Новости
О нас
Просьбы о помощи
Просьбы о донорах
Просьбы молитв
Просьбы в файле
Стань донором
Статьи
Дети творят
Гостевая книга
Обратная связь
Форум
Наши партнеры
Наши банеры
Полезные ссылки
Фото-галерея
Консультации врача

* Сбор на «Револад»: протяните руку помощи!
* Ілюшка Василенко. Знову в лікарні.
* Ковальчук Микита. Новий курс лікування.
* В середу онкохворій Ані зробили операцію і встановили ендопротез, який досі не оплачений.
* Федя Константінов. Так не хочеться повертатися в лікарню...

* Нина Москалева. «Дети, или рабы Божьи?»
* Кто мы без Бога, и к чему мы можем без Него прийти?!
* «Разговор с тобою...». Памяти Надежды Лисовской.
* "Господь всегда утешит" - протоиерей Евгений Милешкин (видео)
* «Медсестры плакали, глядя на венчание в палате». Священник — о служении в онкоцентре

* Рубан Ярослав
* Гончаренко София
* Горюшко Николай
* Савко Анастасия
* Панфилов Тимофей
* Азаров-Кобзарь Тимофей
* Ковыренко Ахмед
* Острый Данил
* Маловик Сергей
* Деревицкий Артур

* Доноры А(ІІ) Rh- в г. Днепр. СРОЧНО!
* Доноры А(ІІ) Rh+ в Институт рака
* Доноры А(ІІ) Rh+ на тромбокончентрат в г.Днепр. Срочно!

<Мониторинг тем>
<Монитор сообщений>
* Зоотерапия
* Помогите продлить жизнь!
* Пустое турецкое седло
* Энтокорт Будесонид 3 мг капсулы
* Циклоспорин Сандиммун 100мг капсулы
* Lysodren Mitotane (Лізодрен Мітотан) продамо залишки після лікування
* Помогите, пожалуйста, Тимурчику!
* Продам Авастин 400мг
* Telegram канал donor.org.ua
* продам вальцит 450мг, мифортик 180мг и програф 1мг

Рассылка от партнеров

Регистрация
Логин:
Пароль:
Запомнить меня  
Забыли пароль?

Статьи -> О Вере, Надежде и Любви -> Ирина Виноградова: Что такое старость?
Статьи >> О Вере, Надежде и Любви >> Ирина Виноградова: Что такое старость?
  
 

Ирина Виноградова: Что такое старость?

 
Дни человека — как трава; как цвет полевой,
так он цветет (Пс., 102, 15)


— Старость — закономерный и неизбежно наступающий заключительный период возрастного развития, — отвечают ученые.
Ну, это мы и сами знаем — человек живет-живет и в конце концов стареет и умирает. Но что в нем меняется и что остается?

Человек как трава

Московский институт геронтологии. Зеленый район, цветы, свежий не по-московски воздух. Люди с профессиональным подходом к старости — физиологи, генетики, демографы. Рядом — больница, все пациенты которой — старики.

Здесь говорят, что старение начинается с рождения, с первого крика младенца. Умирают клетки, медленно накапливаются изменения, сначала незаметные, а потом — годам к семидесяти — набирающие «критическую массу».

Кожа теряет эластичность, делается морщинистой, сухой и тонкой. Волосы, утрачивая пигментацию, седеют. Из-за изменений барабанной перепонки и обызвествления слуховых косточек хуже становится слух.

Слабеет зрение: хрусталик становится менее эластичным или может потерять прозрачность. Сужаются зрачки, у старого человека буквально «темнеет в глазах» — сила светового потока, воспринимаемого глазом, снижается в шесть-семь раз.

На языке остается меньше вкусовых сосочков, а обоняние перестает различать тонкие оттенки запахов. Осязание тоже притупляется — поэтому, например, старики предрасположены к ожогам и мелким травмам.

Атеросклероз сужает сосуды, и все органы ощущают нехватку кислорода. Уменьшается прочность сердца, а твердеющие и сужающиеся стенки сосудов требуют больше затрат энергии, чтобы перегонять кровь.

