Причащаясь, можно заразиться?
Непосредственно через Причастие мы заразиться не можем. Мы причащаемся истинного Тела и истинной Крови Господа нашего Иисуса Христа. Безусловно, мы должны как сознательные граждане принимать определённые меры предосторожности во время общения с людьми. Тем более что эти меры советует нам соблюдать Священный Синод Русской Православной Церкви. 11 марта он дал рекомендации о том, что запивку после Причастия желательно подавать в одноразовой посуде, а иконы следует протирать с использованием антисептиков. Однако от самого Причастия человек заразиться коронавирусом не может.
Помимо коронавирусной инфекции есть масса других не менее тяжёлых заболеваний: гепатит, туберкулёз. Неужели мы, каждый раз подходя к Чаше, будем думать о том, кто причащался перед нами: а вдруг это человек с открытой формой туберкулёза или гепатитом С?
В моём храме стоит специальный дезинфицирующий раствор. После каждой службы сотрудники храма тщательно протирают все иконы. Независимо от коронавируса, в храм приходят разные люди, с разными болезнями. Если вы боитесь заразиться, не целуйте иконы. Но если вы уже пришли в храм, значит, вы доверяете Богу и Святой Церкви. Зачем тогда иначе вы пришли в церковь, где возле вас будет стоять множество людей? А если решили в храм не ходить, не ходите и в другие общественные места — ведь там тоже легко заразиться.
Говорить, что всё в храме святое, и потому заболеть там невозможно, я бы не стал. Мы общаемся с людьми, к чему-то прикасаемся и оставляем там свои бактерии и вирусы. Причастие свято, и заболеть через него коронавирусом нельзя. Но через запивку и даже через ручку дверей храма — вполне возможно. Храм — место общественной молитвы. Туда приходят люди со своими заболеваниями. Но верующий человек старается видеть во всём волю Божию и доверяет Богу.
Пока мы доберёмся до храма, мы проедем в общественном транспорте, повстречаем немало людей. Однако далеко не все люди могут закрыться дома и никуда не выходить: нам нужны продукты, чтобы питаться, нужно ходить на работу и зарабатывать средства для жизни. Сколько мы сможем просидеть дома взаперти? День, два, неделю? Рано или поздно мы выйдем на улицу. Говорить: «Я не буду ходить в храм, чтобы не заболеть», — но при этом идти в магазин за едой — здесь есть лукавство.
Кроме того, сейчас определённые силы могут использовать коронавирус как предлог для нападок на Церковь: давайте закроем храмы, давайте запретим причащать… Но ведь мы понимаем, что если вирус распространится по всему миру, абсолютно закрыться и избежать его мы не сможем.
Причастие как панацея?
Не стоит подходить ко Причастию, чтобы принять его исключительно или главным образом для здоровья, причащаться каждый день, надеясь, что так мы сможем избежать заражения. Мы приходим в храм для того, чтобы общаться с Богом, и причащаемся для того, чтобы омыть свои грехи Кровью Христовой, соединиться со Христом. Но если в мыслях человека Бога нет, а есть только страх коронавируса, то зачем такому человеку причащаться? Зачем подходить к Чаше, если он в этой Чаше не видит Христа?
Когда мамы говорят своим детям о Причастии: «Сейчас ты будешь кушать булочку/просфорочку/варенье», — это очень неправильно. Ко Причастию должны подходить те, кто осознаёт, к чему они подходят. Мы принимаем в себя Тело и Кровь Самого Господа нашего Иисуса Христа. У такого человека нет страха, что он заразится.
Часто мы подходим к духовной жизни с категориями и мерками жизни земной: я причащусь и буду здоров, или что-то у меня наладится. Это неправильный подход. Наша Родина — на Небесах, в Царствии Божием. Богослужение и Причастие — это не гарантия здоровья или обеспечения каких-то других земных благ. Такие гарантии всегда давали языческие жрецы: принеси жертву, и у тебя всё будет хорошо. Церковь никогда так не ставила вопрос. Она всегда говорила: живи со Христом и исполняй Его заповеди, чтобы твоя жизнь была угодна Ему. Но мы не приносим жертвы для того, чтобы у нас были какие-то земные блага. Мы хотим свою жизнь уподобить жизни Христа.
Если думать: «Я причащусь и не заболею, или выиграю в лотерею», — это извращение самой христианской веры. Если ты христианин, ты жаждешь Христа и хочешь, чтобы Он был в твоей жизни. А успех в делах, здоровье — категории земные. Да, Господь помогает нам, когда мы о чём-то Его просим, но сугубо для нашего спасения. Болезнь может быть тоже волей Божией — чтобы человек образумился и перестал грешить, задумался о своей жизни. Таких случаев, когда через болезни, стихийные бедствия, другие несчастья человек поворачивается к Богу — миллионы.
