Навещая своего больного друга в онкологическом диспансере, я заметил, что люди как-то неохотно, а порой и боязливо посещают сие учреждение. Что это? Отвращение от внешнего вида больных, иногда ужасного? Нежелание вспомнить о бренности жизни, в том числе и собственной? Думаю, все гораздо сложнее.
Как-то в палату, в которой лежал мой друг, поместили пятидесятилетнего мужчину...
Борис Сергеевич - так его звали - находился на последней стадии рака поджелудочной железы. Время от времени его навещал его сын Игорь, и вот однажды между ними (и в моем присутствии, поскольку больной уже не стеснялся посторонних) состоялся необычный разговор, длившийся около часа, после которого, выйдя в коридор, Игорь с волнением сказал мне, что отец никогда не говорил с ним ни о чем подобном и так откровенно...
В середине 70-х годов ХХ столетия благодаря трудам западных ученых - Раймонда Моуди, Элизабет Каблер-Росс и других - был открыт феномен так называемого «пограничного состояния» - когда человек осознает, что жить ему на Земле осталось недолго. Так вот, люди в таком состоянии способны явить миру глубочайшую истину, которая большинству из нас неведома, и описать ее словами довольно трудно, ибо она, как и все духовное, познается в ОЩУЩЕНИИ, то есть постигается не разумом, а СЕРДЦЕМ. О ней можно сказать лишь поверхностно. Что я и попробую сделать.
С определенного возраста человек начинает ставить перед собой жизненные цели, которые призваны удовлетворить его основные физиологические потребности - в пище, жилье, здоровье и т.д. Затем, когда материальные проблемы более или менее решены, основная масса людей устремляется к различного рода «удовольствиям»: вину, сексу, деньгам, популярности, карьере, власти и прочее (у каждого свои), погружаясь ради достижения этого в бесконечную суету и круговерть, какую-то безумную и бездушную гонку.
У Бориса Сергеевича была «голубая мечта»
Хотелось ему построить для себя и своих домочадцев трехэтажный коттедж, который своим внешним видом напоминал бы «терем-теремок» из известной сказки. Ради ее воплощения он и пошел в строительный бизнес, где сполна познал нескончаемый вихрь выбивания кредитов, привлечения партнеров и борьбы с конкурентами. И когда его материальное состояние стало значительным, Борис Сергеевич приступил к делу. Нанял квалифицированных проектировщиков и строителей, лично интересовался качеством стройматериалов, устойчивостью фундамента и стен постройки, по ходу дела вносил небольшие коррективы во внешний вид здания. Наконец, очень скрупулезно следя за каждой мелочью, принялся руководить внутренней отделкой помещений, сам выбирал плитку для ванной, обои и занавески для комнат, люстры, мебель и все остальное.
Именно в это время его стало иногда тошнить после принятия пищи, но Борис Сергеевич не придавал этому особого значения. Со временем тошнота участилась, и когда «сказочный теремок» был почти готов, Борис Сергеевич обратился к участковому терапевту. Тот, обследовав пациента, направил его на консультацию к онкологу, после разговора с которым у Бориса Сергеевича похолодело внутри...
Он начал психовать. Стал раздражительным, принялся без особых причин устраивать в семье и на работе скандалы. Поехал лечиться в Москву, к лучшим специалистам. Тряс перед ними пачками долларов и кричал: «Этого мало?! Сколько нужно?!»
Доктора, как могли, успокаивали пациента
Положили его в стационар, назначили химиотерапию. Однако лучше больному не стало, а вскоре приступы тошноты стали случаться с ним не только после еды. Борис Сергеевич смотрел на густую желчь, которая выходила из него во время рвоты, и трясся от страха (о чувствах этого человека я знаю из его беседы с сыном, которая, повторяю, состоялась в моем присутствии).
Он начал собирать материалы о своем заболевании. Расспросил о нем всех врачей, медсестер и пациентов, прочел по этому поводу массу медицинской литературы, мял свой бок, прислушивался к урчанию в животе, всматривался в собственные экскременты. Интересовался, почему ему до сих пор не делают операцию. Но когда однажды глянул на себя в зеркало, то, по его словам, «сразу все понял». И тут же впал, как говорили пациенты палаты, в «шизу». То есть лежал на постели, уставившись в одну точку, и ни с кем не разговаривал. В том числе со своими родными и близкими, и коллегами по бизнесу, которые буквально раздражали его бесконечными апельсинами и бананами. Не только потому, что он из-за своей болезни уже не мог их есть, но и поскольку стал считать, что гостинцы больным приносят не из жалости, а потому, что так «принято». Как принято, скажем, здороваться при встрече со знакомыми, при этом к их здоровью оставаясь абсолютно равнодушным...