Ткани легких тоже теряют упругость. Старики дышат менее глубоко и более часто, так что вентиляция легких все время ухудшается.

Истончаются диски позвоночника, спина сгибается и появляется характерная «старческая» осанка. Суставы теряют подвижность, а мышцы — силу, кости становятся хрупкими.

Уменьшается выделение ферментов и желудочного сока, становится труднее переваривать пищу.

И хотя живым организмам свойственен процесс самовосстановления (отмершие клетки заменяются новыми), что-то мешает нам обновляться без конца. Считается, что возрастание активности всех систем идет до полового созревания. А начиная с 35 лет начинается угасание всех функций, и интенсивность старения нарастает. Предельный же возраст, до которого, по мнению ученых, может дожить человек, — 120 лет.

Почему это происходит?

Теорий старения множество. Например, существует теория, согласно которой старение происходит из-за накопления вредных продуктов клеточной деятельности, со временем разрушающих клетки. Другая теория говорит, что причина старения — это изменения клеточных молекул — протеинов. Когда эти длинные молекулы, играющие особую роль в организме, срастаются, ткани теряют эластичность и утрачивают свои функции. Так, именно срастание протеинов повинно в образовании морщин на коже и старческих изменениях в хрусталике глаз. Нечто подобное, согласно сосудистой теории старения, происходит и при атеросклерозе, когда клетки стенок сосудов замещаются соединительной тканью. Если сосуды сужаются, клетки органов не получают нужное количество кислорода и питательных веществ и погибают. Погибшие клетки тоже замещаются соединительной тканью. Запас прочности у человека очень большой — клинически выраженные изменения появляются тогда, когда погибнет 70–80% клеток органа. Поэтому-то изменения становятся видны, только когда человек прожил уже долго.

Достижение последних десятилетий — открытие так называемого механизма запрограммированной клеточной смерти — апоптоза. Количество делений клетки ограничено, с каждым делением клетки становятся «старше», все более специфичными. (Любопытно, что апоптоза нет у раковых клеток: они практически бессмертны, обновляются, не «старея», и в лабораториях есть живые культуры опухолей больных, живших лет 50 назад.) Сторонники теории запрограммированного старения предполагают, что эта программа самоуничтожения заложена в наследственной информации. Виктор Семенко, заведующий лабораторией клинической возрастной иммунологии Института геронтологии Минздрава РФ: «Подтверждением тому, что старение — генетически обусловленное явление, служит феномен преждевременного старения, когда человеку по календарному возрасту, допустим, 20 лет, а внешне и по всем системам выглядит на 60. Прогерия — преждевременное старение, когда человек начинает стареть в детстве и обычно умирает до 30 лет, — это наследственное хромосомное нарушение».

Генетическую гипотезу подтверждают исследования на животных. Особенно впечатляющие результаты были получены при изучении червей-нематод: в 1996 году у них были обнаружены так называемые «генетические часы» — мутации в определенных генах способны увеличить продолжительность жизни червяка в четыре раза. Геронтологи, вдохновленные успехами нематод, ищут «ген молодости» и у человека.

Старение в чистом виде, когда процесс идет постепенно и параллельно на всех уровнях организма, без скачков и патологий, встречается очень редко. Именно так стареют долгожители в горных деревнях, и это — идеальное старение, старость без тяжелых болезней. Но страх старости, знакомый многим, связан, как кажется, не с телесными немощами. Куда больше пугают перемены в личности стареющего человека.

Печальный портрет

«В ней в высшей степени было заметно то, что заметно в очень маленьких детях и в очень старых людях. В ее жизни не видно было никакой внешней цели, а очевидна была только потребность упражнять свои различные склонности и способности. Ей надо было покушать, поспать, подумать, поговорить, поплакать, поработать, посердиться и т. д. только потому, что у ней был желудок, был мозг, были мускулы, нервы и печень... Она говорила только потому, что ей физически надо было поработать легкими и языком. Она плакала как ребенок, потому что ей надо было просморкаться и т. д. То, что для людей в полной силе представляется целью, для нее был, очевидно, предлог».

