Новости
О нас
Просьбы о помощи
Просьбы о донорах
Просьбы молитв
Просьбы в файле
Стань донором
Статьи
Дети творят
Гостевая книга
Обратная связь
Форум
Наши партнеры
Наши банеры
Полезные ссылки
Фото-галерея
Консультации врача

* София Балдюк. Плановое обследование и реабилитация на май. К сбору - 45000 гривен
* Марина Диденко. Новый курс на май. К сбору - 15500 гривен.
* Ярослав Логвіненко. Потрібна допомога на ліки для печінки.
* Ішемічний інсульт…ну хіба мало всього…
* Просим помочь подарить им Праздник! К сбору - 60..65 тысяч гривен.

* Кто мы без Бога, и к чему мы можем без Него прийти?!
* «Разговор с тобою...». Памяти Надежды Лисовской.
* "Господь всегда утешит" - протоиерей Евгений Милешкин (видео)
* «Медсестры плакали, глядя на венчание в палате». Священник — о служении в онкоцентре
* Нина Москалева. «Благодарное сердце открывает небеса...»

* Рубан Ярослав
* Гончаренко София
* Горюшко Николай
* Савко Анастасия
* Панфилов Тимофей
* Азаров-Кобзарь Тимофей
* Ковыренко Ахмед
* Острый Данил
* Маловик Сергей
* Деревицкий Артур

* Доноры А(ІІ) Rh- в г. Днепр. СРОЧНО!
* Доноры А(ІІ) Rh+ в Институт рака
* Доноры А(ІІ) Rh+ на тромбокончентрат в г.Днепр. Срочно!

<Мониторинг тем>
<Монитор сообщений>
* Энтокорт Будесонид 3 мг капсулы
* Циклоспорин Сандиммун 100мг капсулы
* Lysodren Mitotane (Лізодрен Мітотан) продамо залишки після лікування
* Помогите, пожалуйста, Тимурчику!
* Продам Авастин 400мг
* Telegram канал donor.org.ua
* продам вальцит 450мг, мифортик 180мг и програф 1мг
* Просьба о помощи взрослому ребёнку...
*
* Продам авастин 400 и 100

Рассылка от партнеров

Регистрация
Логин:
Пароль:
Запомнить меня  
Забыли пароль?

Статьи -> Главная -> Игумен Антоний (Логинов): Православная оценка НЛП
Статьи >> Главная >> Игумен Антоний (Логинов): Православная оценка НЛП
  
 

Игумен Антоний (Логинов): Православная оценка НЛП

 

Модные словечки "гештальт-психология" или терапия, "танато-терапия" и методы "нейро-лингвистического программирования" или действительная наука ? Что стоит за всеми этими терминами с православной христианской точки зрения ? Чем может быть чревато для души Вашего ребенка (и Вас) "лечение" на различных сеансах новомодных терапий. Об этом мы и попытемся узнать с вами в серии статей, которые я планирую разместить (и уже размещал) на сайте в ближайшее время. От себя пока замечу, что вижу в детях, кто посещает эти занятия - непослушание, охлаждение к Церковным Таинствам и духовной жизни, усиление фобий и страхов, резкое отторжение учения Церкви, а значит начало духовного умирания.

Хочу предостеречь тех, кто пытается вторгаться в душу ребенка, словами Спасителя нашего Иисуса Христа:

Матф.18:6 а кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили его во глубине морской.

А также родителей детей:

Матф.10:28 И не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне.

Об авторах:

Игумен Антоний (Логинов) -духовник монастыря в селе Ермолино, в 40 км от г. Иваново
Иеромонах Иларион (Соколовский)-преподаватель философии Ивановской духовной семинарии, насельник мужского монастыря Ермолинской пустыни.

НЕЙРО-ЛИНГВИСТИЧЕСКОЕ ПРОГРАММИРОВАНИЕ
И ЕГО ФИЛОСОФСКАЯ ОСНОВА



Введение. Общее представление о нейро-лингвистическом программировании (НЛП)
1. Философская модель НЛП
2. Методы НЛП
3. Православная оценка НЛП
Библиография


Введение.
Общее представление о нейро-лингвистическом программировании (НЛП)


НЛП представляет собой одно из последних ответвлений психиатрии, предлагающее особую психодиагностику и затем специальную суггестивную методику погружения человека в состояние транса. Вот что пишет об этой психотерапии православный врач психиатр Д. А. Авдеев. «Сущность НЛП можно представить следующим образом: вначале происходит "подстройка" к человеку (с помощью голоса, позы, дыхания), затем на человека наводится трансовое состояние, а далее начинается психическое программирование или перепрограммирование посредством введения той или иной необходимой информации. Нечто подобное есть и в магической оккультной практике. Причём человек, с которым всё это проделывается, ничего не замечает»[1]. Это душевное программирование обслуживает широкий спектр современных нужд: от формирования всевозможных имиджментов до лечения т. н. «кодированием». Перводизайнерами НЛП считаются двое американских психотерапевтов Д. Гриндер и Р. Бэндлер, разработавших свою систему контакта с клиентами в середине семидесятых годов ХХ века. Одним из фундаментов для НЛП послужила гештальттерапия, а другим стал метод программируемого гипноза М. Эриксона – известного в своё время гипнотерапевта.

