Новости
О нас
Просьбы о помощи
Просьбы о донорах
Просьбы молитв
Просьбы в файле
Стань донором
Статьи
Дети творят
Гостевая книга
Обратная связь
Форум
Наши партнеры
Наши банеры
Полезные ссылки
Фото-галерея
Консультации врача

* До закрытия долга остаётся 18000 гривен, и… 5 часов!
* Даніела Матвійчук. Долаємо наслідки лікування…
* Кириченко Влад. Контрольна перевірка перед лікуванням.
* Єгор Скалозуб - потрібна допомога
* Степан Щербина. 18 500 - щоб продовжити лікування!

* Кто мы без Бога, и к чему мы можем без Него прийти?!
* «Разговор с тобою...». Памяти Надежды Лисовской.
* "Господь всегда утешит" - протоиерей Евгений Милешкин (видео)
* «Медсестры плакали, глядя на венчание в палате». Священник — о служении в онкоцентре
* Нина Москалева. «Благодарное сердце открывает небеса...»

* Рубан Ярослав
* Гончаренко София
* Горюшко Николай
* Савко Анастасия
* Панфилов Тимофей
* Азаров-Кобзарь Тимофей
* Ковыренко Ахмед
* Острый Данил
* Маловик Сергей
* Деревицкий Артур

* Доноры А(ІІ) Rh- в г. Днепр. СРОЧНО!
* Доноры А(ІІ) Rh+ в Институт рака
* Доноры А(ІІ) Rh+ на тромбокончентрат в г.Днепр. Срочно!

<Мониторинг тем>
<Монитор сообщений>
* Энтокорт Будесонид 3 мг капсулы
* Циклоспорин Сандиммун 100мг капсулы
* Lysodren Mitotane (Лізодрен Мітотан) продамо залишки після лікування
* Помогите, пожалуйста, Тимурчику!
* Продам Авастин 400мг
* Telegram канал donor.org.ua
* продам вальцит 450мг, мифортик 180мг и програф 1мг
* Просьба о помощи взрослому ребёнку...
*
* Продам авастин 400 и 100

Рассылка от партнеров

Регистрация
Логин:
Пароль:
Запомнить меня  
Забыли пароль?

Статьи -> Паломник -> Надежда Черноморченко: История одного храма
Статьи >> Паломник >> Надежда Черноморченко: История одного храма
  
Средняя оценка: voting  (Всего голосов:5  Суммарный балл: 9)
 

Надежда Черноморченко: История одного храма

 


