Новости
О нас
Просьбы о помощи
Просьбы о донорах
Просьбы молитв
Просьбы в файле
Стань донором
Статьи
Дети творят
Гостевая книга
Обратная связь
Форум
Наши партнеры
Наши банеры
Полезные ссылки
Фото-галерея
Консультации врача

* Катюша Шевчук. Великій збір на операцію на глазіку.
* Федір Константінов. За крок до перемоги! 7 000 грн на ПЕТ КТ. Потрібна ваша підтримка.
* Марковська Даринка. Час пройти обстеження.
* София Балдюк. Плановое обследование и реабилитация на май. К сбору - 45000 гривен
* Марина Диденко. Новый курс на май. К сбору - 15500 гривен.

* Кто мы без Бога, и к чему мы можем без Него прийти?!
* «Разговор с тобою...». Памяти Надежды Лисовской.
* "Господь всегда утешит" - протоиерей Евгений Милешкин (видео)
* «Медсестры плакали, глядя на венчание в палате». Священник — о служении в онкоцентре
* Нина Москалева. «Благодарное сердце открывает небеса...»

* Рубан Ярослав
* Гончаренко София
* Горюшко Николай
* Савко Анастасия
* Панфилов Тимофей
* Азаров-Кобзарь Тимофей
* Ковыренко Ахмед
* Острый Данил
* Маловик Сергей
* Деревицкий Артур

* Доноры А(ІІ) Rh- в г. Днепр. СРОЧНО!
* Доноры А(ІІ) Rh+ в Институт рака
* Доноры А(ІІ) Rh+ на тромбокончентрат в г.Днепр. Срочно!

<Мониторинг тем>
<Монитор сообщений>
* Энтокорт Будесонид 3 мг капсулы
* Циклоспорин Сандиммун 100мг капсулы
* Lysodren Mitotane (Лізодрен Мітотан) продамо залишки після лікування
* Помогите, пожалуйста, Тимурчику!
* Продам Авастин 400мг
* Telegram канал donor.org.ua
* продам вальцит 450мг, мифортик 180мг и програф 1мг
* Просьба о помощи взрослому ребёнку...
*
* Продам авастин 400 и 100

Рассылка от партнеров

Регистрация
Логин:
Пароль:
Запомнить меня  
Забыли пароль?

Статьи -> Книжная полка -> Иерей Сергей Круглов: Жизнь бесконечная (из дневника священника). Часть 1
Статьи >> Книжная полка >> Иерей Сергей Круглов: Жизнь бесконечная (из дневника священника). Часть 1
  
Средняя оценка: voting  (Всего голосов:5  Суммарный балл: 9)
 

Иерей Сергей Круглов: Жизнь бесконечная (из дневника священника). Часть 1

 

Иногда бродя по сети натыкаешься на настоящее, то что задевает сердце. У нас на сайте я уже публиковал несколько эссе священника Сергея Круглова (1 , 2 , 3) и вот вчера нашел его ЖЖ. У батюшки - прекрасные стихи и интересные записи, которые проникнуты любовью к людям и верой во Спасителя нашего Иисуса Христа. Я привожу буквально несколько заметок, каплю в море, т.к. дневник очень большой и я только начал его листать...  

Выписки из дневника священника...

March 5th, 2008

А главное было все-таки вечером: ездил в деревню Большая Ничка причащать девочку Римму (кто читал "Весна света" в НЛО, тот знает. о ком речь...)  Я не могу вам передать наших с ней разговоров - там время исчезает, исчезает все греховное, усталое и обыденное,как только переступаешь порог их бедной хатки, словом, в книгах о святых и блаженных про это складнее пишут - но из книг НИЧЕГО не поймешь...она меня сильно успокоила в одном терзавшем меня вопросе...

Попросила привезти  одну икону Божией Матери (довольно редкая иконография, с деревом), подробно ее описала...Один из моих спутников - водитель машины, на которой мы приехали, спросил у мамы Риммы, где она видела такую икону, - надо ли говорить про его реакцию, когда ему объяснили, что Римма из-за опухоли в голове несколько лет уже ничего не видит...

Тяжело живут, конечно. В больницу уже не берут, гонят, как безнадежную. На обследование в путнем месте - денег не хватит, даже если продать всю их деревню...Хорошо, скорая приезжает (и то не всегда), когда надо вколоть обезболивающее, - боли до бессознания бывают... Мама (звать Мария, дивная женщина, с такой верой, что я даже не встречал, и с оптимизмом) больше всего боится, что Римма подавится едой и умрет у ней на руках - есть толком ничего не может, пьет только святую воду...А папа их - тот пьет водку, и через это в больницу попал, жалко и его... Жизнь, словом.

Такая жизнь!.. я честно не понимаю: за что мне, грешнику, такое дается видеть? только за сан, наверное? Впрочем, Римма считает, видимо, что не только - она меня как-то еще жалеет...И всегда, всегда меня ждет, чтобы поговорить.

Apr. 4th, 2008

Девочка отошла ко Господу.

Тело Риммы сейчас в морге. В выходные они не работают, так что ее отдадут для похорон  родителям, видимо, в понедельник. В день Благовещения Пресвятой Богородицы... Это - вполне ее праздник, она из всех очень любила архангела Гавриила и с ним общалась чаще всего. А в последние дни - и с Самой Богородицей ("А почему ангелы куда-то уходят?" - "Ну, говорю, они же вестники, служители Божьи, у них дел много..."  -"Да...Вот только Божия Матерь со мной...")

Однажды она рассказывала :"Вот ангелы возле меня сидят,один  и говорит: "Давай заберем эту девочку?" - "Нет, говорит другой, нам Бог не разрешает..."

Сейчас, видимо, Он разрешил. Самое подходящее время... Благовещение, событие девства и  чистоты . Голубое, белое, свежее. Даже золото слишком старо и тяжеловесно по сравнению с этим.

***

В последний раз, когда мы виделись, последнее, что она мне сказала:" Отец Сергий! Ведь Бог - с вами".

Как-то так сказала...как будто успокаивала, что ли.

И я успокоился. Устаешь, когда все стараешься оценить, уловить и понять - САМ, и всегда боишься, трепещешь, не слишком ли "борзяся", не вознесся ли шибко в своих упованиях, я ведь просто человек, заматоревший, как говорится, в грехах своих... 
А Римме я верю.

Вообще, нам ведь с вами так, в общем,  немного иногда бывает  надо, чтобы утешиться. И утешить друг друга.

Жизнь бесконечная

Вчера отпевали Римму. У нас холодно, но день был тихий, солнечный...

Отпевали дома. Конечно, Римму нарядили в платье, прическу сделали, косынка на голове... Обезьянья лапка кое-как удерживает большой крест и рукописание , в головах - иконки бл.Матроны и арх.Гавриила, любимых ее святых. Много детей, вообще много народу - деревенские, в основном, видимо, эту семью как-то любят в деревне...Когда я говорил - очень внимательные, добрые, на удивление ПОНИМАЮЩИЕ глаза у всех, словно их специально сюда собирали, сзывали из разных...эээ...духовных каких-то мест..нет этого, знаете, оскоминно-отчужденного тумана в лицах: мол, ты давай, поп, базарь что тебе положено, а мы о жизни сами все понимаем!..(такое - священники знают - часто встречается, на многочисленных похоронах люди-то ведь самые разные бывают).На поминальном столе - все детское: конфеты, печенье, лимонад... Гроб, капсула с космонавтом, в анабиозе отправляющемся в дальние цветущие миры...в жизнь бесконечную.