1. Философская модель НЛП

Имплицитным философским инспиратором психологической доктрины НЛП является один из упрощённых вариантов солипсизма – субъективного идеализма. В середине ХХ века благодаря Г. Фреге и его последователю Л. Витгенштейну зародилась своего рода философия лингвистики, определившая направление неопозитивизма и впоследствии – лингвистического позитивизма. Подобное направление вполне согласуется с математическим позитивизмом представителей т. н. «венского кружка», вдохновляемого идеями этих философов-математиков. Кроме того, неопозитивизм в определённом смысле может встать в один ряд с теориями Маркса, Ницше и Фрейда, отрицавшими традиционный путь философии, которые М. Мамардашвили назвал «новыми онтологиями»[2]. Если у трёх перечисленных мыслителей онтологическим началом, т. е. некой детерминантой бытия и его динамики, являются соответственно классовые отношения, «сверхчеловек» и «либидо», то в лингвистической модели Фреге и Витгенштейна это место занимает человеческое представление и язык общения. Здесь перед нами предстаёт некий вывернутый наизнанку дзэн-буддизм, стирающий грани между субъектом и объектом, между мыслящим и мыслимым, между личностным и безличностным. Действительно, по словам Фреге, «стул является представлением, однако я не так уже сильно отличаюсь от него: разве я сам не являюсь точно так же совокупностью чувственных впечатлений, представлением? <…> То, что я называл представлениями, превращается, следовательно, в самостоятельные предметы, и нет никакой причины уделять особое место тому предмету, который я называю словом “я”»[3]. Язык же представлений и названий в таком случае должен конституировать всё бытие, весь мир человека, на что и указывает, в свою очередь, Витгенштейн: «То, что в действительности подразумевает солипсизм, вполне правильно, только это не может быть сказано, а лишь показывает себя. Тот факт, что мир есть мой мир, проявляется в том, что границы языка (единственного языка, который понимаю я) означают границы моего мира»[4]. Разумеется, при этом, что как душа, так и сам субъект в подобном солипсизме превращаются в призрачные понятия: «Душа-субъект и т. д., – как она понимается в современной поверхностной психологии, есть небылица. <…> Мыслящего, представляющего субъекта нет. Если я пишу книгу "Мир, как я его нахожу", в ней должно быть также сообщено о моем теле и сказано, какие члены подчиняются моей воле и какие – нет и т. д. Это есть, собственно, метод изоляции субъекта, или скорее, показа, что в некотором важном смысле субъекта нет»[5]. Закономерным следствием лингвистического позитивизма становится обессмысливание традиционных причинно-следственных связей в нашем сознании и логики вообще, а уж тем более – философии: «То, что завтра взойдет солнце – гипотеза, а это означает, что мы не знаем, взойдет ли оно. Не существует необходимости, по которой одно должно произойти потому, что произошло другое. Имеется только логическая необходимость»[6].

«Новая онтология», как выяснилось, не ограничилась исключительно теоретическими разработками. Прошлый век изобиловал экспериментами различного рода революционных систем человеческой мысли. Материалистическая доктрина Маркса материализовалась в русском большевизме, «сверхчеловечество» Ницше нашло себе применение в государстве третьего рейха, а фрейдовское либидо по-прежнему господствует в психоаналитических практиках различных модификаций. И вот, по всей вероятности, настало время попробовать себя в действии ещё одной онтологической новации – методике нейро-лингвистического программирования, реализующей философские изыскания Фреге и Витгенштейна.

В понятии нейролингвиста существуют только человеческие представления (репрезентации) о бытии, являющие собою в совокупности личную модель или карту, за которой не стоит никакой не только метафизической, но и онтологической реальности, не говоря уже об абсолютном добре и зле. Всевозможные психические заболевания, а также пороки – алкоголизм, наркомания и прочие – являются просто элементами личной модели, создающими дискомфорт её обладателю. Задача психотерапевта сводится к чтению таких человеческих моделей, переводу информации на особый формализованный язык НЛП (нечто подобное компьютерным алгоритмическим языкам) и воздействию на модель пациента посредством погружения его в транс с целью корректировки этой модели. Описанию языка, понятий, терминов и методов диагностики дизайнеры НЛП Д. Гриндер и Р. Бэндлер в 1975 году посвятили два тома под названием «Структура магии» (The Structure of Magic). В качестве пролога к книге авторы предлагают притчу о принце, который убеждается, что в его мироощущении за самыми дорогими ему восприятиями: королём, прекрасными принцессами, островами, в том числе и богом не стоит ничего, кроме иллюзий. А иллюзии эти наводят на него два мага: один, предстающий перед ним как король, а другой – как бог. Принц вначале ужасается и хочет умереть от такого осознания, но потом решает сам стать магом, дабы наводить иллюзии на других.

Здесь мы имеем дело с уникальным в своём роде явлением подведения базы тотализирующего эмпириокритицизма под чародейскую практику. Даже у Кастанеды за его тонально-нагвальными метаморфозами всё-таки появляется потусторонняя фигура орла – видимо, божества ацтеков, – которому Дон Хуан вынужден особым образом поклоняться. При таком «иллюзионизме» сам психоанализ, предлагаемый НЛП-терапевтами, может носить сугубо бихевиористский характер, т. е. опираться только на внешнее рассмотрение исследуемого пациента. Никакой аналогии с собственными состояниями быть не может, ибо никакой невидимой универсальной реальности, подобной фрейдовскому либидо или юнговскому коллективному бессознательному, за элементами моделей клиентов нет и быть не может. Это – догма НЛП[7].


