Богу в таком состоянии. Но мы встали вместе с Костей Мемячкиным рядом с этим Борисом и я сказал Богу, что пожалуйста, Господи исцели рабу Твою Галину, яви чудо Твое и вразуми Раба Твоего Бориса этим чудом, соделай его истинным Своим служителем, и прости меня грешного, что дерзаю обращаться к Тебе... Я плохо помню, что говорил Ему. Меньше всего мне хотелось лицемерия и неправды перед Борисом.
Потом мы помолчали, в воздухе висело что-то, словно произошло важное и решительное. Мне было немного страшно.
Пришли ребята принесли пива. Борис сказал им, что мы сейчас сделали хорошее дело, но не стал говорить какое.
Потом он рассказал, как его крестили в детстве, как он познакомился с женой на какой-то вечеринке. Про Тюмень, и что она представляла из себя 40 лет назад. Про то, что жена его несколько раз лежала в хосписе, и очень просит его отпеть ее после смерти. Потом он впервые в жизни попробовал чипсы и они ему очень понравились. Потом мы пошли домой. Мы пели обычную песню "Лайла", на наши нестройные крики на балкон вышли два дюжих молодца и заметили, что поем мы громко, а что время уже для сна. На что Саша Егоров сказал им очень спокойно: " А ты закрывай глазки, и спокойно засыпай". И снова полилась: "Лай- ла, ла-ла-ла-ла-ла, лай-ла ла-ла!"

Август 25, 2003
Журналы "Вопросы философии" и "Философские науки" читаю исключительно в бане. Как-то сибаритская атмосфера располагает, размягчившись телом, размягчится умом и повитать в высоких материях, льстящих убогому человеческому уму. Но вот беда, витают эти мыслители все в полях бездуховных. Имеют, конечно, дерзновение рассуждать, да уж так криво, да косо. Вот наткнулся тут на рассуждение некоего поляка Ежи Ковальского (по-моему Ковальскому? а может и нет) и нашл там высказывание, что да, Пресвятая Богородица была Девою, когда зачала Христа-Спасителя, а потом уже стала жиной Иосифа и жила с ним в браке. Это так у него, замечание среди общего полупустого текста о христанской антропологии. Так мне стало худо от прочитанного. Так сердце мое заныло, заболело. Вот же поляк тупой. Вот же идиот-католик, пустоголовый. Да что же они белены там объелись?
И стал я молиться о рабе Божием Ежи. И что за имя-то такое - ЕЖИ. Егор - что ли?
Как ему через тысячи километров втолковать, что Богородица - Приснодева. Что он сам-то не чувствует, не понимает что ли? Ведь богословие не есть сфера возвышенных умопостроений - это ОПЫТ церковной жизни. Мы и в Троицу верим не как в какой-то логический довод, а опытом знаем Бога как Отца, Сына как Христа, распятого за нас и воскресшего, и Дух Святой животворит все наше существо на всякий час.
Это вот как с моим сыном, я чего-нибудь строю, корячусь, а он стоит спокойно, наблюдает. Я ему:
- Ты чо, не видишь, пособил бы!
А он:
- А чо делать-то? Ты скажи...
- А ты чо, не видишь, что делать?
- Не, не вижу...
- Так вот здесь-то подержи.
- Так ты бы и сказал, а то орешь вот.
- Так вот и ору, что не понимаешь ничего.
- Не могу же я твоими глазами глядеть.
- Так ты и своими ничего не видишь.

И так далее.

Писатель Алесь Адамович после всех своих книг о зверствах фашистов на Беларусии, сделал вывод:
фашизм - это когда один глядит, как дргой над делом корячится, утруждается, и не помогает, а, наоборот, удовольствие от его страданий получает.

Господи, спаси и помилуй раба Твоего Ежи, и научи его, что Богородица есть Приснодева.

Октябрь 15, 2003
Сидим вчера в бане с Константином.
- Вот слушай, до чего же примитивное стало сознание у людей. Ничего не знают, ничего не слушают. Вот тут поставил одну вещицу Баха другу, он восхищался так, словно я сам ее написал. А ведь Тарковский на этой мелодии органной целую сцену в "Солярисе" построил, разглядывая под нее картину Брейгеля "Возвращение с охоты". Там охотники возвращаются с охоты, стоят на пригорке и глядят на долину жизни людей. Дети катаются на льду, кто-то идет по мосту, из труб поднимается дым. Замечательный такой образ возвращения в мир людей.
Каждый из нас должен вернуться в мир людей с любовью.
- А я вот именно так понимаю слова Писания, что если хотите свою душу спасти, то ее погубите. Долго не понимал смысла этих слов, а теперь, как мне кажется, это значит что мы должны уйти из этого мира, умереть для него, родиться во Христе, и только потом вместе со христовой любовью вернуться в мир, вернуться к людям.
- Да ще есть две книжки про это, это "Маугли" Киплинга и "Рабинзон Крузо" Дефо. Оба изолированы, но образ Божий побеждает в каждом, в одном - на животном, интуитивном уровне, в другом - на уровне рационализма. Человеку сложно бежать от своей человечности, но он только этим и занимается.
- Быть достойным себя и быть достойным этого человечества - вот возвращение...

