Бывают дни, когда человеку особенно тяжело. Тяжелее, пожалуй, некуда. В эти дни мы теряем самое дорогое - наших близких и родных, которые надолго (и кажется, навсегда) покидают нас, уходя в неведомое... Наше сердце мечется, пытаясь найти облегчение нестерпимой боли. И счастье, если находит его - в вере, подаренной нам милосердным Господом. Счастье не только потому, что она помогает вынести невыносимое. Наша вера дает возможность и после смерти не оставлять близких и любимых, заботиться и помогать им пройти самое важное испытание в жизни - Божий Суд.
Одна православная, узнав о внезапной смерти своего дедушки, ставшей настоящим шоком для ее и ее родных, тут же буквально бросилась к иконам с молитвой. Она просила дать сил перенести ее больной матери смерть отца. Молилась она почти всю ночь - читала Псалтырь попеременно с мужем. И чудо произошло. Мать, больная гипертонией, грозившей мгновенной смертью от малейшего волнения, перенесла похороны на удивление спокойно.
Этот случай еще раз подтверждает, как права Церковь, когда ни на одну минуту не оставляет молитвой своих почивших чад. И чин отпевания, и множество молитв, читаемых как перед самой кончиной, так и во время и после нее, окутывают душу утешением и любовью Божьей. Остающимся же на земле эти молитвы дарят надежду на самое желанное - будущее воскресение и встречу с теми, кто стал частью их души. Ведь, согласно учению Православной Церкви, смерть человека не является уничтожением его личности, уходом в небытие. Душа умершего идет на Суд Божий, определяющий ее место до Второго пришествия Христова. В этот день души ушедших вновь объединятся с преображенными телами, и начнется бесконечная жизнь всего человечества в новом мире. В мире, где каждый займет свое место согласно тому, как он прошел свою земную жизнь, и во многом в зависимости от молитв Церкви о нем после кончины.
Именно потому так важно знать, как устав и церковные традиции советуют поступать в случае смерти близких людей. При этом необходимо четко понимать, что многие предписываемые действия являются лишь символами и не несут никакой таинственной подоплеки, которая сплошь и рядом чудится суеверным людям. Надо помнить - главное, что нужно делать, это молиться самим и просить молитв у Церкви. Если не брать за образец монастыри, в которых только и возможно полное исполнение всех канонов, связанных с препровождением человека в мир иной, в нынешних условиях суеты и спешки сделать можно не очень много. Но даже и то, что можно, зачастую люди не делают, ограничиваясь лишь стандартным набором ритуальных услуг, предоставляемых похоронными конторами. А ведь стоит, ох как стоит хотя бы на небольшое время отложить все дела и посвятить его тем, кому мы во многом обязаны не только своим благополучием, но и самой жизнью!
Чем же можем мы помочь человеку, который стоит на пороге смерти...
Прежде всего, святым Причастием. Пригласить священника для совершения этого самого главного таинства Церкви - наш христианский долг. Даже если человек не крещен, надо постараться, чтобы он принял крещение (конечно же, по его собственному желанию!) и, может быть, впервые в жизни исповедал все свои грехи и причастился. В Таинстве исповеди людям прощаются все грехи, и они могут с чистой душой предстать перед Господом. Кроме того, или священник, или верующие ближние читают над умирающим канон на исход души - самое действенное и утешительное средство в предсмертных борениях, которые испытывает готовящийся отойти ко Господу человек. Надо позаботиться заранее, чтобы иметь у себя дома такой канон, и обязательно прибегнуть к нему в скорбный момент. Если уход из земной жизни особенно тяжел, есть и еще один чин «бываемый на разлучение души от тела, внегда человек долго страждет». Когда этих книг не оказывается под рукой, необходимо просто молиться, прося у Бога отпущения грехов умирающему, безболезненной кончины и милостивой встречи за гранью земной жизни.
Перед исходом человеку дают антидор или просфору и святую воду - это не заменит причастия, но все равно благодатно поможет пережить последние минуты.