Сама она тоже пришла...Одно могу сказать: Римма - это СИЛА! "девочка-старушка", как кто-то в комментах ее назвал - и правильно назвал - всё, здесь осталась, в тленном, во временном. А там -ого!..поди, случись нам там встретиться, я бы ее не сразу и узнал, а узнал бы - заробел подойти, честное слово. Такая!..

Жизнь бесконечная - точно есть. Такое редко бывает, что ее ЧУВСТВУЕШЬ - словно дверь приоткрыли, и - хлынуло... "Свет" - не самое полное и точное слово, как и другие - "любовь", "радость", "наконец-то!" и другие слова, которыми мы смутно пытаемся все это обозначить.Эта жизнь вечная - такая, что в ее присутствии ДЕЙСТВИТЕЛЬНО все наши ценности - прошлое, настоящее, стихи, деньги,вещи, заботы, победы, любимые лакомства, страсти и всё-всё - сразу становятся ненужными, как сор...
Но и - грозная она, сильная.У меня такое ощущение - словно вот собрался ты в баню. Ну, разделся, сидишь в предбаннике, почесываешься - да, видок неприглядный, возраст, да и грехи конечно сказались: пузцо, морщины, прыщики,натоптыши,вены вылезли, желтые там ногти, пот, запах (и проч., у каждого - свое, свои мозоли, потертости и целлюлиты, которые он нажил-налелеял в процессе лет, которые научился либо скрывать, либо украшать и эффектно преподносить ближним как "интересности"...) Ну, пора. Открываешь разбухшую дверь ,входишь...а там - не баня. А там - представьте, например - вечеринка, и твоя тайно любимая девушка здесь. Или - светлый рождественский детский праздник. Или важное представительное собрание. Или что-то в этом роде... Стыд неимоверный. И понятия "смирения" и "покаяния", то, что мы с ними связываем, здесь очень уместны. А рядом - понятие "дерзновения". В хорошем христианском смысле , как в возгласе священника на Литургии перед "Отче наш"... Кому снились пакостные, унизительные сны, как он в общество вышел без штанов или как экзамены сдает и пр. - тот поймет...поймет и невероятную ТРУДНОСТЬ найти это дерзновение в такой момент, выдраться, вылететь из самого себя вверх, к Свету, не зажаться, а покаяться и просить простить,просить принять, просить позволить быть здесь, в свете и любви...
Много об этом можно говорить, все равно слов не подберешь толком!... надеюсь, немного понятно примерно,о чем я. Добавлю одно: без этого дерзновения ко Христу - нам гибель. Оно первостепенно важно. Жизненно важно. А наши грехи, страсти греховные - РЕАЛЬНО ему мешают, реально могут "опустить" человека в такой вот важный момент... И все, чему учат св.отцы-аскеты - это правда, просто мы их слова - тоже ведь по-человечески и неточны, и слабы они бывают - часто не так понимаем, превратно как-то... И ад есть, не сомневайтесь(ну, про него тут не буду - большой разговор).

Мы часто две ошибки допускаем, два "уклона" и "перегиба": покаянность, зрение своих нечистот без нацеленности на дерзновение - приводит к отчаянию, к бессилию...А дерзновение без покаяния - радость такая натужная, с привкусом бесовщинки - приводит в сумасшедший дом. (Последнее - вполне житейски реально: знал одного человека, с лихорадочным блеском в глазах, который все вот так "дерзал" ко Христу, греховности своей при этом не признавал - да от него никто этого, сами понимаете, и не добивался...наоборот,дружки-товарищи, как могли, подхваливали, подначивали -ты мол талант, тебе закон не писан, давай-давай, зажигай!..- даже хвастался и пьянками своими, и развратом, и во вдохновенных откровениях своих о Христе и Царстве Небесном часто мат употреблял, для "искренности чуйств"- именно то важно, что считал этот мат НЕПРЕМЕННО нужным, услаждался им как творческой самоцелью...ну и Церковь со всеми ее канонами-догматами, конечно, ему не указ, и такая она ему была, и сякая... Гордость, конечно, из него пёрла. Я стараюсь его не судить, сам-то!...просто...как-то с ним рядом всегда неуютно было, нервозно, остро не по-хорошему, и мне, и родным его..."Я" да "я" все у него...теперь и впрямь - в психушке, душевная-телесная часть не выдержала, треснула...может, через этот болезненный надлом и дух немного подлечится? точнее, Господь подлечит, а то Он раньше не знал как к нему и подступиться?..)

И еще ошибка у нас бывает: считаем. что оба эти "уклона" - ОКОНЧАТЕЛЬНЫ. Впал? ну всё!..конец тебе, пиши пропало. Эй, ребята! этот - в прелести (или: в отчаяньи), там его из списка людей вычеркните...А ничего такого окончательного - нету. За всякого такого человека Господь кровь проливал, и проливает, и сколько надо, столько и еще будет проливать. Каждой ее капли в мириады раз больше, чем всех грехов всего нашего мира. Это - КАЖЕТСЯ, что они сильнее, грех-то ведь Богом не сотворен, реальности в нем нет, только что - кажимость эта!... Так что все будет хорошо. Вот только КАК оно будет хорошо, и КОГДА - ну, этого никто не знает. Да и ладно, потерпим, все сами увидим...

Уф! все, что я тут многословно написал - очень малая часть того, что бродит в голове, в сердце, в связи с отпеванием Риммы, в связи с ней вообще!..."широка заповедь Твоя зело" - примерно так, не то что широка - широченна, ничем не объять!..

***

А умерла Римма, мама ее рассказывает, очень легко. На руках у нее. Поговорили обо всем (пару слов попросила мне передать...мда уж...), попросила песенку спеть...потом и говорит:" Ну, мама, а теперь - спать!" Закрыла глаза - и все, ушла. (И то - чего бы ей тяжело умирать, и так намучилась, наболелась).

9й день у нее - как раз в эту субботу, когда Похвала Пресвятой Богородицы, 40й день - в Неделю жен-мироносиц.

И лишь влюбленный мыслит здраво

Читая и слушая разных людей – в СМИ, в ЖЖ, в быту – говорящих о Церкви, о ее проблемах, о ее современном состоянии и ее истории, видишь простую вещь: всякий судит со своей колокольни. Вот, то на одну колокольню влезешь; потом слезаешь, кряхтя, с нее; влезаешь – чтобы сравнить, и в сравнении найти истину - на другую, на третью; потом – устаешь туда-сюда карабкаться – ноги-то не казенные, спина трещит, в голове – каша, в ушах – шумы клинические, нехорошие! – начинаешь возводить свою собственную колокольню, располагаешься там в холодке, на ветерке, в тени стопудовых своих колоколов, отдыхаешь… а там – берешь мегафон и вливаешься в какофонию легиона ораторов, и втягиваешься в борьбу «за веру и верность»…