Это место в эпилоге «Войны и мира» всегда поражает жестокой безнадежностью. Как же так — это ведь старая графиня Ростова, в начале романа — образ живой и привлекательный. Нет, это какой-то другой, незнакомый человек! Понятно, что старение тела — неизбежность. А душа — есть ли и тут нечто общее для всех?

Примечательно, что в изучающей старение области психологии нет согласия даже в общих вопросах. Некоторые исследователи считают, что старость в первую очередь — это «биологический феномен, который сопровождается серьезными психологическими изменениями». Многие рассматривают ее как «совокупность утрат», приспосабливаясь к которым, психика человека тоже несет потери. Меньше физических возможностей, болезни обступают, уже нет семьи, в прошлом остались работа, успехи, карьера, и главное — будущее не сулит перемен к лучшему.

Другие же говорят о «кульминационном моменте аккумуляции опыта и знаний, интеллекта и личностного потенциала». И все признают, что приходящие со старостью изменения у разных людей происходят по-разному.

Вспомнить все

Есть область, где единодушия среди психологов больше. Это сфера, где применимы более точные методы исследования — область восприятия и интеллектуальных способностей. Главное свойство старости здесь — замедление. С возрастом снижается скорость передачи нервного импульса, а значит, и скорость восприятия и обработки информации. Поэтому старики менее охотно осваивают новое и медленнее принимают решения. Исследования показывают, что скорость переработки информации у 80–85-летних в 1,3 раза ниже, чем у 40–49-летних. (Кстати, не такая уж большая разница!)

Ссылаясь на данные тестов, исследователи говорят о понижении интеллекта в старости. Но все же и тут сосуществуют противоположные мнения. Некоторые ученые считают, что только снижение мотивации препятствует нормальному проявлению интеллекта у старых людей. Та интеллектуальная деятельность, которая постоянно «тренируется», становится устойчивой к старению, а накопление опыта компенсирует снижение скорости переработки информации. Так, старики значительно превосходят студентов в тесте Векслера «Понятливость».

Распространено мнение, что признак старости — ухудшение памяти. Главным образом потому, что это один из первых симптомов некоторых старческих недугов — болезни Альцгеймера и других видов старческого слабоумия. Однако это не общеобязательно. Некоторые исследования говорят о том, что более чем у 90% людей в возрасте 65 и старше ухудшение памяти незначительно. Жалобы тут часто не соответствуют реальным возможностям запоминания. Лучше всего сохраняется логическая память — запоминание логического и систематизированного материала. В тестах на узнавание, как свидетельствуют психологи, различия между молодыми и пожилыми людьми часто вообще пропадают.

И если кратковременная память может ослабеть, то процессы воспоминания, наоборот, как бы высвобождаются. Существует феномен особой, эмоционально окрашенной обращенности пожилых людей к прошлому. Он не вполне изучен, но то, что обращенность к прошлому — важная черта психической жизни старого человека, признается многими. По мнению, например, психолога и психоаналитика Эрика Эриксона, разработавшего теорию о кризисных точках, свойственных всем стадиям жизни, старость — это время кризиса «целостность против отчаяния», и главная ее задача — осмысление своей жизни.

Стариковский характер

Удивительное дело — фотографии одного человека в разном возрасте. Смешно — смотришь на младенческое фото и видишь: те же в общем-то черты, та же улыбка, те же удивленные, простодушные или, наоборот, нахмуренные брови, то же неповторимое выражение. Тот же человек. Однако множество примеров говорит о том, что в старости меняется не только живость ума и быстрота реакции. Может измениться нечто гораздо более глубокое — черты личности, характер.

Свою бабушку я в детстве побаивалась: характер у нее был крутой, сильный — ослушаться просто непредставимо. Но незаметно бабушка менялась и, старея, потихоньку сдавая, делалась все мягче, все более «детской». Становилась незащищенной, иногда даже робкой. И для меня — более открытой, более понятной. И все более любимой.

Но вот моя старенькая соседка. Бедная! Она живет в мире обид — на тех родных, которые рядом. Те, кто дальше — теперь самые лучшие (уж лучше этих, которые под боком и которые только и замышляют что-нибудь недоброе...). Говорят, обидчивой она была и раньше, но, похоже, теперь это стало главным. А самое страшное — большая часть обид — вымышленные.