В конце концов, Борис Сергеевич начал требовать, чтобы от него «отстали»
И вот однажды (а дело было в середине июля) на подоконник открытого окна сел воробей. И как-то вопросительно, наклонив головку, посмотрел на Бориса Сергеевича. Тот хотел было прогнать птичку, но затем взял со своей тумбочки печенье, раскрошил его и бросил на подоконник. Воробей восторженно чирикнул и принялся за угощение. Затем вспорхнул и улетел.
На следующее утро тот же самый «сорванец» (которого пациенты запомнили по характерному черному рисунку на груди) опять сел на подоконник - и именно перед окном Бориса Сергеевича. Тот открыл окошко и накрошил птичке хлеба.
Воробей начал прилетать каждый день. Борис Сергеевич уже с рассвета ждал его, приготовив угощение. Немного повеселел. Стал разговаривать со своим «сорванцом»: хорошо ли на улице, здоровы ли его птенцы...
А затем и вовсе озадачил своих домочадцев, попросив принести ему почитать «что-нибудь о птичках». В частности, «как они живут» и «есть ли у них душа». Жена и сын долго искали соответствующую литературу. И когда Борис Сергеевич среди прочих книг, принесенных ему, прочел «Дух, душа и тело» архиепископа Луки (Войно-Ясенецкого), он обратился к сыну принести ему «что-нибудь из православной литературы», а вскоре и Евангелие...
После этого прошло полтора месяца. В тот сентябрьский день Борис Сергеевич, как всегда, раскрошил краюху хлеба и попросил своего соседа по палате покормить воробья (сам Борис Сергеевич, превратившийся к тому времени в скелет, обтянутый желтой кожей, уже не вставал с кровати). А когда «сорванец» наелся и, чирикнув, очевидно, в знак благодарности, вспорхнул и улетел, Борис Сергеевич вслух с ним попрощался и пожелал ему удачи. А примерно через полчаса к нему в палату вошел Игорь...
Между отцом и сыном состоялся тот самый разговор, поразивший всех присутствующих при нем
Разговор, которого, как мне кажется, и боятся посетители онкологических диспансеров. Ибо то, что они слышат от безнадежно больных, им слышать НЕ ХОЧЕТСЯ.
Однако задуматься об этом рано или поздно придется каждому из нас, без исключения. И потому сказать об этом необходимо.
Итак, забота о материальном, об устройстве своего быта у подавляющего большинства людей доминирует в течение всей их жизни. Она, эта забота, создает соответствующую ей систему ценностей, которые, в конечном счете, и определяют значимость человека в обществе (не секрет, что в основном именно материальная или карьерная доминанта оказывают основное влияние на выбор человеком профессии, работы, спутника жизни и «друзей»). Но, главное, определяют самооценку каждого из нас, являются ориентиром в жизни, подсказывают, той ли дорогой (по нашему мнению) мы идем.
После такого недолгого поиска «смысла жизни» человек начинает жить как бы по инерции. И когда, согласно этим ценностям, он обретает под ногами твердую почву, то успокаивается и начинает считать, что жизнь его «устроилась» так, как нужно...
И вдруг врывается нечто непредсказуемое и нежелательное
Вернее, оно существует как закономерность, но человек старался об этом не думать. Врывается то, что не входило в его планы, нарушало привычный ритм и «распорядок» жизни. Он начинает нервничать, «срывается». Спешно пытается исправить положение, решить свою очередную «проблему», но понимает, что, в отличие от прежних, эту «проблему» никакими деньгами и подарками, а тем более приказами, угрозами и шантажом уже не решить. Недаром говорят: «здоровье за деньги не купишь».
Вот тогда происходит нечто для человека необычное. Он смотрит на все им приобретенное (не только на материальные ценности, но и на карьеру, власть, почет, уважение) и с ужасом начинает понимать, что оно, это приобретенное (часто с неимоверным трудом, потом и кровью!), теперь становится ему абсолютно не нужным!
Раньше он был уверен, что жизнь, полная удовольствий и развлечений, наслаждения богатством и властью, популярностью и славой, принесет ему на закате лет удовлетворение. Но этого не происходит. Ни выпитое шампанское, ни голубоглазые блондинки, ни кучи денег, ни заискивающие и испуганные взгляды подчиненных покоя в конце жизни ему не принесли! Да, человек понимал, что все это он с собой в могилу не унесет. Но он думал, это и не главное. Важно, что именно сейчас, при жизни, это приносит ему удовольствие, которое, как он полагал, принесет ему удовлетворение и на исходе его дней. И вдруг выясняется, что они, эти удовольствия (повторяю, не только телесные, но и душевные), тогда и только тогда приносят удовлетворение и покой, когда периодически повторяются! Когда человек уверен, что завтра они будут СНОВА, никуда не исчезнут!