2. Методы НЛП

Помимо слов клиента, подвергаемых особой лингвистической классификации, НЛПер[8] обязан расшифровывать (калибровать) информацию, исходящую от нюансов поведения исследуемого субъекта. Эти сопутствующие данные именуются в терминах НЛП ключом доступа, который может быть как конгруэнтным, так и инконгруэнтным (совпадающим или расходящимся по смыслу) с вербальной информацией. При этом «компьютерная» широта взгляда НЛП-терапевта рассматривает все события жизни, о которых рассказывает пациент помимо сведений о себе и своём состоянии, исключительно как номинализацию процессов, происходящих в его модели. Иными словами, для НЛПера душа человека – это просто процессорный блок компьютера, а слова и поведение – информация на мониторе. Получается, что компьютерная экспансия подразумевает не только навязчивую реализацию виртуальности в нашем сознании, но и виртуализацию реальности вплоть до феномена человеческой жизни.

Далее наступает переход к терапии – погружение пациента в транс по методу М. Эриксона. Это метод управляемого гипноза, когда гипнотизёр способен ввести в транс и вывести человека из транса несколько раз в процессе непринуждённого разговора и, в отличие от традиционных гипнотических методов, добиться запрограммированных результатов. Результат – корректирование карты (модели) клиента, т. е. изменение взглядов, мировосприятия и установок человека. Делается это посредством универсальной программы (метамодели) с разветвлённой сетью подпрограмм – систем суггестивных приёмов, как вербальных, так и невербальных, изменяющих те или иные репрезентации в человеческом сознании. Стираются дискомфортные репрезентации и записываются комфортные. Таким образом, метамодель в системе этой душевной компьютеризации представляет собой своего рода набор утилит для настройки и чистки жёсткого диска «психопроцессора».

Терапевты программного гипноза провозглашают свой метод абсолютно безвредным, абсолютно эффективным и абсолютно доступным для всех желающих им овладеть. Понятно, что все прочие психоаналитические системы от фрейдизма до гештальта, в котором формально покоятся генетические корни НЛП, видятся жалкими потугами на «правильную психиатрию». Особенно же достаётся традиционной медицине. Гриндер признаётся на семинаре своим слушателем: «Все врачи, которых я знал, представляли собой образчики одного и того же стандартного типа – надутого спесью осла»[9]. Попутно без всякой «ослиной спеси» психотерапевт долго повествует из своей чудотворной практики о блестящих исцелениях от всевозможных психических расстройств, внутренних дискомфортов, тяжелейших болезней, вплоть до спасения (между делом за несколько минут) от самоубийства безнадёжной алкоголички. Гриндер гарантирует, что после его обработки у пациентов никакой конверсии симптомов (рецидива болезни) и депрессий не наступает. Все эти успехи выводятся из великолепия разработанных им системных методов нейролингвистики.

Современные звёзды нейролингвистики Р. Дилтс, Д. Делозье, М. Холл и др. полностью сохраняют верность традициям своих предшественников. Их вклад в эту терапию сводится в основном к обнаружениям новых паттернов (отвлечённо воспринимаемых словесных структур) и их контекстуализации в рефреймингах (изменениях значений паттернов в зависимости от тех или иных нюансов употреблений и сочетаний с другими словами и жестами). Кардинальные цели творцов и эпигонов НЛП на сегодня остаются всё теми же, что и у его основоположников. Само название недавно вышедшей в России книги Р. Дилтса «ФОКУСЫ ЯЗЫКА. Изменение убеждений с помощью НЛП» (The Magic of Conversational Belief Change) достаточно очевидно это подчёркивает. Впрочем, и сам Дилтс постоянно называет себя учеником Гриндера и Бэндлера, ссылаясь на них и следуя по стопам, ими указанным[10].

Разумеется, что и Россию это компьютерное чародейство не обошло стороной. Сегодня во множестве наших городов можно встретить рекламные проспекты, призывающие на сеансы и тренинги НЛП. Там обещают развить необходимые для делового человека качества: коммуникабельность, лидерство и прочее. Встречаются даже желающие с помощью нейролингвистики возродить язычество на Руси. Некий В. И. Эльманович, петербургский НЛП-гипнотизёр, предлагая в своей методичке множество способов погружения человечества в транс и сокрушаясь о «насильственной христианизации Руси», заверяет своих читателей, что «возpождение славянских языческих pитyалов сделает наш наpод более счастливым и свободным»[11]. Несмотря на то, что на данный момент НЛПеры стараются избегать в своих писаниях и декларациях употребления терминов «транс» и «гипноз», их суггестивная практика не может оставаться до конца законспирированной. «Вестник НЛП» за 2001 в своём приложении публикует «Требования к сертификации курса «НЛП-Практик» и «НЛП-Мастер» (существует ещё и высшая ступень «НЛП-Тренер»), где для первого посвящения в числе прочих позиций определяются следующие: «быстрое лечение фобий» и «лечение соматических аллергий». От «НЛП-Мастера» уже требуется также в числе прочего: «умение выявлять и изменять систему целей», «выявление ограничивающих убеждений и умение их изменять», «умение определять новые убеждения», «установление нового убеждения с помощью импринта (запечатления – и. А.)», «приведение клиента к осознанию собственной стратегии, использование и встраивание изученной стратегии»[12].