Знакомы и старики, которым не интересно то, что напрямую не касается их повседневной жизни, которые не знают почти ничего о близких и не желают включать в свою жизнь людей, не приносящих им заметной пользы.

С другими хочется побыть подольше, хотя они слабы, порой смешны и вовсе не какие-нибудь умники, которые «делятся историческими воспоминаниями»... Такие примеры, я думаю, может умножать каждый.

Есть мнение психологов: в старости все черты характера обостряются и «ухудшаются». Тревожно-мнительные натуры становятся еще более тревожными и подозрительными, принципиальность переходит в нетерпимость, расчетливость — в скупость, вспыльчивость — в агрессивность. Биохимические сдвиги в организме делают стариков более уязвимыми для депрессивных и тревожных состояний. Главной потребностью становится стремление избегать страданий, новых неожиданных ситуаций и контактов. Интересы ограничиваются бытом, телевизором, заботой о здоровье. Крайняя степень — когда смыслом жизни становится сохранение жизни. «...Неспособность старого человека что-либо делать для других вызывает у него чувство неполноценности, углубляемое раздражительностью и желанием спрятаться, чему способствует неосознаваемое чувство зависти и вины, которое впоследствии прорастает равнодушием к окружающим» — жестокий, но ставший, кажется, хрестоматийным в психологии итог (О. В. Краснов, А. Г. Лидерс, «Социальная психология старости»).

Но чем объяснить признаваемые теми же психологами положительные изменения у многих стариков? Ведь свойствами старости называют умиротворенность, отход от мелочных интересов, адекватную переоценку своих возможностей и даже сглаживание противоречивых черт характера.

Бег на длинную дистанцию

Два образа старости — слабоумие и мудрость, безнадежный эгоизм и милующая любовь — идут рядом, ставя перед нами загадку: какими станем мы сами и можем ли мы тут что-то изменить. Психология об этом не говорит. Зато говорит опыт Церкви, согласно которому, старость — это не только физиологическое состояние человека.

О том, как может стареть душа, мы говорили с деканом психологического факультета Православного университета имени св. Иоанна Богослова о. Андреем ЛОРГУСОМ. Вот что он ответил:

— Душа не подчиняется закону временного старения, она стареет не потому, что человек много пережил и ему много лет. Старение души — это процесс падшей природы, который совершается по известным греховным причинам, в результате накопления нераскаянности, ложности и лживости душевной жизни. Скажем, маразм как психиатрическое понятие имеет некоторую адекватную интерпретацию с точки зрения христианской психологии. Это расплата личности за то, что человек по лени своей, по испорченности, греховности перестает заниматься своей душой. Как только человек перестает расти, духовно двигаться, он начинает разлагаться, отступать, падать. Это напрямую не связано с возрастом и может проявляться и в старости, и в зрелости и в молодости, к сожалению.

Душевный склад в возрасте определяется духовным путем человека, а не его биологическим возрастом. Я знаю примеры, когда старики переживают духовные проблемы, свойственные молодым. И о них никак нельзя сказать, что у них постарела душа и личность.

Вне духовной работы, действительно, есть психологические закономерности, изменения, которые, как правило, происходят практически со всеми. И если человек не знает, что им надо духовно сопротивляться и как это надо делать, если у него нет духовной жизни, то эти патологические изменения у него будут происходить.

Прежде всего у человека, пребывающего вне духовной жизни, распадается мотивационная сфера. Одно из самых печальных признаков старости — в том, что человеку ничего не нужно. Старые цели — стремления заработать денег, сделать карьеру, устроить семью — уже пройдены, и человек перестает вообще чего-либо желать.

Как только угасает мотивационная сфера, тут же, откликаясь на это, наступает, упадок эмоциональный, а затем распад интеллектуальной сферы.

