Новости
О нас
Просьбы о помощи
Просьбы о донорах
Просьбы молитв
Просьбы в файле
Стань донором
Статьи
Дети творят
Гостевая книга
Обратная связь
Форум
Наши партнеры
Наши банеры
Полезные ссылки
Фото-галерея
Консультации врача

* Сергійко Долина. Збір на Револад - 18800 грн
* Марковська Даринка. Стоп терапія чи ні?
* Новый сбор! Вы с нами?!
* Даринка Борщ. Знайомство і одразу прохання на 11 тисяч гривень...
* Софийка Балдюк. Реабилитация продолжается. К сбору 12000 грн.

* Нина Москалева. «Дети, или рабы Божьи?»
* Кто мы без Бога, и к чему мы можем без Него прийти?!
* «Разговор с тобою...». Памяти Надежды Лисовской.
* "Господь всегда утешит" - протоиерей Евгений Милешкин (видео)
* «Медсестры плакали, глядя на венчание в палате». Священник — о служении в онкоцентре

* Рубан Ярослав
* Гончаренко София
* Горюшко Николай
* Савко Анастасия
* Панфилов Тимофей
* Азаров-Кобзарь Тимофей
* Ковыренко Ахмед
* Острый Данил
* Маловик Сергей
* Деревицкий Артур

* Доноры А(ІІ) Rh- в г. Днепр. СРОЧНО!
* Доноры А(ІІ) Rh+ в Институт рака
* Доноры А(ІІ) Rh+ на тромбокончентрат в г.Днепр. Срочно!

<Мониторинг тем>
<Монитор сообщений>
* Помогите продлить жизнь!
* Пустое турецкое седло
* Энтокорт Будесонид 3 мг капсулы
* Циклоспорин Сандиммун 100мг капсулы
* Lysodren Mitotane (Лізодрен Мітотан) продамо залишки після лікування
* Помогите, пожалуйста, Тимурчику!
* Продам Авастин 400мг
* Telegram канал donor.org.ua
* продам вальцит 450мг, мифортик 180мг и програф 1мг
* Просьба о помощи взрослому ребёнку...

Рассылка от партнеров

Регистрация
Логин:
Пароль:
Запомнить меня  
Забыли пароль?

Статьи -> О Вере, Надежде и Любви -> Протоиерей Андрей Ткачёв: Последний долг
Статьи >> О Вере, Надежде и Любви >> Протоиерей Андрей Ткачёв: Последний долг
  
 

Протоиерей Андрей Ткачёв: Последний долг

 

 

Каждому человеку однажды придётся, независимо от его желания, совершить путешествие и опасное, и удивительное. Разные книги по-разному описывают его длительность: три дня, сорок дней, больше... Отправляясь в эту дорогу, нужно будет обязательно подкрепиться пищей. И поскольку путь необычен, пища должна быть особенна и соответственна удивительности путешествия.

Илия перед тем, как идти на гору Хорив для встречи с Господом, долго спал. Затем был разбужен Ангелом, была дана ему пища и было сказано: «Встань, ешь и пей». Он ел, пил и затем совершил длительное путешествие, укреплённый этой едой.

Мы тоже будем путешествовать для встречи с Господом. Вы уже догадались, что речь идёт о несомненном факте нашей будущей жизни – о нашей смерти. Так вот, пища, могущая нас укрепить для долгой и неизвестной дороги, – это Тело Христово и Кровь Его.

* * *

Перед смертью нам всем надо будет причаститься. В прежние эпохи это называлось «исполнить долг». Обмирщение христианского общества и отход многих тысяч людей от церковной жизни не в 1917-м году начались. Столетиями до этого многие христиане бывали в Церкви трижды за жизнь: на крещении, на венчании и на собственном отпевании. Постоянно пытаясь вернуть людей к благочестию, Церковь всё же не строила иллюзий насчёт «всеобщего исправления». И тогда её заботы направлялись на то, чтобы не отпустить человека из этого мира не примирившимся с Богом.

Крещение неотъемлемо, навсегда образует связь человека со Христом. Смыть Крещение с себя невозможно. А значит, человек, пусть проживший жизнь нерадиво, пусть закопавший талант в землю, не выросший в меру призвания, всё же до конца Богу не чужд. Не все нити порваны. И он может быть спасён, хотя бы так, как выхваченный из огня. На это направлены и для этого существуют предсмертные исповедь и причастие. Мы ведь помним разбойника, малыми словами умолившего Господа. Помним и о том, что спасение совершается не от дел, но по милости. И в этой предсмертной Чаше могут уже под занавес жизни омыться все неправды и беззакония человека, ставшего в одночасье маленьким и боязливым, чувствующим, что его ожидает Суд.