Какая же она все-таки, Церковь? Чем большее количество мнений выслушаешь (таких убедительных, в самом деле!), тем меньше понимаешь, какая. В самом деле: материалист – видит в Церкви ненужный, а главное, бесполезный в жизни прибамбас, пустую мечтательность, опиум для народа, а чаще всего - институт пастырства для вполне ему, материалисту, понятной стрижки овец. Человек, живущий виртуальными мирами, идеалист дешевого разлива, не умеющий обращаться с плотью, с вещью, с миром (и втайне страдающий от этого) – видит в Церкви «язычества», «суеверия», «обрядоверие», «материализм», и в конце концов благовестие Христово у него «превратившись в пар, с ветром полетело к неизведанным мирам». Эллин видит в Церкви махровый иудаизм, иудей – высоколобый эллинизм, и тот и другой зрят под краснокоричневыми рясами генеральские погоны. Пьяница и любитель в пьяном виде подраться видит в Церкви сборище серых, скучных ханжей, стремящихся застегнуть рубаху-правду всякому рванувшему ее на груди. Консерватор-фарисей , любитель цементировать живое, видит Церковь раздираемой ересями-расколами заживо, так что и клочка-то от нее здорового почти не осталось, любимая книжка у него – про сектоведение, ужасается: ах, что делают, нелюди!.. так досконально знает все про секты, что на знание христианства места уже не хватает. Склочный невротик видит, конечно, одно загнивающее болото ,которое надо революционно взорвать и обновить (взорвать – туда-сюда, а вот обновить, - ага, дай-ка ему в руки мастерок или рубанок, он тебе настроит!...да и не возьмет он, не для того у него откуда-то белы рученьки растут). Пиит-маргинал видит Церковь армейской дедовщиной ,сборищем администраторов, властолюб-дедухан – сборищем салаг, гусей, потенциальных лохов, которых сам Бог велел чморить, рабов, которые не могут без господина (по-моему, в книге «Десница великого мастера» есть эпизод,г де рабы строят храм, и на вопрос, почему их плохо кормят, некий бригадир говорит: «Сытый раб плохо работает…» ну, это так, к слову). Вахтерша видит в храме засилие голоногих девиц, голоногая девица – засилие злых вахтерш. Словом, можно продолжать до бесконечности, перебирая , тип за типом, всю эту человеческую комедию. (Батюшка, зависший в ЖЖ и узнавший недавно, что тоже может «говорить прозой», видит в Церкви огромную аудиторию, полную – «вонмем!» - народу, глядящему ему в рот и ждущему головокружительных откровений).


И только святой видит Церковь – святой. ,радостной, чистой невестой Христовой. И всех-всех в ней – святыми (не безгрешными праведниками, а святыми, - се лев, а не собака!). Святой видит в Церкви , да и во всем Божьем творении, не вытесненного из себя мистера Хайда, врага народа, а самого цельного себя, наполненного Святым Духом. Тем, которого мы просим : «Приди и вселися в ны!», и ох как неохотно пускаем, когда Он и впрямь приходит, а то и не пускаем вообще…


(Всякий, дочитавший до этого места , конечно, вправе сказать: «Батюшка, так ведь это – общеизвестные вещи, открытая сто раз Америка. Почему вы все это пишете?»

Хм, почему…почему…

Так и вертится фраза из старого анекдота: «А потому что это наша родина, сынок»…

Это я имею в виду под «родиной» - нашу кипучую человеческую ситуацию сегодняшнюю…человеческий наш фактор, людей, составляющих Церковь…

Ах, анекдот про что?.. Ну, кто знает – тот знает).

 

Лично познакомиться с Христом

К написанию сего меня подвигли два момента: во-первых, вопросы в  комменте dado к посту №2 "О смерти детей", а во-вторых, тэг сегодняшнего дня - Неделя о слепом.

(Нет, написанное - никак не инструкция, как лично познакомиться с Христом! Вряд ли такая инструкция вообще возможна...можно много говорить об общении с Христом в таинстве Причастия, о встрече с Ним на страницах Евангелия, как ее описал например вл. Антоний Блум,что без любви ко Христу, живой и личной, без ОТНОШЕНИЙ с Ним, ни на что не нужны все обряды, традиции Церкви, каноны и догматы, иконы и книги богословов, молитвы и посты и прочее, имеемое в Предании Церкви, ну и  и т.д.  - и все равно собеседник ничего не поймет... Это все равно что объяснить человеку , как именно можно влюбиться.
Что же делать? ну вот у вас спросили: как я могу узнать Христа лично? что вы скажете вопрошающему?
Я могу ответить единственно вот что: "Если вы действительно хотите лично знать Христа - просите об этом прямо Его Самого. Так и говорите: "Христе! Хочу знать Тебя, не понаслышке, а Какой Ты есть! Приди в мою жизнь!" - или что-то вроде того... А как там  дальше - будет видно. Употребите на это прошение всю веру, какая у вас есть, пусть хоть ничтожную, и все свое желание"
Впрочем, добавлю еще, что - при наличии вот этого посыла в сердце - как раз и призваны помочь в устроении встречи и соединении с Христом Таинства Церкви, - именно ПОМОЧЬ, а не ОБУСЛОВИТЬ  ее).

Чтение из 9 главы от Иоанна, об исцелении Христом слепого - одно из самых любимых моих мест в Евнгелии.
Вот он, этот исцеленный слепой, и встретился с Христом лично. Помимо канонов и многочисленных установлений ветхозаветной Церкви (хотя и они нужны были, - ведь Христос Сам сказал, что пришел не отменить закон, но "исполнить", в смысле - увенчать, довести до смыслового  и бытийного апофеоза и совершения. Горечь в том, что духовенство этой Церкви как раз и не захотело этого "исполнения", не приняло тот Камень, который и должен был завершить всю постройку... Иногда видится, что Ветхий и Новый Завет - это как детство и зрелость, две разные вроде бы части - но единой жизни. Без детства нет и зрелости - но, повзрослев, нельзя пытаться задержаться в детстве, оставаться инфантилом, жестоким к миру взрослых  Питером Пэном...(в стихе у меня было: "Будьте как дети! но не будьте как дети // На острове в Кенсингтонском саду...") В общем, по-человечески  понятно желание архиереев, фарисеев и части Израиля остатья "под законом", привычным, тщательно разработанным, остаться в этом периоде жизни... Но остановиться в этом процессе - значит умереть. Что такое - иудаизм без Христа?...этот огромный и больной вопрос и впрямь настолько болюч и огромен, что не стоит, наверное,  его здесь касаться далее, столько многоглаголивых и изнуряющих споров он, думаю, способен вызвать...)

Итак, слепец  - встретился. КТО  его исцелил? Мессия ли Он, пророк, святой? ничего такого "догматического" о Нем сей прозревший простец не знает. Знает одно - был слеп, и вот, видит!  Земля, смешанная со слюной, вода из купальни Силоам, веяние Духа любви, знакомое без слов всякому исстрадавшемуся человеческому сердцу, - вот и оно, личное знакомство с Христом. Так просто. Попробуй, расскажи в кратких пунктах инструкции пользователя, на какие тут кнопки надо нажимать, чтобы получить результат...

Сцена допроса иудейскими авторитетами этого исцеленного полна, по-моему, неизбывного юмора. Так и видишь: солидные люди, бородатые, умудренные, и шмыгающий носом, простоватого вида (так и хочется россиянину, в кровь которого давно впитался образ :  "на допросе у следователя НКВД", сказать о бывшем слепце: "включивший дурака"...вряд ли он впрямь  это сделал, но порой похоже!..) парень, простыми своими ответами все более раздражающий почтенных людей, и без того сидящих как на кочерге от того, что делает этот бродяга из Назарета, - и наконец: "В грехах ты весь родился, и  еще будешь нас учить! пошел вон, идиот!.." - и тяжкое раздумье: что делать-то будем, братия-сослужители?... Да, как-то даже и понимаешь головную боль  священников,  книжников и фарисеев...

Вряд ли это место в Евангелии - "инструкция", как устроить себе встречу с Христом...Она - свидетельство о том, что эта встреча возможна. И за все две тысячи лет жизни Церкви, да и сегодня - наверняка и среди наших друзей, знакомых, прихожан - таких встреч много. Никто не считал сколько - но, если этот вопрос вам важен, порасспрашивать христиан стоит...

И мало того, что эта встреча возможна - без нее НЕВОЗМОЖНО.