Когда же человек живет напряженной духовной жизнью, то, скорее всего, старость его не догонит. Если же старик и ходит в церковь, но не терзается вековечными евангельскими проблемами и вопросами, если он не мучается над тем, в чем смысл его жизни и как ему жить со Христом, с Церковью, то душа его стареет.

Священники, имеющие опыт окормления богаделен и домов престарелых, говорят о том, что у людей неверующих процесс распада личности в старости просто делается заметен — в молодости грех скрыт красивым телом, полным жизни. Когда же человек этого лишается, то телом он уже жить не может, а душой — не умеет. Поэтому в старости человек грешный и внешне выглядит страшно. Нечто похожее признают и психологи. В 1987 году московский НИИ психиатрии проводил исследование, пытаясь выявить стариков, у которых негативные изменения характера можно было бы связать исключительно с проявлением старения. Таких обнаружить не удалось.

Прот. Артемий Владимиров, настоятель храма Всех святых в Красном Селе, при котором с 1994 года действует богадельня: «Святитель Иннокентий Херсонский говорит, что страсти юнеют, то есть набираются сил с возрастом человека. За исключением, может быть, только блудной страсти, которая паразитирует на телесном естестве, и ясно, что немощное тело уже не может быть ее орудием. Что касается гордости самолюбия, тщеславия, уныния, печали, сребролюбия — они усугубляются. Потому так важно с юности вести сражение с грехами, заботиться об очищении сердца, чтобы наше бедное человеческое естество было всецело защищено Божией благодатью. Тогда и немощи старческие будут умягчены, действием Духа Святого сдержаны. Ибо самая великая милость для пожилого человека — это ясный ум, трезвость суждения, работа мысли, устремленная к Богу».

И пожалуй, в современном мире только Церковь видит в телесном увядании особое преимущество старости. Это время, когда суета мира обходит человека стороной и не отвлекает от главного. Ослабевшее тело неожиданно становится не врагом, а помощником души, призванной к молитве и тишине, для которой и дается время. В отношении к старости, как и в других вещах, представление христианства о человеке одновременно и трезво, и оптимистично. Надежда наша в том, что мы не «организмы», претерпевающие неизбежные возрастные изменения, а бойцы, которые могут во всеоружии встретить любой возраст, потому что цель, за которую идет сражение, — вне времени.

А на вопрос, как достойно приблизиться к старости, отвечает святой Иоанн Златоуст: «Нам нужно бежать в Царствие Небесное, бежать и получить награду. Бегущий не останавливается нигде, потому что, если покажет хотя бы малое нерадение, потеряет все. Бегущий не только не ослабевает перед концом пути, но тогда и старается бежать с особенною силою...»

(хуже) 1 2 3 4 5 (лучше) 
 
26.12.08 10:36 by admin


admin26.12.08 10:49

Как бы в продолжение этой статьи приведу одно из писем Николая Васильевича Гоголя:

Друг мой! Считай себя не иначе, как школьником и учеником. Не думай, чтобы ты уже был стар для того, чтобы учиться, что силы твои достигнули настоящей зрелости и развития, и что характер и душа твоя получили уже настоящую форму и не могут быть лучшими. Для христианина нет оконченного курса, он вечно ученик и до самого гроба ученик.

По обыкновенному, естественному ходу человек достигает полного развития ума своего в тридцать лет. От тридцати до сорока еще кое-как идут вперед его силы; дальше же этого срока в нём ничто не подвигается, и все им производимое не только не лучше прежнего, но даже слабее и холодней прежнего. Но для христианина этого не существует, и где для других предел совершенства, там для него оно только, начинается. Самые способные и самые даровитые из людей, перевалив за сорокалетний возраст, тупеют, устают и слабеют. Перебери всех философов и первейших всесветных гениев: лучшая пора их была только во время их полного мужества: потом уже они понемногу выживали из своего ума, а в старости впадали даже в младенчество.

Вспомни о Канте, который в последние годы обеспамятел вовсе и умер, как ребенок. Но пересмотри жизнь всех святых: ты увидишь, что они крепли в разуме и силах духовных по мере того, как приближались к дряхлости и смерти. Даже и те из них, которые от природы не получили никаких блестящих даров и считались всю жизнь простыми и глупыми, изумляли потом разумом речей своих.

