Новости
О нас
Просьбы о помощи
Просьбы о донорах
Просьбы молитв
Просьбы в файле
Стань донором
Статьи
Дети творят
Гостевая книга
Обратная связь
Форум
Наши партнеры
Наши банеры
Полезные ссылки
Фото-галерея
Консультации врача

* Арсеній Богодист знову потребує нашої допомоги.
* Марійка Татач. Вона виборює своє дитинство!
* Сергійко Долина. 9500 грн - терміновий збір на ліки.
* Онкохворий Антон з Луганська, двічі переселенець і знає, що таке фільтраційний табір… Дуже потребує нашої підтримки!
* «РЕВОЛАД». Ещё 8513 гривен, чтобы погасить долг перед аптекой!

* Нина Москалева. «Дети, или рабы Божьи?»
* Кто мы без Бога, и к чему мы можем без Него прийти?!
* «Разговор с тобою...». Памяти Надежды Лисовской.
* "Господь всегда утешит" - протоиерей Евгений Милешкин (видео)
* «Медсестры плакали, глядя на венчание в палате». Священник — о служении в онкоцентре

* Рубан Ярослав
* Гончаренко София
* Горюшко Николай
* Савко Анастасия
* Панфилов Тимофей
* Азаров-Кобзарь Тимофей
* Ковыренко Ахмед
* Острый Данил
* Маловик Сергей
* Деревицкий Артур

* Доноры А(ІІ) Rh- в г. Днепр. СРОЧНО!
* Доноры А(ІІ) Rh+ в Институт рака
* Доноры А(ІІ) Rh+ на тромбокончентрат в г.Днепр. Срочно!

<Мониторинг тем>
<Монитор сообщений>
* Помогите продлить жизнь!
* Пустое турецкое седло
* Энтокорт Будесонид 3 мг капсулы
* Циклоспорин Сандиммун 100мг капсулы
* Lysodren Mitotane (Лізодрен Мітотан) продамо залишки після лікування
* Помогите, пожалуйста, Тимурчику!
* Продам Авастин 400мг
* Telegram канал donor.org.ua
* продам вальцит 450мг, мифортик 180мг и програф 1мг
* Просьба о помощи взрослому ребёнку...

Рассылка от партнеров

Регистрация
Логин:
Пароль:
Запомнить меня  
Забыли пароль?

Статьи -> Книжная полка -> Игумен Валериан (Головченко): Записки на полях души. Часть 2
Статьи >> Книжная полка >> Игумен Валериан (Головченко): Записки на полях души. Часть 2
  
Средняя оценка: voting  (Всего голосов:5  Суммарный балл: 9)
 

Игумен Валериан (Головченко): Записки на полях души. Часть 2

 
 
 
 
 
Много званых, а мало избранных (Мф. 22, 14)
«Или под свою анафему падоша...» – эти слова звучат в молитвах Таинства Покаяния. Самостоятельно попасть под анафему, отлучить себя от Церкви, оказывается, очень легко. Для этого достаточно просто не участвовать в Таинствах, не причащаться Тела и Крови Христовых.
А ведь именно в этом пагубном состоянии само-анафемы сегодня находятся очень многие. Называют себя «православными», а в Церковь забегают лишь на две минуты. Поставить свечку или освятить яблоки. Сам Господь наш Иисус Христос зовет их: «Приимите, ядите, Сие есть Тело Мое...», приглашая на ту самую, вечную Тайную Вечерю. А они не хотят. Да, «много званых...»
Удивительную историю жизни великой подвижницы прп. Марии Египетской мы узнали лишь благодаря тому, что она, живя в пустыне, желала причаститься. Отлученные от причастия христиане, каждый день плакали в храме, с нетерпением ожидая дня, когда их, наконец, допустят к Святой Чаше. А сегодня люди сами бегут от Христа. Обманывают себя, мол, «у нас Бог в душе», но не хотят пускать Его.
Кто не хочет причащаться Тела и Крови Спасителя – тот не православный!
 
«Календарики»
Стало модным печатать церковные календари. Непременно с большим Крестом, иконой и пояснениями. Но часто издатели очень смутно представляют себе то, за что взялись. Вот и получаем результат: Крест рисуют непропорциональным, искаженным; вместо ангелов – жирненькие, одутловатые амурчики; иконы письма туземных богомазов. Что же это? Откровенное кощунство, издевательство над чувствами искренне верующих, насмешка? Или просто вопиющее небрежение, мол «вам, после 70-ти лет воинствующего безбожия и так сойдет»?
О текстах вообще разговор особый. Ведь чаще всего тебе скажут не о том, что такого-то числа память Крестителя Господня Иоанна, не расскажут о молитве и посте, а посоветуют в «день Ивана Купала» предаться откровенному языческому шаманизму.
 