Предисловие


В 90-х годах муж нес послушание настоятеля в селе Никольское Белозерского района. Храм назывался Свято-Троицким, был убогим и на храм никак не походил бы, если бы не низкорослая колоколенка над входом, которая венчала здание бывшего сельсовета. Стояла наша церковка над самым обрывом скалистого берега Ингульца. Маловодный извилистый Ингулец, живописно проросший плакучими ивами прямо в середине реки, негустые плавни по берегу, известняковые скалы, на которых приютилось село, были настолько хороши, что места эти мы полюбили сразу и надолго. А бедная приземистая церковка на несколько лет дала нам молитвенное вдохновение и стала для нас самой красивой, родной и невероятно уютной. Годы служения в Никольском до сих пор вспоминаются как самые плодотворные, полные и счастливые: Господь благословил нас временем строить.
Село было неоднородно по своему национальному составу. В Херсонских степях мирно уживались потомки беглых крестьян из Тульской губернии, молдаване и переселенцы с Западной Украины. Фольклорный материал здесь обнаружился интереснейший. В первые полгода нашей жизни в Никольском я познакомилась со стариками-старожилами, которые иногда зазывали в гости и рассказывали всякую-всячину. Я до полного удовлетворения своих профессиональных потребностей наслушивалась сказок, былин, обрядовых песен с самыми невероятными переплетениями русских, молдавских и украинских мотивов и традиций.
  Во время таких "неформальных" встреч с нашими прихожанами я впервые услышала рассказы об истории села, целых поколениях семей и, разумеется, подробные повествования о Свято-Троицкой церкви. Наша певчая, баба Надя, показала мне на сельском кладбище братскую могилу, куда были перенесены останки священнослужителей из церковного склепа после его разорения. На могилке – только крест и никаких имен. Счастье, что в то время были живы старики, которые помнили имена двух последних настоятелей, служивших в 40-е и последующие, до начала 60-х, годы. Тогда-то и родилось желание узнать о тех, кто предстоял у Престола в алтаре и о ком память не сохранилась. Хотелось также как-то отметить безымянное захоронение, чтобы оно не потерялось со временем и память о людях, которые духовно окормляли целые поколения никольцев, не стерлась окончательно. Это страшно - быть иванами-родства-непомнящими на родной земле.
К несчастью, в 2000 году наш младший сын тяжело заболел. Для спасения его жизни мы были вынуждены выехать за пределы Украины. Через год, когда вернулись на родину, мой батюшка уже служил "по месту жительства" – в Херсоне. Только через полгода после приезда домой я смогла попасть в Областной государственный архив, чтобы завершить дело, которое в тот момент было для меня важным. У меня была одна цель - узнать имена священнослужителей, которые могли быть захоронены в склепе и чьи имена не сохранились в памяти жителей Никольского. Около месяца я работала в залах архива с историческими документами. Я держала в руках метрические книги и личное дело священника Георгия Турчановского, который два века назад в 23 года принял приход в селе Никольском и первым дал описание Свято-Троицкого храма. Архивисты нашли мне решения и указы Предгубисполкома об отделении церкви от государства, сведения Угрозыска 1921-22 г.г, сводные таблицы и графики сдачи государству церковных ценностей отрядами ПОМГОЛА (помощи голодающим), телеграммы из ГУБа о кровавых трагедиях в селах Херсонщины во время разорения православных церквей. Многие из названных документов были написаны чернильным карандашом, сохранили маслянисто-грязноватые пятна, незначительные повреждения. Я как будто прикасалась к живой истории, вернее, в этих архивных документах история оживала и вела рассказ о событиях невероятной давности. Вполне понятно, что я переписала из предоставленных мне документов все, что показалось мне важным и интересным; все, что как-то дополняло мои знания о селе и церкви, где когда-то мы служили.
Через месяц после окончания моих поисков в архиве муж заказал табличку с именами священников, чтобы установить ее на братской могиле в Никольском. Летом 2002 года мы, уже будучи в Херсоне, завершили свое последнее служение для Троицкой церкви.
В своем рассказе об истории храма я избегала эмоций и каких бы то ни было комментариев. Прекрасная и трагическая судьба Троицкой церкви на Херсонщине очевидна и в том немногом, что удалось сохранить и восстановить.