У этого последнего, «благоразумно-разбойнического» способа спастись есть немало врагов. Например, обычаи мира. Мир до жути безбожен, это проявляется даже среди христиан. Стоит священнику в рясе прийти к кому-то домой – и уже могут звонить соседи с вопросом: кто у вас умер? Реальность будущей жизни и иллюзорность нынешней поменялись местами в головах людей. Мы так цепляемся за эту скучную землю. «Почему вы не причастили отца (мать, бабушку) перед смертью?» – спрашивают то и дело священники. «Мы боялись, что он (она) будет думать, что пора умирать. Мы хотели, чтобы он ещё пожил. Мы думали, что ещё есть время».

Мы хотели, мы думали... И в результате – или зовут к холодному трупу на панихиду, или зовут, когда человек не говорит, не ест, не пьёт, а только хрипло дышит, готовый с каждым хрипом распрощаться с телом. В соответствии со словами Христа «приимите, ядите» нужно добровольно принимать и есть. А значит, нужно заранее думать об этом торжественном часе, от которого как ни от одного другого зависит вечность. Ведь последнее слово здесь – это первое слово там.

* * *

Конечно, многое зависит от того, как прожита жизнь, от того, в каком состоянии сердце. Сердце – самая прочная крепость: если в нём нет веры и нет огонька покаяния, то все труды напрасны. «Я верю в Христа как в историческую Личность, но причастие принимать не буду», – говорила одна гордая старушка. С тем и ушла, хотя родственники её были набожны и молились усердно о её покаянии.

Напротив, другой человек – офицер, полковник, проживший всю жизнь по видимости без Бога, перед смертью позвал священника. Позвал, написав записку, поскольку болел раком горла и уже не говорил. В записке попросил крещения. Священник его и крестил, и причастил (маленькой крошечкой Святых Даров). Новокрещённый заплакал и, ко всеобщему удивлению, заговорил. Он тихо сказал «спасибо» и тихо отошёл на следующий день, омытый и очищенный, готовый к Встрече.

Таких историй неисчислимое множество, и любой священник может рассказывать их десятками. Особенно ценны те из них, в которых люди смотрят на смерть в упор и без трусливой дрожи. Ведь нам часто приходится видеть, как взрослые причащают плачущих и капризных детей. Взрослые уговаривают их, говорят, что батюшка «вкусное даст», и надо же – перед смертью людей всё так же надо уговаривать причаститься. Дескать, не бойся, ты выздоровеешь, всё будет хорошо, и т.д. Но есть люди, смотрящие на жизнь, как орёл на солнце, – не мигая. «Я очень давно больна и должна была бы умереть гораздо раньше», – говорила одна женщина своим сюсюкающим о её выздоровлении детям. Она причащалась так, как солдат берёт в руки оружие перед атакой, и было видно, что она к Переходу готова. Без дерзости, без самоуверенности, но со спокойной надеждой и твёрдой решимостью. После таких причащений священнику надо уединяться на несколько часов, чтобы обдумать и прочувствовать полученный опыт. Этому не научат в семинарии, это стоит многих лет сидения над книгами.

Иногда приходится брать ответственность на себя и причащать тех, кто не исповедовался ни разу, а теперь хочет, но уже не может. «Дайте какой-то знак, что вы хотите принять Тело Христово», – просит тогда пастырь умирающего. Последний может слабо кивнуть или моргнуть глазами, может с трудом открыть спёкшийся рот, из угла глаза может выкатиться слеза. И тогда священник обязан горячо за него молиться. Недолго, потому что времени нет, но очень горячо, потому что речь идёт о бесценной душе человека. И потом – причащать. И эти случаи многочисленны. О них вам расскажут многие. Стоит только догадываться, как опечален в эти секунды диавол и как ликует ангельское воинство. Стоит помолиться, чтобы священники всегда успевали и чтобы Бог их хранил от бесовской злобы, потому что дело их великое.

* * *

Из области пастырской практики вернёмся в тёплый и родной мир хорошей литературы. Романы Ф.М. Достоевского полны смертями. Это часто убийства и самоубийства, реже – смерть по болезни или от старости. И почти нет «христианской кончины, безболезненной, непостыдной, мирной». Только два героя Достоевского причастились перед смертью – Мармеладов и Верховенский-старший.