Креститель или Купала?
Событие рождения Иоанна Крестителя, описываемое в Евангелии от Луки, празднуется Церковью с древнейших времен и на Востоке, и на Западе. Некоторые из песнопений, прославляющих это событие, были написаны свт. Анатолием, патр. Константинопольским еще в V в., то есть задолго до Крещения Руси. Эти песнопения поются в православных храмах и сегодня. Православные этот праздник празднуют 24 июня по юлианскому календарю (т.е. 7 июля по новому стилю), а католики 24 июня по григорианскому календарю.
Как же отмечают в нашем народе этот праздник? «В ночь на Ивана Купала молодежь собирается в рощах на берегу реки. Прыгают через костры, ищут цветок папоротника. Предаются любовным утехам. Девушки пускают на воду веночки – чтобы наколдовать жениха». Подобные «советы» по проведению «праздничной ночи» сегодня то и дело слышны со страниц авторитетных журналов. Да и телевизионные выпуски новостей не обойдутся без «праздничного репортажа с берегов Днепра». «Древняя традиция, исконные обычаи нашей земли», – заметят с умным видом журналисты. «Христианская традиция», – поправят «знатоки»...
Нет! Не христианская! И с древнейших времен православные христиане называли подобные обычаи очень точно – зловерие! Хотите аргументы?
«Церковь, идя навстречу пожеланиям трудящихся, адаптировала языческий праздник Ивана Купала для своих нужд, – скажет атеист, – ведь в дохристианскую эпоху у некоторых русских племен, действительно, был некий праздник мира и блуда».
Но, во-первых, праздновали день летнего солнцестояния 22 июня. А это немного раньше, чем 7 июля (24 июня по ст. стилю). Во-вторых, уж «Иваном Купалом» он в дохристианские времена точно не мог называться. Наверное, ни для кого не секрет, что привычно-русское имя Иван есть ни что иное, как трансформированное еврейское Йоханан (евр. «благодать Божия»). Само имя «Иван Купала» – просто местный «авторский» перевод. В еврейском и греческом языках слово «Креститель» можно перевести как «окунающий, погружающий в воду». Спросите у филологов. Так что, Иван Купала – это не языческий божок, благословляющий оргии. А тот самый пророк и аскет, Предтеча и Креститель Господень. Наверное, грустно ему взирать на творимые в день его памяти беззакония...
Между прочим, подобное празднование Рождества Иоанна Крестителя, с кострами и фейерверками, можно наблюдать и в некоторых католических странах. Эпоха Ренессанса (то есть откровенного возрождения язычества) возродила и древний языческий праздник солнцестояния.
Но как же произошло, что и здесь христианский праздник превратился для некоторых в языческую оргию? Не станем говорить о влиянии Запада на нашу культуру. Если День Всех Святых там умудрились превратить в откровенно бесовский Хелоуин, то удивляться уже не приходится. Не будем оспаривать и то, что во времена Древней Руси какие-то псевдохристиане продолжали свои языческие радения. Но одобряла ли их поведение Православная Церковь? Конечно, нет! Напротив, строго обличала двоедушие и двоеверие, налагала епитимии и отлучала от Святого Причастия за несовместимый с христианством образ жизни. То есть, ставила человека перед выбором: «Ты язычник или христианин?» Наверное, и сегодня любителям «прибрежных радений» пора уже точно определиться: вы в Церкви или вне Ее? И не откладывайте свой выбор на потом – очень уж скоротечна земная жизнь человека.
Страшно становится, когда люди, считающие себя христианами, по невежеству и глупости предаются кощунству, оскорбляя собственную веру.
«Косящие» от призыва в армию юнцы лихо прыгают через костер. Удали столько, что хоть медаль «За отвагу» давай! Но эта тренировка вряд ли поможет перепрыгнуть огонь ада.
Толпы «искателей счастья» носятся по зарослям в поисках цветков папоротника. Перечитайте школьный учебник по ботанике. Он, конечно, скучнее «Кама Сутры», но знать, как размножаются папоротники не помешает.
Местные «охотники за приведениями», выпучив глаза, стоят на берегу – ждут появления русалок. Как правило, русалки обязательно появляются после третьего стакана. А после третьей бутылки в наших краях можно увидеть и лох-несское чудовище...
Девицы засоряют водоемы веночками, пытаясь нашаманить себе замужество. А если до утра ждать замужества наскучит, то можно предаться откровенному блуду! И это в Петров пост, когда и «браки не венчаются», и «супругам положено воздержание»...
Ничего общего с Православным Христианством у подобных забав нет и быть не может. Сейчас все очень много говорят о возрождении духовности. Вот и думайте, что мы возрождаем после 70-ти лет безбожия. Христианство или язычество? Веру или суеверия? Жизнь во Христе или смерть во грехе? Этот праздник – день Вашего выбора.
А Вы что праздновали? Рождество Иоанна Крестителя или ночь на Ивана Купалу?
 
Знатоки
Довелось как-то дискутировать с одним «знатоком православия». Так вот, все мои аргументы, ссылки на Священное Писание и творения Святых отцов, на историю и философию он отражал одной простой фразой: «А моя бабушка, старый человек, говорила мне вот так-то...» И здесь речь не о том, насколько хорошо знала его бабушка свою веру и могла ее выразить. Проблема в том, что именно «бабушка», а не Церковь во всей ее полноте стала для человека неоспоримым авторитетом вероучения.
 
«Как веруешь?»
– И нечего меня поучать! Я тоже в Церкву хожу и свечки ставлю. И в Бога верую. Может, и посильнее некоторых батюшек!
– Может, конечно, и посильнее. А, простите, в какого бога?
– Ну так в Христа. Как Его?.. Иисуса!
– А не подскажете ли, дорогой единоверец, сколько Евангелий в Новом Завете?
– Ну, десять или, там, двенадцать... Какая разница? Надо не Завет, а Библию читать.
 
«Тайны колобкизма», или эзотерический лохотрон
 
Вместо предисловия
Один известный американский жулик Рон Хаббард однажды смекнул, что на дрянной фантастике много не заработаешь. Чтобы урвать миллиард, нужно изобрести «свою религию». Так появились сайентологи. Духовные наследники Остапа Бендера и пана Голохвастова быстро поняли, что мощный психологический прессинг и обилие заумных слов легко превратят неокрепшую душу в послушного исполнителя чужой воли. И чем непонятнее «учение», тем более величественным кажется «гуру». Гадалки перебрались с вокзальной площади на телеэкраны – и народу побольше, и милиция не беспокоит. Контактеры, застрявшие в пути между психушкой и тюрьмой, сулят всем смертным полный улет к звездам. Многочисленные индийские махатмы цыганистого вида поражают славянский ум энергетикой санскрита. Слепить учение сегодня можно из всего.
Хотите пример? «Элементарно, Ватсон»!
 