Галилея

Сегодня причащал неходячих больных - насельников Дома-интерната для инвалидов и престарелых (раньше я уже помещал в ЖЖ фото нашего маленького храма, расположенного на его территории). Причастил примерно 110 человек - в двух корпусах...Помогали мне, как всегда, две матушки (всего у нас матушек таких пятеро) - они не монахини и не попадьи, но свое наименование заслуживают вполне, немолодые прихожанки Спасского собора, безвозмездно возящиеся с инвалидами: кому принести святой воды, крестик, продуктов, кому Евангелие почитать, письмо написать, просто навестить, поговорить, приготовить к Причастию, и все такое. К этому делу кого только ни пытались привлечь, и молодых, и сильных, - увы, не выдерживают...одну даму, помню, в полуобмороке пришлось чуть ли не выносить из 3 корпуса (самого ...эээ...отстойного корпуса, там всякие самые больные, невменяемые, безродные, пьющие и т.д. - "сор да мышьи говна", по народному выражению...) - и накурено там невпродых - потом подрясник и все прочее долго смердит табачным перегаром, и когда возвращаешься в собор, работники храма сразу приветствут: " В инвалидке были, батюшка?", и мочой и прочим неблаголепно пахнет... Другая, помню, дама , к концу посещения палат уже на первом из трех этажей сего корпуса, в голос ,выпучив глаза ,твердила некие заклинательные молитвы - есть там у меня парочка человеков, отборно лающихся матом и отпускающих всякие явно демонические замечания на появление христиан... Ни та, ни другая более прийти не захотели - ну и ладно, мы и так управляемся, Богу содействующу. У меня там, в третьем корпусе - моя маленькая Галилея, бываю я там с такими массовыми требами нечасто, раза два в месяц, выхожу оттуда без физических рук и ног, зато - на крыльях весенней радости, честное слово.

К галилеянам, как известно, чистопородные иудеи относились свысока, больно уж много в Галилее язычников проживало... Для нас с вами Галилея - символ юности и любви, цветущая страна отрады, какой, видимо, она была и для Спасителя во дни земной Его жизни.

Обо всех насельниках дома инвалидов, даже третьего корпуса, написать - никакого ЖЖ не хватит. Самый, так сказать, православный корпус - в других, более благополучных, народ более разборчивый, настороженный, плененный житейскими заботами; более...эээ...фарисейски благополучный, если можно так сказать. Нет, есть и там замечательно верующие люди - но в 3 корпусе батюшку ждут все. "Не бывает атеистов в окопе под огнем", конечно, и можно съязвить, что радость их вымучена- что еще остается, мол,безногим-безмозглым, рады всему!..Нет, не так они всеядны. К слову же, еще из радостей жизни им остается сакраментальная водка - пенсию-то все получают, в день ее приноса и два дня после трезвых почти нет, кроме некоторых деревенских бабушек (есть такие особые, светлые, сухонькие, чистые, бесконечно милые "деревенские " бабушки, вы знаете. Они всегда тихо и чистенько сидят на своих коечках, среди смрада, ора радио и телевизоров, как птички на ветке чужого им дерева, всегда в платочках, кончиками которых утирают одинокие свои слезы). Сказать, что религия им - один свет в окошке, нельзя... Есть там и такие, кто не прочь поспорить со священником (один, когда выпьет, все предъявляет громогласные претензии ко Христу :" За что?! Где справедливость?! Он сирота - и я сирота! а вот Его прославили - а я гнию?!!" - и потрясает култышками довольно могучих рук). Есть один очень сердечный и умный "атеист в третьем поколении"; и "свои" - тоже всякие...Слава - ЦП с детства - никак не может причаститься, плачет и мучается: как причастие - так он датый, деньги водятся, вот и дружки вокруг вертятся...пою его святой водой в таком состоянии (радует, что за время его воцерковления на стенах его комнаты - живет один, привилегия немалая - убавились плакаты, а на полочке - видеокассеты с голыми бабами). Не смог сегодня причаститься Александр - один из самых сурьезных наших прихожан: тоже с утра выпил, даже на глаза не показался, стесняется. Помню, как его крестил: буквально за несколько минут до моего прихода (а креститься он хотел давно) кто-то ударил его по голове в какой-то разборке... Захожу - все в кровище, медсестра обрабатывает рану... Вот в такой фронтовой обстановке и крестился: его тошнит, я держу ему тазик одной рукой, другой - крещу, говорю :"Терпи!", а он хрипит: "Терплю, батька! я всю жизнь терплю!" А с какой радостью встречают меня Валентина и Надя - Валентина немая, громко и радостно мычит на весь корпус, бежит по коридору, вся светится, как новогодняя елка; а Надя - лежит вся скрученная, как макаронное изделие, тоже немая +ЦП, с мужскими чертами лица, небольшой бородкой и огромными выразительнейшими очами ("глаза" не скажешь!..), и мычит, и плачет такими слезами,которые не помещаются в спичечный коробок. А бабушка Катя, которая истово ходила и к нам, и пятидесятников слушала, и баптистов, и всех подряд, - любое живое слово о Боге впитывала... Нет, обо всех нет возможности рассказать. А сколько похоронил - больные люди, мрут, что поделаешь... Идешь по палатам, санитарки, когда-то ернические и недобрые, сейчас все - свои (у кого ребенка крестил, у кого - проблемы в семье, у кого что), подошвы местами чвакают, прилипают к пролитой моче, дыма уже не замечаешь, и голоса нет, и молитвы выходят всякие разные, некалиброванные, и всех охота прижать к себе, посадить в карман, ей-Богу, иначе не знаю как и сказать, чтоб избежать сентиментальных и выспренних соплей, которых недолюбливаю...

И вот сегодня: сколько раз я нарушил всякие каноны и правила? Бессловесные исповеди принимал? принимал. Именословным перстосложением мусульман благословлял, а они радовались? и то, и другое. Тётю Аду, урожденную католичку,причащал, без Чина присоединения из ереси латынской и проч., и с Пасхой поздравлял? поздравлял. С атеистом соглашался, что Бог - где-то возле сердца? соглашался. Всполошенную бабулю, плачущую, что по неведению ходила к иеговистам, разрешал и причащал, опять же безо всяких епитимий? было дело. И еще всякого!...Господи, помилуй Ты меня,грешного. И спасибо Тебе, Господи, что дал - в который раз, и всегда одно и то же! - переступить лень, неохоту, тоскливую обреченность: мол, да сколько же их!..- дать самому себе пинка, а Ты уж в полете перехватил, и направил, и все управил, и слава Тебе за всё.

Словом, Галилея языческая, как есть Галилея, страна любви.

На Литургии сегодня

Да, мученики греха - они есть. Особенно в наше время. И их становится все больше...

Это - те, в ком выбаливают болячки рода...испорченной природы, той, о которой Бог сказал Адаму :"Проклята земля ради тебя".

Алкоголики , наркоманы, все, боримые страшными страстями ( именно БОРИМЫЕ - пытающиеся бороться, тоскующие о свободе, снова срывающиеся во все это; и церковная "таблетка" - в том смысле, в каком многие относятся к таинствам, молитве и пр. как к "таблетке", вот мол она "помогает" - им не помогает, не избавляет, иногда - дает только временное облегчение...). Душевнобольные , страдающие самыми разными расстройствами (нервный тик ,например, или даунизм, аутизм и проч., имже несть числа), острочувствительные люди, люди, страдающие множеством самых изощренных заболеваний, фобий, комплексов, и не могущие вылечиться, все страдающие дети, бомжи,маргиналы самых разных родов, - если они только как-нибудь будут держаться за Христа и все это терпеть, то, подозреваю, в Его Царстве они просияют таким светом, какой многим и не снился...

