Дети в хосписе умирают. И я отношусь к этому как к естественному процессу. Дети достаточно сильно страдают от болезни, и, если лечения нет, смерть воспринимаешь как освобождение от страданий. Весь вопрос для нас в хосписе – как ребенок будет умирать.
Умереть можно дома в своей кровати. Так чтобы мама и папа рядом сидели вспоминали как ты в деревне в речке плавал. Держали бы тебя за руку. От лекарств все больше хочется спать. В какой-то момент ты засыпаешь и больше не просыпаешься. Тихо и спокойно.
А можно умереть истерзанным, в крови, трубках, среди чужих людей. Умереть в реанимации.
Как именно будут умирать неизлечимо больные дети, какой запомнят их смерть родители, братья и сестры, бабушки и дедушки. Огромная может быть разница. Эта разница зависит от профессионализма медиков рядом – в хосписе, в больнице.
В эти выходные у нас под опекой умерли два ребенка. От рака. Дома. Рядом с родителями. Спокойно.
А другой наш подопечный ребенок сейчас умирает совсем по-другому. И мы в хосписе ходим как пришибленные и расстраиваемся. У этого ребенка тоже рак, он болеет уже несколько лет. Как-то онколог сказала маме, что если лечение не поможет, и все будет плохо, можно оставаться в больнице, в реанимации, а можно забрать ребенка домой и дать ему спокойно умереть, и так по мнению онколога будет гуманнее. Мама над этими словами долго думала. И в конце концов согласилась. Сказала себе, что она своему сыну продлевать страдания не будет, заберет его домой и даст спокойно умереть.
Но обстоятельства так сложились, что когда мальчику с неизлечимой опухолью и заключением об инкурабельности стало плохо, маму никто не спросил, чего она хочет. Мальчика забрали в реанимацию и подключили к ИВЛ. Теперь он умирает в реанимации один без мамы. Когда мама приходит его навестить, видит как ее сын лежит связанный – руки и ноги привязаны к кровати. В горле трубка от ИВЛ. В носу трубка – зонд. Во рту тампон в крови. На пеленках вокруг кровь. У ребенка была остановка сердца, врачи его откачивали и откачали.
Ужасно грустно мне думать про все это. Какой эта бедная мама запомнит смерть своего ребенка. Какие жуткие картины теперь будут у нее еще много лет стоять перед глазами. Это и правда очень негуманно – искусственно продлевать страдания неизлечимо больного человека. Чтобы умереть спокойно, надо быть дома или в хосписе. В больнице спокойно умереть скорее всего не дадут
Блог Лиды |