Но, быть может, всё это НЛП – сплошное шарлатанство и фальсификация, очередное вытряхивание денег из наивных искателей простого человеческого счастья? Тогда всё здесь было бы просто и по большому счёту безобидно: ну выбросил человек на ветер деньги – в следующий раз будет умней; и зачем об этом столько писать в религиозном исследовании? К счастью, и таких случаев обмана, действительно, немало, как и покупок наркоманами-дилетантами безвредного порошка вместо героина. Но, к великому сожалению, нейролингвистика – это не всегда блеф, одетый по последней компьютерно-психологической моде. Помимо гипнотизёрства, которое для здравого сознания есть не что иное как недопустимое экстрасенсорное вмешательство, в писаниях классиков НЛП мы встречаем достаточно очевидное и настолько же страшное свидетельство о духовной начинке их программных снадобий. Гриндер и Бэндлер рассказывают своим читателям о погружённом в транс пациенте, который «почувствовал, что его обволокло большое пурпурное светящееся облако. И чем дольше он находился внутри этой ауры, тем яснее он ощущал, что с ним происходят изменения. Эта аура каким-то необъяснимым образом пропитывала и насыщала его, и тем самым изменяла его. Кто знает, что все это значило? – Пишет далее автор. – Какое-то пурпурное облако является и изменяет моего клиента, раньше, чем я успеваю за это приняться»[13]. Не только для христианина, но и вообще для сколько-нибудь духовно трезвого человека такой факт является очевидным компроматом, подтверждающим инфернальную изнанку программированного гипноза.

Однако же, несмотря на подробные описания программ в массовых пособиях по НЛП, казалось бы, вопреки коммерческой логике, а также заявлениям их авторов о всеобщей способности к программному гипнотизированию, мало кто повторяет подобные чудеса. Для успеха требуется отдать обучению программному гипнозу нечто большее, чем просто желание развить в себе полезные способности и хорошо заработать. Что же большее? Да то же, что отдаёт магии и её потусторонним дизайнерам душа профессионального чародея: в первую очередь – саму себя. В обмен – пьянящие знания и вожделенная власть над другими душами. Несомненно, что НЛП выделяется из множества товаров психоаналитического рынка уже тем, что продаётся в отделе магии. От старомодной ворожбы «бабкиных» заклинаний, как, впрочем, и от современных экстрасенсорик и кастанедовских психо-интеллектуальных тренингов эта терапия отличается совершенной конгруэнтностью с нашей тотальной компьютеризацией. А, кроме того, здесь не требуется ни малейшего проблеска веры в потустороннее.

3. Православная оценка НЛП

Но как же тогда квалифицировать «подлинные исцеления» от тяжких душевных недугов, в том числе пьянства и наркомании с помощью методов НЛП? Как и в случаях с подлинной экстрасенсорикой, жертвы такого чудотворчества наследуют более тяжёлую участь, нежели жертвы ловкого шарлатанства, у которых конверсия наступает довольно скоро после мнимого лечения. Дело в том, что настоящая магия действительно добивается исцелений не только на соматическом, но даже и на психическом уровне, но конверсия в таком случае наступает уже на метауровне – в духе человека. И это, разумеется, несравненно страшнее, нежели любой телесный недуг или психопатология. Бесплотный субъект с пурпурной аурой получает доступ к высшим, неприкосновенным запасам духовной энергии своей жертвы[14]. В результате такого общения наступает зомбирование клиента, человек теряет стержень личности, становится бесхребетным существом с парализованным волевым механизмом. Это плата за дешевое оздоровление. Думается, что для многих религиозных людей нет смысла детально исследовать метафизиологический механизм последствий экстрасенсорного вмешательства: о них предупреждают нас даже русские народные сказки[15]. В связи с этим имеет смысл привести высказывания некоторых Оптинских старцев, подтверждающие однозначное отношение Церкви к гипнотерапии. «Гипноз – злая нехристианская сила» (преп. Варсонофий). «Ужасное дело этот гипноз. Было время, когда люди страшились этого деяния, бегали от него, а теперь им увлекаются… извлекают из него пользу. <…> И ведь вся беда в том, что это знание входит в нашу жизнь под прикрытием как будто могущего дать человечеству огромную пользу» (преп. Нектарий)[16].

В тандеме врача НЛП-иста и пациента-гедониста принципиально исключается рассмотрение в каком-либо положительном смысле стратегического или телеологического аспекта болезни. Иначе под угрозу сомнения встаёт смысл самой психотерапии. Страдание, дискомфорт – это то, от чего надо непременно избавляться любой ценой; и здесь просвечивает ещё одна догма нейролингвистики. Однако среди многих психотерапевтов существует пессимистическая точка зрения, имеющая немало фактологических оснований, утверждающая, что тяжкие душевные недуги и пороки человека полностью неизлечимы: в лучшем случае возможна лишь продолжительная ремиссия (их ослабление или временное прекращение). Исключительно смерть способна воспрепятствовать очередной конверсии симптомов. Но предположим теперь, что только психо-компьютерная магия избавит нас от болезни. А в таком случае стоит ли пренебрегать единственной возможностью облегчить себе остаток жизни? Конечно, не стоит, если Жизнь этим остатком исчерпывается и заканчивается. Для того, кто имеет веру в подобный конец, будет логичным попробовать надышаться перед смертью. Ну а если вера в грядущее небытие собственной личности не слишком крепка, а в сердце подаёт голос иная вера – вера в вечную жизнь, то опять же логика, но уже иная, потребует координации с вечностью.

Что ж, религиозное сознание, не утверждая и не опровергая означенного пессимизма, в свою очередь предлагает совсем другую плоскость отношений к болезням и порокам. Церковная фактология может привести немало свидетельств того, как искренне кающемуся и борющемуся с грехом человеку Господь предоставляет возможность войти в вечность именно в момент так называемой ремиссии – очищения от ненавидимой душевной и телесной скверны. В этом случае исстрадавшаяся душа после исповеди, соборования и Причащения Св. Христовых Таин, а иногда и сподобившись монашеского пострига на смертном одре, отходит в мир иной в мире с Богом и людьми.