Их сияющий венец , их оправдание - в том, что им нечем оправдаться. Они страдают не за правду, не за веру - у таковых вера еле теплится, - не подвиг совершают: они в рабстве у греха, - своего? прародительского? разница невелика. С Христом их связывает чутошная ниточка, дающая себя иногда знать безумная надежда сверх всякой надежды... Они - не "мартирос", не свидетели, по крайней мере, не для широкой публики, - глядя на них, добропорядочный родитель, покиваша главою своею, скажет добропорядочному ребенку: "Вот, не будешь исполнять заповеди Божии - с тобой так будет!..."

При жизни они живут в аду.

Только бы как-то терпели. Только бы держались за Христа. Тогда всё - ВСЁ - будет выболено и спасено.

Есть такие и священники, и монахи. Поэты - по большей части такие. Евреи,цыгане в чем-то (во всем?..)

Они вот так маются в основном поодиночке: в сообщества им собираться не с руки, и нельзя, - чтоб не заражать друг друга своими заразами, не усугублять страданий, и без того едва выносимых (Церковь, -да. Но даже доползя до Церкви, таковые не становятся в ней образцами, а чаще бывают притчами во языцех...)

(Этот пост - не какой-нибудь там "теологумен", и не проповедь, конечно, пожалуйста, не воспримите так. Просто ...даже не размышление, - образ, пришедший во время Литургии... цветА образа: боль, слезы и любовь. Цвета, засиявшие ярко буквально на несколько минут и потом отступившие, погаснувшие, - но они были.)

Грызть ногти, а равно другие пагубные привычки

 

По субботам у нас на "ПримаТелеком" (кабельное ТВ) - православная передача "Дорога к храму". Дважды в месяц это - прямой эфир. Хотя о.Сергий постоянно оговаривается/окашливается: ИМХО!..ИМХО!.., все равно вопросов и тем для разговора немало...

Сегодня (только что вернулся) тема была - "Пагубные (слово-то какое!...)привычки". Сначала был опрос на улицах показан, минусинцы высказывались о вредных привычках... Грызть ногти или семечки, катать козявки в шарик, впадать в прелесть, осуждать ближнего, красть или предаваться скверноприбытчеству, - ничего такого названо не было...в основном вредные привычки были названы одни и те же - пьянство, наркомания, курение (одна только девушка назвала еще: ругаться матом и обижать своих близких...) Насчет зависимости от сих привычек не признался никто, хотя один парень витиевато высказался (следуя за чередой сократовских вопросов ведущей Светланы Макаревич), что от привычки курить он зависит, но зависимым себя не считает, потому что держит ее "под контролем"...

Что толку, что о.Сергий сказал бы, что все сие - вредно? это и кошке известно. Важнее было озвучить другие моменты :
Во-первых, христианство не про то, как себя хорошо вести (для этого и Евангелие особо не нужно, хватило бы и Морального кодекса строителя коммунизма). Оно про то, как вернуться к Богу, восстановить разорванную с Ним связь, что делать со смертью...А вот отношение "церковь помогает бросить пить" - НЕхристианское, зане - потребительское. Церковь - не средство для "все более полного удовлетворения", она есть Тело Христово, а это - совсем другое измерение.

Во-вторых, необходимо было сказать, что падения (какое точное слово у св.отцов для обозначения характера некоторых грехов! падение - "позорный", наглядный грех, служащий для исправления грешника), вроде пьянства и наркомании - лишь видимая верхушка айсберга, а основная часть - скрыта под водами... Все знают, что невозможность избавиться от такихз "падений" попускается за гордость, для смирения. В чем здесь гордость? во многом; хотя бы в том, что человек не желает принимать свою жизнь, брать ее крест на себя, ищет выход в виртуальный мир в водке, косяке или компьютерной игре...Нежелание принять творение, пусть искаженное злом - и Творца как Отца - основная причина пьянства и наркомании (даже и за тщеславие такое попускается; правда, легче переносится, чем падение-за-гордость...)

В-третьих, с чего начать? Не с борьбы с пьянством, не с кодирования (которое, думается, вообще вредно. Не только из книг вычитал - опыт есть общения с закодированными... Приходит, скажем, женщина: можно мужа закодировать, а то пьет? Конечно, жалко исстрадавшуюся. Но все же начинаешь объяснять: залезание в святая святых человека ничем хорошим не кончится; посадишь страсть на поводок, она сорвется - еще хуже будет; про влияния бесовские и проч. - нет, не слушает...Глядь - через полгода приходит ,опять плачет: вот, закодировала его, не пьет - лучше б он пил!..стал злой, сам не свой, жить с ним невозможно...) С чего? с метанойи - перемены ума...с покаяния, то есть. Первее всего - с призания себя СЛАБЫМ. Да-да, только капитулировав, можешь дать свободу Богу действовать по спасению тебя...ЕГО силой, не твоей. Известно, что алкоголизм, например, неизлечим, есть сухие алкоголики, которые до смерти капли в рот не берут - но неалкашами уже не станут...(простите аналогию: потеряла девственность - все, никакими операциями не восстановишь...) В частности, как-то надо признать ПОЛЕЗНЫМ похмелье, бодун (что признавал, скажем, Вен.Ерофеев, помните: если бы Ленин в апреле 17го был таков. что не смог бы влезть на броневик, мы избежали бы многого зла...) Плохо душе с похмелья, угрызается, кается? а, значит - живая, мертвое бы не болело!... и - отставить самость, искать и звать ДРУГОГО. Спасителя...
Удивительное дело! только признав себя неизлечимым - имеешь шанс стать на путь излечения!...парадокс? да, как и все в христианстве. Невозможное человеку - возможно Богу.

В-четвертых, о статистике... Получают ли в храме православном исцеление от наркомании и пьянства? сколько угодно. Но вот статистика, как у тех же пятидесятников, не ведется, - пришел там человек , кто , что...Исцелился - и слава Богу (Хотя - о статистике и ее надобности можно и спорить).
И - начинают исцеление с исцеления своей ЖИЗНИ - мировоззрения, ума, души, привычек, системы ценостей... слёзы покаяния ( а то и АД покаяния, БЛАГОЕ ОТЧАЯНИЕ) - здесь просто необходимы... Признание НЕПРАВОТЫ своей жизни, своего "я". А не так, что вот эту болячечку исправлю - а в остальном как жил, так и буду...без Бога...

Вообще: не СНАЧАЛА стать хорошим - а ПОТОМ прийти к Богу; это бред. Наоборот, СНАЧАЛА - к Богу. РАДИ вашей с Ним любви и радости! в говне идешь? ну, как уж есть, красоту в карман не спрячешь... а прочее- как Бог даст, как будет!..

В-пятых, вольному - воля. Ни один батюшка тебя не сможет (и не должен) тащить к исповедному аналою, на Причастие и проч. Захоти сам. А - КАК... я, честно, не знаю. Это какая-то ТАЙНА личности, человека. И - его ЛИЧНЫХ отношений с Христом. А у пастыря - есть предел ,егоже не прейдеши, в отношениях с человеком...Любовь - и свобода, две грани.

И последнее, о чем говорили - о "греховности" вина. Того самого, которое веселит сердце человека... Вот тут святость творения, в т.ч. и святость вина (если можно так выразиться) - отстаивал насмерть! Вино - благо, пьянство - зло, ежели вкратце. (А то тут всяких "православных" обществ трезвости развелось, чуть ли не возобновляющих древнюю ересь энкратитов, употреблявших в Евхаристии воду вместо вина!..)


