В минувшее, третье воскресенье июня, Украина отметила День медицинского работника. Киевским врачам по случаю праздника - цветы, премии, улыбки слова благодарности от всех: и болевших, и не болевших. В столице во всех больницах действуют православные храмы. Каков же вклад священников в лечение и исцеление людей, какие плоды приносит соседство красного креста и креста Христового, как это сотрудничество зарождалось - об этом и многом другом рассказал гость нашей редакции настоятель храма святителя Михаила на территории Центральной клинической больницы, благочинный больничных храмов г. Киева протоиерей Роман БАРАНОВСКИЙ.
- Отец Роман, как возникла идея строить храмы при больницах, и кто первый воплотил ее в жизнь?
- Когда меня только рукоположили в священники, я, не имея прихода, очень хотел начать что-то свое. Узнал о том, что на территории Октябрьской клинической больницы был когда-то храм, пришел к главврачу, предложил ему освятить больницу. Шел 1992 год. Тогда никаких намерений возводить здесь храм у меня не было, это казалось совершенно невозможным. Главврач оказался человеком отзывчивым и дал согласие на то, чтобы не просто освятить корпус, а и в каждую палату зайти. «Я выделю вам человека, который будет ходить по всем корпусам и все покажет», - и он познакомил меня с Лидией Михайловной Дубинской.
Во время освящения больницы я видел, насколько серьезно относятся ко мне врачи. Тогда был сильный духовный голод, не было пресыщенности разными конфессиями. Все пытались как-то прикоснуться, поговорить. В общем, благодатное было время для миссионерства. В каждом отделении я совершил молебен, провел беседу с врачами. Мы обменялись телефонами, и это способствовало более тесному общению - потом они меня приглашали освящать их квартиры. Но, к сожалению, тогда на этом все и закончилось.
Через какое-то время, видя, какое множество приходов повсеместно открывается, и боясь, что в больницу придут безблагодатные раскольники, я пошел к главврачу, предложил организовать общину и попросил предоставить какое-то помещение для богослужений. Он сказал: «Подумаем», и на ближайшей пятиминутке с врачами этот вопрос был решен положительно. С условием, чтобы мы возрождали храм, нам отдали помещение, которое в прошлом принадлежало Церкви.
|
 |
|
|
Строящийся храм в честь святителя Михаила. 2001 год
|
|
|
Наш главврач после того, как принял мудрое решение открыть храм в больнице, через полгода стал главным врачом города Киева. Поскольку у нас с ним сложились очень хорошие отношения, я спустя некоторое время пришел к нему с инициативой - прославить святителя-хирурга Луку Крымского, открыв в Киеве храм в его честь. Одна из наших прихожанок работала в 12-й больнице и предложила сделать это именно там. Так возникла первая подобная идея, которая затем успешно воплотилась в жизнь.
Таким образом открывались и другие больничные храмы. Понимаете, люди в больнице, которых Господь остановил, можно сказать, «на скаку», «взмыленых» страстями, ропщут, тыняются по коридорам, «нарезают» круги вокруг больницы. А тут глядишь - храм. Почему бы не зайти, спросить у батюшки о своей болезни? А он внимательно выслушает и подскажет, как с помощью Божьей от нее избавиться.
- Какая сейчас ситуация с больничными храмами?
- В Киеве при всех больницах храмы уже есть. Причем, канонической Церкви. Ведь для того, чтобы открыть храм в больнице, нужно было получить разрешение главного врача города. Когда приходил к нему священник из так называемого Киевского Патриархата и просил разрешения открыть храм, главврач отсылал его ко мне. А тот до меня и не доходил даже, потому что понимал - нам не о чем с ним разговаривать.
Затем мы начали открывать храмы при поликлиниках. Это гораздо сложнее, ведь в поликлинике нет достаточного количества людей, чтобы можно было организовать общину.
- Православная Церковь открывает храмы при больницах, с одной стороны, чтобы верующие, которые лечатся, могли помолиться, а с другой стороны, чтобы неверующие могли прийти и вспомнить, что есть Бог, задуматься над этим. Но есть и такой момент. Среди некоторых верующих бытует мнение, что если Бог послал болезнь, то не нужно обращаться к врачам и принимать лекарства - нужно только попросить Бога, чтобы Он вылечил, или, скажем, освященное масло принимать. Получается, что когда мы строим храмы при больницах, то тем самым как бы благословляем медицину...
- Таких верующих, которые говорят, что я - больной, но мне не нужно лечиться - очень мало. Может быть, на сотню - один человек. Чаще всего мы сталкиваемся с тем, что верующие надеются больше на врачей, чем на Бога. В любом случае у каждого христианина должен быть личный врач души - духовник. И он имеет власть принять решение, в какой степени человеку лечиться, как часто исповедоваться, причащаться. Духовное чадо должно полностью вверить себя Церкви через духовника.
- Скажите, пожалуйста, отличается чем-то больничный храм от обычного?