«Великая Книга Мироздания»
По мнению Гималайских Учителей, самая великая книга всех времен и народов называется «Колобок». Это повествование издавна известно в славянском мире, хотя время рождения эпоса теряется в глубине веков. На происхождение книги от великой расы ариев (ориев) указывает само название. В своей основе оно имеет слово «коло» – круг, что является праславянской версией санскритского «Кали». Это имя великой богини смерти и разрушения, имя великого завершения круга мироздания.
Главный эпический персонаж – Колобок. Это нечто круглое, являющее собой наш тварный мир. Мир плоти. Он был создан по причине энергетического голода творческих Начал неподвластных ему. Находящихся вне его. Созидательным Началом было женское начало Баба (санскритское слово). Побудительным Началом творения было мужское начало Дед (тоже санскритское слово). Следует отметить, что подобные воззрения нашли отражение в древнекитайской философии Инь-Янь. А премудрые Рерихи разъяснили всем, что библейский «Ветхий Днями» – это Дед. Они же растолковали, что Библия просто обходит вниманием Бабу по причине пренебрежительного отношения к женщине на Востоке. Поэтому никаких противоречий между «Колобком» и другими вероучительными книгами нет и быть не может!
Колобок был «слеплен» из муки (санск. сл.). Мука – это перетертые зерна. Это «мертвое, бывшее некогда живым». Жизнь зерна, пройдя смерть, изменилась, возродившись в Колобке. О подобном говорят многие религии. Следует отметить и то, что слова мукá и мýка пишутся одинаково. Это говорит о болезненности процесса рождения мира. Муки для творения у Начал было в недостатке. Они «скребли по углам и сусекам». То есть, изначально тварный мир был сделан с примесями порчи и порока. Хотя Библия и не согласна с этим, все же и там говорится про создание Адама из «праха земного». Это свидетельствует о наличии отголосков тайного знания.
В процессе творения Колобка участвовали все «Пять Великих Стихий»: Дерево (зерно), Земля (пыль из углов), Вода (тесто), Ветер (брожение), Огонь (выпечка). Однако Колобок был изначально обречен Началами на уничтожение. Посредством пожирания своего творения Начала воспринимают энергии Великих Стихий. Но Колобок уходит от «бабушки и дедушки». Так начинается странствие нашего мира сквозь эпохи.
Эпоха Заянта-юга. Символ – заяц. Подвижность, бурное размножение, вегетарианство, неагрессивность и ложные воззрения («косоглазие»). Юность мира.
Эпоха Вольк-юга. Символ – волк. Агрессивность, кровопролитие, войны. Формирование народов и государственных систем (арийское volk – народ, нация). Зрелость мира.
Эпоха Медвиянта-юга. Символ – медведь. Неповоротливость, медлительность духа, сила (науки и техники). Ложная мудрость. Переход от агрессивных выпадов к полному разрушению. Старость мира.
Завершающая эпоха, Лисиянта-юга (Кали-юга). Символ – Лиса. Хитрость, коварство, ложь. Внешняя привлекательность, несущая смерть. Эпоха Кали, богини смерти и разрушения. Полное уничтожение видимого мира-колобка.
Мертвые остатки Колобка являют собой лисий «кал» (санскр. сл.), из которого Начала создадут новые миры.
 
Вместо послесловия
А где-то на дальней полке ждут своего часа «Курочка Ряба» и «Буратино». У них все еще впереди. И санскритский словарь подешевел...
Стоит ли удивляться толпам сайентологов и раелитов, агни-йогов и знатоков «велесовой книги». Синтетические зловерия ползут по Земле. Я уже слышу бубенцы и монотонное пение колобкистов и буратинологов.
 

***

Изменять или изменяться?
Все наши беды от гордости. Порой мы переступаем церковный порог, думая, что это мы нашли Бога. А ведь прав о. Андрей Кураев: «Не мы находим Бога, это Он находит нас!»
– Я вот недавно в церковь хожу. Но вижу, так сказать, «свежим глазом», что многое здесь надо менять!
– Почти согласен с Вами, – ответил батюшка, – но изменить следует лишь одно. Нужно двери в храмах сделать очень низкими. Чтобы всякий вошедший в церковь сперва поклонился, а затем уж смотрел, что да как переиначивать.
* * *
По подходу к вопросу о понятности богослужения народ делится на «консерваторов» и «реформаторов». Мы умышленно оставим в сторонке тех, кому это вообще безразлично – тех, кто ходит лишь набрать святой воды и освятить колбасу.
Но как поступить тому, для кого посещение храма – не пустая формальность? Выход есть. Маленькая книжечка «Всенощное Бдение и Литургия» – серьезное подспорье для понимания службы. Во всяком случае, неизменяемых текстов суточного круга. То, что не воспринял на слух, с успехом восполняется чтением. Можно задержать ненадолго внимание, поразмыслить над услышанным, «проникнуться». Максимум за полгода среднестатистического посещения служб человек уже может даже часы читать. Хотя бы гражданским шрифтом. Но самое главное: прихожанин ощущает себя не зрителем, а соучастником храмового действа. Он уже знает, что за чем поют и предвкушает события службы. Но...
Стоит как-то в храме новоначальный. Следит по книжечке за литургией. Тут «бабка-черный ворон» – хвать его за книжку:
– Дома надо к причастию готовиться! А тут не читальня! Молиться надо!
– А я за службой слежу.
Дома надо за службой следить! А тут батюшка за всем следит!
Вот тебе и ответ... Я почему-то предполагал, что батюшка тоже молится, а не «следит за всем». Ну да Бог с ней, с бабкой...
Думается, есть смысл проявить «инициативу снизу»: поговорить с настоятелем храма и завести на видном месте пачку таких книжек. Каждый может взять попользоваться, а после службы положить на место. Более опытные с готовностью подскажут опоздавшему «где мы сейчас». Да, со временем книжки растреплются и зачитаются. Но стоят они недорого – собрать средства на их обновление легко.
 