***

а кстати: про пьянство - знаю не понаслышке... Сам подвержен, и по наследству, и по слабости, и по самости и гордыне, и по сластолюбию (вон сколь во мне дерьма!), - и, зная все это по себе, стараюсь и искушаемым помощи... Думаю, что рядом с пьяницей и наркоманом должен бы быть не только святой праведник (тот, кто свят и чист, кто - Христов угодник), но и тот, кто НЕ ОСУДИТ, мало того - ПОЙМЕТ. Собрат по несчастью, способный сказать: Ну ладно, все так...но а что ж валяться-то рожей в грязи? вставай, брате, поползем вместе... (и уж никак не моралист-активист, кроме осуждения и нотаток, ни на что не способный!..)

Весь этот джаз (пост про пост)

Вряд ли есть кто ныне в России, кто не слышал бы последние новости по ТВ : наступил Великий пост!. Рецепты православной кулинарии, постный рейтинг ресторанов и суши-баров, 666 рецептов блюд из сои, Бог не смотрит нам в тарелку, только ближних не ешьте, да они просто фанатики, а вы что, на посту?, батюшка, благословите на постное масло, сивушное масло:постное ли оно?, что такое "варенье с елеем" и сухоядение, самые строгие недели, старческие советы сопливых иереев, а в конфетке-то молочко!.., на рынке исчезли инжир и авокадо, вам - сорок поклонов, умасти главу елеем, пощение-постит-поствует-яко сушило сосхошася, и протчая, и протчая... "Мушиное сеево", по выражению Маяковского, гул голосов...

Самый общий вопрос: зачем он воообще нужен, пост этот? Отвечать на него, в общем-то, надо - мы ведь должны давать ответ , по слову апостола, в своём уповании. И лучше всего начать отвечать по-еврейски, вопросом на вопрос: "КОМУ нужен?"

Действительно, пост нужен - христианам. Нехристианам он совершенно ни к чему, даже чисто в телесном плане; для похудения - уместнее любая диета. Пост нужен именно христианам, членам Христовой Церкви (не номинальным, а реальным - частям Тела Христова, с общим Христовым кровоснабжением). Для христиан - да, пост нужен (кто такие христиане? за две тысячи лет и поднесь ответов накопилось немеряно; один из них, например, предлагают нам каноны Церкви: если кто три воскресенья подряд не причащался Тела и Крови Христовых, не участвовал в Евхаристии - сам себя отлучил от Церкви. И правильно предлагают, кстати -хотя о сроках можно и поспорить, с учетом особенностей состояния сегодняшнего человечества - экклезия, церковное собрание верных во единое Тело Христово, и есть сама суть Церкви, сама суть христианства). Так что разговоры нехристиан о посте оставим в стороне, дабы не утонуть в море широком и пространном...

Самое уместное - вспомнить самые простые вещи о посте. Например, что пост бывает двух видов: евхаристический и аскетический (мы их постоянно путаем, а то и понятия не имеем о таковом делении). Евхаристический - это бодрость и трезвение души и тела в ОЖИДАНИИ встречи с Христом, в таинстве Причастия, прежде всего. Мы ждем Любимого и ГОТОВИМСЯ. В данном случае, в Великий пост - ждем самого главного: Его Воскресения . (Самый больной и страшный вопрос: почему мы, в ходе дней нашей жизни, в ходе времени, вынуждены снова и снова ПОВТОРЯТЬ все это, почему то вверх - то вниз, куда девается радость Встречи и можем ли мы ее удержать в дырявых своих руках)...

А вот аскетический пост - индивидуальный, упражнение для освобождения от рабства греху. Если первый пост кончается, когда приходит Жених, то второй...кончается ли когда-нибудь? вопрос открытый, для всякого- СВОЙ, зане все - разные (именно поэтому "постить" кого-то - просто преступно. У всех нас - разная МЕРА)... Разве что добавить: если нет любви и тяги ко Христу, то и поститься аскетически - тоже нет смысла. Ради чего? ради самосовершенствования, что ли? если, мол, тебе "просветленный" имя?.. помилуйте, тоска зеленая! я лучше уж водки или винца выпью, оно веселее и душе полезнее (ну, тоже тема большая; не суть)

Воздерживаться от мясного-молочного? да, именно так( хотя и, по слову о.Шмемана, пища - это благодать Божья, ставшая съедобной...) Резоны о том, что Церкви - более 2000 лет, и уж не зря - именно ТАК, что чем Адам согрешил, тем мы и каемся - пищей, что человек есть то, что он ест, многим непонятны, оставим их вдохновенным богословам. Резон о том, что, действуя ПРОТИВ своей падшей природы, презирая ее запросы хотя бы в основном - в пище, стремясь стать ВЫШЕ себя, мы ущемляем хвост диаволу, пытающемуся опустить нас ниже городской канализации, доказать нам, что мы -свиньи и без корыта с рожками жить не можем, хлебами искушавшего Христа, и что не хлебом единым, - тоже не для всех... Просто поделюсь опытом: потянув вот за эту банальную ниточку еды, вытаскиваешь из спекшегося клубка своего нутра ТАКИХ монстров!.. Пост как-то действует, в этом плане, на всех. Трезвит. Ставит тебя перед вполне адекватным зеркалом (ну и рожа!..) Обостряет болячки души, т.е. ставит их, обнажая, перед лицом Врача - и его скальпелями, шприцами, йодом и прочим, целительным, но болючим ужасно... Знаю замечательно ВЕРУЮЩИХ людей, истинно СВОИХ у Христа, неравнодушных, которые на первой же неделе срываются в запой; обостряются гнев и раздражительность (плоть утончается, принцесса начинает чувствовать горошину); блудные похоти налетают как тучи комаров; и всякие неудобь сказуемые происшесвия случаются... Великий пост - не просто время в календаре, это некая РЕАЛЬНОСТЬ, случающаяся с нами. По-моему, это некое великое - и бодрящее, радостное ПРИКЛЮЧЕНИЕ, в конце которого - Радость самая несказуемая. Великий пост - невыразимый духовный кайф и телесная легкость, ментальная ...быстрота какая-то; чувствуешь себя легким, сильным и до зубов вооруженным на дороге в лесу, где есть драконы, великаны и разбойники, но впереди - спящая красавица принцесса, которую тебе предстоит разбудить поцелуем НАСТОЯЩЕЙ страсти (кто в дестве играл от души и сердца в робингудов и мушкетеров, тот поймет!..) И снова - печаль : почему нельзя сохранить НАДОЛГО, законсервировать, как манну в пустыне...(ответ многим ясен, думаю).

Тем, кто не входил в Великий пост через ежедневные службы первой седмицы, трудно передать чувство этой радости и легкости. Можно прочесть об этом много книг, поистине прекрасных - но все равно, чтобы ПОНЯТЬ, надо попробовать самому.

Один нюанс: совершив "течение поста", надо не забыть - у кого это появилось - раздавить как вошь чувство фарисейской удовлетворенности: вот де, я ПОТРУДИЛСЯ, и славно отдохну!.. Для кого ты потрудился? кому стало легче от твоего поста? Богу, ближнему? "Потрудился"!.. еще нацепи филактерии, встань посреди людной площади и молись, раскачиваясь,напоказ, упиваясь, что несмь якоже прочии человецы!.. пост нужен ТЕБЕ - а когда он исполнен, оставь его без всякого сожаления, опусти на воду, как бумажный кораблик, и забудь - там к причалу пристал НАСТОЯЩИЙ корабль, а на нем приехал Тот, Кого ты так ждал, - беги, встречай!..