После Причастия человек не становится способным освящать всё вокруг. После того, как ты подошёл к запивке, Причастие пошло внутрь тебя и растворилось в тебе. Мы не освящаем через это посуду, из которой едим, или огрызки от яблок. И микробы вокруг себя мы, конечно же, не убиваем. Нельзя расценивать Причастие как антибиотик, который уничтожает микробы внутри нас.
Господь говорит: «По вере вашей да будет вам» (Мф. 9:29). Если человек с истинной верой подошёл к Чаше и причастился Святых Христовых Таин, молился Богу об исцелении, Господь может через Своё Причастие исцелить этого человека Своей силой. Но говорить, что это правило и так непременно произойдёт, значит расписаться за Бога или же предъявить Ему требование: «Я подхожу к Чаше, и, значит, Ты меня обязательно исцели. Я грешен, не живу по заповедям, но Ты должен это сделать, потому что я подошёл». Такой подход в корне неверен. Всё происходит по нашей вере, молитве, но и по воле Божией. Даже сидя в своих домах взаперти, мы не сможем избежать болезни, если для спасения нашей души Господу будет угодно нам её дать.
Мы не можем знать, что точно происходит в момент Причастия. Кто-то из святых видел, как Господь кого-то причащал на расстоянии или, наоборот, человек, подходя к Чаше, оставался не причащённым из-за своих грехов. Но если мы будем всё это примерять к себе, это дерзость: мы расписываемся за Бога. Если человек заболел и не хотел бы никого заражать, но он имеет желание причаститься, всегда можно позвонить в храм и попросить, чтобы священник причастил его на дому.
Всё в этом мире происходит по воле Божией. Если в мире распространилась такая эпидемия, может, нам нужно о чём-то задуматься? Посмотреть в сторону Неба и подумать о нашей жизни?
Рискуют ли священники и прихожане?
Не стоит и, наоборот, опасаться сразу после Причастия искушений и болезней по причине того, что бесы недовольны. Это тоже распространённый миф. Лукавый дух, конечно же, не может быть доволен тем, что человек причастился. Однако если человек подходит к Чаше с мыслями о Христе и единении с Ним, бесы здесь бессильны, как бы они ни старались. Если же человек подходит ко Причастию с мыслями о коронавирусе, инфекциях и своих личных проблемах, то бесы довольны.
Искушения, безусловно, бывают. Чем больше человек начинает жить христианской жизнью, чем больше видит своих пороков и недостатков, тем больше встречает искушений. Это нормально для христианской жизни.
Священники причащают на дому самых разных людей с самыми различными заболеваниями. Мы, наверное, тоже очень рискуем, но всегда полагаемся на волю Божию. Недавно я освящал противотуберкулёзный диспансер. Побывал в отделениях, где лежат больные туберкулёзом. Мне дали маску, я совершал молитву в ней. Я против того, чтобы священники сейчас совершали Божественную литургию в масках, так мы можем ввести в искушение прихожан. Однако если все придут в масках, я не буду против, если священник тоже её наденет.
Как относиться к рекомендациям смотреть богослужение по телевизору?
Нас призывают не приходить в храмы, причащаться реже, чтобы меньше выходить на улицу. Правда ли, что причащаться часто вовсе не обязательно? Я всегда был противником того, чтобы Причастие помещать в какие-то рамки и графики: причащаться три раза в пост, столько-то раз в год… Это должно быть внутренней потребностью человека. Если человек живёт с Богом и по заповедям Божиим, у него возникает потребность причаститься Святых Христовых Таин.
Начинается Великий пост, за богослужением читается покаянный канон преподобного Андрея Критского, совершается литургия Преждеосвященных Даров. Кульминация всего этого богослужения — Святое Причастие. Мы можем молиться, поститься, но если мы не подходим к Чаше и не причащаемся, мы оставляем незавершённой нашу молитву. Зачем тогда ты молился, если не хочешь соединиться с Богом? Выше Божественной литургии ничего нет. Кульминация молитвы — подойти к Святой Чаше и омыть свои согрешения Кровью Христа.
Живите христианской жизнью, и вам захочется причащаться. Вы не будете откладывать Причастие на потом. Те, кто причащается раз в год или реже, не живут христианской жизнью. Для них это просто какой-то обряд или символ. Это не истинная вера.
Молитва дома, наблюдение за богослужением по телевизору не могут заменить живое участие в богослужении и Причастие. А если эпидемия продлится год, два? Как священник, такой отказ от богослужения я не поддерживаю.
|