Струны духовные
Струна издает чистый и верный звук, лишь будучи правильно натянутой. От небрежного стояния в храме вместо молитвы выходит лишь «дребезжание». Перетяни струну – и звук фальшивый, и порвется скоро. «Перетянутость» души – свидетельство духовного прельщения.
Настрой себя на молитву – и твоя душа воспоет Богу в хоре молящихся голосов.
* * *
Чем лучше знаешь церковную службу, тем меньше обращаешь внимания на внешнее, тем глубже воспринимаешь внутреннее. Внешнее – лишь сверкание благолепия. Внутреннее – это его Источник. Внутреннее невыразимо словами, это прикосновение Бога к человеческому сердцу.
 
«Новости благочиния»
Поговаривают, что скоро в наших храмах введут две новые церковные должности: «отбиратор» и «растоптатор». Первые будут отбирать пищащие во время службы мобилки, а вторые...
Перед входом в храм – выключи мобилку!
 
 
Покаяние
Когда Господь касается сердца, человек вдруг понимает, что Православие – это не только стояние со свечкой на Пасху. Что быть православным немыслимо без регулярной Исповеди и Причастия. О том, когда и куда сходить на исповедь, вам подскажут. Но о чем вы расскажите священнику и как именно вы это сделаете?
Десятилетний отрок пришел на исповедь. Достал исписанную детским почерком бумажку и стал «каяться» в грехах, явно переписанных под руководством мамы из толстой церковной книжки. Часто даже не понимая смысл произносимых слов.
– Ну, это ты из книжки переписал, – прервал его батюшка, – а в чем тебе действительно стыдно? Что мешает тебе уснуть? О чем неприятно даже вспоминать?
– Я... Ну, я... Я девочке из нашего класса в портфель воды налил. А еще, когда один мальчик во дворе попросил у меня машинку поиграть, сказал что его родители – нищие. Он расплакался и ушел. А еще я голубя из рогатки убил. Просто так убил. Мальчишки смеялись – и я вместе с ними. Хотя мне ведь жалко голубя было.
– Бог тебя простит, – тихо сказал батюшка, – ты уже знаешь, что поступал подло. У одноклассницы попроси прощения. У мальчика во дворе – тоже. И постарайся подарить ему от чистого сердца хорошую игрушку. Тварей живых тоже миловать надо и защищать от злодейства. Ну, все у тебя? Или еще что?
– Все... Нет! Еще со мной, у меня... – слезы потоком полились из детских глаз, – моя бабушка! Она весной умерла. Она любила меня. И я ее тоже. Но когда она сердилась на меня, я ей в спину дули и палец показывал! Я ведь уже даже прощения попросить не могу...
– У нее не можешь – но можешь у Бога. Я думаю, милостью Божией она тебя уже простила, и молится о своем любимом внучке перед Богом. А ты молись о упокоении своей бабушки, хоть коротко, но каждый день. Бог тебя простит.
 