Декабрь 13, 2003
Приставать я стал к молодым попам, а вот, спрашиваю, что бы вы стали делать, если бы Христос живой перед вашими глазами предстал?
Один говорит: ну, я бы просто созерцал Его Лицо.
Другой хотел поддакнуть, но вспомнил о своем больном сыне и сказал, что попросил бы ему здоровья. И тут же батюшки обратились ко мне: а ты сам-то чего бы сделал.
Я сначала хотел сказать, что спросил чего-нибудь радикальное, суровое. Но потом вдруг вспомнил, как Христос отвечает на вопросы разных людей в Писании. Спрашивают его апостолы о загробной участи, а Он им о геене огненной, о плаче и скрежете зубов, огне неугасимом и черве неусыпимом. Мог бы и утешить, мол, вы же - апостолы, вас во веки будут прославлять и молиться вам будут. А Его успокоить уже невозможно, Он не останавливается: "И если соблазняет тебя рука твоя, отсеки ее: лучше тебе увечному войти в жизнь, нежели с двумя руками идти в геенну, в огонь неугасимый, где червь их не умирает и огонь не угасает, - и можно было бы на этом и закончить ( и так страшно), но нет: - И если нога твоя соблазняет тебя, отсеки ее: лучше тебе войти в жизнь хромому, нежели с двумя ногами быть ввержену в геенну, в огонь неугасимый, где червь их не умирает и огонь не угасает. - И СНОВА И СНОВА - И если глаз твой соблазняет тебя, вырви его: лучше тебе с одним глазом войти в Царствие Божие, нежели с двумя глазами быть ввержену в геенну огненную, где червь их не умирает и огонь не угасает". (Мк 9,43-48)
Или как Он про детей и про псов беседует с сирофиникинянкой: "Дай прежде насытиться детям, ибо нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам" (Мк 7, 27).
Или юноше благочестивому говорит: "Одного тебе недостает: пойди, всё, что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи, последуй за Мною, взяв крест". И на недоуменный вопрос апостолов: кто же может спастись? , отвечает: человекам это невозможно, но не Богу, ибо всё возможно Богу.
И меновщиков побил, и столы их опрокинул. Вот вам ответы на радикальные вопросы. Пока мы живы, не будет нам утешительного ответа, кроме самой жизни. Потому, что утешительность была бы нечестной по отношению к нашему земному подвигу. Удивляться, терпеть и благодарить, потому что не то, что чувствуем, точно знаем - все по силам.
И уж когда совсем страшно, только тогда говорит самое для меня радостное: "По воскресении же Моем предварю вас в Галилее" (Мф. 26, 32).
Он ждет нас ТАМ. В небесной ГАЛИЛЕЕ. Ждет. Мы рассеемся, мы уснем, мы не сможем и часа молиться, но Он будет нас ждать. И это самое главное. Мы встретимся.
И спрашивать ничего не нужно, и так все понятно.
Я первый раз это понял, когда беседовал с о.Артемием Владимировым. Понял тогда: лучше было вместе помолчать. По-настоящему.

Декабрь 13, 2003
И вот что я у Чехова нашел. И вот как я этому поразился . У мизантропа Чехова!!! В конце "Дяди Вани"!!!
"Мы будем жить. Проживем длинный, длинный ряд дней, долгих
вечеров; будем терпеливо сносить испытания, какие пошлет нам судьба; будем трудиться для других и теперь, и в старости, не зная покоя, а когда наступит наш час, мы покорно умрем, и там за гробом мы скажем, что мы страдали, что мы плакали, что нам было горько, и Бог сжалится над нами, и мы с тобою увидим жизнь светлую, прекрасную, изящную, мы обрадуемся и на теперешние наши несчастья оглянемся с умилением, с улыбкой - и отдохнем.
Я верую, дядя, верую горячо, страстно...
Мы отдохнем!
Мы отдохнем! Мы услышим ангелов, мы увидим все небо в алмазах, мы увидим, как все зло земное, все наши страдания потонут в милосердии, которое наполнит собою весь мир, и наша жизнь станет тихою, нежною, сладкою, как ласка. Я верую,
верую... Ты плачешь...Ты не знал в своей жизни радостей, но погоди, погоди...Мы отдохнем... Мы отдохнем!"

Распечатано, повешено на стену, любуюсь и читаю как молитву.

Январь 6, 2005
Технологические новинки в Церкви. У одного знакомого диакона украли мобильный телефон. Состоятельный родственник подарил ему свой смартфон - среднее между мобилой и карманным компьютером, там есть фотокамера и множество всяких технических наворотов. Диакон попросил одного батюшку благословить его на всякое доброе дело, и это благословение записал как короткий видеоролик на свой смартфон. Забавно видеть как, отправляясь в дорогу, диакон благословляется у своего телефона: включает этот ролик - там батюшка благословляет широким православным крестом, диакон мелко кланяется перед экраном мобилы, крестится и благословленный, отправляется восвояси.

