«Одна маленькая девочка по имени Лайза страдала от редкого тяжелого заболевания. Единственная ее надежда на выздоровление заключалась в переливании крови, а донором должен был стать ее собственный пятилетний братишка, который каким-то чудом перенес ту же болезнь и в его организме выработались антитела, необходимые для сопротивления недугу. Доктор объяснил мальчику положение дел и спросил у него, готов ли он отдать сестре свою кровь. Малыш колебался лишь одно мгновение, прежде чем ответить:
— Да, конечно, если это может спасти Лайзу.
Пока шло переливание крови, он лежал на кушетке рядом с сестрой и улыбался, наблюдая за тем, как на щеках девочки снова появится румянец. Затем его лицо побледнело, улыбка померкла. Он поднял глаза на доктора и дрожащим голосом спросил:
— Я умру прямо сейчас, да?
Будучи еще совсем маленьким, мальчик неверно понял слова доктора и решил, что ему придется отдать сестре всю свою кровь».
Однажды моя знакомая – православный психолог – распутывая хитросплетения уже разведенных, но любящих друг друга супругов сказала им резкую, но точную фразу: «Вы заигрались». Заигрались они до того в своих ссорах, что сходили в ЗАГС и поставили в паспорта штампы о разводе. Для них выяснения отношений – экзотическое проведение досуга, игры, пусть деструктивное, но зато привычное выражение любви. А для их детей? Дети не понимают лукавство. Они искренне переживают невзгоды родителей, не догадываясь, что те так играют. Для детей каждая ссора родителей – боль и трагедия, и зачастую, начало сделки с лукавостью взрослого мира.
Детские души не лукавят. Не поэтому ли дети легче взрослых воспринимают рассказы о Боге? Им не надо долго объяснять, как молиться – они тут же берутся за дело. «…Истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, – предупреждает нас Господь, – не войдете в Царство Небесное». Что же может быть хуже, чем не войти в Царствие Небесное?! И почему «как дети»? Дети смиренны и незлобивы. Дети воспринимают жизнь такой, какой ее создал Господь, в отличии от многих взрослых, которые пытаются эту жизнь переделать под себя как кресло у телевизора. Дети играют с игрушками, а некоторые взрослые играют со своей жизнью. Эти "взрослые игры" - суть страсти. Все они описаны у Святых Отцов. Восемь из них главные: чревообъядение, любодеяние, сребролюбие, гнев, печаль, уныние, тщеславие, гордость. Они лишают нас трезвого рассуждения и удаляют от Бога. Казалось бы, все понятно. Но человеческое восприятие не линейно. Все страсти взрослого человека рассыпаются по «мелочам» и превращаются в подобие «игр». Ребенка увлекает любимая игрушка, взрослого – его страсть.
У человека всегда есть выбор – увлечься игрой или предпочесть искренность мыслей, чувств, поступков, отношений. Господь даровал человеку свободную волю – человек отвечает за свой выбор.
К чему приводят умных, талантливых людей их «лукавые игры», а точнее - страсти? Распадаются семьи, болеют дети, не приносит доброго плода работа. Злой навык делает свое дело. В азарте страсти человек не замечает, как сам «наказывает» и убивает себя. Иногда, очнувшись, он замечает, что уже не помнит в себе искренности, чистоты сердца, доверия, трезвения, желания жить во взаимной крепкой любви с близкими. Приоритеты такой жизни далеки от Небесного. Выбор не свободен, а обусловлен страхом и жаждой внешней благоустроенности. Игра сначала увлекает, а потом и вовсе заменяет собой жизнь. Стереотипы берут верх над мудростью, фантазии над желаниями, подозрительность над любовью. В этих играх личность человека перестает быть похожа на своего Творца и уподобляется некоему усредненному представлению о том "как должно быть", "как надо", "как лучше", "как приличнее", иногда даже "как духовнее", если речь идет о тех, кто ходит в церковь. Забывается, что единственная возможность переменить свою жизнь, а именно - покаяние, начинается с искренности перед самим собой. Возможно ли это после многолетнего душевного фаст-фуда? Да, но очевидно понадобится время, терпение и истовое желание быть с Богом.
Мы редко задаем себе вопрос: а как Господь Иисус Христос поступил бы, будь Он на нашем месте в той или иной ситуации. Возможно, это кому-то покажется дерзостью... Но если мы – христиане, то с кого же нам брать пример как не с Христа? Давайте откроем книги Святых Отцов, в полноте их христианской жизни мы не сомневаемся, и приучим себя обращаться за помощью к их опыту. Вот, например, мне очень трудно представить, как cв.Иоанн Кронштадский потратил бы весь день на просмотр телепередач или задумал бы сменить карету только потому, что его сосед купил себе более современную и дорогую, а святитель Николай, тайно помогающий бедным, вдруг попросил бы взамен того себе медаль или грамоту, да еще, чтобы ему сам Патриарх вручал её. Народная мудрость говорит: не делай того, о чем стыдно помолиться Господу. Не зря наши Отцы не начинали ни одного дела без молитвы.
Зовет нас Христос: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим; ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко» (Матф.11:28-30). И ведь Господь призывает нас всех - и хороших, и плохих, чтобы мы пришли к Нему в любом нашем состоянии и не отчаивались. «…Перестаньте делать зло; научитесь делать добро, ищите правды, спасайте угнетенного, защищайте сироту, вступайтесь за вдову. Тогда придите - и рассудим, говорит Господь. Если будут грехи ваши, как багряное, - как снег убелю; если будут красны, как пурпур, - как волну убелю.» (Ис.1:16-19). О наказании – ни слова. Господь не наказывает нас. Не надо и нам самовольно наказывать себя, лишая благодати, утешительного общения с Богом. Наше дело - перестать жить по правилам лукавых игр и начать жить по правилам Христа. Только так мы сможем ощутить полноту и радость своей жизни, узнать себя и ближнего и, что самое главное, - узнать Бога и стать настоящими христианами.
Анна Сашина
|