- В чем отличие? - Люди стоят в больничных халатах, они госпитализированы. Им необязательно быть на вечерней службе, часто они даже не могут выстоять всю Литургию. К ним совершенно другие требования, мы должны идти на серьезные уступки. Например, мы всегда просим тех, кто лежит в больнице, исповедоваться без очереди. И поститься им не так строго нужно.
|
 |
|
|
Современный вид храма
|
|
|
- Клирики и прихожане вашего храма каким-то образом помогают больнице?
- С самого начала мы наладили с больницей тесное сотрудничество. А потом для людей, которые приходили на исповедь, возникла возможность искупить свои грехи плодами покаяния. Например, женщинам, которые совершили аборт и страдали душевно из-за этого, я предлагал поухаживать за больными. Я обращал их внимание на слова апостола Павла, что если хотя бы одного грешника приведешь к покаянию, многие грехи тебе простятся. Вот я и предлагал нашим прихожанкам на двадцать, сорок дней, а кому и на год остаться при храме или приходить в определенное время и, по договоренности с врачами, ухаживать за больными. Для того, чтобы эти женщины как-то отличались, мы давали им сначала платочки или фартушки с крестиками, чтобы верующие знали, что есть такое общество - сестры милосердия.
Так было организовано сестричество, которое сейчас насчитывает около 60 человек. Позже мы построили монастырь, и полгода тому назад там был совершен первый постриг, во время которого наши сестры милосердия - 20 человек, постриглись в монахини. В эту обитель мы берем больных, и там же за ними ухаживаем.
- В чем особенность служения священника в больничном храме? Каким для себя вы видите свое призвание?
- Прежде всего, каждый священник - это тот, кто забрасывает сеть. Если мы с вами будем мыслить по-евангельски, то увидим, что Господь сделал своих апостолов ловцами человеков для того, чтобы этой сетью поймать рыбку и тащить ее в Царство Небесное. Болезнь - это посещение Божье, оно нужно, чтобы человек опомнился, возжаждал спасения души, чтоб у него было время встретиться со священником.
Больница - это благодатное место для спасения людей, где нужно не лечить, а спасать. Лечить - это дело Божье. Если Богу угодно, человек выздоровеет после первого же Причастия. Я же должен учить людей каяться.
- Батюшка, когда взрослые болеют, действительно можно донести им мысль, что это посещение Божье. Как же воспринимать детские страдания, когда маленькому больному и объяснить-то ничего нельзя?
- Страдания нужны, мы не можем полностью от них избавиться. Когда они настают, мы должны пустить в свое сердце Христа, чтобы Он полностью их взял на себя. Был случай с одной мученицей. Она рожала в тюрьме (ее за Христа туда посадили), а стражники говорят ей: «Если ты сейчас при естественных родах так страдаешь, что же ты будешь чувствовать, когда тебя за Христа будут мучить?» «Я сейчас страдаю по естеству, а когда меня будут мучить, то во мне Христос будет страдать, я же боли чувствовать не буду», - ответила она.
|
 |
|
|
Помещение, отданное под храм руководством Центральной клинической больницы
|
|
|
Если грешник начнет каяться, исповедоваться и причащаться, то Христос возьмет на Себя его страдания, и человеку они будут в радость. Он не будет их чувствовать, а будет переживать по-другому. Человек должен не бежать от страданий, а смириться с ними. Да, это мне - за то, а это - за это, так нужно. Это я очищаюсь, а иначе б я к Богу не пришел, иначе бы я Христа не познал. В таком случае Господь помогает переносить страдания или вообще от них избавляет.
А детки, ну что ж, глядя на них, родители каются. Иногда человек болеет и не кается, а когда ребенок заболеет, тогда раскаивается и - в церковь. Детки, которых Господь призвал, становятся ангелами. Во время болезни ребенок мудреет, взрослеет, другим становится. Учится сострадать, потому что и сам боль почувствовал. Дети не отвечают за грехи родителей, но они унаследовали природу греховную, и природа их болеет.
- А взрослые как переносят свои болезни, к каким выводам приходят?
- У нас есть раковый больной, так он благодарен Богу за болезнь, потому что иначе бы к Богу не пришел. Есть те, кто исцеляются, а есть и те, кто умирают. Но этот отрезок жизни - месяц, год или два - они живут как православные христиане и умирают безболезненной христианской кончиной. В последние недели у них - исповеди, Причастие. Можно сказать, что они никогда так интенсивно и не жили, как вот в эти последние дни.
Но есть и другой случай: раба божья Иоанна с раком позвоночника. Она приняла иночество, приехала в монастырь, а там полностью выздоровела. Потому что человеку, который дает обет служения Богу, Господь все возвращает.
- В обществе считается, что если человек смертельно болен, ему об этом говорить не надо, чтобы не расстраивать. Но для верующего человека лучше сказать сразу, чтоб он мог соответственно построить свою жизнь и придти к покаянию. Что вы думаете по этому поводу?