Октябрь 26, 2005
Две недели я лежал в больнице. А тут студенты меня спросили, какие уроки я извлек из своей болезни.
Урока было три.
Урок первый.
Вначале болезнь наложилась на отчаянье и даже уныние. У меня болела и душа и тело, и все казалось ужасным. Я ждал хотя бы лучика надежды, хотя бы немного утешения. Несколько времени до этого я завел себе нехитрую игру. Каждый раз, когда я получал автобусный билет, я икал в его номере цифру "8", цифру осьмого дня творения, цифру бесконечного Царства Христова. И иногда была. Словно бы небесная канцелярия мне говорила: "Все будет в порядке, не беспокойся?. И вот сейчас, мне нужно было малое утешение, я даже внутренне просил: "Ну, пожалуйста, только сейчас, пусть будет восемь, и значит можно терпеть и надеяться". Мне подали билетик. Там стоял номер 421502. Ни восьмерки, ничего. Я опустил руку с билетом. По телу пробежала та судорога, которая сопровождает глупейшее человеческое состояние - отчаянье. Несколько я ехал в автобусе, но вся проносившаяся за окном жизнь не оставляла во мне ни следа интереса. Все было пусто, все было наполнено небытием. Страдание, казалось, заполнило мою душу до отказа. Я снова поднес к лицу эту глупую бумажку и вдруг отчетливо увидел две вещи: во-первых, это счастливый билетик, потому что сумма правых трех цифр равняется сумме левых. А во-вторых, я увидел большую цифру восемь: на всех билетах стояла цена: 8 рублей. Я несколько оторопел от своей глупости. Господь не только ответил на мою глупую игру, но и вразумил меня: "Если ты ищешь надежды в виде восьмерки - то она на КАЖДОМ билете, а в ответ на твою просьбу тебе дали счастливый билетик, если для тебя это ТАК важно". Прямо в автобусе я рассмеялся, таким ничтожным мне показалось мое уныние, отчаянье и страдание. Все будет на просто хорошо, все будет просто замечательно.

Урок второй.
Болезнь моя была связана с хроническим бронхитом, почти полной потерей голоса - профессиональным заболеванием преподавателя. Кроме всего, мне поставили кардиомонитор, который снимал показания целые сутки и показал предынфарктное состояние. Состояние осложнялось болезнью зубов. Но я задумался. Большинство моих грехов связано с маленьким органом - языком. А еще святые отца говорили, что язык орган небольшой, но через него можно все тело погубить. И вот я представил, что я, наконец, потеряю голос и замолчу навсегда. Я вспомнил мою университетскую преподавательницу Светлану Степановну Сохатюк, у которой бронхит перерос в рак голосовых связок, и их удалили. Она носила с собой толстую тетрадку и разговаривала преинтересным образом: она записывала вопрос встречному, а тот отвечал ей. Когда она стала "разговаривать" со мной и написала какой-то вопрос, то я, побоявшись нарушить нашу священную тишину, взял из ее рук тетради и стал писать ей ответ. Она посмотрела на меня круглыми глазами, покрутила пальцем у виска и написала: "Ты-то можешь говорить, говори". И я стал говорить, но говорить в ЕЕ тишине было как-то неудобно, словно бы мне приходилось выдувать все смыслы на флейте. Вскоре она умерла.
Я вспомнил ее, и подумал, что наверное мне всегда не хватало этой тишины, этого молчания, в котором есть нечто священное. И мысленно смирился с потерей голоса.

Урок третий.
Я думал про свой возможный инфаркт, я предлагал себе успокоиться, не нервничать. Я вспоминал про актера Олега Табакова, который перенес первый инфаркт в 29 лет и после этого сказал себе: "Все, теперь я буду жить так, чтобы не было ничего впустую, я буду жить так, как мне нравится". И, по-моему, так он и дожил до 70 лет, и сейчас здравствует.
Но инфаркт случился не со мной, а с долговязым худым товарищем по палате. Он оказался моим ровесником, и я внутренне сравнивал нас: кто старше выглядит (первые признаки старости).
И вот, лечащий врач, между прочим, замечает на обходе, что он пережил инфаркт.
- Кто? Я?
- Да, вы?
- Когда?
- А вот, на днях?
- Но я ничего не чувствовал.
- Инфаркт произошел на фоне болезненной интоксикации.
И врач ушла. А он побледнел и погрузился в какие-то совсем невеселые думы. Он лежал, не двигаясь, и все бледнел. Видимо грозное слово "инфаркт" не вязалось с его жизнью.
Его размышления прервал наш мрачный сопалатник: "Да не бери ты в голову. Подумаешь инфаркт. Ну, забился там тромбом какой-то сосуд. У тебя этих сосудов - миллионы. Это как вот едешь на машине, и одна из свечей полетела. Ну, стучит там, в двигателе, но остальные-то поршня тянут, до города еще далеко ехать. И вот, тянешь-тянешь, а через 50 километров и вовсе забываешь, что там чего-то стучит".
Эта автомобильная метафора не утешила инфарктника. Он лежал бледен.
Тогда за дело взялся я. "Ну и ладно, что инфаркт. Придешь домой, скажешь жене: "Вот до чего ВЫ меня довели!" Предъявишь ей по полной программе, чтоб знала?.
Он сразу оживился, заерзал.
- Точно, я ей предъявлю! Я им всем скажу. Я и на работе им предъявлю, да я вообще уволюсь, не буду работать на стройке, потребую компенсации в размере трех зарплат.
Лицо его сияло. Он был доволен.
Вот что утешает сердце русского человека - оказаться невинным страдальцем с возможностью найти виноватых.
Это тоже был странный и радостный урок о том, что утешает нас в болезни.

Ноябрь 22, 2005
После посещения Лавры в день преподобного Сергия возвращались мы домой в Москву. И на переходе у Ярославского вокзала попали в давку ? час пик. Огромная толпа, сбившаяся у эскалатора, напомнила мне видение отца Геннадия Бодрягина об аде: люди там теснились и были сдавливаемы этим страшным организмом толпы так, что при качании-сдавливании по толпе шел выдох, похожий на гулкий и глубокий стон. Обычно толпу в метро я и воспринимал как нечто омерзительное, чуждое свободной человеческой природе. А тут я глянул, и увидел, что все люди - красивы и гармоничны, правильны и прекрасны. Я уже как-то видел нечто подобное. Но это было после Причастия и в Крестовоздвиженском храме, и весьма кратковременно. А тут - тысячи людей. Я видел их сияющие лики, казалось, видел так, как их создал Господь. И видел, как они страдают от этой пробки, и как терпеливо сносят эту тесноту. Я вдруг понял, что Господь им многое простит, за то, что они живут ЗДЕСЬ. Что для жизни ЗДЕСЬ требуется большое смирение. Смирение общежития. И что они смиренны, а я не смиренен. И я так долго любовался сотнями лиц, которые никогда мне больше не повстречаются! Не разглядывал любопытно, а любовался и был абсолютно счастлив. Для меня, редкого мизантропа, это был великий подарок.