 
Божии Заповеди и мы
Десять Заповедей знают все – исполняют не все.
  1. Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства; да не будет у тебя других богов пред лицем Моим (Исх. 20, 2...3).
В погоне за «продвинутостью религиозных воззрений» многие сегодня пытаются соединить несоединимое. Оккультная литература и нехристианская мистика порождает полную «кашу» в головах новоначальных. Тут тебе и Иисусова молитва, и Агни-йога, и Будда с Кришной в одной упаковке. Тут и советы почаще собороваться – «для прочищения чакр»! Незнание своей веры и горделивое стремление познать чужие верования порождает полное смятение души. И, как результат этой путаницы, – вместо «Верую во Единаго Бога Отца Вседержителя...»:
– Ну, я не то, чтобы в Бога верю. Просто верю в то, что там, сверху, кто-то есть и все про всех знает.
– Судя по Вашему описанию, Вы веруете в тетю Клаву с 10-го этажа, – заметил батюшка.
  1. Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель (Исх. 20, 4...5).
Сегодня вряд ли кто-то станет вытесывать из камня истукана. Но талисманы и амулеты продаются в каждом ларьке. Однако и без них превратиться в идолопоклонника совсем не сложно. Кумиротворение – всенародное развлечение обывателей. «Культовая книга, культовый фильм, культовая группа», – слышится со всех сторон. Современная масс-культура уже породила тысячи «культов» и «культиков». Подросток с орлиным зрением вдруг начинает носить «гаррипоттеровские» очки. Девушка искренне недоумевает, почему в овощном магазине не понимают простых эльфийских слов. А кто-то и рассердиться может, если услышит от вас, что в песнях Rammstein’а нет ответов на все жизненные вопросы.
Когда же очарование сменяется разочарованием, идолы рушатся. Но, разрушаясь, ранят осколками стоящих у их подножий фанатов. А посему, «к хитам сезону относитесь спокойнéе!»
И в завершение. Если все свободное время вы бегаете по болотам в поисках «великого учителя джедаев» – немедленно прекратите смотреть «Звездные Войны»!
  1. Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно (Исх. 20, 7).
Многие, едва переступив церковный порог, на каждом шагу говорят: «Господи, Господи!» Не ради молитвы ко Всевышнему – просто так, ради присказки, «для связки слов в предложении». А ведь Имя Господа – крепкая башня (Пр. 18, 10) – вот и не прибегайте к нему без дела. Иначе – куча велеречивых слов – и не одного искреннего.
Или вот так:
– Батюшка! Простите-благословите!
– А за что простить? Вы мне ничего плохого пока не сделали.
– За все простите, за все грехи...
– С грехами – на исповедь. А благословить на что?
– Ну, благословите ехать к двоюродной сестре кума в Запорожье, продавать дом.
– Милейшая! Какой кум, какой дом, какое Запорожье? Я ведь Вас впервые в жизни вижу...
Нужно хорошо помнить слова Спасителя: Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!», войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного (Мф. 7, 21). Лучше быть, чем казаться.
  1. Помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай и делай [в них] всякие дела твои, а день седьмой – суббота Господу, Богу твоему (Исх. 20, 8...10).
Непосещение храма сегодня часто оправдывают нехваткой времени. Мол, «надо деньги зарабатывать». Но ведь всех денег не заработаешь! А может, оттого не хватает их постоянно, что в храме редко бываешь?
  1. Почитай отца твоего и мать твою (Исх. 20, 12).
«Достали предки!!!», – заявляем мы, отстаивая свое право на трехдневный загул с друзьями. И напрочь забываем о «достаче», когда, выстиранные и наглаженные, выходим из дому. К родительскому житейскому опыту мы обращаемся лишь тогда, когда родителям предстоит срочно решать наши проблемы. Проблемы, возникшие от нашей собственной глупости и беспечности.
  1. Не убивай (Исх. 20, 13).
«А я никого не убил!», – спокойно заявят многие. Неужели? По предварительному сговору, без малейшего колебания сотни пар в Украине ежедневно «избавляются от незапланированных детей»!
Но и без этого узаконенного детоубийства убийц среди нас хватает. Сколько раз желали мы ближнему: «Чтоб ты сдох»! Сколько раз чесались руки разбить чью-то голову. Разве Бога боялись мы? Мы боялись милиционера! А не было бы его... Но для живущего без страха Божия и милиционер вскоре перестает быть преградой. С каждым годом криминальные сводки все чаще заполняются сообщениями о бессмысленных, не мотивированных ничем убийствах.
  1. Не прелюбодействуй (Исх. 20, 14).
О том, что супружеские измены и блуд являются грехом, известно всем. Однако сожительство будущих супругов до брака сегодня становится печальным фактом. А потом еще удивляются, отчего болеют их дети.
Церковь называет это «бракообкрадыванием». У многих «нормой» стало знакомиться в постели, а о венчании вспоминать, лишь когда блудить надоест. Оттого и получилось, что современные браки не крепче весенних «собачьих свадеб».
Когда мир потрясают сексуальные революции, православные пополняют ряды контрреволюционеров.
  1. Не кради (Исх. 20, 15).
Если мы не лазим по форточкам и не громим сейфы, это еще не значит, что мы «чисты на руку». Мы редко посягаем на чужое, но, не задумываясь, кладем в карман «не свое». Мы «забываем» платить за проезд, глупо оправдывая себя, мол, «другие воруют больше». Всякий, посягающий на чужое, мнит себя «благородным Робин Гудом», на поверку оказываясь банальным жуликом. Обворованным не хочет быть никто, но украсть стараются многие. А потом еще возмущаются: «Все разворовали!» Если не хочешь, чтобы к тебе залезли воры, приучи себя хотя бы платить в автобусе. Ибо как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки (Мф. 7, 12).
  1. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего (Исх. 20, 16).
Здесь речь идет не только о даче ложных показаний в суде. Чтобы нарушить эту заповедь, достаточно периодически «перемывать кости» окружающим. Не зная ни причин, ни обстоятельств, мы спешим поделиться с друзьями своими домыслами о нечестии ближних и дальних. Львиная доля нашей ежедневной болтовни – рассказы об окружающих нас «негодяях». Так и живем – сидя всем скопом в выгребной яме и швыряя во все стороны своими и чужими нечистотами. Может, стоит из этой ямы выбираться?
  1. Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, [ни поля его,] ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, [ни всякого скота его,] ничего, что у ближнего твоего (Исх. 20, 17).
– Скажите, Шура, честно, сколько вам нужно денег для счастья? – спросил Остап, – Только подсчитайте все.
– Сто рублей, – ответил Балаганов, с сожалением отрываясь от хлеба с колбасой.
К великому сожалению, многие люди не могут, подобно Шуре, ответить на этот простой вопрос. И оттого продолжают несытым оком обозревать окрестности, источая волны зависти.
– Вот если бы мне такой Лексус!
– Ну и что бы ты с ним делал? Думал бы, где ставить, как охранять, чем заправлять, где ремонтировать?
Наши желания могут быть безграничными. Ограничить их можем лишь мы сами. Стоит всегда помнить о том, что Бог, по милости Своей, подает человеку не желаемое, а благопотребное. То есть то, что будет благом для его души. Определи то «необходимое и достаточное», что нужно тебе, и научись довольствоваться им.
Даже в житейской практике присутствует эта мудрость. «Система должна быть адекватна пользователю», – считают бывалые компьютерщики. И вправду, нужен ли тебе самый быстрый процессор лишь для того, чтобы часами раскладывать пасьянсы и гоняться за чудовищами в виртуальном мире?
Но, если будет душа твоя чиста, Бог непременно подаст все необходимое, чтобы ты служил Господу и ближнему своему во благо. Наипаче ищите Царствия Божия, и это все приложится вам. Не бойся, малое стадо! ибо Отец ваш благоволил дать вам Царство (Лк. 12, 31...32).
 

***

 

