Новости
О нас
Просьбы о помощи
Просьбы о донорах
Просьбы молитв
Просьбы в файле
Стань донором
Статьи
Дети творят
Гостевая книга
Обратная связь
Форум
Наши партнеры
Наши банеры
Полезные ссылки
Фото-галерея
Консультации врача

* Вместе мы – сила! Подарим детям праздник на Рождество. К сбору – 40000 гривен
* У Анечки Калюсенко обнаружили остатки опухоли
* Варвара Волинець. На понеділок необхідно 18 тисяч гривень на хімію!
* Григоренко Амина. Подтвержден рецидив.
* Воробьев Влад. Повторная просьба.

* «Разговор с тобою...». Памяти Надежды Лисовской.
* "Господь всегда утешит" - протоиерей Евгений Милешкин (видео)
* «Медсестры плакали, глядя на венчание в палате». Священник — о служении в онкоцентре
* Нина Москалева. «Благодарное сердце открывает небеса...»
* Епископ Месогейский Николай: «Возьмите дочь на руки и попрощайтесь». Священник — о служении в детской больнице

* Рубан Ярослав
* Гончаренко София
* Горюшко Николай
* Савко Анастасия
* Панфилов Тимофей
* Азаров-Кобзарь Тимофей
* Ковыренко Ахмед
* Острый Данил
* Маловик Сергей
* Деревицкий Артур

* Доноры А(ІІ) Rh- в г. Днепр. СРОЧНО!
* Доноры А(ІІ) Rh+ в Институт рака
* Доноры А(ІІ) Rh+ на тромбокончентрат в г.Днепр. Срочно!

<Мониторинг тем>
<Монитор сообщений>
* паклитаксел
* Продам авастин
* Продам Алтузан 400мг (Altuzan 400mg)Авастин
* Меропенем-віста
* Офев продам
* Тівомакс 42 мг/100 мл
* Бетасерк таблетки 24 мг
* Мітра 100 мг 10 ампул
* Ноохолін 250 мг 9 ампул
* Доставка ліків з ЄС в Україну, під час війни з Росією

Рассылка от партнеров

Регистрация
Логин:
Пароль:
Запомнить меня  
Забыли пароль?

Статьи -> О Вере, Надежде и Любви -> В. Калачева: Добровольчество как «великая наука»
Статьи >> О Вере, Надежде и Любви >> В. Калачева: Добровольчество как «великая наука»
  
 

В. Калачева: Добровольчество как «великая наука»

 
Мы продолжаем публикацию серии статей о милосердии, добровольчестве, милостыни.

Некто спросил авву Антония: что мне нужно соблюдать, чтобы угодить Богу? Старец сказал в ответ: соблюдай, что заповедаю тебе. Куда бы ты ни ходил, всегда имей Бога пред своими очами; что бы ты ни делал, имей на это основание в Божественном Писании, и в каком бы месте ни находился, не скоро отходи оттуда. Соблюдай сии три заповеди и спасешься.

Древний Патерик

С недавних пор тема добровольчества стала актуальной и даже модной. Помимо причин, лежащих на поверхности - низкий социальный уровень жизни, почет, оказываемый отдельным благотворителям государством, PR для депутатов, репутация для общественников и пр., есть здесь и причины духовные, как и во всяком явлении жизни. Нас, христиан, должны интересовать в первую очередь они, потому что, воспринимая лишь формальную сторону дела и услаждаясь ей, можно впасть в грех (данное слово, как известно, переводится, как «непопадание в цель»). Надо спросить себя: с какой целью осуществляется добровольческая деятельность? Что мы хотим получить в конечном итоге: переустройство мира, построить в России рай, решить социальные проблемы, с которым не справляется государство? Нам на помощь приходит Евангелие, которое провозглашает вечные истины о любви к Богу и ближнему. Таким образом, в основании милосердия, милостыни ставится нравственное возрастание человека в меру возраста Христова, осуществляемое через молитву, евхаристическую жизнь и прочие средства, дарованные нам Святой Православной Церковью и указанные в Священном Писании и Священном Предании, и, с другой стороны, движимые любовью дела, направленные на облегчение участи ближних.