Декабрь 2, 2005
Больше всего студентов на сегодня занимют разговоры о вредности мечтать. Причина всех страданий - многие желания. А Мечта большинства студентов - отдельный коттеджик с мерсиком или джипиком во дворе. Высокий забор по периметру, желательно с пулеметными гнездами. И много лавэ на кармане. И вот так - и чтобы все отстали.
Это как один знакомый бандит мне говорил: "Не надо лирики, ты мне дай дело, будет дело- будут и деньги, а деньги, братан - это второе солнце!"
Слава Богу, не первое!

30.03.2006
Бабушка одна подошла в монастыре после службы. Увидела диск акафиста преподобному серафиму Саровскому. И стала рассказывать как она три года назаод ездила в Дивеево в группе вместе с отцом Андреем Сбитневым.
- И было мне тогда 83 года. Дочь мне сказала: «Куда ты, мама, поехала? Тебе столько лет. В дороге все что угодно случиться может. Не езди никуда.
- А я, - говорит мнестарушка,- сплю ночью и вижу Пресвятую Богородицу из окна своего дома. Подхожу к окну – что это Она там делает? И вижу, что Богородица постилает длинные белоснежные дорожки прямо к воротам. Ну, тут я все поняла. Что хотите – говорите, а я поеду к батюшке Серафиму.
Прост и богоносен наш народ.

30.03.2006
Прочитал мой друг статью С.П.Гурина об алкоголе и решил заняться моим вразумлением. Вот, говорит, вы водку любите выпить.
- Люблю, грешен, - отвечаю.
- Так вот Гурин пишет, что алкоголь – это суррогат духовной радости.
- Суррогат и что?
- А то, что вы грешите премного.
- Ну, грешу, а тебе что?
- Ну, как же, значит, водки пить не надо!
- Тебе не надо, ты и не пей. Вот возьми и с сегодняшнего дня не пей вовсе.
- Вот и не буду. А все равно это суррогат.
- Так и иконы святые – тоже в некотором смысле суррогат. Как выражается отец Павел Флоренский, иконы – это некоторое воспомоществование, очки по невозможности запросто видеть Бога. И всякая икона не способна изобразить Бога, и потому обречена на неудачу. Но поклонение, воздаваемое образу, восходит к Первообразу, к Тому, Кто на ней изображен. Мало ли какие суррогаты вокруг нас…
- И все равно пить – это грех.
- Конечно, грех. Только ты вот посмотри как Христос относится к пьющим вино. Он первое чудо совершает в Канне Галилейской. И для кого?
Помнишь: «Распорядитель зовет жениха и говорит ему: всякий человек подает сперва хорошее вино, а когда напьются, тогда худшее; а ты хорошее вино сберег доселе». (Ин.2,10)
Доселе – это как. А это значит, что на свадьбе празднующие были уже упившиеся. И для них, для упившихся, Иисус делает вино. Не осуждает, не гонит, а делает для них вещество радости, через которое они и соединяется с радостью уже не суррогатной.
- Ну, так это же Христос…
- И ты тоже будь милосердным.

4.04.2006
Со слов актера Панюкова.
Едет он на автобусе, рядом с ним стоит маленький мальчик и водит пальцем по стеклу. Кондукторша начинает ругаться на него: "Чего ты грязь разводишь,перестань, а тоя тебя из автобуса выпровожу!". Мать мальчика поддерживает ее: "Коля, перстань, ну-ка садись вот сюда". Мальчик отходит от окна, на следующей остановке они с мамой выходят. Панюков заинтересованный, что это там такое писал мальчик, подходит к стеклу и читает: Христос вас любит".

5.04.2006
Сегодня рассказала Татьяна Александровна Блажевич.
В воскресенье причащали ее полугодовалую внучку Соню, мою крестницу. После причастия ей в кроватку положили икону Божией Матери. И ребенок вдруг совершенно отчетливо и, казалось бы, осмысленно взял обеими руками иконку и несколько раз поцеловал, попочередно поднося ее к губам. Это весьма поразило деда девочки, моего научного руководителя проф. Николая Викторовича Блажевича. Как это младенец может совершать столь осмысленные религиозные движения? Наверное подражает кому-то... Но ей некому подражать, семья ее пока малорелигиозна, а в храме она лежала в переносной люльке.
Так вот младенцы исповедуют Господа перед своими маловерущими родственниками, воистину сказано: "Из уст младенцев и грудных детей Ты устроил хвалу" (Мф.21, 16)

12.07.2006
Вот она дилемма: человек в мудрости своей доходит до простоты, в которой нужна тишина, одиночество, не нужно суеты, коллективизма, не нужно многого. А с другой стороны, человек не хочет сложности, он не хочет думать, делать, не хочет подвига, он хочет тоже простого – жрать, пить, все здесь получить, хочет, чтобы ему объясняли просто, не грузили, не загружали сложностями. Хочет все «по-простому». Как различны эти две простоты.
Первая простота – в ней человек довольствуется немногим, радуется всему, а во второй человек желает наслаждаться, не думая ни о чем. Вот эта простота хуже воровства. То есть в одной простоте – думать и не жрать, а в другой – жрать и не думать.