*****

В 1783 году на высоком левом берегу реки Ингулец, в трех километрах от впадения ее в Днепр, появилось несколько десятков землянок, построенных беглыми крестьянами Тульской губернии. 198 человек, ставшие первыми жителями села Никольское, нашли в приднепровских степях плодородные земли и обрели в Украине новую родину. Для многих из них навсегда была утрачена связь с Россией, родными местами, но не утратилась потребность сохранения веры и православных традиций. Не удивительно, что в год образования села было начато возведение православной церкви. Окончание строительства и освящения храма в честь Святой Троицы произошло в 1788 году.
Архивных документов об истории церкви до 1854 года не существует. Самое первое описание, предельно краткое, сделано 23-летним священником Георгием Турчановским за 1854 год: "Построена тщанием помещика генерал-лейтенанта Якова Репнина. Зданием каменная, состояние колокольни во всем крепка. Престолов в ней один – Святыя Троицы. Утвари достаточно. Причта при ней: священников -1, диакон – 1, дьячок – 1, пономарь – 1.
Земли при церкви имеется пашенной и сенокосной 120 десятин. Используются ею сами
священноцерковнослужители. Других построек при церкви нет…"
Шло время. Границы села расширялись. В 1808 году произошло сращение Никольского с близлежащим Троицким. Возникла потребность в учебном заведении
для детей крестьян. Но лишь в 1889 году, через сто лет после возведения Свято-Троицкого храма, была открыта приходская школа на 15 учеников. Заведующим и преподавателем Закона Божия стал священник Георгий Семенович Турчановский, учителем – дворянин Владимир Тимашевский.
Школа при церкви в Никольском вряд ли отличалась от подобных учебных заведений в сельских приходах, целью которых было "распространять в народе образование в духе православной веры Церкви" ("Положение 1902 г."). В течение трех лет детей учили Закону Божьему, церковному пению, гражданской печати (чтению), письму и основам арифметики. Для никольцев, как и для других сельских жителей конца 19 -начала 20 в.в., приходская школа была первой ступенью образования, а часто – и последней.
Годы революций, гражданской войны, эпидемии тифа село пережило с утратами человеческих жизней и разрушением духовных основ. Но еще не была лишена жизни и продолжала действовать церковь в Никольском. В 1921 году в селе был открыт эпидемический пункт, т.е. тифозный барак, где лечились и никольцы, и зараженные из соседних сел, и больные тифом красноармейцы, привозимые на излечение прямо с фронта. Вместе с врачами Тавровским и Иваницким, помощником врача Шабановым постоянным посетителем тифозного барака был и священник Георгий Ферлат. Каждый – на своем месте, у каждого – свои обязанности.
20-е годы – страшные годы. Кампания по отделению церкви от государства открывает один из самых трагических периодов в отечественной истории Православной церкви 20 столетия, а, следовательно, и истории храма Святой Троицы в селе Никольском на Херсонщине. В Херсоне и уезде это происходило с октября 1921 года по май 1922-го.
Следующим шагом в борьбе Советского государства с церковью стало изъятие церковных ценностей с целью закупки продовольствия для голодающих в 1922 г. По утверждению херсонского краеведа Е.В. Горностаева, исследовавшего вопрос о взаимоотношениях государства и церкви в первое десятилетие Советской власти, - изъятие церковных ценностей являлось формой политической борьбы против православия. Один из пунктов директив, утвержденных Политбюро ЦК РКП(б) 20 марта 1922 года, запрещал осуществлять замену стоимости церковных ценностей деньгами или продуктами. И это является подтверждением того, что не помощь голодающим являлась истинной целью государственного мероприятия по изъятию утвари и драгоценностей из Православных церквей, а подрыв и уничтожение основы основ жизни народа: Православия, которое сформировало мораль и этику, культуру, нравственность и традиции воспитания.
  Постановлением Всеукраинского Центрального исполнительного комитета от 8-го марта 1922 г. "О передаче церковных ценностей в фонд помощи голодающим" предлагалось: " Местным Советам изъять в месячный срок из церковного имущества… все драгоценные предметы из платины, золота, серебра, драгоценных камней, слоновой кости, изъятие которых не может существенно затронуть интерес самого культа".
  Решением Предгубисполкома г. Николаева (Херсон в то время был уездным городом) изъятие церковного имущества по Херсону должно было начаться 25 апреля 1922 г., по уезду – 24 апреля. Окончание этого мероприятия планировалось к 25 мая этого же года. Но в "Сведениях по прямому проводу к 17 часам 9 мая" согласно телеграмме из ГУБа № 924 отмечалось, что в намеченные сроки изъятие ценностей из православных храмов Херсона и уезда не закончится. Экспроприация, а честнее, грабеж под гуманным лозунгом продолжался до 8 июня 1922 года. Срывы сроков данной кампании объяснялись двумя причинами. Во-первых, в уезде государственное мероприятие сопровождалось массовыми сопротивлениями со стороны крестьян и церковных общин. При работе с архивными материалами мне попался в руки документ, который раскрывал весь трагизм этого времени – "Телеграмма Губкомиссии по изъятию ценностей от 26.05.22 г.": "В Отбедовасильевке жители воспрепятствовали вторжению в церковь отряду ЧОНовцев, в результате чего были арестованы священник Штенко, церковный староста Бунчук и председатель церковно-приходского совета Примак, которые по дороге в Херсон при попытке к бегству были расстреляны". "… В Ивановке и Троицко-Сафонове для подавления сопротивления населения, организованного священниками на своих приходах, были вызваны вооруженные отряды милиции" ( Там же).