Сразу же после кончины необходимо прочитать канон об усопшем, который облегчит душе первые шаги вне тела.
Самая искренняя, а значит, действенная молитва звучит из уст родственников покойного
Не прекращается молитва и после. Или сразу, или в канун похорон, которые обычно приходятся на третий день (считая день смерти) полностью прочитывается Псалтырь. В большинстве случаев это делают специально нанятые люди из церкви или верующие бабушки, но так делать не совсем правильно. Самая искренняя, а значит, действенная молитва звучит из уст родственников покойного. Она является утешением для слушающих и помощью для почившего. Когда звучит Псалтирь, уже не так всепоглощающе горе, и теплиться надежда на Бога.
Что же касается убранства покойника, то женщину покрывают платком, как это и принято в храме, руки складывают крестообразно - правую поверх левой, вкладывая в них распятие или икону, на лоб полагают церковный венчик, приобретенный в Церкви. Не стоит и говорить, что на теле обязательно должен быть крестик. И тело, и гроб окропляют святой водой, которую очень хорошо иметь в каждом доме. Часто в гроб кладут, если сохранилась, крестильную рубаху почившего, Троицкую траву, освященные веточки вербы, масло, оставшееся после Таинства соборования. В этом ни в коем случае не следует видеть магию. Таким образом верующие вспоминают великие праздники, посвященные Господу, чтобы укрепить упование на обещанное Им всеобщее воскресение и вечную блаженную жизнь. Конечно же, ни о каких деньгах и предметах земного быта, положенных в гроб, не может быть и речи. Это как раз проявление нашего полного неверия во все, чему учит Святая Церковь.
В комнате обязательно должны быть иконы, лампада и свечи, перед которыми и надо молиться о упокоении усопшего.
В связи с тем, что сейчас нередки случаи, когда первое время после смерти тело находится в морге, молиться нужно и в его отсутствии. И все-таки, если есть возможность, лучше, чтобы покойный находился дома - так мы проявляем особую любовь и уважение к близкому человеку.
Что же касается церковных молитв, то их надо начинать сразу после кончины. Первое и главное, это - отпевание, которое совершает только священник. Отпевание может совершаться в храме, дома или в другом месте (у парадного, в часовне или специально оборудованном помещении при морге и пр.). Не стоит прибегать к так называемому «заочному» отпеванию. К счастью, с увеличением количества церквей пригласить батюшку стало несложно. Договориться о совершении обряда, а также выяснить все недоразумения можно в свечной лавке на территории храма (или прямо в нем), где вам всегда помогут. На кладбище иерей служит краткую панихиду (литию). Но это не всегда возможно в городских условиях. Прочитать панихиду может и мирянин, пропуская только те слова, которые должен говорить священник (они специально выделены). Текст панихиды, опять же, можно приобрести в храмах. Сорок дней после смерти близкие и родственники покойного должны читать Псалтирь (хотя бы по одной кафизме в день) и канон об усопшем, не жалея на это ни сил, ни времени.
После погребения положено помянуть ушедшего. К сожалению, об истинном смысле поминания сейчас знают немногие. Именно поэтому поминки превращаются в повод поговорить, а часто и выпить, при этом к концу вечера почти забыв о причине собрания. А ведь главное, для чего устраивается поминальная трапеза, заключается в самом ее названии. «Поминки» - от слова «вспомнить», то есть оживить в памяти все, что связано с усопшим, еще раз помолиться о нем, чтобы его путь в Царство Небесное был беспрепятственным. Именно для усиления памяти (а не для того, чтобы «накормить» душу усопшего) принято оставлять за столом для него место и столовые приборы. К сожалению, повсеместно в этом видится только суеверный, приземленный смысл и красивый символизм превращается в «махровое» язычество.
Первым блюдом на поминках принято есть кутью (кутья, коливо, сочиво - пшеница или рис с медом и прочими сладостями) в знак сладкой жизни, которая ожидает душу в Царстве Небесном. По возможности, если день выпадает постный, на столе не должно быть мясо-молочных продуктов, а крепкие спиртные напитки не должны стоять на столе вообще никогда. К молитвам перед едой надо добавить хотя бы несколько кратких заупокойных молитв, которые можно найти в молитвослове. Даже краткая молитва лучше, чем ее полное отсутствие.