27.09.2006
В добавление к отчету о Москве. Картинка из одного монастыря во время богослужения. Монаху нужно сделать проход между прихожанами, чтобы можно было причащать из двух Чаш. Он подходит к здоровенному парню, который служит в спецназе и обращается к нему: "Солдатик, ты бы помог мне проход среди прихожан сделать".
- А чего делать-то?
- Нужно раздвинуть прихожан, немного оттеснить их в стороны.
- Так это же бабушки!
- Вот-вот, бабушек и нужно отодвинуть.
- Нет, я бабушек не могу, я могу только замочить кого-нибудь, шею свернуть, руку сломать. А бабушек я не могу.

6.10.2006
Крестили одного музыканта. Перед крещением беседовали о Символе веры, как он его понимает. Дошли до строчки "Творца видимих же всех и не видимых". Спрашиваю: "Как это понимаешь". Он говорит: "Ну видимых всех -это понятно, а невидимых, значит Творец всех там протонов, нейтронов..."
Я говорю: "Тут имеется в виду мир духовный, ангельский".
- "А-а, понятно, а как же с этими протонами и нейтронами быть?"
- " И их Он тоже сотворил".


18.10.2006
Долго не мог понять, зачем и что писал Христос перстом на земле, когда привели Ему женщину, взятую в прелюбодеянии (Ин.8,6). А смысл определен самой уловкой фарисеев: «Моисей в законе заповедал… а Ты что скажешь?». Говорили это, искушая Его. Что бы Он не ответил, в любом случае они бы нашли, в чем Его обвинить: либо Он призывает нарушить закон Моисея и пожалеть женщину, либо вместе с ними должен убивать ее. Он же молча показывает им, что вот как Он сейчас пишет на земле, и это будет затоптано через минуту, так и закон Моисея написан на сердце Иудеи. Написан и стерт! А это, кстати сказать, единственное, что Христос написал. Главное не слово, а Дух!

И эти дивные слова Его: «И Я не осуждаю тебя, иди и впредь не греши». Точно так же и о. Димитрия Дудко: «Одна очень развратная женщина, пьяница, как-то зашла в храм, и ее поразил один священник, она его и боялась и благоговела перед ним. Когда ей сказали, чтобы она исповедалась, она сказала: как я, такая грешная, такому святому человеку буду исповедаться?
Наконец, собрала мужество, поисповедалась.
- все? – спросил священник.
- Да, все, - сказала она.
- Прощаю и разрешаю, - накрыл ее епитрахилью.
Ее поразило то, что он не стал ее «распинать» за ее грехи и простил, тут же зарыдала.
(«На скрещеньи дорог», стр. 157)

Над этим заплакала душа моя.

18.10.2006
Один человек пожаловался, что у него куча долгов. Другой ему сказал, что его долги - это его богатство. Во-первых, эти долги ему Бог дал по возможности их отдать, во-вторых, это чувство должника смиряет душу, в-третьих, пока он долгов не отдаст, он точно жить будет, в-четвертых, он научится милосердно относиться к своим должникам и т.д.
Как часто это чувство долга всплывает в Евангелии:
Оставь нам долги наши, яко же и мы оставляем должником нашим...
Потребовал с должников, был посажен в яму...
Ослабил долги господина, сам был прощен...


Все мы богаты богатством неправедным (Лк.16,9) и при этом у нас еще и долги есть!!!

И как не любит русский человек быть кому-то должником! Не будет ни есть, ни пить, но в долг брать не будет. Вот здесь - гордыня. Я точно такой.

3.11.2006
Технологические новинки в Церкви.
Был в гостях у одного батюшки. Он в разговоре хвалил то один фильм церковный, то другой. Я поинтересовался в каком формате он их смотрит. На DVD. При этом он открывает шкафчик и показывает двд-плеер с колонками, но без телевизора. Я спрашиваю: - Так как же вы, батюшка, фильмы-то смотрите без телевизора?
- А я звук включаю и слушаю, очень хорошие фильмы попадаются.
- А чего бы и изображение не смотреть?
- Да нет, все эти картинки, насмотришься, потом они молиться мешают. Стоят перед глазами. Поэтому только слушаю.

17.11.2006
И вот я просил Его остановить меня, просил Его научить меня. И Он научил меня. Неожиданно я был наставлен: получил с незнакомого мне телефона эсэмэску: «У меня на душе так плохо, что жить не хочется, что делать не знаю. Вспомнила брата, внутри все выворачивает. Такая боль, съездить на мост». Я встрепенулся: кому-то очень плохо, сердце учащенно забилось и заволновалось сердце, я знаю что такое, когда очень плохо. Ответил, что стоит выпить валерьянки и уснуть. Девушка с благодарностью ответила, мол, извините, попала с расстройства не на тот телефон, спасибо за совет. Но на душе спокойно не стало. Позвонил друг, поговорили, он посоветовал спросить ее имя и помолиться за нее. Я послал эсэмэску. Она назвала имя и спросила, с кем она общается. Я ответил. Пока было смс-молчание, мы с супругой почитали за нее молебен Пресвятой Богородице, поемый во всяком обстоянии. Я вспомнил, как мне на радио звонила девочка-инвалид, с желанием суицида. Потом мы еще написали друг-другу несколько сообщений, самое страшное из них было: «Знаете, я уже 3,5 года молю прощения у Бога, а Он смотрит и молчит. Поезд едет в пропасть, нажать бы на тормоз и думаешь «стоит ли?» Я начал писать что-то утешительное, но сообщения не прочитались и она позвонила. Мы говорили сколько-то, я пытался сказать что-то доброе, но вряд ли получилось. На той стороне было столько горя, к тому же к ней пришла подружка, начали выяснять все, подружка залезла в душу, но помочь, естественно не смогла. Я посоветовал сходить на исповедь, попросить помолиться маму. Но мамы уже нет на свете. Слова мои иссякли. Мы помолчали, потом попрощались. Душа моя вся была приведена в трепе: перед лицом чужого горя, я увидел свое. Я не ей советовал – себе, я более нуждался в твердом слове, чем она. Удивительное, заблудившееся смс-сообщение было мне вразумлением.