Спрашивается теперь, возможно ли для человека, твёрдо убеждённого в бессмертии личного самосознания, принимать временное облегчение от душевно-телесных недугов в качестве критерия абсолютного добра? Имеет ли смысл конвертировать свой порок в гораздо более глубокие сферы человеческого существа или хотя бы подвергаться такой опасности? Вряд ли сколько-нибудь развитое внутреннее чутьё не станет препятствовать погоне своего хозяина за химерой мгновенного безболезненного, беструдного исцеления. Более того, возникает вопрос: покидая своё тело даже в состоянии алкогольного опьянения, не лучшую ли загробную участь наследует душа христианина, хоть как-то вспомнившая в этот миг о Боге, нежели закодированная жертва «пурпурного» властелина?

Библиография

1. Д. А. Авдеев. В помощь страждущей душе. М., 2001.
2. Л. Витгенштейн. Логико-философский трактат.
3. Д. Гриндер и Р. Бэндлер. Формирование транса. М., 1994.
4. Д. Гриндер и Р. Бэндлер. Вводный курс НЛП-тренинга, 1978.
5. М. К. Мамардашвили, А. М. Пятигорский. Символ и сознание. Метафизические рассуждения о сознании, символике и языке. М., Школа «Языки русской культуры», 1997. С. 22.
6. Г. Фреге. Мысль. Логическое исследование.
7. В. И. Эльманович. Нейролингвистическое программирование (Методическое пособие). СПб., 1995.
8. Роберт Дилтс. Фокусы языка. СПб., 2001.
9. Вестник НЛП. Выпуск 1. М., 2001. Приложение.
10. Игумен Антоний (Логинов). Смерть во свете жизни // Обитель Слова. №1. М., 2000.


[1] Д. А. Авдеев. В помощь страждущей душе. М., 2001. С. 233-234.
[2] М. К. Мамардашвили, А. М. Пятигорский. Символ и сознание. Метафизические рассуждения о сознании, символике и языке. М., Школа «Языки русской культуры», 1997. С. 22.
[3] Г. Фреге. Мысль. Логическое исследование. ИФРАН 2004 +www.philosophy.rulibraryfrege1.html.
[4] Л. Витгенштейн. Логико-философский трактат. ИФРАН 2004 +www.philosophy.rulibrarywitt11.html.
[5] Там же.
[6] Там же.
[7] Д. Гриндер и Р. Бэндлер. Вводный курс НЛП-тренинга, 1978.
[8] Не слишком благозвучное на русском языке именование последователей НЛП, однако же, встречается в их собственной литературе (Вестник НЛП. Выпуск 1. М., 2001. С. 315).
[9] Д. Гриндер и Р. Бэндлер. Формирование транса. М. 1994. С. 186.
[10] Роберт Дилтс. Фокусы языка. СПб., 2001. С. 16-37.
[11] В. И. Эльманович. Нейролингвистическое программирование (Методическое пособие). СПб., 1995. С. 9.
[12] Вестник НЛП. Выпуск 1. М., 2001. Приложение.
[13] Д. Гриндер и Р. Бэндлер. Формирование транса. М., 1994. С. 186.
[14] Игумен Антоний (Логинов). Смерть во свете жизни // Обитель Слова. №1. М., 2000. С. 114.
[15] Возможно, читатели помнят сказку «Поди туда – не знаю куда, принеси то – не знаю что», где самым последним и страшным испытанием для Андрея-стрелка была встреча с существом по имени Кот-Баюн, о котором предупреждала его Марья-Царевна: он умел безотказно вводить людей в транс (чарующий сон), и затем съедал их.
[16] Цит. по Д. А. Авдеев. Указ. источ. С. 228.

 

(хуже) 1 2 3 4 5 (лучше) 
 
10.12.07 11:02 by admin


Марина из Бреста11.12.07 19:40

Саша,благодарю за эту статью.Только...кто не испытал это,тому будет непонятно ,о чем речь.И дай вам всем Господи ЭТОГО не узнать никогда!
 
Юлия13.12.07 13:52

Для начала мне хочется сказать следующее, что гештальт-терапия и гештальт-терапевты не очень уважают НЛП, а некоторые и вовсе призирают данные принципы.

Так как я являюсь гештальт-терапевтом и верующим человеком , гештальт-подход я корректирую (как метод)
Используя гештальт-подход, в первую очередь беспокоюсь о душе человека, но делаю это так что человек сам это осознает в период сеанса (признает ошибки и желает их поменять). В этом и заключается тонкость подхода.

Счастья! Ангела Хранителя!

Бусленко Юлия.
 
admin13.12.07 21:43

Гешальт-терапия глубоко антихристианское изобретение.
Вот, к примеру, как гештальт-психолог работает с детским гневом:
(взято отсюда
www.psyforum.ru/pssite/show_article.php?auth_id=194&id=193
)

"Детям надо предлагать много вариантов избавления от агрессивных чувств, чтобы новые пути были не столь разрушительны для них самих. Как я заметил ранее, взрослые не позволяют детям быть агрессивными, но, несмотря на это, гнев должен быть выражен вовне. Но перед тем, как дети смогут начать заниматься здоровым самовыражением, мы должны были осуществить несколько важных шагов.