Почему об этом стоит задуматься? Потому что благими намерениями часто вымощена дорога в ад. Как говорил святой Антоний Великий: «Есть люди, которые изнурили тело свое подвижничеством и, однако ж удалились от Бога, потому что не имели рассудительности». Кажется, что плохого в поголовной мобилизации на социальное служение? Мы постоянно рапортуем о создании отрядов, центров, обществ. Пресса буквально пестрит материалами о технологиях, тренингах, методах поощрения добровольческого труда, списанных с западных образцов.

Для мира нехристианского это понятно: надо мотивировать сытого буржуа, дабы он оторвался от телесериала или похода в бутик, и обратил внимание хотя бы на одну из проблем тех, кому тяжело, голодно и холодно. Католическому и протестантскому миру, находящемуся в заблуждении относительно Истины, добровольчество - это нечто особенное, из рода «сверхдолжных» заслуг, поэтому человеку этой традиции мало знать, что там говорил Христос о чаше воды, поданной нуждающемуся, ему нужны специальные методики применения данного изречения к своей жизни. Отсюда и неисчислимое количество семинаров, конференций, упражнений, лагерей и пр. инициатив. Людям неоткуда черпать душевные силы для оказания милостыни ближнему. Им дают определенную психологическую подкормку, философскую базу, чтобы и в добровольчестве они чувствовали себя КОМФОРТНО.

Кроме того, западные волонтеры отнюдь не хотят приобрести любовью души нуждающихся для Царствия Небесного или спасти свою душу, им хочется почувствовать СЕБЯ уважаемыми, значимыми, реализовавшимися, известными, чтобы сказать «Мне есть, чем гордиться!». То есть у этого добровольчества антихристианские цели. Не случайно, одной из актуальных тем волонтерской работы за рубежом сейчас является обеспечение сытой старости, преодоление возрастных немощей, отдаление смерти (не готовиться к ней, но отодвинуть во времени, словно это что-то меняет), то есть решение вполне земных вопросов.

Православному человеку ясно, что Источником всего благого является Христос, что жизнь - это путь скорбей и тягот, в горниле которых закаляется душа для жизни вечной, что доброделание всегда граничит с искушениями, гонениями, несправедливостями, и что Бог сверх меры испытаний не дает.

Посмотрим через призму Православия на добровольчество.

1. Добровольчество - это потребность православного человека, смыслом жизни которого является уподобление Христу. Не зря в народе существует способ узнать, правильно ты поступаешь или нет: подумай, поступил бы так Христос в Своей земной жизни. Евангелие просто исполнено примеров милосердия Христова - исцелений, заботы, участия в судьбах отверженных, сирых и убогих, скорбящих братьев и сестер.

2. Мотивацией и психологической поддержкой добровольца является молитва и воцерковленная жизнь. Человек, живущий от Причастия до Причастия, не нуждается в разучивании речёвок, игр, песен, чтобы не упасть духом и разувериться при виде горя окружающих людей.

3. Основная забота добровольческих центров, объединений, сообществ - это конкретная помощь ближним: бомжам, ветеранам войн и участникам военных действий в «горячих точках», малоимущим, сиротам, кризисным семьям, одиноким старикам, инвалидам, заключенным и всем, кто нуждается в помощи и поддержке. Понятно, что создание вида активной деятельности всегда приятнее самой деятельности, но Православие учит жизни, а не иллюзиям. Все обучение добровольческой деятельности должно сводиться к обучению необходимому виду работы: если человек идет в больницу, ему надо дать требующиеся начальные медицинские знания и дать попрактиковаться, чтоб он понял, на что способен; если он переписывается с заключенными, то тут его необходимо познакомить с психологией сидящих в неволе и т. д. Для этого не надо изучать историю добровольчества от Адама, труды о сущности, приемах и методах добровольчества вообще. Этим занимаются историки, социологи, педагоги, психологи, то есть люди, имеющие в данной области научный интерес. У нас же комическая ситуация: приходит в отряд добровольцев девочка, которая хочет помогать, допустим, в госпитале ветеранов, ухаживать за бабушками в плане гигиены и кормления. А ей начинают толкать теорию, которая ничего общего не имеет с элементарным перестиланием простыней, а вот как эти простыни правильно перестелить, чтоб у болящей пролежней не было, ей как раз не говорят. Время, когда девочка увидит реальную бабушку, может затянуться на месяц-другой. Какой смысл в этом псевдообучении? Девочка не делает того, что желала бы. Бабушка как страдала, так и страдает.