12.12.2006
Нашел сегодня замечательнейшие слова апостола Петра из его второго Послания, которые как нельзя точно характеризуют меня как человека, как существо:

"Конечно, знает Господь, как ... беззаконников соблюдать ко дню суда, для наказания, а наипаче тех, которые идут вслед скверных похотей плоти, презирают начальства, дерзки, своевольны и не страшатся злословить высших, тогда как и Ангелы, превосходя их крепостью и силою, не произносят на них пред Господом укоризненного суда. Они, как бессловесные животные, водимые природою, рожденные на уловление и истребление, злословя то, чего не понимают, в растлении своем истребятся. Они получат возмездие за беззаконие, ибо они полагают удовольствие во вседневной роскоши; срамники и осквернители, они наслаждаются обманами своими, пиршествуя с вами. Глаза у них исполнены любострастия и непрестанного греха; они прельщают неутвержденные души; сердце их приучено к любостяжанию: это сыны проклятия. Оставив прямой путь, они заблудились, идя по следам Валаама, сына Восорова, который возлюбил мзду неправедную,
но был обличен в своем беззаконии: бессловесная ослица, проговорив человеческим голосом, остановила безумие пророка. Это безводные источники, облака и мглы, гонимые бурею: им приготовлен мрак вечной тьмы. Ибо, произнося надутое пустословие, они уловляют в плотские похоти и разврат тех, которые едва отстали от находящихся в заблуждении. Обещают им свободу, будучи сами рабы тления; ибо, кто кем побежден, тот тому и раб. Ибо если, избегнув скверн мира чрез познание Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, опять запутываются в них и побеждаются ими, то последнее бывает для таковых хуже первого. Лучше бы им не познать пути правды, нежели, познав, возвратиться назад от преданной им святой заповеди. Но с ними случается по верной пословице: пес возвращается на свою блевотину, и: вымытая свинья идет валяться в грязи.

4.01.2007
С каждым Причастием Животворящих Христовых Тайн во мне открывается светлый источник сострадания. Это при моей-то злобе!

13.01.2007
И вот еще об Иуде. Он - лакмусовая бумажка для всякой лукавой интеллигенции. Очень им бы хотелось абсолютного всепрощения, очень бы им хотелось, чтоб без покаяния и как результат, все они поголовно считают, что Христос сам повелел Иуде предать Себя. По этой дорожке пошли Андреев, Волошин до совершенного безумия эту идею довел Скорцезе. И нужно это в простом смысле, чтобы "все, что мы делаем дурного - это Господу угодно", "это Он сделал нас такими страстными и лукавымим греховодниками, но это так надо..."
Поэтому куда ни посмотри, да вот рецензию я писал на "Семеро святых из деревни Брюхо" - у Людмилы Улицкой Тимоша, расстреливающий христиан, подвигнут к этому предательству блаженной старицей, а потом, расскаиваясь в содеянном, принимает от них эстафету юродства.
Охо-хо!
Нет, Иуда именно предал Христа и предал из-за неверия.

13.01.2007
И вот после десятилетней работы в монастыре присматриваюсь к мирской ситуации: озлобленность, раделенность и самое ужасное - безрадостность. Да и это - пустое, главное нет напряжения жизни, этого электрического тока, который так изматывает в ограде церковной и так животворит в миру. Вот точное слово для мира - расслабленность, то есть отсутствие состредоточенной молитвы.

18.01.2007
Вот настоящая поэзия. Святой апостол Иуда называет таких как я - это безводные облака, носимые ветром; осенние деревья, бесплодные, дважды умершие, исторгнутые.

А вот и апостол Иаков: Теперь послушайте вы, говорящие: "сегодня или завтра отправимся в такой-то город, и проживем там один год, и будем торговать и получать прибыль"; вы, которые не знаете, что случится завтра: ибо что такое жизнь ваша? пар, являющийся на малое время, а потом исчезающий. Вместо того, чтобы вам говорить: "если угодно будет Господу и живы будем, то сделаем то или другое", - вы, по своей надменности, тщеславитесь: всякое такое тщеславие есть зло. Итак, кто разумеет делать добро и не делает, тому грех.

Как это красиво: жизнь - это пар, являющийся на малое время, а потом исчезающий.
Хорошо!