«– Священника! – проговорил он (Мармеладов. – А.Т.) хриплым голосом.

Катерина Ивановна отошла к окну, прислонилась лбом к оконной раме и с отчаянием воскликнула:

– О треклятая жизнь!

– Священника! – проговорил опять умирающий после минутного молчания. <...> Исповедь длилась очень недолго. Умирающий вряд ли хорошо понимал что-нибудь; произносить же мог только отрывистые, неясные звуки».

Мармеладов плохо распорядился своей жизнью, но после него осталась Соня, та самая, которой на каторге в пояс кланялись арестанты. «Матушка, Софья Семёновна, мать ты наша, нежная, болезная!» – говорили они ей. Она и будет молиться за отца, и молитва её не будет бесплодна.

Степан Трофимович Верховенский и жил и умирал иначе. Он экзальтирован, восторжен и... бесполезен. Но и он вкусил от Источника бессмертия, а вкусив, высоким слогом произнёс следующее: «Моё бессмертие уже потому необходимо, что Бог не захочет сделать неправды и погасить совсем огонь раз возгоревшейся к Нему любви в моём сердце. <...> Если есть Бог, то и я бессмертен!»

Оба успели. Тесные врата, ведущие в Царство, захлопнулись не перед носом, а за спиною. Эти врата ожидают и нас, и наших близких. О свободном прохождении сквозь них стоит думать заранее. Одни ворота открываются после заветного словечка, вроде «Сим-Сим, откройся». Другие – например, ворота осаждённых городов, – открываются благодаря ослу, навьюченному золотом. Те Врата откроются только покаянием и нелицемерной верой. Христос тогда будет искать Себя в нас. Не наших добрых дел и не чудес, нами сотворённых, а Себя Самого. «Тело Твоё и Кровь сокрыты во мне. Ради этого помилуй меня», – молился святой Ефрем. Если даже всю жизнь кто-то крещёный странно прожил без этого Живого Хлеба, то перед смертью у него есть возможность исправить упущенное.

Всем надо думать об этом заранее.

Протоиерей Андрей Ткачёв

(хуже) 1 2 3 4 5 (лучше) 
 
28.02.07 21:09 by admin


т_Ира01.03.07 09:45

"Те Врата откроются только покаянием и нелицемерной верой. Христос тогда будет искать Себя в нас. Не наших добрых дел и не чудес, нами сотворённых, а Себя Самого."
Спаси Господи!
Какая замечательная статья. Спасибо.

 
Сергий02.03.07 18:04

Что мы сами можем? Только зло творить! Господи, спаси нас! Ангела Хранителя Вам в помощь!
 
Гость06.03.07 12:22

Как хочется все время жить, помня про смерть, про вечный чертог, а не копошится в суете мирской, не зацикливаться на ней.
Спаси Вас Господи, дорогой батюшка.
Упокой Господи всех почивших наших братьев, а нам дай, Господи, не потерять возможности исправить упущенноеперед смертью
 
Анастасия11.03.07 21:06

Я - несчастная мать. Мне 47 лет, а крестилась я в 40. У меня был единственный сын, 2 года назад он погиб - некрещеным и без исповеди.Сейчас меня постоянно преследуют мысли о самоубийстве. Знаю, что это- страшный грех. Прошу всех, кто прочел это и неравнодушен - молитесь за меня, чтобы я нашла выход.
 
karana11.03.07 23:56

Мне кажется, выход у Вас, Анастасия, один: молиться о своём сыне и просить прощения за то, что не привели сына к Господу. Я верю, что он пошлёт вам прощение и утешение.
 
admin12.03.07 16:03

Дорогая Анастасия!

А сколько Вшему сыну было лет ?
Святая Православная Церковь говорит, что участь детей, умерших
некрещеными, ни в коем случае не может быть названа безнадежной. В наших
церковно-богослужебных книгах выражается прямое верование в помилование
младенцев, умерших некрещеными. Молиться за них могут родители, с верою на
милосердие Божие. Разумеется, не может быть и речи о поминовении
некрещеных младенцев за литургией. Но каждый христианин из любви к Богу и
ближнему может воздыхать о таковых младенцах в своих домашних молитвах.