Всякое обучение должно сопровождаться духовным окормлением, чтобы в непростой жизненной ситуации или при «выгорании» доброволец не к психоанализу или йоге прибегал, погружая себя в гибельную бездну, а к православному священнику, что для православного человека естественно. Многие могут сказать, что современная психология получила неслыханное развитие и грех пренебрегать наукой. В данном случае не грех, поскольку, как говорят маститые психологи (в частности, В. Слободчиков), не чуждые духу Православия, а то и исповедующие его, Святые Отцы в психологии человека дали гораздо больше, чем все современные учения вместе взятые, потому что в данной «науке о душе» полностью отсутствует понятие предмета исследования, то есть души. Посему сотрясения воздуха там гораздо больше, чем собственно, полезных результатов.

4. Надо обратиться к опыту православного доброделания. Он куда понятней, чем опыт каких-нибудь американских волонтеров, и главное, он не враждебен нам духовно. И кстати, обращение к православной истории милосердия поможет снять все вопросы формы: как учить, чему, кого, зачем, что читать, что делать и т. д. Чем, допустим, были мотивированы сестры милосердия Марфо-Мариинской обители? Или что побуждало святителя Иоанна Златоуста содержать на свое жалование почти 8.000 бедных и два госпиталя для низших слоев населения? Наверное, не постоянное участие в специализированных тренингах и семинарах, типа: «Хочешь стать волонтером? - Спроси меня как!».

Подытоживая размышления, хотелось бы сказать, что мы (хотя бы формально) православные христиане, поэтому в любом начинании вдохновляемся подвигом Христа, а не писаниями философов и моралистов, одурманенных ложью, то есть эвдемонистической или утилитарной этикой современного мира, в какие прекрасные обертки эти писания ни были бы завернуты. Антихрист тоже явится миру как общественный деятель, который предложит такой миропорядок, что все бедные обретут кров, все алчущие будут насыщены, а кругом будет царить «мир и безопасность». Так что ж, нам потом у него учиться?

В. Калачева, редактор вестника

Социального центра «Попечение»,

кандидат педагогических наук

(хуже) 1 2 3 4 5 (лучше) 
 
10.08.07 11:40 by admin


Гость10.08.07 14:09

Замечательно! Саша, вот и подтверждение твоим размышлениям о том, как и для чего помогать страждущим.
Надежда Черноморченко
 
admin10.08.07 14:34

Да, когда мне сегодня Альберт переслал ссылку на эту статью и я её прочитал, то был удивлен насколько кратко, емко и всеобъемлюще в ней рассмотрен достаточно сложный вопрос. Сложность его ещё в том, что для человека, которого не коснулась благодать Божья, всё вышеизложенное - субъективно.
Но в который раз подтверждается мысль св. отцов, что Правда Божья "как не крути" а выражается не только в мистической (интимной) и таинственной стороне, но и обычным человеческим словом, доходчиво всем, независимо от внутреннего состояния. (На то она и Божья)

P.S. Планирую выложить на днях ещё одно (но уже художественное) произведение,которое по своей глубине, но простоте очень замечательно.
 