18.01.2007
Ну что же пойдем завтра с братией гукаться в иордань. То есть купаться в агиасме. То есть радоваться.
Но на сердце тревога ожидания. Вот-вот. Сердце трепещет. Новое. Грядет.
Встретимся у купели. Языческий экстрим с элементами христианских озарений. Но сердце грустит не об этом.
Вот что дали мне люди, Господи, видишь... Вот что они дали мне. Но разве это мне надо? А сегодня, когда ты пожалел меня и даже не побрезговал погладить мою шелудивую голову, я вилял хвостом, слезы были, но они находились почему-то в горле и сводило скулы, слезы такие ядовитые и такие кислые. А Ты как всегда во всем блеске и величии. Как приятно быть рабом такого Господина, даже не то, что приятно а ... волнительно, радостно. Но когда соседские тычут - смотри, смотри, опять этот трусливый и малодушный, прет хозяйское со двора, чтобы пропить, как стыдно, но разве поймут они, слабые в душевном нерве, что я не от злобы своей волоку, а только, чтобы подчеркнуть несметное богатство хозяйское...
Многоточие - признак малодушия.

23.01.2007
Очерствело сердце, между причастиями так трудно жалеть людей. Вот тут после литургии подошел парень один, глаза красные, разит перегаром, с сигаретой и плачет.
- Пришел я в храм, и нет до меня никому дела. Сел в углу и стало мне так тоскливо, но никто на меня внимания не обращает.
Я говорю:
- В храм люди не к тебе пришли, а к Господу.
- И что же я здесь никому не интересен? Я воевал, людей убивал. Много грешил. И тут еще всяких бед навалилось…
- Почему же не интересен, ты нам свой, родной, русский воин, наш человек. Только тебе на исповедь сходить надо, у тебя душа болит.
- Так болит, что хоть под автобус иди, ложись.
Смотрю я на него, рассказывает он что-то про Чечню, про зачистки, про друзей погибших, и ни чуточки мне его не жалко. Развел, - думаю, - слюнтяйку, на слезы меня пробивает. Дешевка все это, взялся быть мужиком – держись, стой как свая, не сдавайся:
«Врагу не сдается воин Христов,
Пощады никто не желает!!!»
И еще думаю, бухал, поди, всю ночь, да еще и с подружкой поругался, вот и вышла у него в душе трагедия. А рядом со мной стояла очень хорошая женщина, добрая христианка. Увидела она этого плачущего парня и заплакала, горько заплакала. Жалко ей стало его. А мне не жалко. Стою я смотрю на себя и думаю, - что же это, совсем ты, брат, окаменел?
И повел я этого парня в храм, протиснулся между прихожанами, и поставил его у амвона, а за киотом отец Николай (Цирке) исповедь принимает. Стал я ему очами мановение учинять, мол, вот бедствует человек, его бы без очереди принять. Батюшка все понял и принял. Поисповедовал. Стало этому парню немного легче. От храма подвозил его другой наш товарищ, который тоже воевал, но никогда об этом не говорит.
А парень все свою балалайку про погибших друзей, да про зачистки. Друг наш посмотрел на него и спросил:
- Воевал что ли?
- Воевал.
- И я воевал. Ну, поехали.
И они поехали. А я провожал их глазами и думал, что надо начинать учиться жалеть людей.

23.01.2007
Рукоположили одного моего бывшего студента. Раньше я все шутил над ним: встретимся, обнимемся, а я у него руку поцелую, как у батюшки. Он смущался и злился на меня, говорил печальным голосом: «Имею против вас, Мирослав Юрьевич, помыслы». Ну и имей себе на здоровье.
А потом он женился, пошел в семинарию, и вот недавно стал священником. Увидел я его в храме, первый раз по-настоящему у него благословился. Обнялись, постояли. А потом шли после службы, разговаривали.
- Как, - спрашиваю, - жизнь?
- Все батюшки у меня благословляются, пока я благодать священства не подрастерял.
- Исповедь-то принимал? Поди, страшно?
- Так мне все грехи знакомы, сам в них каюсь. Одна вот только женщина приходила, каялась, такое говорила, очень страшно. А обычное дело – приходят безгрешные. Так и говорят, что грехов особых не имеют. Один священник спросил бабушку: «Какие грехи делали?» Она отскочила от него, и, показывая на него пальцем, заорала на весь храм: «Ты что, идиот?»
- Я знавал одного батюшку, к которому одна женщина на исповедь пришла и сказала, что грехов не имеет. Он спросил: «Вообще грехов нет?» Она сказала: «Да». Он отошел от нее и огласил на весь храм: «Смотрите, она святая!!!» В смущении и стыде та женщина бежала.
Еще одним священником больше. Но как далеко современное священство отстоит от св. прав. Иоанна Кронштадтского.


30.01.2007
Из современной монастырской службы. Иеромонахи берут на себя много забот о мирских проблемах, очень устают, возясь с мирянами, потом придут на службу, а сил-то молиться сосредоточенно и нету. И начинают заниматься пономарями, учат их послушанию.
Старший пономарь учит младшего: пойдет батюшка кадить, а ты возьми в руку ладану, да и открой перед ним дверцу-то.
- А зачем?
- Потому что иначе гневаться станет: почему дверь не открыл, потом кадило тебе протянет, а у тебя, к примеру, ладану нету. Поставит тебя на поклончики, всю службу и будешь кланяться. А так ты и дверцу открыл, батюшка молчит, сует тебе кадило, а ты, расторопно ему туда несколько зернышек ладану, он опять молчит.
- Да он все равно придерется…
- Это почему?
- А вот третьего дня все меня пытал, бью я свиней на скотном дворе или нет?
- А ты бьешь?
- Нет! Как можно? Возьмешь только палку и так толкнешь тихонько, они же свиньи толстые, ничего не чуют. А скотник на меня все жалуется. Вот батюшка и пристал ко мне: «Сознайся, говорит, бьешь ты бедных свинок?» Я говорю: «Не бью» А он опять: «Ну, ты сознайся!» Я ему: «Да с чего вы, батюшка, взяли-то?» А он мне: «Вид у них очень грустный». «Кто ж его знает, чего они грустят?»
Потом на исповеди говорит опять: «Бил свиней-то?» Я говорю: «Каюсь, бил». Он говорит: «Вот теперь вижу, что не бил».