В Никольском акция произошла спокойно. Церковной общине удалось сохранить часть храмовой утвари, взамен которой был сдан лом серебра почти на тот же вес. Видимо, поэтому "…чаша с приборами, дарохранительница, доски и восьмиугольники с Евангелия оставлены церкви во временное пользование" (из "Отчета Губкомиссии на 27 мая 1922 г."). Из этого же документа узнаем: "В Никольской Свято-Троицкой церкви изъято ценностей – 3 пуда 7 фунтов 23 золотника". Для сравнения: для совершения Богослужений в 28 православных церквях Херсона оставлено всего лишь около 1,5 пуда ценной утвари.
Вторая причина срыва сроков изъятия церковного имущества – криминальная. Во время кампании по Херсону участились вооруженные налеты на отряды, сопровождающие обозы специального назначения Помгола (помощи голодающим). В "Сведениях о состоянии Угрозыска г. Херсона на 22 мая 1922 г." отмечалось, что "Угрозыском зарегистрировано 374 налета и грабежа, из них раскрыто – 90. Похищено, в том числе и церковных ценностей, на сумму 1. 312. 600 рублей образца 1922 года"…
  Сухие строки постановлений, отчетов, телеграмм не зафиксировали живые чувства тех людей, которые пытались сохранить святыни православных церквей, а вместе  с ними – и святое вековечное в своих душах. Трудно восстановить в деталях трагедию, происшедшую в Отбедовасильевке: не осталось свидетелей, помнящих события далекой весны 1922 –го. Уже невозможно узнать, как происходило противостояние властям церковных общин и населения Ивановки и Троицко-Сафонова. Можно только догадываться, сколько усилий удалось приложить церковному совету в Никольском для сохранения части церковного имущества. Вряд ли кто-нибудь может сказать, сколько ценностей, изъятых из православных церквей Херсонщины, в том числе из Свято-Троицкого храма села Никольского, утрачено государством безвозвратно. Но понять побуждения священнослужителей и жителей уезда, защищавших духовное достояние –
веру, не имеющую исчисления в денежных эквивалентах и потому бесценную, как жизнь,
как живая душа каждого из нас, - сегодня можно.
  1921, 1922 годы – трагические годы в истории Православной церкви. Но еще не была лишена жизни и действовала Свято-Троицкая церковь. Звон ее пяти колоколов в праздничные дни при хорошем ветре сливался с церковным звоном в Галагановке, находившейся в 20 км от Никольского. Такой мощи и силы был голос Никольского храма – жемчужины Православия Таврического края (по свидетельству председателя сельского совета Юдина В.П. – 1999 г.). 
В 1936 году храм преобразуется в сельский клуб. Царские врата были не тронуты, но вход во святая святых – алтарь – служил декорацией: перед ним возвышалась грубо сколоченная деревянная сцена. Еще не были сняты колокола и не разрушена колокольня. И еще жива была память… Очень долго к обезображенному храму приходили старухи села. Приходили просто для того, чтобы постоять возле.
1941-1944 годы – особый период в истории Свято-Троицкого храма. В годы ВОВ в этой церкви, как и во многих церквях страны, возобновляются богослужения. От некогда богатейшего типового храма остались одни стены и царские врата. В 1944 году, в последние недели оккупации перед отступлением, фашисты пытались взорвать церковь вместе с жителями села. Но совершилось чудо – и храм уцелел. Старожилы Никольского называют человека, предупредившего гибель детей, женщин, стариков. Это Анна Федоровна Скороход, учительница немецкого языка. В марте 1944-го она успела сообщить односельчанам о готовящейся трагедии. Все кто мог, ушли из села и попрятались. К тому же, активное наступление советских войск помешало немцам осуществить задуманное – отступление фашистских захватчиков с земли Херсонщины было паническим и спешным.
В 1960 г. решением сельского совета был запрещен колокольный звон. Колокола были сняты и как металлолом отправлены на переплавку.
В 1965 г. церковь вторично закрывается. Последним священником, служившим в Свято-Троицком храме с 1946 по 1965 год, был Федор Григорьевич Туз. Он стал настоятелем сразу же после смерти о. Иоанна (фамилия не установлена), который принял приход в 1941 г. и умер в 1946-м.
В 1965-1972 г.г. храм вновь становится клубом. А в декабре 1972-го началось его разрушение, которое закончилось в феврале 1973-го года. "Разрушение церкви в селе было откликом на постановление Совета Министров СССР. Церковь была построена на специальном растворе, развалить ее долго не удавалось. И поэтому пришлось искать корабельные тросы, с помощью которых начали разбивать каланчу (колокольню – запись воспоминаний Копытина Н.А., парторга совхоза "Рассвет" в 1972-73 г.г., 70-ти лет, коренного жителя с. Никольское, сделанная в 1999 г., приведена дословно).
 