О терпении скорбей
Как на практике претерпевать скорби? Этот вопрос задают очень часто. Попробую поделиться своими мыслями на сей счет.
Наверное, стоит определиться, что тебя «скорбит». Честно, не стесняясь вывернуть это духовнику. Не искать красивые слова, не стараться выглядеть «духовно». Не пытайся казаться правильным – просто будь честным.
Поясню на примерах. Среди моих прихожан есть мои личные друзья. Не только они со мной, но и я порой бываю с ними полностью откровенен. Что, в общем, не всегда может быть им полезно. Но они настоящие друзья (впрочем, говорят, их у монаха не бывает, так ли это?).
Вот как-то Великим постом «терпел скорби». Мариино стояние – прочитал всю службу для бабушки Марии Владимировны. Больше никого не было – все на работе. А кто отработал – поспешил в ближайший храм, чтобы время на дорогу меньше тратить. На утро отслужил Преждеосвященную (без часов и изобразительных – читать некому). Я пел и служил, дядя Вася-спецназовец пел, читал и пономарил. Мария Владимировна сама у себя покупала свечки. Зато все мы трое, бывшие в храме, причастились! В пятницу вечером отслужил Субботу Акафиста в гордом одиночестве. Прихожу домой – звонит дядя Вася: «А служба была? А тут у меня проблемы...» «Ах, у тебя проблемы! Да это у меня проблемы! На службу не ходите, а я тут 9 лет «для ангелов» служу!» – и меня «понесло». А он мне так просто и говорит: «Все правильно. Только чего ты меня этим грузишь? Вот сходи к духовнику и погрузи его...» И я умолк. Мне стало стыдно – ведь Вася был прав. А вывалить все наболевшее, с претензиями и сетованиями духовнику еще «стыднее». Но надо!
К счастью, на следующий день я встретился с духовником. И решился вывернуть ему всю эту грязь. Я не подбирал слова и минут пять «бушевал» о своих бедах: «Ну и на кой я там служу? Кому это надо? Те 20 прихожан могут спокойно молиться и в других храмах. И в лучших условиях – они это заслужили. Это что, Богу надо? Так Бог ведь не злодей! Только не надо мне, батюшка, рассказывать про о. Алексия Мечева. Мол, он в пустом храме 8 лет служил – я уже почти 9 отпахал! А толку??? На кой это???» Духовник улыбался. А потом спокойно ответил: «Ты монах? Ты Богу что-то обещал? Ты постник, подвижник, молитвенник, воздержник?» Ничего этого я не находил в себе. «Ты разные обеты всякие давал. И обет послушания тоже. Ты служишь в пустом храме просто за послушание. Господь протянул тебе соломинку. Чтобы ты хоть за что-то ухватился, если ничего другого у тебя нет...» Я заплакал. С того дня я бегу «служить в пустом храме» – хоть что-то хорошее исполню. Схвачусь за соломинку...
Может быть, скажите: повезло с духовником. Да уж, не жалуюсь. Но ведь Бог помогает везде и по-всякому. Давайте еще расскажу.
Однажды зимой у меня «замерзло сердце». Скорби накрыли, жизнь задолбала. И духовник уехал. Тоска, уныние, отчаяние. И причину найти не могу. В редакции сплошные искушения («Повбивав би!»). Я и высказал всю дрянь «малышне» (наша редакционная молодежь). Я столько раз развеевал их сомнения, утешал их. А когда сам впал в те же скорби – утешить некому! «Возверзи на Господа...» – так ведь не хочется в унынии молиться. К чему трясти воздух обилием красивых слов? Через «не могу» начал келейно, и вдруг – «дошло»! «Царю Небесный, Утешителю...» – пусть Сам утешит, как знает. А «буря» не проходит. И вот вещаю «малышне» о «бессмысленности и бесцельности». А одна молоденькая девочка меня спрашивает: «Батюшка! А когда вы нас утешали, вы правду говорили? Или сейчас правду говорите?» Я и замолк! Потом тихо ответил: «Тогда. Тогда, когда утешал...». На душе вновь светло, причина уныния всплыла с очевидностью. Просто гордыня! Когда она не получает корма, подпитки, то кажется, что все тебя обидеть норовят. Становишься придирчивым, мелочным, обидчивым. И далее по схеме: «тоска-уныние-отчаяние-гнев-неверие». Поисповедовался одному батюшке, послужил. У всех прощения попросил за соблазны, поблагодарил за вразумление. А тут и духовник приехал. Ну, доложил ему о своей глупости. «Со всяким бывает!» – улыбнулся он.
 
О жизни духовной
По мере духовного роста православный, в отличие от буддиста, умаляется в собственных глазах. Когда человек стоит под ярким светом, то замечает даже малейшие пылинки на своей одежде. И поражается обилию этой пыли. А стоящий в полумраке видит лишь самые большие пятна грязи.
Откуда-то из патериков:
Умирал старый монах. И плакал. Братия утешала его:
– Авва! Тебе ли плакать? Ты ведь еще при жизни подвизался и вел жизнь добродетельную.
Старец, вздохнув, отвечал:
– Увы мне, грешному! Я не знаю, положил ли хоть начало покаянию...
Распространенная ошибка при изучении «духовной теории», это попытка походить на кого-то из великих внешне. Попробуй уловить их внутренний дух, а не внешнее впечатление. Люди – не зубцы расчески. Они не похожи друг на друга и у каждого свой путь. Просто будь собой. Делай то дело, которое поручил тебе Господь. И делай его хорошо – тем и спасешься. Есть надежда!
Но если вдруг возомнишь, что «зажил подлинно по-христиански», тебя придется гнать куда подальше. И усиленно молиться об избавлении от прелести. («В себе дрянь дрянью, а глаголет – не таков, яко неции человеци!»)
Некоторые переписываются со многими батюшками, «бегают по духовникам». И жалуются, что назидания не получают. Тревожный симптом. Назидание можно получить везде, нужно только научиться его видеть. Для чистых – все чисто, для ищущих назидания – назидательно все! Господь посылал великих подвижников учиться святости у кожевников и каменотесов, у замужних женщин, шутов и блудниц! Маленькие дети и работники банковской конторы могут поучить святости и сегодня.
А на поиски «небожителей» и великих «старцев и стариц» можно бесцельно угробить всю жизнь. Порой в естественности и простоте гораздо больше духовной чистоты, чем в позерстве «с закатанными глазами». Святые живут рядом, нужно только научиться видеть святость. Вот и выходит, что зачастую мы, к сожалению, «пролетаем» не почерпнув там, где можно было. Ну что с «какого-то приходского попа» или с «какого-то монаха» взять? Он ведь «мужик мужиком»! И «опыта у него совсем не много», и «борода нечесана»... Уж куда ему до нас! «О духовной жизни поговорить не может»! Значит ли это, что у него и вовсе нет духовной жизни?
 