Не надо забывать и о том, что раньше поминки устраивались для бедных и голодных, как милостыня с молитвой о прощении грехов усопшего. Сейчас же даже раздача традиционных конфет и печенья производиться строго по списку своим вполне обеспеченным соседям и коллегам по работе. Не забывая и их, лучше помогать все-таки действительно нуждающимся, которых вы знаете, или «бедным слоям населения» - сиротам, больным и брошенным старикам, а также инвалидам. Такая милостыня способна облегчить посмертную участь души.
Можно и нужно оказывать помощь монастырям и приходским храмам. Жертвуя им посильные средства, принято просить молитв об усопших. Известная всем «заказная служба» на самом деле является пожертвованием с прошением помолиться о прощении грехов покойного. Заказывать можно и сорокоуст (сорокодневное) и годовое, и вечное (пока стоит монастырь) поминание. Причем, чем в большем количестве храмов и монастырей будет звучать испрошенная вами молитва, тем лучше.
Есть особые дни, когда по возможности надо прийти в Церковь и помолиться об усопшем. В третий (день похорон), девятый и сороковой день надо заказать или заупокойную Литургию (если служба есть в этот день) или панихиду и постараться на ней присутствовать. В эти же дни хорошо собраться и дома, чтобы еще раз вместе вспомнить и помолиться о родном человеке. В последующем каждый год в день рождения и смерти покойного надо заказывать панихиды и собираться на поминальный обед. Есть и особые дни, когда вспоминают всех усопших. Это Вселенские родительские субботы: за неделю до Великого поста, перед Днем Святой Троицы, а также в Родительские субботы 2-й, 3-й и 4-й недель Великого поста, на Радоницу (после Пасхи) и в Димитриевскую субботу. 9 мая совершается поминовение усопших воинов, за веру, Отечество и народ жизнь свою положивших, и всех погибших в годы Великой Отечественной войны.
Не всем известно, что покончивших жизнь самоубийством (за исключением случаев психического заболевания или острого психического расстройства) Церковь не отпевает и не молится о них. В то же время, если это был ваш близкий родственник, на домашней молитве его можно и нужно поминать, исполняя тем самым долг любви. Просить же надо милости Божьей, пути Которого неисповедимы. То же касается и некрещеных (если этот факт точно известен) людей. Хотя за них и нельзя заказывать службы, но дома, кроме обычных молитв, можно читать канон мученику Уару. Этому святому дарована благодать помогать умершим без крещения.
Если есть стремление, значит, есть и вера
Конечно, выполнение всех этих советов для некоторых, особенно невоцерковленных людей, может показаться почти неосуществимым. На самом деле при сильном желании, движимый любовью, он может и должен помочь своим близким самым важным и нужным - молитвой. Пусть не смущает лечение болезней врач трихолог консультация его незнание или неумение молиться. Если есть стремление, значит, есть и вера. А вера восполнит все недостатки и будет принята Богом, имя которому Любовь. Часто бывает, что мы вспоминаем о Господе только тогда, когда припечет. Но и эта память лучше полного беспамятства, и эта неумелая молитва лучше горьких и бессильных слез отчаяния, которые зачастую проливают убитые горем неверующие родные.
И все-таки, надо признаться, что сколько бы мы не писали подробно о канонах и правилах, их невозможно исполнить, если рядом не окажется хотя бы один воцерковленный человек. Поэтому вопрос о том, как правильно хоронить умершего, упирается в другой - как правильно жить. И ответ на него несложен. Надо просто идти в Церковь не только тогда, когда плохо, но и тогда, когда хорошо, помня, что «Вся сладость мира сего печали бывает причастна: слава не стоит, богатство мимотечет, лепота и здравие увядают...»
Источник
P.S. Есть хороший фильм "На исход Души" который ведет прот. Артемий (Владимиров) на тему подготовки к переходу в вечность. |