Молитва иеромонаха Арсения Афонского
Господи, помилуй чад моих, умерших во утробе моей. За веру и слезы мои, ради
милосердия Твоего, Господи, не лиши их света Твоего Божественного!
Молитва митрополита Григория, Новгородского и Петербургского
Помяни, Человеколюбче Господи, души oтшeдшиx раб Твоих младенцев, кои во
утробе православных матерей умерли нечаянно от неведомых действий или от
трудного рождения, или от некоей неосторожности, и потому не приняли святого
таинства Крещения! Окрести их, Господи, в море щедрот Твоих и спаси
неизреченной Твоею благостию.

И самое главное, вот что.
Человек, наивен, когда хочет уйти из мира. Ибо если он призван к жизни (т.е.
родился в мире), - то он бессмертен и самоубийство не сможет лишить его жизни.

Однако, это единственый способ погрузить себя и близких навечно в ад.
Почему и близких ?
А как должен чувствовать себя Ваш ребенок, когда знает, что мама наложила на

себя руки ?
Это очень страшно....
Даже не помыслите об этом!!!!
Ваша задача тут на земле молится и исправлять положение, пока Вы живы
Господь не зря так поздно НО привел Вас к вере. Он ведь привел, не так ли ?
Это Вам - как тот завет будущей жизни во Царствии Небесном, как её предчувствие и отрада.
Иначе зачем он Вас привел ко св.Крещению ?
Чтобы погубить и Вас и сына ?
Какое бессмыслие! Да не будет!

Чтобы жить и радоваться Великому Милосердию Господа нашего - вот зачем!
Выбросьте весть этот мусор из головы! Исповедуйтесь в нем священнику. Как

можно чаще прибегайте к утешительным и очистительным Таинствам Церкви
и увидите, как эти бесовские мысли пропадут. Ведь это бесенок Вам внушает

эдакое безнадежье. Вкушайте Тело Господне против этих нападений, ведь Вы знаете, что своими силами человек не справиться. Так зачем же уповать на себя когда есть Тот, от упоминания Имени которого у бесов только пятки сверкают?

А кто же будет молится за своего сына, как не его мама ?
А если Вас не станет, - то-то порадуется нечистый... что лишил молитв одного и

погубили другого.

Дорогая Анастасия, нам отмерян здесь некий путь... Он отмерян не просто так,
а для того, чтобы мы что-то успели сделать, хоть то, что можем.
Остальное восполнит Господь!
Есть ли что-нибудь, чего он не может восполнить ?
Такого нет. Если мы конечно, не отвернемся от Его спасительной помощи.
Господь с Вами, Господь и с Вашим сыном, - ибо мы все дети Божьи.

Пресвятая Богородица, даруй Духа Утешителя р.Б. Анастасии и пошли ей Пасхальную радость Христова воскресения во всякий день!

Если что - пишите мне на ящик brusilovsky@yandex.ru
 
т_Ира12.03.07 17:03

Дорогая, Анастасия!
Ваш сын, Ваш мальчик –
это Ваше спасение, а Вы его!
Господь – Вездесущ и Всеведущ.
Он Начальник Жизни, и Ваш ребёнок покинул эту земную жизнь некрещеным и без исповеди по Его произволению …
Но НЕ бойтесь этого.
Это – НЕ приговор! Это Промысел Божий. Значит, нужно ТАК!
Ваше рождение (крещение) во Христе – вот путь ко Спасению Ваших душ!
Пока Вы живы здесь на земле, пока вы просите о спасении Ваше сына Матерь Божию, до тех пор Ваш сын под её покровом и в загробном мире. Она не оставит Вашего сыночка без МИЛОСТИ, ведь Вы просите Царицу Неба и Земли, Ведь Вы просите МАТЕРЬ БОЖИЮ! По Её святым молитвам Господь помилует Вашего сыночка и на Суде. Только верьте!
Не отчаивайтесь. Вам НЕЛЬЗЯ погибнуть! НЕЛЬЗЯ.
Ваш материнский, христианский долг – спасти сына.
Спаси Господи, рабу Твою Анастасию!
Я напишу Вам на эмейл.
С уважением,
Ирина Черевко
 
Марина 22.03.07 10:46

Хочется, чтобы все люди прочли эту статью! Благодарю отца Андрея, всегда с интересом читаю его статьи, которые помогают и укрепляют.
 


Ваш комментарий к статье "Протоиерей Андрей Ткачёв: Последний долг"
Имя*
(max. 40 символов):
Email:
Сообщение*
(max. 8000 символов, осталось ):
Оформление текста: [b]Жирный[/b] [i]Курсив[/i] [u]Подчёркнутый[/u]


Все категории :: Последние статьи