***

Конечно, все мной сказанное не есть "проповедь " или "поучение", но просто заметки на манжетах, впечатления; и много еще важных тем , связанных с постом (например, как поститься детям, и проч.) - ну, не будем пытаться враз объять необъятное...

Светлого, легкого и ПРИКЛЮЧЕНЧЕСКОГО вам поста!

Завтра - день царской семьи

Как часто люди, недоброжелательно к Церкви относящиеся, любят требовать от христиан высоких идеалов праведности в поведении!... а покажи им праведника - либо объявят лицемером, либо монстром, которого надо поместить в заповедник... ну, да это не новость, банальная вещь...(в чем-то - попущенная христианам Богом, чтобы мы , действительно, не расслаблялись и старались соответствовать: наши критики - наши спасители, как известно...)

Собственно, это я к чему...в связи с 17 июля вспомнился рахговор двух людей - церковного и нецерковного. Второй долго обличал царя Николая 2го, перечислял всякие его грехи и говорил: ну как можно его прославлять во святых! он и выпивал?! и курил?!! и страной хреново управлял?!! Первый же ничего не возражал, молчал...Потом сказал задумчиво: да, оно так... вот я и поражаюсь : как такой простой человек,не аскет, не постник, с грехами, принял на себя такой неподъемный подвиг страстотерпчества!...эначит, велик и славен Бог христианский, а? Второй только рукой махнул, закурил и тоже замолчал...

Да, грех, зло, кипение страстей и всякой грязи - не диво. Что дивиться тому, что вокруг царя и его семьи столько всякого накручено, и левого, и правого, - поставь нас на высокое место, и нас любая ворона на лету обгадит... А вот невыразимая тайна любви, веры, смирения и БЛАГОРОДСТВА этих людей - вот что поражает...при всем царском их положении - обычных людей, вот в чем дело-то.
Обычных святых.

***

...еще подумал: о детях, наверное, хорошо просить помощи и совета в молитве у царицы Александры, - у нее опыт, пятерых детей растила (вряд ли намного ей легче это было из-за царского ее положения! особенно с младшим натерпелась... А дочерей каких воспитала!...) Да многие, поди, так и делают.

(Простите, если говорю какие-то банальные вещи: я совершенно не в теме всяких "царских движений" и прочего, - мне это как-то...эээ... чуждо. Я вообще человек малообщественный, если пишу - больше о своем, личном; вот и открываю америки всякие иногда...)

 

Завтра - Неделя о Страшном Суде


Как все просто! Не спрашивает: какой был юрисдикции? двумя или тремя перстами крестился? сколько раз исповедовался? не состоял ли в прелести, не имел ли родственников среди еретиков , не пался ли еси с иноплеменным телом, не вкушал ли идоложертвенного,  и прочая, и прочая?.. - а: что сделал людям - сделал Мне. Никакой ортодоксии, одна ортопраксия...

Вот-вот! радостно подхватят нелюбители Церкви. Зачем эти все догматы и каноны, кадила и иконы, молитвы и поклоны, бденные труды и крестные ходы, - надо просто быть добрым, честным человеком (типа:Был честный фермер мой отец...), помогать людям - и все! и ты уже - христианин!

Нет, не христианин. Придется все-таки, видимо, наступить на горло своему человеколюбию и разочаровать иных простецов-хуже-воровцов: христианин - именно тот, кто соединяется с Христом в одно Тело - в Церковь. При этом он, надо отдать должное реалиям жизни, нередко никак не соответствует требованиям судии из притчи, и если пытается, не оказав действительно страдающему ближнему всего там перечисленного, попасть в число агнцев, то попадет ли? чтобы да, так нет.

Что же получается? если ты христианин, но добрых дел никому не сделал - не попадешь в агнцы?

А если ты НЕ христианин, если ты - добрый самарянин, буддист, атеист, но помогал страждущим ближним - то что, попадешь в агнцы? думаю, да.

Но что же тогда такое - вот это: Церковь, Новый Завет в Его крови?

Почему Тело и Кровь Свои Он разделил только с самыми близкими, почему не позвал всех доброделающих кандидатов в  агнцы?..

...такие вот обрывки мыслей...Может, кто-нибудь что-нибудь дельное выскажет?

К посту о Страшном Суде (продолжение)

Итак, вот о чем я хотел сказать. Эта иллюстрация - из книги, если не ошибаюсь, арх.Софрония Сахарова о старце Силуане: некий монах усердно подвизался в своей келье в посте и молитве, и оплакивал весь мир, видя его погибающим в грехах. Ему явился Христос и спросил :"Что ты так убиваешься о мире? ведь всякого, кто хотя бы раз в жизни воззвал ко Мне, Я помилую".  "Как?!-воскликнул монах. - Так просто?! Так зачем тогда мы, монахи, отказались от всего,зачем так сурово здсь подвизаемся в бдениях и пощениях?"  "Вы будете Моими ближайшими друзьями, -сказал Господь, - а остальных Я просто помилую".

Спасение - это еще не все, это самая первая ступень. Несомненно, всякий нехристианин, ежели по велению сердца и совести старается бескорыстно делать добро, будет спасен Законоположником сего закона любви. Однако есть и другое - отношения с Христом. У христиан и нехристиан РАЗНЫЕ отношения со Христом, именно не ко Христу, а со Христом.  Стяжание Духа Святого, имеемое в виду преп. Серафимом, участие в Таинствах, и в самом главном - приобщении Тела и Крови Христа, молитва и все, что есть в Церкви, начиная с крещения - второго рождения, именно для этого - для установления тесных и любящих ЛИЧНЫХ отношений со Христом  (и с братьями и сестрами во Христе, и через Христа - с Отцом, с Триединым Богом).  А вот когда эти отношения установились - период спасения, отпыхивания,и  затем -налаживания личной связи со Христом - заканчивается. Нет, конечно, ОТНОШЕНИЯ не заканчиваются, и мы вынуждены снова и снова их обновлять и укреплять (поэтому, скажем, Евхаристию, хотя она - одна и неделима, как вечен и невечерен Восьмой День, мы возобновляем - во времени и в мире сем - снова и снова) - но наступает новый период: теперь иди - и помогай нуждающимся . Ибо ты предназначен не просто ПРИЛЬНУТЬ ко Христу и угнездиться у Него за пазухой - но СОРАБОТАТЬ, ПОМОГАТЬ Ему в спасении других. В Церкви каждый ее член потенциально является пастырем, назначенным искать заблудших овец и помогать им . Об этом Христос и напоминает в притче: соблюдение обрядов, бдения -пощения, исповеди-причащения - НЕ "добрые дела" в данном приточном контексте, это СРЕДСТВА для нашей ( а не Божьей!) нужды, "добрые дела"- то, что мы сделали малым сим.

КОМУ Христос напомнил об этом в притче? -Церкви. Своим. Не "всему миру". Как и сегодня - Евангелие ,хотя оно дано и всему миру,возможно понять правильно и брать за руководство к действию прежде всего  именно в Церкви (Об этом мне справедливо напомнил о.Константин). "Внешним" надо чаще всего  напоминать о первой ступени - о спасении из "тьмы внешней", сени смертной. А своим - слезайте с ручек, учитесь ходить сами и помогайте Мне! Если этого не учесть, тогда, действительно, Евангелие легко превратить в "мораль", в толстовство (что не раз и делалось и делается). Поэтому всякие споры, что важнее - вера, добрые дела, икономия, акривия, уйти от мира, идти в мир и проч. - чисто СИТУАЦИОННЫЕ споры, зане в течение жизни Церкви возникают перекосы в ту или иную сторону...Уяснив себе все эти вещи, надо вспомнить и слова Христа к фарисеям :"И то надо делать, и этого не оставлять" - думаю, помни мы об этом постоянно, многие бы наши внутри - и внецерковные споры угасли бы сами собой, а ДЕЛА и жизни во Христе было бы больше...