Во-первых, я помогаю детям лучше узнавать гнев и осознавать свой гнев. Это был первый шаг в том, чтобы дети чувствовали силу и цельность, вместо боязливого убегания и избегания гнева, которое выливалось не прямыми путями и приносило вред им, отчуждая других.

Во-вторых, я помогаю понять детям, что гнев это нормальное, естественное чувство, что мы все его чувствуем, что гнев - просто эмоция, которая ни хорошая, ни плохая.

В-третьих, я поощряю детей в принятии собственных злых чувств. Тогда они смогут сделать сознательный выбор, выражать ли им свой гнев открыто или каким-нибудь другим сокровенным путем. (! sic)

Наконец, мы экспериментировали со многими отдушинами: избивали подушки, терзали газеты, бегали вокруг дома, пинали консервную банку или подушки, били по кровати теннисной ракеткой, кричали в ванной или в подушку, писали о своем гневе, били, колотили, сдавливали глину.

Кевин, шестилетний мальчик, ретрофлексировал свой гнев, буквально терзая себя и разрушая собственные вещи. Он даже не мог допустить когда-либо, чтобы быть злым. Много сессий мы провели в специальных занятиях, чтобы помочь ему усилить сенсорные и телесные восприятия. Однажды, играя с глиной, я спросила его о других детях в школе. Его тело напряглось, голос тоже, когда он упомянул имя одного мальчика. Я очень мягко спросила, не было ли случая, что этот мальчик злил его. Кевин кивнул и рассказал мне, как этот мальчик дразнил его. Я спросила, что он делал, когда он чувствовал злость. Он опустил голову и сказал "Я не знаю". Я поместила подушку перед нами и сказала: "Давай представим, что мальчик сидит на этой подушке. Что бы ты сказал ему?":

Кевин. Не знаю.

Виолетта. Хорошо. Я знаю, что мне бы хотелось сказать ему. МНЕ НЕ НРАВИТСЯ, КОГДА ТЫ ДРАЗНИШЬ МОЕГО ДРУГА КЕВИНА! ЭТО МЕНЯ БЕСИТ.

Кевин. (хихикает)

Виолетта. Ты можешь сказать ему, что ты злишься?

Кевин (качает головой)

Виолетта (пихает подушку) Я хочу толкнуть тебя за то, что ты дразнишь Кевина!

Кевин (громко смеется)

Виолетта. Попробуй так

Кевин (толкает подушку на пробу)

Виолетта. Давай вместе.

Мы вместе начали пихать подушку. Кевин смеялся и хихикал все время. Вскоре мы оба говорили с воображаемым противником на подушке. Я сказала
Кевину, что он может бить подушку или свою кровать, когда он чувствует сильную злость на кого-то. Его приемная мать (четвертая в его маленькой жизни) говорила, что он делал это каждый день после школы в течение долгого времени, и таким образом перестал царапать себя.

В действительности история Кевина очень сложная. Кевин прожил тяжелую жизнь за свои шесть лет. Физическое насилие и отвержение привели к глубоким нарушениям. Многими способами он подавал знаки, что он не хочет жить. Часть его, которая хотела выжить, чувствовала глубокую ярость, и эта ярость ужасала его. Я чувствовала, что в нашей работе, я могла обеспечить его некоторыми необходимыми средствами, чтобы он мог иметь дело с чувствами, пугающими его, например, с самым слабым гневом. Когда мы направляли его на агрессию вовне, у него начало развиваться более сильное чувство "Я". На каждой успешной сессии он работал над тем, как обращаться с агрессией в своей повседневной жизни. Он выражал маленькие кусочки своей злости различными путями: с помощью кукол, с помощью глины, с помощью рассказывания историй, с помощью сцен в песочнице. В то же время как он выражал свои агрессивные чувства, он видел, что я принимаю такие чувства. С каждым своим высказыванием о себе он начал сильнее ощущать в себе свое "Я".

Вскоре он смог разыгрывать с кукольными фигурками сцены физического насилия над ним и отвержения. Стали всплывать многие другие чувства, относящиеся к этим эпизодам, их становилось больше. Наконец, Кевин почувствовал себя достаточно сильным, чтобы эффективно иметь дело с переживаниями себя плохим.

-----
 
admin13.12.07 22:09

С точки зрения христианства, как писал св. прп. Иоанн Дамаскин:

"Все помыслы бывают трех устроений – человеческого, демонского и ангельского. Человеческий помысл связан с каким-либо воспоминанием. Демонский же помысел бывает сложный – из мыслей и страстей.
Ангельский же помысл есть бесстрастное ведение вещей, т. е. истинное знание, охраняющее ум и сохраняющее его от крайностей. "

Борьба с гневом, раздражительностью в христианстве происходит не за счет возвышения своего "Я" (т.е. заменой бесенка раздражительности, на более страшного - тщеславного, гордого, а путем изменения себя с помощью самого Бога, - Таинства Церкви, покаяние, христианского воздержания и уважение к семье, (метаноя, - изменение себя, изменение своего ума, очищение, а не изменение страстей).
Гешальт воспитывает маленьких демонов, наделенных "своими правами", а не чувством любви. Основная цель научиться любить себя и выплескивать эмоции без исцеления этого бьющего фонтана страстей.
Человек смертельно болен, он заражен, неисцелимым ничем человеческим, первородным грехом.
Подобно наркоману фонтанирующего своими эмоциями на "куклу начальника" из детей делаются маленькие монстрики.
А лекарства рядом и они просты, как и сам Бог:

Оружия воинствования нашего не плотские, но сильные Богом на разрушение твердынь: ими ниспровергаем замыслы и всякое превозношение, восстающее против познания Божия, и пленяем всякое помышление в послушание Христу.
(2 Кор. 10, 4-5).