31.01.2007
Или вот все жалеют священников, которые погибли под новый год: семью сожгли, а в Екатеринбурге священника убили из-за икон. Да за них радоваться нужно. Хотели они Царствия небесного и получили, просто по-быстрому. И нет в этом никакой политики. Сколько народу поумирало за эти праздники! И что, никого не жалко? Вовка, вот, Одеяненко умер в запое, от несчастной любви к своей бывшей жене Пуле. Вздохнем и скажем: «Отбегался, хороший был парень, талантливый».
И почему это других людей убивать не жалко, а батюшек жалко? Да пусть их притесняют и даже убивают, может быть и среди них появятся Иоанны Кронштадтские и Алексеи Мечевы. А то молодые попы только и заняты своим мирским устройством: где жить, на чем ездить: «Я, Господи, отдаю тебе свою свободу, подчинюсь архиерею, а Ты мне за это ….»
Да христиане-то к смерти относятся очень радостно, она для них по слову Апостола – приобретение, встреча с Тем, Кого ты всю жизнь любил. Я за свою жинь может только на паре похорон-то приличных был, где все относились с пониманием, радостно, а то все ревут, себя жалеют. Чего жалеть-то?

7.02.2007
ДЕТИ
Дети научают нас молиться истошно и глубоко. Дети научают нас чувствовать собственное бессилие. Как-то мой сын Никита весьма задержался с дачи, куда они ездили с друзьями. Молился неистово и совершенно беспомощно. Эта беспомощность и есть неверие

ДЕТСКОСТЬ
В человеке есть неуничтожимая часть, которую не может коснуться зло. Это детскость, наивность, та простота, которая зрит Бога. В иконе Успения божией Матери Христос держит душу Богородицы, она выглядит как спеленутый младенец. Успенский писал, что русские полагали душу величиной с только что родившегося младенца, так как вот только что в это тело она была вложена.

ДЕТСКИЕ ЛИЦА
Детские лица красивы своей неконкретностью, еще размытостью индивидуального. В них нет еще искажающих векторов зрелых привычек и характера. Взросление лица – это либо искажение вселица Христова индивидуально-греховным; либо – борьба этого индивидуального с вселицом – личность, выясняющая свои основные силовые линии. Детское лицо – это акварельный подмалевок будущего, но именно в нем – лучшее, что будет в этом лице.


11.07.2007
Несколько человек все время твердят «Все плохо». Одному из таких, игумену, сказал: «Это богохульство, так говорить. Мир создан Богом и ВСЕ не может быть плохим». Он сказал: «Я подумаю». И через пару месяцев: «Я подумал, все равно – все плохо».
Богохульно на вопрос «Как дела?» отвечать с прискорбным вздохом «Все – слава Богу».
Уж лучше говорить «Все хорошо», или если это слишком оптимистично, то хотя бы «Все – чудесно».
И существуют, на мой взгляд, антимолитвы – это выражения типа «Я устал» или «Я устала». Когда человек твердит их, он всем своим существом отворачивается от благоуханного мироздания, полного птичьего пения и услад для глаза. Христианин не может уставать, он наполнен жизнью, а через вот это «все плохо» и «я устал» - жизнь вытекает из человека, становится он слабым, умирает помаленьку.

На все эти размышления, один очень образованный батюшка заметил, что в писании есть слова: «Иисус, утрудившись от пути, сел у колодезя». (Ин. 4, 6)
Да но дальше в разговоре с самарянкой Христос говорит: «если бы ты знала дар Божий и Кто говорит тебе: дай Мне пить, то ты сама просила бы у Него, и Он дал бы тебе воду живую».
Он – Вода Жизни. И если Он с нами, то – ВСЕ ХОРОШО.




Форум Мирослава Бакулина

(хуже) 1 2 3 4 5 (лучше) 
 
07.10.08 12:46 by admin


Гость Беларусь08.10.08 01:59

Чудесная статья. Сохранила для перечитать.
Можно моё о детскости?
"Где-то лет в 18-20 я вывела для себя одну из основных идей моего любимого *Маленького принца* Экзюпери. В момент, когда летчик оказывается с поставарийным самолетом в пустыне без припасов и координат, в нем просыпается *детскость* (затолканная когда-то за ненадобностью в глубины мозга и сердца) в условиях экстремума во спасение. Ибо ничто так не далеко от смерти как детство, ничто так не вечно как детство. Детская непосредственность позволяет поверхностно и без шока взглянуть на многие *глобальные* проблемы и просто начать действовать. Только дети живут сиюминутно не планируя на 3дня вперед, и именно это позволяет решать возникающие вопросы: ремонтировать самолет пока есть хоть минимум припасов, отправляться на поиски воды после её окончания (решаем проблемы по мере поступления). И когда основные проблемы оказываются решенными *детскость* летчика пропадает и включается разум и практицизм взрослого человека.
Поняв это я храню в себе детскость и не позволяю её истреблять никому и ничему."
 


Ваш комментарий к статье "Мирослав Бакулин: Из дневника (часть 1)"
Имя*
(max. 40 символов):
Email:
Сообщение*
(max. 6000 символов, осталось ):
Оформление текста: [b]Жирный[/b] [i]Курсив[/i] [u]Подчёркнутый[/u]


Все категории :: Последние статьи