(Это уникальные фотографии из областного архива, запечатлевшие акт вандализма – разрушение православного храма в Тягинке, селе Херсонской области в начале 70-х годов).


С тех пор целое десятилетие церковная территория с сохранившимся фундаментом храма и склепом, где были захоронены священнослужители, просуществовала как свалка. Сюда никольцы со всех концов села сносили бытовой мусор.
"В 1983 году, когда рыли траншеи под коммуникации для нового клуба, построенного на фундаменте старой церкви, прораб дал распоряжение идти напрямую. Даже не посмотрел в план. А там было указано обойти склеп, потому что там были могилы священников". (Катюха М.М., зам. директора Николаевского глиноземного завода; записано в 1999 г.)
"Разрытые могилы священников, которые находились в склепе, недалеко от старой церкви, сутки простояли под открытым небом. Часть церковной утвари, находившаяся в них вместе с останками, была расхищена. Там были напрестольный крест, серебряное кадило, сохранившееся Евангелие". (Юдин В. П., председатель сельского совета; записано в 1999г.)
Вторичное захоронение священников Свято-Троицкого храма произошло при большом стечении жителей села, в присутствии священнослужителей, прибывших из Свято-Духовского кафедрального собора. Ныне останки послуживших во славу Божию на приходе села Никольское покоятся в братской могиле на сельском кладбище.
Священник Георгий Турчановский был настоятелем храма с 1854-го по 1903 год. Можно предположить (и я думаю, безошибочно предположить), что одна из могил склепа принадлежала ему: при царском режиме священники на приходах служили бессменно до самой смерти. О. Иоанн, принявший настоятельство в 1941 году и умерший в 1946-м, по свидетельству стариков-никольчан был захоронен в склепе. Его погребение старожилы села отчетливо помнят, сохранились и фотографии, запечатлевшие последний земной путь батюшки. Безымянной осталась третья могила. Неизвестно имя самого первого священнослужителя, ставшего настоятелем Свято-Троицкой церкви сразу же после ее возведения и освящения в 1788 году. Мы же решили заказать памятную табличку с именами всех известных священников, послуживших на этом приходе.
 

В 2002 году, в конце мая, все воспитанники воскресной приходской школы при Свято-Знаменском храме, несколько прихожан и священник – о. Виктор – совершили паломническую поездку в село Никольское. В Троицком храме была отслужена Божественная Литургия, после которой состоялся крестный ход, в котором приняли участие прибывшие из Херсона и жители села. На братской могиле, где перезахоронены останки священнослужителей, была установлена памятная дощечка с именами известных настоятелей Свято-Троицкого храма, в разные века и годы послуживших на приходе. Затем священники отслужили панихиду. 
Упокой Господи, души усопших раб Твоих, протоиерея Георгия, иерея Георгия, протоиерея Иоанна, протоиерея Феодора и всех, чьи имена Тебе известны, и в вечных Твоих селениях со святыми упокой!

 

ПОСЛЕСЛОВИЕ


В 1993 году, через 20 лет после разрушения, в селе Никольское вновь начинает действовать Свято-Троицкий храм. Под здание церкви было отведено помещение бывшего сельсовета. Стараниями священника Виталия Кулинича осуществлена внутренняя перепланировка, а в 1994 г. возведена колокольня.
В 1998 г. (почти через 200 лет после возведения храма и через 100 лет после открытия первой приходской школы) по благословению правящего в то время Ионафана, архиепископа Херсонского и Таврического, в Никольском вновь начинает функционировать воскресное учебное заведение для детей. 18 малышей и подростков приходили на занятия по Закону Божьему, занимались в православной театральной студии, принимали участие в спектаклях к православным праздникам и епархиальных фестивалях православной молодежи.
В прошлом году на улицах Херсона мне повстречался р.Б. Сергий, житель села Никольское, прихожанин Троицкой церкви. Он рассказал новости, происшедшие в селе за последние 9 лет. Одна из них, как модно сейчас говорить, знаковая: никольчане вместе с теперешним настоятелем О. Павлом начали разбирать здание клуба, выстроенного на фундаменте старой церкви. На старом месте, на старом фундаменте, Бог даст, вырастет новый храм вместо уничтоженного в 1973 году.

 

 

Надежда Черноморченко

 


 

(хуже) 1 2 3 4 5 (лучше) 
 
21.08.10 11:33 by admin


Ãîñòü03.06.11 08:07

I'm imrepssed! You've managed the almost impossible.
 
Гость06.04.14 12:00

I told my grheomdtanr how you helped. She said, "bake them a cake!"
 


Ваш комментарий к статье "Надежда Черноморченко: История одного храма"
Имя*
(max. 40 символов):
Email:
Сообщение*
(max. 5000 символов, осталось ):
Оформление текста: [b]Жирный[/b] [i]Курсив[/i] [u]Подчёркнутый[/u]


Все категории :: Последние статьи