Виталий Лункан11.08.07 02:29

Католическому и протестантскому миру, находящемуся в заблуждении относительно Истины, добровольчество - это нечто особенное, из рода «сверхдолжных» заслуг, поэтому человеку этой традиции мало знать, что там говорил Христос о чаше воды, поданной нуждающемуся, ему нужны специальные методики применения данного изречения к своей жизни.
Жаль, что автор использовал этот избитый стереотип. Я, католик, -живое свидетельство обратного, нежели он написал.
Своего в помощи деткам не ищу, только одному Господу благодарен, что дал мне возможность почувствовать Его необъятную любовь через волонтерство. И пришел к этом не через мнимый семинар, а потому что серце не позволяло жить пустым человеком.
А кто находиться в заблуждении касаемо Истины - последние дни мира покажут.
В целом, статья не лишена позитивных моментов, имеющих вполне практичное применение в духовном мире добровольчества.
 
Сергей Сандул15.08.07 14:16

У меня статья оставила неприятный осадок. Мотивы других людей так низко ставить, а свои так высоко.
Других опускать, себя возвышать.
Я в этой статье Правды Божией, о которой говорится в отзыве, не увидел(с некоторыми мыслями автора всё же согласен). Хотя согласен, что Правда эта бывает в простых словах и историях.
Например, у Антония Сурожского.

Раз уж я позволил себе высказать мнение, скажу ещё, что я бывший баптист. Сейчас, как мне кажется, застрял где-то между безверием и православием. Так что я субъективен.
 
admin15.08.07 16:26

Ну а если попробовать посмотреть объективно ?
О чем говорит Христос и что имеем на самом деле (и на западе и уже и у нас почти повсеместно) ?
Точно то, - о чем и говорит автор.
А правда его вот в этих простых словах:
"Добровольчество - это потребность православного человека, смыслом жизни которого является уподобление Христу"
В противном случае могут произойти три вещи:
1. В каждое субъективно доброе дело подмешивается человеческая страстишка (чаще всего гордыня или тщеславие). Она фактически является разрушением этого дела, как милосердного. Т.е. свою награду в виде ублажения оной, человек уже получает здесь. Т.к. это страсть (страдание) - то оно разьедает постепенно душу человека, не удовлетворяет её.
2. Человек теряет силы ("добро ради добра" и остается опустошенным трупом (см. следующую повесть "Архиерей", там хорошаий пример о таком падении ) и постепенно отходит от дел милосердия, разочаровавшись в себе и в них.
3. Милосердие перерастает в банальную благотворительность (часто и профессиональную).
Такая работа может приносить удовлетворение, но в ней душа просто не растет, а остается всё той же. Т.е. пользы благотворящему - 0.

P.S. Оговорюсь, что я говорил именно(!) о милосердии. (О чем и эта статья) А милосердие - жертва исполненая любви.

 
Сергей Сандул16.08.07 11:52

Думаю, в какой из 3-ёх предложенных пунктов я больше попадаю.
 
admin16.08.07 16:52

У Владыки Антония (Сурожского) тоже есть хорошие размышления на тему милосердия и смерти...
www.miloserdie.ru/index.php?ss=20&s=21&id=3985
 
Виталий Лункан22.08.07 11:40

Саша, объективный взгляд на статью заключается в том, что помимо тех правильных постулатов, перечисленных Вами, у автора рефреном проходит следующее: западное христианство предпочитает форму в волонтерстве, а восточное - суть. И все потому, что, дескать, "западное... находиться в заблуждении относительно Истины".
Нельзя закрывать очи на плохие тенденции, но нельзя также обобщать таким методом.
----------
"А правда его вот в этих простых словах:
"Добровольчество - это потребность православного человека, смыслом жизни которого является уподобление Христу"".

Только ли православного? ИМХО, каждого христианина, крепко осознающего себя таковым.

N.B. Чтобы не заканчивать статью на полемической ноте (имхо, этот сайт не для полемики создан), повторюсь: много правильного, практически полезного в этой статье также сказано.
 
Виталий Лункан22.08.07 12:38

Кстати, за ссылку спасибо!
 


Ваш комментарий к статье "В. Калачева: Добровольчество как «великая наука»"
Имя*
(max. 40 символов):
Email:
Сообщение*
(max. 8000 символов, осталось ):
Оформление текста: [b]Жирный[/b] [i]Курсив[/i] [u]Подчёркнутый[/u]


Все категории :: Последние статьи