- Все священники знают, что человеку надо говорить только правду и болезнь - это посещение Божье, необходимое для того, чтобы привести к покаянию. Как же тут человеку не сказать, что болезнь забирает его жизнь? Об этом обязательно нужно говорить, потому что наше дело - не исцелять больных, а вести их к спасению. Господь тоже приходил не затем, чтобы здоровье людям вернуть. Да, для того, чтобы укрепилась вера людей, он исцелял. Но пришел-то Он, чтоб грешников спасти, привести к покаянию и Царство Небесное людям открыть. Если человек заболел - есть возможность сказать, что существует Господь - целитель душ и телес наших. Когда человек болен, у него открывается сердце к пониманию богословия. Болезнь - это всегда благо.
Был у нас случай с рабом Божьим Симеоном. Родственники его подходят и говорят: «Батюшка, помолитесь и скажите, что нам делать. У него рак, но мы ему об этом не говорим». Я удивился: «Как не говорите? Смерть, как бандит, стоит за углом с ножом, перед человеком - яма, а вы ему не говорите! Он умрет, и станет перед Богом не подготовленный. Это ж обман!»
Больной пришел ко мне, я ему сразу же сказал: «У вас рак, последняя стадия, даже операцию нельзя делать, потому что опухоль очень большая. Все это от Бога, и Ему все возможно. Поэтому не ропщите, не сетуйте». Он услышал меня и проникся моими словами, затем съездил в Иерусалим. Теперь постоянно исповедуется, причащается, то есть полностью воцерковился для служения Богу. Однажды он спросил меня: «Можно я пойду и проверюсь?» А я ему в ответ: «Ты трудись. Заберет тебя Господь - слава Богу, не заберет - будешь дальше Его славить».
Как видите, самое главное приобретение в жизни человека состоялось во время болезни. Как же ему было это не сказать?
- Как врачи воспринимают соседство священников, как относятся к вашей деятельности?
- Что поделаешь, врач часто самодоволен, он чувствует что-то вроде конкуренции - зачем обращаетесь к попу, ведь я могу вам реально помочь. Сами доктора говорят: раньше врач подходил к больному и спрашивал, как он себя чувствует, а теперь спрашивает, сколько тот может заплатить.
Однажды приехал ко мне голова сельсовета одного из киевских районов. У него был рак горла, он не мог говорить. Мы отслужили молебен, я с ним поговорил и вселил в него надежду. А самое интересное, что он после молебна пришел домой и заговорил, хотя до этого не мог. Ему была назначена операция в Германии, очень дорогостоящая. И его лечащего врача, который за эту операцию договаривался, не интересовало, что человек получил реальную помощь после молебна. Он уговорил больного уехать в Германию, а там ему во время операции горло вырезали. Он вернулся в полном отчаянии. Я приходил к нему в больницу, исповедовал и причащал, но его участь была уже решена. Метастазы пошли дальше, моральных сил бороться у него не было, и через три месяца он умер. Врачей не интересует результат Церкви, они в чудо не верят. И дело не в том, что мало платят, а в психологии человека.
- Вы привели пример бесчеловечного неверующего врача. Но есть же и верующие доктора, которые так не поступают...
- Естественно, верующие врачи так не поступают, как неверующие. Просто медицина наша часто бесчеловечна. Поймите меня правильно: мы, священники, предлагаем исповедоваться, причащаться, а врач часто разуверяет больного, отговаривает его ходить в церковь, мол, это все второстепенное. В этот момент он уже враг больному, это уже бесчеловечное отношение, поскольку он вырывает у человека надежду на Бога и веру в спасение.
- Как вы считаете, врачу легче прийти к Богу, чем обычному человеку, ведь он соприкасается с болезнями и страданиями...
- Как мне кажется, профессия врача стоит на втором месте после священнического служения. Настоящий врач благословен Богом, и ему легче прийти к Нему, ведь его Божий дар ведет. Так же, как и дар священства, не человек выбирает, а Бог дает. Но, как и священников, так, наверное, и врачей больше в аду, чем в раю, потому что настоящий врач не даст абортивного средства, как это сейчас делается. Он будет бороться за человека до конца, и поэтому придет к Богу быстрее, чем тот, кто работает, скажем, администратором в ресторане или охранником на дискотеке.
Врач каждый день в своей жизни встречается с человеком, которого посетил Бог, и потому может очень быстро воцерковиться. После молитвы в его действия вмешивается промысел Божий, и доктор начинает понимать, что вот эта операция прошла не от него, а от Бога. Многие врачи мне говорили: «Бывают случаи, когда оперируешь человека, заранее зная, что ему уже ничего не поможет, а происходит чудо - и человек живет. Бывает и наоборот». Значит, есть сила, которая решает участь человека независимо от пульса, и вообще против логики человеческой.
Оригинал статьи здесь |