Учись доброму, так худое на ум не пойдет.
Русская пословица.


Не давай и на одно мгновение останавливаться в сердце своем какому-либо греховному (страстному) движению. За мгновение придется заплатить многими часами мучений.
Св. праведный Иоанн Кронштадтский (1829-1908).


Нападут мысли, гони их: «А я вам не сочувствую, Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и святое Воскресение Твое славим», — вот и всё.
Св. праведный Алексий Мечев (1859-1923).


В коем всему не предшествует страх Божий, в тех помыслы бывают в смятении, как овцы, не имеющие пастыря; а кому он сшествует или предшествует, в тех помыслы пребывают в благопокорности и в благочинии, как овцы в овчарне.
Пресвитер Илия Екдик.


Если случается нам от невнимания возгореться похотью злою, или гневом, или завистью, или ненавистью, или другим чем ненавистным Богу, да не дивимся. Но поскорее восстановим себя в прежнее доброе настроение, отрезвимся и не замедлим во зле этом, ибо произвольное замедление в этом приносит неизвинительное осуждение.
Преподобный Феодор Студит (†826).


Посмотрите, от чего случилось падение. Вдруг падение редко бывает, обыкновенно же оно смала начинается: с помыслов, лёгких сочувствий и медления в помыслах… большего и большего… до вожделений греха… и после которого грехопадение не замедляет… Главное тут - не оставлять никогда следа не только сочувствия, произведенного помыслом, но и самого помысла, чтоб в душе оставалось отвращение и омерзение грехом.

…Толпа искусительных помыслов становится безотвязнее, если позволить им сколько-нибудь замедлить в душе, а тем более если войти с ними еще и в переговоры. Но если их с первого раза оттолкнуть сильным напряжением воли, отвержением и обращением к Богу, то они тотчас удалятся и оставят атмосферу души чистою.

Поставьте себе законом всякий раз, как приключится беда, то есть нападение вражие в виде худого помысла или чувства, не довольствоваться одним отражением и несогласием, но присоединять к сему молитву до образования в душе противоположных чувств и мыслей. И всегда этим завершайте свою брань с грехом. Это похоже на вынутие занозы…

Относительно недобрых помыслов известно ведь, что коль скоро замечен такой помысл и отвернут решительно, то, как он ни будь худ, это не вменяется тому, кто его испытывает. Держите сие в мысли и будьте покойны.

Поставьте себе законом с Господом всегда быть умом в сердце, и блуждать мыслям не позволять, а как только уйдут, ворочать их назад и заставлять сидеть дома, в клети сердца, и беседовать с сладчайшим Господом. Поставив такой закон, нудьте себя верно исполнить его - браните себя за нарушения, штрафы на себя налагайте и господа молите, чтобы помог вам в сем наиважнейшем деле.

Невыносима для нас сила этих борений: как бы ни умудрились мы в распознании прилогов помыслов, все равно будем побеждаемы и поражаемы ими. Никогда этих борений не избежим мы, ибо окончание одного борения заставляет вступить в другое. И если мы даже преуспеем в этом служении, будучи бодры и бдительны, все равно от ржавчины страстей и нечистоты помыслов, даже если иногда и побеждаем их, мы никогда до конца не очистимся.
Пренебрежем ненадолго этим помышлением и этим блужданием долу, братья мои, и признаем, что немощны мы пред лицом этих помыслов и демонов; прибегнем к Господу и взойдем немного ввысь – туда, где иссыхают помыслы и исчезают движения, где угасают воспоминания и отмирают страсти, где естество наше проясняется и изменяется..

Святитель Феофан, Затворник Вышенский (1815-1894).
 
admin13.12.07 22:11

Если кто не прекословит помыслам, тайно всеваемым в нас врагом, но отсекает беседу с ними молением к Богу, это служит признаком, что ум того человека приял от благодати премудрость…
Преподобный Исаак Сирин (VII век).


Будь привратником сердца твоего, чтобы не входили в него чуждые, постоянно говоря приходящим помыслам: наш ли еси или от сопостат наших.
Авва Стратигий, из "Отечника".


Помысл, подобно вору, приходит к тебе – и ты открываешь ему дверь, вводишь в дом, заводишь с ним беседу, а потом он тебя грабит. Разве можно заводить разговоры с врагом? С ним не только избегают бесед, но и дверь запирают накрепко, чтобы он не вошел.

Вот приходит помысл, и ты его прогоняешь. Это не падение. Но вот он приходит, и ты собеседуешь с ним. Это падение. А может быть и так: вот он приходит, ты его ненадолго принимаешь, а потом изгоняешь. Это половина падения, поскольку и в этом случае ты повредилась: ведь диавол осквернил твой ум. То есть в последнем случае ты все равно что говоришь пришедшему диаволу: «Добрый день, как поживаешь? Хорошо? Присаживайся, я тебя угощу. А?! Так ты диавол? Ну, тогда уходи!» Но раз ты видела, что это диавол, зачем было пускать его внутрь? А теперь ты его «угостила», и поэтому он придет вновь.
Старец Паисий Святогорец (1924-1994).


Вы привыкли разговаривать сами с собою и думаете переспорить помыслы, но они отражаются молитвою Иисусовою и молчанием в мысли своей.
Преподобный Антоний Оптинский (1795-1865).