О «теоретии и практике»
Одного «теоретика» попросили согреть чаю. Попросив подождать пару часов, он бросился перечитывать закон Бойля-Мариотта. А ведь всего-то и нужно было, что набрать воды и поставить чайник на плиту.
Ведь разглагольствовать о духовной жизни и проводить ее – далеко не одно и то же. Можно впасть в бесплодное теоретизирование и годами изучать чью-то жизнь, нисколько не пытаясь исправить свою. Любая теория, в том числе и «духовной жизни», должна быть неразрывно связана с практикой.
 
О блудной страсти
В наш развращенный век, когда «интимная» сторона человеческой жизни утратила даже всякий намек на интимность и сокровенность, хранить целомудрие очень непросто. Поэтому и приходится вновь и вновь напоминать о борьбе с похотью.
Откуда-то из патериков:
Молодой послушник пришел к убеленному сединами старцу:
– Отче! Блудная страсть сильно досаждает мне!
– А ты?
– А я стараюсь бороться!
– Вот и борись! Признаюсь тебе, чадо. Мне скоро 90 лет и больше полувека я в пустыне, но помыслы блудодейства до сих пор искушают меня...
Играть в прятки с естеством бессмысленно. Но его можно превозмочь, покорив духу. Это потребует большого усилия воли и определенного отношения к окружающим реалиям.
Искушения подобного рода могут быть самыми различными, и если бежать от них сломя голову – то можно голову «сломать». Но их можно преодолевать.
Один путник подошел к реке. Зная, что он не умеет плавать, он решил обойти водную гладь. Долго шел – и пришел к океану. В отчаянии заплакал и умер. Другой, такой же, не стал обходить, а, засучив рукава, принялся строить лодку. Построил и перебрался на тот берег. Брызги бурной реки лишь немного намочили его.
О борьбе с блудными помыслами написаны тома духовных книг. Там указаны несколько способов врачевства недуга. Но следует помнить, что для каждого человека подобный «подбор лекарств» уникален. Это в точности, как в медицине. Если ты попытаешься лечиться от гриппа всеми известными сегодня способами одновременно, то, скорее всего, быстро ляжешь в гроб.
И – самое главное. И врачи, и духовники не устают предупреждать: не занимайтесь самолечением! На прекрасное и эффективное средство лично у вас может быть аллергия. И вы умрете.
Попробую все же дать несколько общих советов.
  1. Попытайся относиться к девицам, как бы к родным сестрам. В подавляющем большинстве случаев люди не испытывают интимного влечения к близким родственникам. Убедив себя в таком «родстве», ты понимаешь, что в интимном плане она для тебя – чужая! Чужая жена, чужая невеста. Твоя – родная сестра.
  2. Помни, что влечение твое – зачастую лишь похоть, а не любовь. «Поиметь» и «возлюбить» – две большие разницы. Даже малейшая попытка сблизиться лично с какой-либо барышней может сделать ее глубоко несчастной. Ведь ты уже воспринимаешься всеми как христианин. Тебе доверяют, как рабу Божию. Можешь ли ты вытереть ноги об их доверие? Да и кто ты, без своего Господина?
  3. Проси Господа помочь тебе в твоей борьбе. «Если ничего не помогает – запроси авиаподдержку и тяжелую артиллерию», – говорят на войне. Так и тут. Старайся, чтобы твоя молитва была не количеством прочитанных слов, а воплем к Богу. Воплем осужденного на казнь, который просит пощады. Молитва Иисусова – наиболее короткий, но наиболее трудный путь. Ей невозможно научиться по книгам. Чтобы она была действенной, нужно руководство того, кто сам является делателем. Видеть в молитве Иисусовой некую «волшебную палочку», просто прячась в нее от всего, – большой риск уподобиться буддисту, бубнящему мантру.
  4. Непосредственно избавлению от блудных помыслов посвящена хорошая общеизвестная молитва – 6-я вечерняя. Опуская слова «ко сну отходящим» ее полезно читать во всякое время, когда блудные помыслы одолевают тебя.
Молитва об избавлении от блудных помыслов
Господи Боже наш, в Негоже верую, и Егоже имя паче всякаго имене призываю, даждь ми ослабу души и телу, и соблюди мя от всякаго мечтания, и темныя сласти кроме; устави стремление страстей, угаси разжжения востания телеснаго. Даждь ми целомудренно пожити делы и словесы; да добродетельное жительство восприемля, обетованных не отпаду благих Твоих, яко благословен еси во веки. Аминь.
Русский перевод (дословный вариант):
Господи Боже наш, в Которого верую и имя Которого более всякого имени призываю! Дай мне отдых душе и телу, и сохрани меня от всякого мечтания, и (сохрани) вне темного сладострастия. Управь устремление страстей, угаси пламя телесного возбуждения. Дай мне целомудренно пожить делом и словом, чтобы, усвоив добродетельную жизнь, не отпал от обещанных Тобой благ. Ибо Ты благословен во веки. Аминь.

***

Фрески
Довелось однажды гостить в одной возрождаемой обители. Восстановление монастыря шло полным ходом. Пообщался с братией, поглядел на их труды и подвиги, помолился, как мог, на службе. В монастырском храме шли реставрационные работы. Частично отреставрировали древние фрески с ликами святых иноков, прославивших обитель в былые времена. Но наибольшую радость почему-то вызвала нерасписанная стена храма. Взирая на стоящих рядом монахов, я подумал, что когда-нибудь и их лики смогут достойно украсить эти стены.
 