Отчего ж это? Оттого, что у них пребывала всегда та стремящая сила, которая обыкновенно бывает у всякого человека только в лета его юности, когда он видит перед собой подвиги, за которые наградой всеобщее рукоплескание, когда ему мерещится радужная даль, имеющая такую заманку для юноши. Угасли пред ним даль и подвиги — угасла и сила стремящая.

Но перед христианином сияет вечно даль и видятся вечные подвиги. Он, как юноша, алчет жизненной битвы; ему есть с чем воевать и где подвизаться, потому что взгляд его на самого себя беспрестанно просветляющийся, открывает ему новые недостатки в себе самом, с которыми нужно производить новые битвы.

Оттого и все его силы не только не могут в нем заснуть или ослабеть, но еще возбуждаются беспрестанно; а желанье быть лучшим и заслужить рукоплесканье на небесах придает ему такие шпоры, каких не может дать наисильнейшему честолюбцу его ненасытимейшее честолюбие. Вот причина, почему христианин тогда идет вперед, когда другие назад, и отчего становится он, чем дальше, умнее.

Ум не есть высшая в нас способность. Его должность не больше, как полицейская: он может только привести в порядок расставить по местам все то, что у нас уж есть. Он сам не двинется вперед, покуда не двинутся в нас все другие способности от которых он умнеет.

Отвлеченными чтениями, размышлениями и беспрестанным слушаньями всех курсов наук его заставит только слишком немного уйти вперед; иногда это даже подавляет его, мешая его самобытному развитию. Он несравненно в большей зависимости находится от душевных состояний: как только забушует страсть, он уже вдруг поступает слепо и глупо; если же покойна душа и не кипит никакая страсть, он и сам проясняется и поступает умно.

Разум есть несравненно высшая способность, но она приобретается не иначе как победа над страстями. Его имели в себе только те люди, которые не пренебрегли своим внутренним воспитанием.

Но и разум не дает полной возможности человеку стремиться вперед.

Есть высшая еще способность, имя ей мудрость, и ее может дать нам один Христос. Она не наделяется никому из нас при рождении, никому из нас не есть природная, но есть дело высшей благодати небесной. Тот, кто уже имеет и ум, и разум, может не иначе получить мудрость, как молясь о ней и день, и ночь, прося и день, и ночь ее у Бога, возводя душу свою до голубиного незлобия и убирая все внутри себя до возможнейшей чистоты, чтобы принять эту небесную гостью, которая пугается жилищ, где не пришло в порядок душевное хозяйство и нет полного согласия во всем.

Если же она вступит в дом, тогда начинается для человека небесная жизнь, и он постигает всю чудную сладость быв учеником.

Все становится для него учителем; весь мир для него учитель: ничтожнейший из людей может быть для него учитель. Из совета самого простого извлечет он мудрость совета; глупейший предмет станет к нему своей мудрой стороной, и вся вселенная перед ним станет как одна открытая книга ученья: больше всех будет он черпать из нее сокровищ, потому что больше всех будет слышать, что он ученик.

Но если только возомнит он хотя бы на миг, что ученье его кончено, и он уже не ученик, и оскорбится он чьим бы то ни было уроком или поученьем, мудрость вдруг от него отнимется, и останется он впотьмах как царь Соломон в свои последние дни.

1846 г.
Н.В. Гоголь. Письма
 
D_Klim04.01.09 01:24

Как всё верно..
Старость лишь отражение всей жизни нашей.. То зеркало в котором отражается в конечном итоге всё наше внутреннее мироустройство, вся наша институция, вся наша жизнь.. тот путь который мы уже прошли и то к чему мы идём..
Какой будет наша старость (как важный полустанок между там и тут) зависит лишь только от нас.
 


Ваш комментарий к статье "Ирина Виноградова: Что такое старость?"
Имя*
(max. 40 символов):
Email:
Сообщение*
(max. 8000 символов, осталось ):
Оформление текста: [b]Жирный[/b] [i]Курсив[/i] [u]Подчёркнутый[/u]


Все категории :: Последние статьи