Только что

По воскресеньям вечером мы служим небольшую службу с Акафистом (ну, если на это время не выпадает вечернее Богослужение перед каким-нибудь праздником; обычное наше "деревенское" расписание служб - четверг вечером - пятница Литургия и вечером -суббота Литургия и Всенощная - и воскресенье...)
Акафисты обычно -престолам собора: Иисусу Сладчайшему (Спас Нерукотворный), Покрову Богородицы, свт. Николаю, по очереди...

Сегодня служили Покрову. Акафист читаем на середине трапезной... И вот в конце - чтение Евангелия. Поворачиваюсь на возглас: "Премудрость, прОсти, услышим святаго Евангелия", чтобы возгласить "Мир всем" - и лицом к лицу вижу двух девушек у вхдной двери, обычных, лет примерно 15-18... И одна из них, в джинсах такая, рыжая (крашеная, конечно!...где вы сегодня видели некрашеную девицу, да и даму или старушку?), словом - каких сотни на улицах, увидев меня, напряглась неимоверно. А я это тут же почуял... И только я стал возносить вверх ладонь для именословного благословения, - она согнулась пополам, припала к полу, и громко полузастонала-полузашипела, с тоской и злобой, прямо вне в лицо... "Мир всем" - и задом толкнув массивную дверь, она выпала в притвор, и оттуда послышалось дикое звериное рычание, низкого тембра, и по-моему какая-то ругань...

Господи! ну как же жалко всех нас!... как явно вся эта шобла бесовская мучит и насилует глупых, наивных, "без царя в голове", людей!...(а от нихже, во многих случаях, первый есмь аз...) Сердце моё колотилось, слезы наворачивались, пока я читал положенное 4е зачало от Луки (и, по-моему, прочитал лишнее сверх положенного)...и в то же время - острая покаянная радостная благодарность - Тебе, Христе. За то, что Ты - с нами со всеми. Просто - за то, что Ты есть (какая избитая фраза!..)

 

 ЖЕРТВА ВЕЧЕРНЯЯ

...и вот он снова какой маленький стал, этот мир, сжался, высветился прожектором, а там, за кругом света - дыхание хтонической тьмы, будто и не сотворялось ничего, кроме этой ночной кухоньки два на два, потёртый линолеум, места как раз на нас двоих. Стоим друг напротив друга, так близко, так далеко. Я смотрю на него, он на Меня не смотрит, губы сжаты, в основании горла сухо, слёз, этих сопель души, не предвидится.  Он молчит - и Я молчу. Ну что же ты? Скажи что-нибудь! Нет, молчит, никак не соберётся с духом. Молчу терпеливо и Я - источник всяческого терпения. Вот такая у нас молитва.

Собственно, думы его затаённые Мне и так видны. Главная дума, которая клубится, не решается оформиться в мысль, выйти на словесный свет - о покаянии. Надо каяться в гордости - ну, это полдела; а раз каяться - надо просить у Меня смирения, а смирения просить у Меня страшно.О, как Я его понимаю! Как Я понимаю, что и Он меня понимает в этом смертельном, жгучем, рвущем основания жил, выворачивающем скрепы самостояния, вопросе ("вопрос", "проблема"!.. как скуден, сплющен, нелеп бывает язык!..) -прошло уже время, когда он считал, что смирение даётся так: в иконописном софринском позолоченном пространстве, в правом верхнем углу, раскрывается лазоревое окошко, в обрамлении облаков и лучей, оттуда высовывается благоуветливая Рука, безбольно вынимает изнутри гордость и влагает розовое, чистенькое, пахнущее, как напоенная поролоновая губка, тишиной и речной свежестью смирение, надо лишь правильно расположитья и аккуратно воздеть вверх сложенные полупараллельно просящие плоские коричневатые ладошки, - нет, так не бывает, даже в раю у Меня никогда не было так, а уж здесь-то и подавно. Он, родной Мой, болезный Мой, уже знает: попроси смирения - и Я должен буду отдать его жизни, этой гопнице с белыми глазами, с толстыми слюнявыми губами в семечковой шелухе, чтобы она унижала его, била ногой в пах, мочилась на разбитое в кровь лицо, высмеивала, дыша пивом, самое заветное, дырявила его ложку, отстегивала почки, отбирала посылки,  гоняла выносить свою вечно переполненную парашу, опускала как могла, - нет, он, гордый, смиренно не просит смирения, боится, знает, что может не выдержать, ни в какие силы свои не верит, и о, спасибо тебе, Мой маленький, что не просишь! Смиряюсь и Я перед этим твоим смирением, смиряюсь с облегчением, что и сейчас ты не скажешь: "Папа, убей меня!" Хотя бы с тобой, но я избегну муки Авраама, нет, еще горшего, ведь в этих терниях никакого запутавшегося ягнёнка не сыщешь. Спасибо, родной Мой, что молчишь об этом, что пожалел и себя, и Меня. Может быть, в другой раз, когда оба мы соберемся с силами. А может, Я что-нибудь другое придумаю, Я ведь Премудрость, только вот сейчас, в самом деле, молчи об этом, а что вижу насквозь твое тайное, невысказанное, что знаю обо всём - ну, этого, как водится, Я не дам тебе понять ни единым из знаков.

Ну что, спать? Да нет, просто так мы не разойдёмся, знаю. Ну, дай мне хотя бы что-нибудь небольшое, второстепенное - хотя бы одну из твоих болючих забот, которые ты там прячешь за спиной. Ну? Вот так, вот так!..давай сюда. Ну вот и хорошо! Видишь, какая она у тебя - совсем ты её заморил: перья сорные, тусклые, вши всюду; глаза в плёнке, клюв судорожно раскрыт, а это, жёлто-красноватое, в разверстой лопнувшей груди, в наплывах гноя, мерцает, сокращается еле-еле...  Вот, Я держу, не бойся, не уроню. Пусть побудет у меня. Знаю, что толком не будешьспать, будешь ворочаться, а чуть свет - прибежишь , попросишь отдать; ну что же, зато за ночь хоть немного её подлечу. Ну, иди. Спасибо тебе, сынок. Знаешь, как мне она дорога, твоя маленькая жертва? Дороже всего, дороже, наверное, Самого Себя, со всею Моей любовью.

 

 Читать ЖЖ дальше

 

(хуже) 1 2 3 4 5 (лучше) 
 
02.10.08 14:41 by admin


admin02.10.08 15:08

А вот и статья об о. Сергее появилась
www.nsad.ru/index.php?issue=48&section=10009&article=1055
 
Гость02.10.08 22:22

Про капитуляция перед Богом и о том, что привёл себя в порядок более и менее - надо другим помогать. Со-работать богу - это круто. Хорошо сказано.
Почерпнул для себя эти две мысли. Спасибо...
 
Fktrcfylh02.10.08 22:24

Круто!
О капитуляции перед Богом и о необходимости Со-работать Богу - очень важные мысли. Спасибо.
 
Гость06.04.14 20:45

At last, soomnee who comes to the heart of it all
 


Ваш комментарий к статье "Иерей Сергей Круглов: Жизнь бесконечная (из дневника священника). Часть 1"
Имя*
(max. 40 символов):
Email:
Сообщение*
(max. 6000 символов, осталось ):
Оформление текста: [b]Жирный[/b] [i]Курсив[/i] [u]Подчёркнутый[/u]


Все категории :: Последние статьи