Молитва и лай
Рассказывал один батюшка:
«Порой взаимоотношения Церкви с разными властными «инстанциями» бывают довольно сложны. Как-то, будучи удрученным «гонениями», я отправился Великим Постом за советом в монастырь к одному старцу. Старец тот проживал в башенке на монастырской ограде. А прямо за оградой простиралось старое кладбище.
Подходя к башенке, я услышал дикий собачий лай и скулеж со стороны «царства мертвых». Поприветствовав старца, я первым делом спросил его:
– Скажите, отче, а не мешает ли Вам этот шум «собачьих свадеб»?
– Поначалу, когда собак много развелось, очень сильно досаждал. Я даже молиться как следует не мог. Но молиться-то надо – вот я и привык!
– Так может, стоит этих собак как-нибудь «прибрать»?
– Господь с тобой! Их ведь тоже Бог сотворил, и они жить хотят. Я их иногда даже кормлю, когда есть чем. Они, насытившись, меж собою меньше грызутся.
– А не боитесь ли их?
– Чего их бояться? Башенку мою им не одолеть. Они ведь лишь облаивают меня, а не кусают – и то слава Богу! К тому же приносят мне пользу.
– Какую же?
– Почти каждую ночь они подвигают меня на молитву. Ведь под их вой не уснешь...
Узнав о молитве под собачий вой, я не стал докучать старцу своими вопросами. Все ответы я, думается, уже получил».
 
«Больничка»
– Батюшка! Что вы думаете о моем стремлении в монастырь?
– Монастырь – «отделение тихопомешанных».
– Ничего себе! За что ж вы их так?
– Господь с тобой! Я их хвалю. Ведь в миру лишь буйные, коматозники и морг. Других отделений в «больничке» уже нет.
 
Послушники
Случается так, что люди приходят в монастырь не ради стремления спасать свою душу таким образом делания, а из «внешних» причин. Прельститься красотой и импозантностью монашеского облачения довольно просто. Но ведь их никто сразу не постригает. А за время послушничества сразу видно, что за человек. И многие из пришедших уходят. Этот уход нисколько не постыден. Просто понял человек – «не его!»
Знал я одного послушника. Четыре года его послушанием было келейничание у отца И. Отец И. был одноногим инвалидом, весьма немощным стариком. Притом характером обладал довольно суровым. Послушник все терпел и не роптал. Ухаживал за старцем, как за самым родным человеком. Да впрочем, таковым его и считал. Только сведущий в душах мог различить за веселостью и жизнерадостностью послушника, какие труды он несет и какими силами ему это дается. Через три недели после смерти отца И. послушник явился к монастырскому духовнику. Духовник привел его на совет обители. Послушник от души поблагодарил всю братию и сообщил о своем отшествии в мир. Попросил святых молитв у всех. Его отпустили без малейшего укора и поблагодарили за труды. Сказали, что всегда будут рады видеть. Сейчас он – маститый протоиерей с кучей детишек. Частый гость в «родной» обители.
Некий «благодатный отрок» пришел в монастырь. По причине множества трудов в возрождающихся обителях его сразу взяли послушником. Через неделю он попросил отца настоятеля расселить его с другим послушником. Как оказалось, его сосед не просто имел магнитофон, но даже иногда слушал рок! Наместник лишь улыбнулся в ответ. Послушник понял, что в «таком» монастыре ничему толковому он не научится. И покинул обитель. Сейчас он «профессионально верует» – нигде не работает, сидит на родительской шее и шарится по храмам, поучая детвору. А его сосед-магнитофонщик остался в монастыре. Где-то через месяц после ухода первого он подарил кому-то свой магнитофон. С годами из «магнитофонщика» получился прекрасный иеромонах.
 
Будущему пастырю
Живая книга о пастырстве – это твой духовник. Попытайся воспринять все лучшее из его пастырского опыта. Не старайся слепо копировать его внешне. И, тем более, никогда не позволяй себе менторского тона по отношению к окружающим братьям и сестрам лишь потому, что все знают об избранном тобой пути. Прежде всего, поучись любви к любому, обратившемуся к тебе – это и станет залогом доброго пастырства.
 
Стоит ли сетовать?
Каждого подчас одолевает уныние. На улице – ненастье, в головах у людей – одна политика. Да и у самого грехов поднакопилось – на исповедь пора. И вдруг стал одолевать помысел, будто я великий страдалец. Куда ни глянь – одни проблемы. И от этого в душе тоска. Пока ожидал исповеди, думал, как буду сетовать на жизнь. И случайно стал свидетелем делового разговора отца N. с настоятелем. Батюшка говорил, что весь день ему пришлось на чердаке черпать воду из-за недобросовестности строителей. Слушая, как он покрывал своими трудами немощи других, я вдруг понял, что и мне следует не сетовать, а трудиться над своими «дырявыми крышами».
 
Твой сосед
Один человек был благочестив. Проводил достойную жизнь и отличался многими добродетелями. Единственной проблемой его жизни был его сосед. Все в нем этому человеку не нравилось. И живет сосед не так, и встает не с той ноги, и говорит не те слова. Короче, не было у него любви к соседу – и все тут!
Когда сосед умер, человек лишь подумал: «Еще одним таким стало меньше!» Но вот явился и к нему Ангел, чтобы забрать душу. Сильно разволновался тогда человек: какая участь ждет его после смерти?
– Ты прожил хорошую жизнь, – отвечал ему Ангел, – и рады бы были взять тебя в Рай. Но вот незадача: по милосердию Божию туда взяли и соседа твоего. Как же сможешь ты быть вечность рядом с тем, которого не любил всю жизнь?
 
 

 

Сайт батюшки

(хуже) 1 2 3 4 5 (лучше) 
 
22.09.09 22:00 by admin




Ваш комментарий к статье "Игумен Валериан (Головченко): Записки на полях души. Часть 2"
Имя*
(max. 40 символов):
Email:
Сообщение*
(max. 6000 символов, осталось ):
Оформление текста: [b]Жирный[/b] [i]Курсив[/i] [u]Подчёркнутый[/u]


Все категории :: Последние статьи