Иногда без согласия нашего какой-нибудь помысл скверный и ненавидимый нами, как разбойник, неожиданно напав на нас, насильно седержит у себя ум наш. Однако же знай наверное, что и сей помысл произошел от нас самих; ибо или по крещении мы предавали себя такому худому помыслу, хотя не исполняли его делом, или по собственной воле держим в себе некоторые семена зла, почему и утверждается в нас лукавый; и он лукавыми семенами удержав нас, не отойдет, пока не отбросим их; скверный же помысл, пребывающий в нас чрез делание зла, тогда изгонится, когда принесем Богу труды, достойные покаяния.

Каждый насколько верует Господу о будущих благах, презрев человеческую славу и удовольствия, настолько и помыслы удерживает, и настолько бывает спокойнее того, кто любит удовольствия.

Если хочешь, чтоб тебе не стужали злые помыслы, имей душевное уничижение и телесную скорбь, и это не отчасти, но во всякое время, во всяком месте, и во всяком деле.
Преподобный Марк Подвижник (IV-V вв.)


Никто из новоначальных не удержит ума и не отженет помыслов, ежели сам Бог не удержит его и не отреет помыслы. Только сильные и многопреуспевшие в духовном делании в состоянии удерживать ум и прогонять помыслы. Но и они не своею силою прогоняют их, а с Богом подвизаются в противоборствовании им, облекшись благодатию и во всеоружие Его.
Преподобный Григорий Синаит (XIV век).


Когда нападут помыслы и не в силах бороться, тогда сказать: «Господи, Ты видишь немощь мою, я не в силах бороться, помоги мне!».

Старайся презирать их, молясь псаломским словом: Боже, в помощь мою вонми: Господи, помощи ми потщися. Да постыдятся и посрамятся ищущии душу мою, да возвратятся вспять и постыдятся хотящии (мыслящии) ми злая (Пс. 69, 2-3). Когда же будут враги внушать похвалу и гордостное возношение, то продолжай следующий стих, глаголя: да возвратятся абие стыдящеся глаголющии ми: благоже, благоже (Пс. 69, 4). Также приличное и в приличное время произноси из 39-го псалма, начинающегося так: терпя потерпех Господа, и внят ми и услыша молитву мою (Пс. 39, 2) и прочее по избранию до конца... Главное же, старайся удержать веру и упование спасения, что Господь хощет всем спастися и в разум истины приити.

Ехал мужик по базару, вокруг него толпа народу, говор, шум, а он все на свою лошадку: «Но-но! Но-но!» Так помаленьку, помаленьку и проехал весь базар. Так и ты, что бы ни говорили помыслы, все свое дело делай – молись!».
Преподобный Амвросий Оптинский (1812-1891).


Славословием Бога прогоняются помыслы неверия, малодушия, ропота, хулы, отчаяния, – вводятся помыслы святые, божественные.
Святитель Игнатий (Брянчанинов) (1807-1867).


Когда злой помысл восстает в тебе и хочет тебя в грех ввергнуть, отвечай тогда по подобию мучеников: «Христос меня искупил Себе, Христов я, Христу должен и служить верою и правдою».
Святитель Тихон Задонский (1724-1783).


Только бодрствованием, удерживанием своих внешних чувств (зрения, слуха, осязания) и непрестанным, по возможности, призыванием имени Божия можно побороть все вражии вылазки, не допустить себя до большого греха. Надо именем Иисуса Христа убивать зарождающиеся от нашей греховной испорченной природы и от воздействий бесовских греховные мысли и чувства, пока они не выросли, не укоренились.
Игумен Никон (Воробьев) (1894-1963).


 
иер.Александр15.12.07 23:39

Спаси,Господи!Батюшка,благодарен вам.
 
Максим16.05.10 13:21

Я вот тут прочитал вашу статью. В ней действительно много правды и полезного.
Сразу видно, что автор подкован в философии. Почему нельзя считать достижением НЛП его философское, эпистемиологическое значение? Наравне с любым другим философским течением?
Ведь очевидно, бог дал сознание человеку для того, чтобы он самостоятельно мыслил, ошибался, и снова мыслил, боролся, выживал, грешил и исправлял свои грехи?
 
LutherPappy16.07.17 06:07

We sell the sale of iPhones 7 directly from Apple warehouses unofficially for 30% of the market value. Always available and in large quantities:
1. New Apple iPhone 7 Plus 256 GB (Jet Black) (FACTORY UNLOCKED) International Version no warrants - $ 303
2. New Apple iPhone 7 Plus 256GB Factory Unlocked CDMA / GSM Smartphone - Black (Certified Refurbished) - $ 307
3. New Apple iPhone 7 PLUS (5.5-inch) A1661 128GB Unlocked Smartphone for GSM + CDMA Carriers - Rose Gold - $ 303
We work all over the world and only on an advance payment, we accept only bitcoin. Attention!!! We do not work with Russia and the CIS countries. When ordering from 10 pcs. The price is 20% of the market value. We have a priority in wholesale customers. If you do not trust us, or you do not like something, you pass by, we will not respond to stupid reports. To receive the details for payment, please write to the e-mail: apple@apple-cheap-iphone.xyz
 


Ваш комментарий к статье "Игумен Антоний (Логинов): Православная оценка НЛП"
Имя*
(max. 40 символов):
Email:
Сообщение*
(max. 6000 символов, осталось ):
Оформление текста: [b]Жирный[/b] [i]Курсив[/i] [u]Подчёркнутый[/u]


Все категории :: Последние статьи