Когда момент «исчезновения» удовольствий наступает, человека охватывает панический ужас
Ибо он понимает, что жизнь его обманула! Что его надежды на счастье оказались ТЩЕТНЫМИ! А, следовательно, те нравственные идеалы, согласно которым он все эти «удовольствия» приобретал, были ЛОЖНЫМИ! Более того, в определенный момент к нему приходит осознание того, что они не просто ему были не нужны, но даже ВРЕДНЫ! Поскольку теперь у него внутри ЖГУЧАЯ ТОСКА, которой, согласно этим идеалам, у него как раз быть не должно, ибо жизнь его была «красивой» и жаловаться ему на нее, как говорится, грех!
И вот, когда бытовые проблемы перестают человека волновать (за их наступившей ненадобностью), когда заботы о вещах земных слетают с него подобно шелухе, обнажается то, на что в течение всей своей жизни человек практически не обращал никакого внимания. Обнажается душа, которая оценивает прошедшую жизнь уже с других позиций, в системе иных ценностей, доселе человеку неведомых!
Люди в «пограничном состоянии» никогда не вспоминают, как они, скажем, прекрасно отдохнули на Мальте, какую шикарную иномарку приобрели или какой овацией были встречены поклонниками. Нет. Они теперь с трепетом говорят, что здесь совершили подлость, там вели себя «по-свински», тогда-то не утешили человека, не помогли ему. Причем, эти воспоминания вызывают у них острую душевную боль, досаду, осознание чего-то безвозвратно упущенного. («Эх, если бы все вернуть назад, я бы жил по-другому!», - эти или подобные им слова говорят практически все, находящиеся на грани жизни и смерти!) Кроме того, эти люди становятся настолько искренними в оценке как собственных поступков, так и поступков окружающих, что зачастую своей откровенностью шокируют собеседников (причем, эти «больные» очень сожалеют о том, что были неискренни в течение всей жизни, носили на своем лице «маску», лгали, льстили окружающим, стеснялись говорить «по душам»).
Но, главное, они окончательно осознают, что все их прежние планы и устремления являли собой не что иное, как попытку заполнить свою душевную пустоту суррогатом, уйти от реальности, от осознания никчемности своей жизни, ее бесполезности как для окружающих, так и для себя самого. Что жить-то нужно было ради иного, дающего счастье, неизмеримо более высокое, чем удовольствие от поглощения гамбургеров и катания на иномарке, получения прибыли или высокой должности. За выгодными покупками ходим в интернет-магазины Киева и получаем скидки. Откройте для себя мир интернет-торговли и низких цен в магазинах. Что единственным «капиталом», который будет пребывать с человеком постоянно (а бессмертие души они ощущают уже ЯВНО - ибо, по словам христианских подвижников, людям перед смертью открывается окно в иную реальность), теперь является то, что ему удалось накопить в своем СЕРДЦЕ.
И как обидно, что как раз сердце оказалось пустым!
Что время упущено и назад ничего не вернуть, и что потенциал для накопления истинного «богатства» был ОГРОМНЫМ. Ведь земная жизнь есть сплошное страдание и грязь (вспомним евангельскую истину: «мир во зле лежит» (1 Ин. 5, 19)). Потому она является великолепной «школой» для воспитания в себе таких бесценных и нетленных (!) качеств, как сострадание и нравственная чистота (по словам Бориса Сергеевича, когда он кормил воробья, то впервые в жизни испытал подлинное счастье). Причем, человек мог бы этот внутренний капитал увеличить до невообразимых размеров. И встретить приближение часа своего перехода в духовный мир, в «следующий класс» Вселенской Школы, с неописуемой радостью! Как ученик, сдавший экзамен на «хорошо» или «отлично», как апостол Павел и многие святые, уже на Земле предчувствующие грядущее торжество Истины и свое с ней родство.
Именно об этом предупреждают нас люди, стоящие на грани жизни и смерти. «Спешите делать добро», выдавливайте из себя по капле «обезьяну». Перестаньте быть «рабами вещей», не забывайте, что какой бы огромный и красивый коттедж вы ни построили, к нему рано или поздно, как сказал Борис Сергеевич, обязательно добавится недостающая деталь - крышка гроба у двери! Помните об этом и не упустите свой шанс! Время еще есть...
|